Разделы презентаций


Механизмы межгруппового восприятия

Содержание

Национальные установки.Национальная установка-это определенное состояние внутренней готовности (настроенности) индивида и групп людей как представителей конкретной этнической общности на специфическое для нее проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамику и характер взаимодействия, общения и взаимоотношений, соответствующих сложившимся национальным традициям и опыту. 

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Механизмы межгруппового восприятия
Выполнила
Цапина Е.Е.

Механизмы межгруппового восприятияВыполнилаЦапина Е.Е.

Слайд 2Национальные установки.
Национальная установка-это определенное состояние внутренней готовности (настроенности) индивида и групп людей как представителей конкретной этнической общности на специфическое для нее проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамику и характер взаимодействия, общения и взаимоотношений, соответствующих сложившимся национальным традициям и опыту. 

Национальные установки.Национальная установка-это определенное состояние внутренней готовности (настроенности) индивида и групп людей как представителей конкретной этнической общности на специфическое для нее проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамику и характер взаимодействия, общения и взаимоотношений, соответствующих сложившимся национальным традициям и опыту. 

Слайд 3Термин употребляется в различных значениях: 1) определенная организация элементов поведения: 2) предрасположенность к конкретной форме реагирования: 3) внутренне мотивированная константная особенность активности людей (в отличие от ее изменчивых признаков).
Национальнаяустановка закрепляется в ходе исторического развития нации. В результате образуются целые системы У. н., которые постоянно актуализируются и инициируют своеобразное протекание психических процессов, характер поведения, взаимодействия и общения представителей конкретных этнических общностей, обеспечивая внутреннюю их предрасположенность к определенным формам реагирования на стандартные ситуации. Системы этих У. н. обеспечивают внутреннюю цельность поведения индивида и групп людей как представителей одной этнической общности, выступают его регулятором, облегчают выбор и принятие решений, придают специфику мотивации и целеполаганию людей, способам и приемам их деятельности. В них аккумулируются национальный опыт, представления о действиях людей в сходных условиях.
Национальные установки тесно связана со стереотипами национальными (этническими) (см.), которые она инициирует, заставляя проявляться в поведении и деятельности людей.

Термин употребляется в различных значениях: 1) определенная организация элементов поведения: 2) предрасположенность к конкретной форме реагирования: 3) внутренне мотивированная константная особенность активности людей (в отличие от ее изменчивых признаков).Национальнаяустановка закрепляется в ходе исторического развития нации. В результате образуются целые системы У. н., которые постоянно актуализируются и инициируют своеобразное протекание психических процессов, характер поведения, взаимодействия и общения представителей конкретных этнических общностей, обеспечивая внутреннюю их предрасположенность к определенным формам реагирования на стандартные ситуации. Системы этих У. н. обеспечивают внутреннюю цельность поведения индивида и групп людей как представителей одной этнической общности, выступают его регулятором, облегчают выбор и принятие решений, придают специфику мотивации и целеполаганию людей, способам и приемам их деятельности. В них аккумулируются национальный опыт, представления о действиях людей в сходных условиях.Национальные установки тесно связана со стереотипами национальными (этническими) (см.), которые она инициирует, заставляя проявляться в поведении и деятельности людей.

Слайд 4Самым устойчивым и своеобразным видом социальной установки является установка национальная. Она:

чрезвычайно консервативна по своему содержанию;
– содержит ярко выраженные и совершенно

определенные образы;
– передается из поколения в поколение;
– всегда опосредует действия и поведение человека как представителя конкретной этнической общности.

Самым устойчивым и своеобразным видом социальной установки является установка национальная. Она:– чрезвычайно консервативна по своему содержанию;– содержит ярко

Слайд 5Л. М. Дробижева впервые в этносоциологической литературе дала определение национальной

установки как готовности представителя определенной нации к своеобразному действию, поведению

в межнациональных контактах[12]. Интересными представляются и ее суждения о национальных ориентациях как системах национальных установок, в соответствии с которыми люди специфически воспринимают сложившиеся обстоятельства и этнически своеобразно действуют при общении с представителями других национальных групп.
Однако в этой концепции, да и в понимании самой установки, по нашему мнению, содержится не совсем правильная точка зрения на возможность проявления национальных установок лишь в межнациональном общении. Получается, что национальные установки и национальные ориентации существуют только во взаимоотношениях представителей различных этносов. На самом же деле в межнациональных контактах они лишь наиболее отчетливо фиксируются исследователями.
При изучении особенностей национальной психологии заслуживает внимания и точка зрения А. X. Гаджиева, который считает, что национальная установка, "будучи одним из структурных компонентов общественной психологии этнической общности, является частным случаем такого сложного феномена, каким является психологический настрой". Правильно отражая внутреннее содержание механизма функционирования национальной установки, он, на наш взгляд, необоснованно относит установку только лишь к структурным компонентам национальной психики.


Л. М. Дробижева впервые в этносоциологической литературе дала определение национальной установки как готовности представителя определенной нации к

Слайд 6Основные современные представления о национальной установке могут быть сведены к

следующему.
Во-первых, национальная установка должна пониматься как определенное состояние внутренней готовности (настроенности) личности и

групп людей (представителей той или иной национальной общности) на специфические для каждой из них проявления чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера взаимодействия, общения и т.д., соответствующие сложившимся национальным традициям. Подобное своеобразие действительно возможно на психофизиологическом уровне, что, например, подчеркивается исследованиями А. Г. Асмолова.
Национальная установка, как и установка любого другого вида, закрепляется в ходе исторического развития психического склада этнической общности. В результате образуются целые системы фиксированных национальных установок, которые постоянно актуализируются и инициируют своеобразное протекание психических процессов личности, характер поведения, взаимодействия, общения представителей определенных этнических общностей, обеспечивая внутреннюю готовность к определенной форме реагирования на возникающие ситуации. Системы этих установок обеспечивают внутреннюю цельность поведения личности и групп людей, устойчивость их деятельности, облегчают выбор и принятие решений. В них аккумулируются крупицы опыта того или иного народа, примеры действий его представителей в аналогичных ситуациях.

Основные современные представления о национальной установке могут быть сведены к следующему.Во-первых, национальная установка должна пониматься как определенное состояние внутренней

Слайд 7Во-вторых, основу фиксации национальной установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются

как единица социально-перцептивной деятельности представителей конкретной этнической общности. С. Л.

Рубинштейн считал, что "в процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивидуума и тем самым его отношения к ним". В представлениях о чужой и своей нации, кроме того, "не только суммируются те или иные черты, но при этом присутствует ценностное отношение к ним".
Формирование национального стереотипа – это ответная реакция па социальную действительность, а "каждая реакция на какое-то событие или явление окружающей действительности определяется не только и не столько этим фактором, сколько тем, какое отношение он к себе вызывает: важен или не важен, интересен, привлекает или отталкивает".
В результате в коре головного мозга представителя той или иной этнической общности закрепляется фиксированное соотношение процессов возбуждения и торможения, последствия которого приводят к формированию своеобразия восприятия, взаимодействия и общения людей как национально специфических. А. И. Горячева и М. Г. Макаров считают, что в большинстве индивидуально- и социально-психологических феноменов прослеживаются три уровня их проявления, низший из которых можно рассматривать как предрасположенность к определенному поведению. Конкретные национальные стереотипы лежат в основе тех или иных установок, актуализируя их в различных видах деятельности.

Во-вторых, основу фиксации национальной установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица социально-перцептивной деятельности представителей конкретной этнической

Слайд 8В-третьих, национальная установка, как и другие виды установок, формируется в процессе

деятельности, однако в отличие от них инициируется не собственно потребностями

человека и соответствующими условиями деятельности, а самим характером деятельности в условиях специфических социальных норм поведения. Национальные установки как бы заложены в память психического склада представителей конкретной этнической общности и "извлекаются" из нее автоматически.
Национальные установки, являясь составной частью национальной психики человека, формируют определенный ее настрой, придавая особую специфику мотивации и целеполаганию людей, способам и приемам их деятельности. Социальные нормы поведения, взаимодействия и общения, принятые в том или ином государстве, актуализируют национальные установки, которые, в свою очередь, вызывают к жизни соответствующие этим нормам стереотипы поведения и действий. Собственно сами эти нормы, вырабатываемые и поддерживаемые экономическими, идеологическими, культурными институтами той или иной страны, – это отчужденные от конкретных носителей, специфические для каждой нации, абстрагированные формы деятельности, которые предполагают определенные стереотипы поведения, передаваемые из поколения в поколение. Социальные нормы как бы контролируют и корректируют соответствие поведения человека заложенным в них "программам" установок.

В-третьих, национальная установка, как и другие виды установок, формируется в процессе деятельности, однако в отличие от них инициируется

Слайд 9Следовательно, национальная установка должна быть отнесена не только к факту

структурообразования национальной психологии, но и к процессу ее функционирования, так

как роль национальной установки сводится к регуляции психики в условиях деятельности. Эта регуляция носит ярко выраженный смысловой характер, при котором "сглаживается" несоответствие содержания деятельности принятым реакциям на воздействия окружающей среды и нормам поведения. Национальные установки выступают в качестве основы нормального функционирования психики представителей определенных этнических общностей. В национально-психологических же особенностях, выступающих формой проявления национальной психологии, национальные установки составляют их внутреннее содержание.
Следовательно, национальная установка должна быть отнесена не только к факту структурообразования национальной психологии, но и к процессу

Слайд 10Стереотипы национального (этнического) поведения и восприятия
Под традиционно закрепившимся в общественных

науках понятием "национальный (этнический) стереотип" обычно понимается схематизированный образ своей или чужой

этнической общности, который отражает упрощенное (иногда одностороннее или неточное, искаженное) знание о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе.
Опираясь на свои национальные стереотипы, люди могут делать предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к представителям той или иной этнической общности.
Национальные стереотипы – особый вид стереотипов социальных. Последние представляют собой стандартизированные, устойчивые, ценностно окрашенные и эмоционально заряженные представления об окружающей действительности и других людях, которые формируются под влиянием определенных условий общественной жизни и деятельности или под воздействием других людей и распространяются посредством культуры и языка в конкретных социальных группах.
Возникают стереотипы в силу действия по меньшей мере двух тенденций человеческой психики. Во-первых, это конкретизация – стремление к пояснению абстрактных, трудно усваиваемых понятий через какие-то реальные образы, доступные и вразумительные для индивида и всех членов данной группы. Во-вторых, это упрощение, суть которого сводится к выделению одного или нескольких простых признаков в качестве основополагающих для раскрытия сложных явлений.

Стереотипы национального (этнического) поведения и восприятияПод традиционно закрепившимся в общественных науках понятием

Слайд 11Стереотип во многих случаях – примитивное суждение. Приняв его, мы

как бы навешиваем популярный "ярлык" на многовариантный в действительности образ.

Пример этому – ранее приведенная формулировка Г. Лебона "низшая раса". "Когда она используется применительно к какому-то народу, – отмечает А. Д. Карнышев, – в сознании всплывают суждения о “дикости нравов”, отсутствии идеалов и культуры, стремлений к красоте и т.п., хотя это в большинстве случаев не так".
Социальные стереотипы закрепляются в результате неоднократного смыслового и эмоционального акцентирования сознания людей на тех или иных явлениях и событиях, многократного их восприятия и запечатления в памяти. Стереотипы функционируют на основе спонтанного восприятия по принципу: "Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим". Многие из них возникают стихийно, что обусловлено потребностью в экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, который закреплен в виде привычных представлений. Социальные стереотипы зачастую охватывают не существенные, а наиболее броские, яркие черты явления или события. Оценка их, соответствующая стереотипу, в большинстве случаев принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а всякая другая подвергается сомнению.
Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: "знакомое" и "незнакомое". "Знакомое" становится синонимом "хорошего", а "незнакомое" – синонимом "плохого".
Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное.

Стереотип во многих случаях – примитивное суждение. Приняв его, мы как бы навешиваем популярный

Слайд 12Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической

общностью по отношению к другим группам и отличающиеся большой живучестью

и консервативностью.
Их основное назначение заключается в формировании определенной предубежденности членов этнической общности в отношении соответствующих объектов.
Функционирование национальных предрассудков способствует сохранению социальной дистанции между этническими общностями. Формируются они под влиянием социально-экономических условий существования этноса, его культуры, образа жизни, поведения.
Именно отрицательный эмоциональный заряд национальных предрассудков обусловливает ту иррациональность, которая характерна для регулятивной функции, выполняемой национальными предрассудками в процессе межнационального общения. Формирование системы национальных стереотипов является той основой, на которой строится соответствующее поведение по отношению к представителям других этнических групп.

Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической общностью по отношению к другим группам и

Слайд 13Сам по себе процесс стереотипизации не плох и не хорош;

он выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и во

многих случаях достаточно надежно дифференцировать, упрощать социальное окружение индивида.
Стереотипизация становится "плохой" в том случае, когда основывается на предвзятости, предубежденности по отношению к какому-либо этносу и его конкретным представителям, искажает какие-то особенности и черты людей и поэтому выступает серьезным препятствием для взаимопонимания между представителями разных наций.

Сам по себе процесс стереотипизации не плох и не хорош; он выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро,

Слайд 14Национальные стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.
Автостереотипы – это мнения,

суждения, оценки, относимые к своей этнической общности ее представителями. Как

правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. При формировании автостереотипов большую роль играют факты истории, широко известные представителям данной этнической группы. Известно, что многие события и явления далекого прошлого и сегодня составляют часть социального опыта разных народов, включаясь в систему их специфически национальных символов.
Гетеростереотипы представляют собой совокупность оценочных суждений о других народах. Обычно они скудны по содержанию и выражают лишь мнение о наиболее отчетливо проявляющихся чертах той нации, о которой идет речь, не претендуя на исчерпывающую ее характеристику.
Гетеростереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными – в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. То, что применительно к собственному народу называется разумной экономией, применительно к другим может именоваться скупостью. То, что у себя характеризуется как настойчивость, твердость характера, у "чужака" называется упрямством. Один и тот же психологический комплекс в зависимости от отношения к его носителю может называться и непосредственностью, и безответственностью.

Национальные стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.Автостереотипы – это мнения, суждения, оценки, относимые к своей этнической общности

Слайд 15Нередко гетеростереотипы отражают представления, бытующие в определенных группах населения. Например,

в ходе специального исследования, проведенного в Ленинграде среди представителей интеллигенции,

были зафиксированы следующие высказывания: "Русский – добрый, трудолюбивый, патриот, безалаберный. Украинец – веселый, трудолюбивый, хитрый, скупой, гостеприимный. Татарин – хитрый, злой, скрытный, жестокий, националист. Американец – деловой, общительный, практичный, энергичный, запрограммированный. Поляк – националист, гордый, ленивый, замкнутый, хитрый".
Следует отметить, что, содержание этностереотипа часто зависит от проявления психологических характеристик его носителя, таких как уровень развития, интеллект, образование, воспитание. Склонность оперировать жесткими стереотипами говорит о неумении представителя той или иной этнической общности самостоятельно сопоставлять факты, творчески подходить к ситуации. Представители интеллигенции, как правило, стремятся смягчить свои суждения о других людях. Враждебность к национальным меньшинствам может быть связана с внутренним невротизмом человека, который проецирует свое внутреннее беспокойство вовне на представителей других этнических общностей.
Иногда в стереотипах отражаются взаимно противоречивые представления об одной и той же нации. Их проявление меньше зависит от реальных психологических особенностей описываемого народа, чем от ряда других факторов. Важнейшими из этих факторов выступают политические взаимоотношения между государствами: национальные стереотипы скорее свидетельствуют о чувстве вражды или дружбы, чем являются объективным отражением характеристик того или иного народа.

Нередко гетеростереотипы отражают представления, бытующие в определенных группах населения. Например, в ходе специального исследования, проведенного в Ленинграде

Слайд 16Характерным примером подобного рода гетеростереотипов служит суждение эстонского профессора Тийта

Маде, высказанное им в интервью шведской газете "Свенска дагбладет". Он

утверждал: "Русские на протяжении столетий жили под монгольским или татарским игом, и поэтому с этнической точки зрения они отчасти смешанная нация. Редко можно найти приятного, дружелюбного и добродушного русского... Сегодня русский народ – смесь тех народов, которые однажды насиловали русских женщин – отсюда эта агрессивность..."
Стереотипное восприятие "чужого" этноса характеризует не столько его, сколько этнос, в котором оно образовалось и бытует. Так, Н. А. Ерофеев подчеркивает: "Этнические представления отражают не одну, а две реальности или, точнее, два народа – и тот, чей образ формируется в сознании другого народа, и тот, в среде которого эти представления слагаются и получают распространение". Действительно, оценки определенной этнической общности со стороны разных наций часто не только весьма различны, но, случается, и противоположны.
Национальные стереотипы могут и изменяться. Например, психолог Д. Сиго в ноябре 1941 г. фиксировал, что в стереотип восприятия японцев со стороны американцев включались такие черты, как "вежливость, честолюбие, следование своим традициям", а после нападения японцев на Пирл-Харбор характеристики "вежливые" и "трудолюбивые" исчезли из содержания этностереотипа, в котором появились суждения о японцах как "лживых, националистически настроенных и коварных людях" [Seego D., 1959]. Или другой пример. До объявления США войны Германии в стереотип восприятия немцев со стороны американцев входили такие черты, как "трудолюбие, научный склад ума, флегматичность, националистичность". Но стоило США вступить в войну, и в этностереотипе сразу появились другие характеристики: "агрессивность, жестокость, надменность" немцев.

Характерным примером подобного рода гетеростереотипов служит суждение эстонского профессора Тийта Маде, высказанное им в интервью шведской газете

Слайд 17Социальные психологи считают, что на изменение стереотипов влияют следующие факторы:

условия и особенности социализации человека (процесс формирования системы стереотипных представлений

отдельного индивида находится в прямой зависимости от изменяющихся общественных условий, политики, культуры, совершенствования и развития духовной жизни общества, а также от бытовых условий, семейного воспитания, круга сверстников, личного опыта, опыта общения и деятельности, направленности личности и т.д.);
• уровень образования и интеллектуального развития (чем более образован человек и чем выше его интеллектуальное развитие, тем менее подвержен он воздействию национальных предрассудков);
• личный опыт контактов и взаимодействия со стереотипизируемым объектом (непосредственное взаимодействие снижает уровень стереотипичности оценок и суждений).
Огромное влияние на формирование и изменение стереотипов оказывают аффекты и эмоции. Позитивный аффект может снижать тенденцию к стереотипизации или влиять на тс процессы, которые происходят во время нее. Стереотипы могут радикально меняться в ответ на драматические или крайне яркие события. Западные психологи приводят пример: чье-либо представление об аккуратности и пунктуальности, свойственных немцам, может быть пересмотрено, если человек сталкивается с немцем, который опаздывает на встречи и теряет билет на самолет. Таким образом, считают социальные психологи, информация об одном-двух представителях определенной национальности, которая сильно противоречит сложившемуся этническому стереотипу, может вызвать аффект и резкое изменение этого стереотипа.

Социальные психологи считают, что на изменение стереотипов влияют следующие факторы:• условия и особенности социализации человека (процесс формирования

Слайд 18Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика