Слайд 1Педагогическое общение. Роль учителя и школы в воспитании. Воспитательная система
школы
Слайд 2Педагогическое общение
Понятие «педагогическое общение».
Функции и стили педагогического общения.
Позиции и роли педагога в общении с современными младшими школьниками.
Признаки воспитательной системы школы и её компоненты.
Характеристика известных примеров воспитательных систем.
Слайд 3Педагогическое общение
В современной науке существует несколько определений общения. Чаще всего
общение понимается как процесс передачи информации от одного субъекта к
другому и реализации их отношений при помощи различных коммуникативных средств и механизмов с целью установления взаимопонимания между людьми и регуляции совместной деятельности. При этом информация понимается в широком смысле: это мысли, чувства, переживания, мнения, знания, социальные ценности, опыт и т.д.
(Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.).
Некоторые ученые (А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, К. К. Пла-тонов и др.) рассматривают общение людей как один из видов человеческой деятельности.
Слайд 4Педагогическое общение
Важные для учителя свойства общения раскрывает в своих работах
психолог Б. Г. Ананьев: он выделяет внешнюю и внутреннюю стороны
общения и подчёркивает, что оно всегда оказывается сильнейшим средством формирования у человека отношения к другим людям и к самому себе.
В трудах Н. В. Кузьминой, В. А. Кан-Калика, А. А. Леонтьева,
А. А. Бодалева, А. К. Марковой и др. раскрываются сущность и механизмы общения, педагогическая деятельность рассматривается как деятельность совместная, деятельность, которая строится по законам общения, тасно связана с различными способами и формами общения.
Слайд 5Педагогическое общение
целенаправленное общение учителя с различными субъек-тами образовательного процесса (школьниками,
их роди-телями, коллегами), которое основано на максимальном использовании в учебно-воспитательном
процессе личностных особенностей учителя и обеспечивает решение следующих педагогических задач:
• развитие мотивации учащихся и творческого характера их учебной деятельности;
• обеспечение условий для формирования личности школьника,
• создание благоприятного эмоционального климата обучения и воспитания;
• управление социально-психологическими процессами в детской группе.
Слайд 6Педагогическое общение
Важнейшие функции педагогического общения.
Коммуникативная (передача необходимого контента).
Интерактивная (регулирование коммуникации,
взаимная корректировка действий при осуществлении совместной деятельности).
Перцептивная (обмен эмоциями, изменение
своего эмо-ционального состояния, понимание состояния субъектов коммуникации).
Нормативная, познавательная, актуализирующая и др., которые способствуют освоению школьниками социально-типичного поведения, приобретению ими индивиду-ального социально-логического и личностного опыта коллективного общежития (А. В. Мудрик).
Слайд 7В. А. Сухомлинский писал, обращаясь к учителю: «Будьте осмотрительны, чтобы
слово не стало кнутом, который, прика-саясь к нежному телу, обжигает,
оставляя на всю жизнь гру-бые рубцы... Слово педагога должно, прежде всего, успокаи-вать… Педагогическое общение близко к общению психоте-рапевта и клиента. Преподавая учебный предмет, учитель передаёт ученику убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на общественно полезный труд. Когда же учитель способен продемонстрировать учащимся высокую культуру межлич-ностных отношений, справедливость в сочетании с безупреч-ным тактом, энтузиазм в соединении с благородной скром-ностью, – тогда, подражая учителю, ученик формируется духовно гармоничным, способным к человечному разреше-нию столь нередких в жизни межличностных конфликтов...».
Слайд 8Педагогическое общение
Своеобразие педагогического общения выражается в интеграции трёх следующих элементов
общения:
• личностно-ориентированного;
• социально-ориентированного;
• предметно-ориентированного.
Стиль педагогического общения – индивидуально-типологические особенности общения
педагога и учащихся. Наиболее распространенным является деление стилей на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский).
Слайд 20Педагогическое общение
Другой известной классификацией стилей общения является классификация В. А.
Кан-Калика:
• общение-дистанция;
• общение устрашения;
• общение заигрывания;
• общение на основе увлечённости
совместной творческой или познавательной деятельностью;
• общение на основе дружеского расположения.
В реальной педагогической практике редко встречается в чистом виде тот или иной стиль педагогического общения. Как правило, воспитатель использует смешанный стиль и изменя-ет его в зависимости от различных факторов и ситуаций, усиливая ту или иную составляющую стиля.
Слайд 22Позиции педагога в воспитании
К ролям педагога в школе, т.е. тем
ролевым действиям, которые учитель выполняет по отношению к ученикам, можно
отнести следующие:
дидакт, модератор, коутчер, ментор, носитель и передатчик опыта, оценщик, контролёр, нянька, руководитель, старший товарищ, надзиратель, образец для подражания, партнёр, тренер, советник, мудрый наставник, ведущий, интересный собеседник, понимающий душевед, психотерапевт, инициа-тор творческих дел, арбитр, посредник, помощник и др .
Список можно продолжить.
Появились новые педагогические профессии (см. Атлас новых профессий. М. : Сколково, 2014.).
Слайд 23Позиции педагога в воспитании
Позиция учителя – это система интеллектуальных и
эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и собственной педагогической деятельности.
В
социальной психологии выделяют такие позиции, как "над", "рядом", "под". Позиция "над учеником" (даже если она гуманизирована) всегда содержит в себе элементы превосходства, принуждения, норой – насилия, часто – авторитарности. Какая позиция учителя наиболее приемлема в современной начальной школе?
Слайд 24Позиции педагога в воспитании
В современной школе появились новые позиции учителя
– тьютор и фасилитатор.
Понятие фасилитатор (от англ. facilitate –
облегчать, продви-гать) введено классиком психологии К. Роджерсом. Главной задачей учителя-фасилитатора является облегчение и одно-временно стимулирование процесса воспитания и обучения, т.е. умение создавать в классе соответствующую интеллекту-альную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологи-ческой поддержки. Учитель помогает ученику выразить себя, то положительное, что в нём есть, заинтересован в успехе ученика – всё это облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию (С. Я. Ромашина).
Слайд 25Позиции педагога в воспитании
Педагогическое общение фасилитатор строит следующим образом: помогает
сформулировать цели и задачи, стоящие перед группой учеников или перед
каждым учащимся в отдельности, а далее создаёт свободную и непринуждённую атмосферу, которая будет стимулировать учеников к решению проблем.
При этом учителю важно:
1) быть самим собой, открыто выражать свои мысли и чувства;
2) демонстрировать детям полное к ним доверие и уверенность в их возможностях и способностях;
3) проявлять эмпатию.
Слайд 26Роли педагога в воспитании
Тьютор (от англ. tutor – наставник, репетитор,
опекун) в нач. шк. – воспитатель или организатор внеурочной деятельности
учеников или педагог, сопровождающий инд. развитие детей. Координируемая тьютором деятельность школьников помо-гает формировать у них инициативность, доброжелатель-ность, открытость, наблюдательность, творч. и интеллектуаль-ную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность.
Содержание работы тьютора включает:
• изучение учащихся;
• инд. педагогическую поддержку и сопровождение;
• взаимодействие с родителями и педагогами;
• организацию внеурочной жизни ребенка.
Слайд 27Роли педагога в воспитании
Кураторство (от лат. cura – попечение) –
воспитательная работа с каждым учеником, предполагающая систему наблюдений, внимательное отношение
к особенностям развития ребёнка, индивидуальные беседы с ребенком, совместный анализ происходящего. В зоне ответственности «индивидуального куратора» - конкретный ребёнок и его успешность в предлагаемых школой видах деятельности.
Слайд 28Роли педагога в воспитании
Работа куратора осуществляется в тесной связи с
родителями ребёнка:
- это обязательная встреча до начала обучения в
школе, обсуждение ожиданий друг от друга,
формулирование задач и совместная выработка стратегии и тактики воспитания ребёнка в рамках стоящих задач,
оперативное информирование друг друга и
принятие совместных решений.
Три раза в год родители получают от куратора письма, в которых приводятся наблюдения за ребёнком, описывается индивидуальная ситуация его развития и успехи в освоении программы школы результаты воспитательной деятельности.
Слайд 29Проблема выбора стиля и позиции
Стиль педагогического общения, позиции и роли
учителя определяются следующими факторами:
1) всей системой производственных, политических, правовых и
моральных отношений, принятых в каждый период времени, в каждой стране, в каждом школьном коллективе;
2) теми педагогическими задачами, которые намерен решать педагог в каждом акте или периоде педагогического общения;
3) личностью самого педагога (стиль и роли должны отвечать его внутренним потребностям, поскольку фальшь и неискрен-ность в педагогическом общении не позволят установить педагогически целесообразные взаимоотношения);
4) спецификой группы детей в целом (возраст воспитанников, контингент, особенности их семей и т.п.).
Слайд 30Проблема выбора стиля и позиции
Например, А. С. Макаренко, чья педагогическая
деятельность протекала в исправительных детских учреждениях, использовал авторитарный стиль, а
Я. Корчак был больше расположен к стилю сотрудничества, фасилитации.
Нередко учитель изменяет свой стиль в зависимости от класса, в котором он в данный момент работает.
И авторитарный подход может оказаться уместным в некоторых ситуациях и на короткое время.
Любой стиль ценен при гибком и очень дозированном использовании.
Слайд 32Воспитательная система школы
Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий
при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, со-держание и
способы деятельности, отношения) и облада-ющий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат
(Л. И. Новикова).
Теория воспитательных систем в педагогике разработана в трудах ученых, среди которых Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, И. А. Карпюк, В. А. Караковский, А. М. Сидоркин, Н. Л. Селива-нова и др.
Слайд 33Воспитательная система школы
Основные признаки воспитательной системы:
1) она всегда существует в
рамках социальной структуры (семьи, школы) и логики выполнения социального заказа;
2)
основана на совокупности взаимосвязанных целей и принципов воспитания, методов и приёмов их реализации;
3) охватывает весь педагогический процесс школы, интегри-рующий уроки, внеурочную жизнь детей, общение;
4) предполагает:
• упорядоченность жизнедеятельности школы;
• наличие сложившегося единого школьного коллектива;
• интегрированность воспитательных средств в комплексы, в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела и т.п.);
5) является саморегулирующимся и управляемым конструктом.
Слайд 34Воспитательная система школы
Компоненты воспитательной системы:
• теоретическая концепция (цели, задачи, принципы,
сов-ть педагогических идей, положительный педагогический опыт);
• содержание системы (научные знания,
информация, ценности, достижения культуры и т.п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т.д.;
• субъекты деятельности (её участники и организаторы);
• отношения, рождающ. в деятельности, психологич. климат;
• развитые формы гуманистического общения;
• управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ее развитие;
• внутренняя и внешняя среда системы, освоенная её субъектами.
Слайд 35Воспитательная система школы
Наличие в школе воспитательной системы легко идентифицируется по
некоторым внешним признакам. Так, в ней всегда заметен школьный коллектив
– сообщество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. Усиливается внимание коллектива к каждой личности. Идёт интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности. Внимание взрослых и детей сосредоточивается на методах самовоспитания, самоуправления, саморазвития, самооценки. Происходит накопление традиций и передача их от поколения к поколению. Среди педагогов утверждается ценность творчества, интерес к науке.
Слайд 36Воспитательная система школы
Развиваясь, воспитательная система влияет на среду, т.е. происходит
педагогизация внутренней и внешней среды. Возникает воспитательное пространство, т.е. целенаправленно
освоенная школой окружающая среда. Это делает школу "открытой" воспитательной системой.
В истории педагогики и в настоящее время существуют разнообразные воспитательные системы:
-- школа диалога культур;
-- педагогика Монтессори;
-- вальдорфская педагогическая система;
-- школа Френе;
-- школа-клуб;
-- воспитательная система В. А. Караковского.
Слайд 37Вальдорфская система
Вальдорфская педагогика основана на идеях антропософии Р.Штайнера и зародилась
в Германии в начале XX в.
Суть антропософии – привнесение
научной методологии в изучение явлений сверхчувственного порядка, построение моста между религией и обычной наукой. Штайнер был убежден, что «в каждом человеке дремлют способности, при помощи которых он может обрести познание высших миров». Эти идеи были воплощены в 1919 г. в школе для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Rudolf Steiner (1861-1925) Астория» («свободной школе»).
Слайд 38Вальдорфская система
В штайнеровских школах создаётся уютная домашняя атмосфера («Ребёнок не
должен чувствовать разницу между домом и школой»). Учителя приветствуют каждого
школьника рукопожатием и тёплой улыбкой с непременным заглядыва-нием в глаза. Ведущий метод воспитания – установка на осознание детьми своих переживаний: их учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и достоинства. Действует ограничение на любое оценивание ребенка и его деятельности как форму внешней власти взрослого, его вмешательство в процесс естественного развития. Обязательная часть учебного дня – организация творческой деятельности: дети поют, танцуют, рисуют, музицируют, лепят, шьют и т.д. Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов.
Слайд 39Система Монтессори
Школе и д/с М. Монтессори свойственен индивидуальный подход к
ребёнку: малыш сам выбирает материал и продолжительность занятий, развивается в
собственном ритме.
Основные принципы
воспитательной системы
Монтессори – игра и
самостоятельность.
Maria Montessori (1870-1952)
Слайд 40Система Монтессори
Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды,
в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности,
увидеть и исправить свои ошибки. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого.
Занятия в школе Монтессори
не похожи на традиционный
урок. Роль Монтессори-педагога
состоит в руководстве самостоя-
тельной деятельностью ребенка
(«Помоги мне это
сделать самому»).
Слайд 41Школа Френе
Выдающийся французский педагог С. Френе заложил основы системы воспитания,
ориентированной на самостоятельность детей. Идеи воспитательной системы были разработаны на
основе опыта работы в малокомплектной сельской началь-
ной школе. По мнению Френе, в
школе должно царить взаимное
доверие и уважение, здесь нет
места подавлению личности ребён-
ка. В его школе нет классов как
таковых, а есть демократически
управляемое детско-взрослое
сообщество.
Célestin Freinet (1896-1966)
Слайд 42Школа Френе
Ребенок сам строит свою личность, а мы в этом
ему помогаем. Надо создать возможности для свободного выражения каждого в
любой области.
Френе разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека, например:
1. Высокий рост педагога вовсе не свидетельствует о его превосходстве над ребёнком.
2. Никто не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна.
3. Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.
4. Наказание – всегда ошибка.
Слайд 44Школа диалога культур
Философско-педагогическая концепция «ШДК» возникла в начале 1980-х
гг. в группе учителей из Харькова (историк В. Ли-товский, математик
С. Курганов, физик В. Ямпольский и др.) и обоснована группой московских ученых, объединенных вокруг философа В. Библера на основе идей М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С.Выготского и «логики культуры» В.С. Библера
Суть концепции состоит в том, что
предназначение школы - ввести
растущего человека в культуру.
Предлагается сдвиг цели школы
от «человека образованного»
к «человеку культуры».
Владимир Соломонович
Библер (1918-2000)
Слайд 45Школа диалога культур
С. Ю. Курганов пишет:
«Диалог в данной
концепции выступает в трех видах:
1) как диалог различных исторически
существовавших логик, культур, способов понимания;
2) как особая форма общения учителя с учеником, в которой... учащиеся “нащупывают свой собственный взгляд на мир”;
3) как внутренний диалог школьника с самим собой».
Слайд 46Школа диалога культур
Для каждой ступени образования в ШДК продуманы
ключевые концепты, вокруг которых выстраивается диалог. Так, в в 1–2-х
классах ("классы точек удивления«) завязываются "узелки понимания" будущих культурно-исторически рассматриваемых учебных предметов: загадки слова, загадки числа, загадки явлений природы, моментов истории, предметных орудий.
Слайд 47Школа диалога культур
На основе детской эмоциональной восприимчивости в этих
исходных узелках удивления происходит переход от доминанты мышления дошкольника к
доминанте сознания младшего школьника.
От этих узелков удивления расходятся последующие нити знаний – т.е. начинают формироваться первоначальные научные понятия в различных областях знания:
о времени – история,
о слове – грамматика, поэтика, этимология,
о числе – арифметика, геометрия, теория множеств,
о формах общения и взаимоотношения людей – этика, нравственность, мораль.
Слайд 48Школа-клуб
Концепция разработана О. С. Газманом в 1980–90-е гг. В центре
понятие педагогической поддержки ребенка в индивидуаль-ном развитии (саморазвитии). Магистральная идея
этой педагогической системы – сочетание возможностей школьного и дополнительного образования в нескольких форматах:
• обычная школа + клубная форма второй
половины дня;
• долгосрочные совместные детско-взрослые
проекты, в которых интегрируется учебная и
внеучебная жизнь;
• уроки в форме кружка, клуба и др.
Олег Самойлович Газман (1936-1996)
Слайд 49Школа-клуб
Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребёнком определения его
собственных целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему
сохранить своё человеческое достоинство и
самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
Акцент в деятельности воспитательной системы перемещается с «проблем педагога» (воспитать, обучить, развить) на «проблемы ребенка». Организация деятельности младших школьников осуществляется как в составе классов, так и в разновозрастных группах.
Слайд 50Воспитательная система школы
Задание:
Вспомните, чем отличается взаимодействие от воздействия. Какие способы
общения с детьми вы выбираете и почему?
Найдите определения понятий «педагогическая
поддержка» и «педагогическое сопровождение».
Внимательно изучите особенности вариативных воспитательных систем, выделите главные идеи и характеристики, по которым можно сравнить системы. Составьте обобщающую таблицу или схему, в которой раскройте основные характерные особенности каждой воспитательной системы.
Подумайте, в какой воспитательной системе вы хотели бы работать, объясните, почему.