Слайд 1Механизмы профилактики коррупции с помощью средств массовой коммуникации
«В ком совесть
есть и есть закон, тот не украдёт, не обманет, в
какой бы нужде ни был он, а вору дай хоть миллион - он воровать не перестанет».
(Иван Крылов, баснописец, публицист, поэт)
Слайд 2
Назовите сатирический журнал, который в истории страны много сделал для
борьбы с взяточниками и казнокрадами?
Слайд 3
С 1922 г. по 2008 г. в нашей стране выходил
с тиражом до 6,5 млн. экземпляров сатирический журнал «Крокодил» (в
2001–2004 гг. – «Новый крокодил»).
Слайд 4Назовите тележурнал?
С 1962 г. по 2008 г. в СССР,
а затем России выходил Всесоюзный сатирический кино-, а следом за
ним тележурнал «Фитиль» – сатирико-юмористическая критическая программа с элементами журналистского расследования. Вышло огромное (420 кино- и 187 теле-версий) этого журнала, посвященных самым актуальным проблемам страны, в том числе взяточничеству, откатам и другим злоупотреблениям.
Слайд 5«Люди остро чувствуют лицемерие, неуважение к себе и любую несправедливость»
Людей, кроме того, не обманешь. Они остро чувствуют лицемерие, неуважение
к себе и любую несправедливость. Их мало интересует бюрократическая волокита, бумажная текучка. Для людей важно, что реально сделано и как это улучшает их жизнь, жизнь их семей. Нужно сейчас менять ситуацию к лучшему. И потому работа исполнительной власти на всех уровнях должна быть слаженной, содержательной, энергичной.
Владимир Путин,
Президент РФ
В центре всего должны быть люди. От них, от их нужд и потребностей нужно отталкиваться. На них должна работать власть всех уровней. Тем, кому такая работа не нравится, лучше уйти. Это я считаю ключевым. Это должен понимать всякий, кто исполняет эту работу. А также всякий, кто видит себя на государственной и муниципальной службе.
Вадим Шумков,
врио губернатора
Курганской области
Слайд 6Противодействие коррупции:
деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций
и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Слайд 7В мире нет уникального набора механизмов борьбы с коррупцией, который
оптимален для всех стран, поэтому каждая страна борется с коррупцией
по своему. Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников. Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.
Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции.
Слайд 8Миссия антикоррупционной деятельности:
Коммуникационные стратегии направленны на создание сообщений о том,
что коррупция - это серьезная социальная болезнь, стремление убедить целевую
аудиторию, что коррупции можно противостоять и что инструменты, чтобы обуздать ее, доступны.
Слайд 9Средства массовой коммуникации
Важнейшим направлением в противодействии коррупции является широкая гласность
на базе современных средств массовой коммуникации (СМИ, соцсети).
Интернет создал
среду, которая решает не только информационные задачи, но также является базой для коммуникации и организации совместной антикоррупционной деятельности.
Слайд 10Цель и задачи информационной работы по формированию стандартов антикоррупционного поведения
в гражданском обществе
С помощью СМК (СМИ и социальные сети) формировать
в обществе нетерпимость к коррупционному поведению.
Задачи:
• привлечение общественного внимания к проблемам борьбы с коррупцией, разъяснение, что бороться с коррупцией может и обычный человек, не давая взяток, не нарушая законы;
• повышение правовой грамотности населения (разъяснение федерального антикоррупционного законодательства; информирование о том, что дача и получение взятки являются преступлением, что взяточничество влечет пагубные последствия для общества);
• донесение до населения мысли о том, что, давая взятки, люди сами порождают коррупцию;
• информирование населения о том, как следует поступать, сталкиваясь с фактами коррупции, куда следует обращаться в таких случаях.
Слайд 11Риски и их преодоление
В СМК подчас наблюдается инфляционное использование понятия
«коррупция». Из него сделали всеобъемлющий термин, предназначенный для описания всевозможных
недостатков, отказов и неисправностей, преследующих современное общество.
Зачастую вместо того, чтобы способствовать прозрачности, СМК усиливают существующие представления о широко распространенной коррупции. Утвердительно воспроизводят то, что в повседневной жизни воспринимается как рассеянная коррупция, усиливают эти представления, утверждая коррумпированное поведение как основной факт общественных отношений.
СМК и общество не могут собой подменить созданные государством институты, которые призванные бороться с коррупцией, но могут оказать помощь государственным институтам, своевременно сообщая о выявленных фактах коррупции и формируя правовое сознание. В целом, как показывает практика, большинство участников информационного процесса в рамках антикоррупционной деятельности - журналисты, редакторы - осознают ответственность перед обществом и принимают на себя обязательства по обеспечению прозрачности, объективности и полноты публикуемых материалов.
Слайд 12Повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан
Ликвидация правового нигилизма
Организация просветительской работы в обществе по вопросам противостояния коррупции в
любых ее проявлениях.
Воспитание в обществе чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ.
Укрепление доверия к власти.
Реализация комплекса мер, а не точечное решение насущных вопросов в этой сфере.
Слайд 13Повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан
Для повышения роли
СМИ в противодействии коррупции необходимо включать в сферу компетенции СМИ
такие направления как:
- просвещение населения о возможных формах проявления коррупции в целях повышения правосознания граждан;
- инициирование и организация дискуссионных площадок для обмена мнениями с целью обсуждения проблемных вопросов антикоррупционной деятельности;
- описание положительного опыта и освещение эффективных практик противодействия коррупции в различных регионах, в том числе за рубежом;
- проведение мониторинговых и социологических исследований на предмет изучения общественного мнения об оценке уровня коррупции в различных сферах и удовлетворенности состоянием противодействия коррупции, с обязательным освещением результатов таких исследований и предложением способов по решению выявленных проблем.
Слайд 14Механизмы:
размещение информационных материалов в СМИ и социальных сетях;
изготовление
социальной рекламы (видеоролики, баннеры, билборды, светодиодные экраны и др.);
издание
печатной продукции по вопросам повышения уровня правосознания граждан (буклеты, брошюры, правовые памятки, стикеры и др.);
высокотехнологичные видеоролики, видеопособия, содержание которых ориентирует граждан на законопослушное некоррупционное поведение;
использование интерактивных площадок – опросы, карточки, игры.
Слайд 15Эффективные инструменты реализации стратегии противодействия коррупции
пресс-сессии,
рекламные баннеры, стикеры,
опросы общественного
мнения
кампании по сбору подписей,
интернет-каналы (например, YouTube),
социальные медиа
(например, Facebook)
Слайд 16Выводы
1. Просвещение населения о коррупционных рисках и формирование у граждан осуждения,
нетерпимого отношения к коррупции.
2.Широкое вовлечение гражданского общества в работу по
противодействию коррупции; придание уверенности гражданским активистам, что борьба с коррупцией возможна.
Слайд 173.Инициация общественного интереса к проблеме предупреждения коррупции, а также дальнейшее
поддержание этого интереса.
4. Разрушение сложившихся стереотипов относительно низкой эффективности осуществляемых
государственными органами и гражданским обществом антикоррупционных мер.
5.Распространение лучшей практики антикоррупционных мер и примеров антикоррупционного поведения среды целевых групп. Создание возможностей для появления самовоспроизводящегося антикоррупционного контента в среде СМИ и организаций гражданского общества.