Слайд 2История понятия «менеджмент»
Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы
два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала
задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем или управляющим, а другой - его подчиненным или исполнителем.
Первоначально слово "менеджмент" означало "умение объезжать лошадей". Оно произошло от глагола "to manage" (управлять), а тот в свою очередь - от латинского "manus" (рука). Таким образом менеджмент буквально означает - "руководство людьми".
Слайд 3В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу
деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и
эффективность производства, и качество обслуживания населения.
Управление - это процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.
Слайд 4Понятие менеджмента
Менеджмент - область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление
экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии
задачам социально-экономического развития.
Менеджмент от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном ограничении такой свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного планирования.
Слайд 5Отличия менеджмента от управления
Менеджмент отождествляется с людьми и является
атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).
Например, мы
говорим: "менеджмент предприятия* или "управление предприятием", но только "управление автомобилем".
Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Слайд 6Менеджмент и управление
Менеджмент - это особый тип управления организацией в
рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
рыночные механизмы развития экономики, предполагающие
наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
ориентации на человеческий фактор,
высокого профессионализма,
творчества менеджера.
Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.
Слайд 7Особенности менеджмента
Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует
фирмы на
удовлетворение потребностей рынка,
на постоянное повышение эффективности производства
(получение оптимальных результатов с наименьшими затратами),
на свободу в принятии решений,
на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Слайд 8Функции менеджмента
Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид
деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий -
функций управления.
Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".
Слайд 9Функции менеджмента
В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например:
прогнозирование,
целепологание,
планирование,
организовывание деятельности,
мотивирование персонала,
контроль,
учет и
анализ.
Слайд 11Управление - это менеджеры
Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально
выполняющими управленческие функции.
Как субъекты управления, менеджеры играют в организации
ряд ролей.
Слайд 12Роли менеджера
роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области
принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной
деятельности и т. п.;
информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;
межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин".
Слайд 13Менеджер
Категория «менеджер» распространяется на:
руководителей организации;
руководителей структурных звеньев и центров прибыли;
организаторов определенных
видов работ (администраторов).
Слайд 16Менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как
высокое чувство долга и
преданностью делу;
честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
умение
выражать свои мысли и убеждать;
уважительное отношение к персоналу;
способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.
Слайд 17Менеджмент - это наука управления
Менеджмент как область самостоятельных знаний, как
наука сформировался в конце XIX в.
Научная дисциплина "менеджмент" представляет
собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности.
Слайд 18Менеджмент - это наука управления
В разные периоды времени перед
управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта,
что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым.
Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда,
в конце XX в. - проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая в конечном счете переросла в проблему управления средой организации.
Слайд 20
Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением
определенных задач менеджмента
финансовый,
инвестиционный,
стратегический,
инновационный,
международный,
производственный,
информационный,
кадровый,
тайм-менеджмент,
антикризисный,
социальный,
банковский,
налоговый,
экологический,
риск-менеджмент.
Слайд 21Принципы менеджмента
- это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении
которых обеспечивается эффективное развитие организации:
целостности;
иерархической упорядоченности;
целевой направленности и оптимальности;
сочетания
централизации и децентрализации;
демократизации.
Слайд 23Методы менеджмента
- это система правил и процедур решения различных задач
управления с целью обеспечения эффективного развития организации.