Слайд 1Менеджмент
Тема: История возникновения и развития менеджмента. Основные школы менеджмента.
Слайд 2Содержание
Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Исторические периоды возникновения и развития
менеджмента
Основные школы (концепции) управления
Слайд 31. Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Слайд 4Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где
люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого
общества:
• политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;
• экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
• оборонительной - защита от врагов и диких зверей.
Слайд 5Египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку
строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы
великого множества людей, контроля за их деятельностью
Слайд 6На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны
сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой
четкое доказательство существования там практики управления
Слайд 7За начало отсчета в литературе по истории менеджмента считают зарождение
письменности в древнем Шумере, которое относится к V тысячелетию до
н. э.
Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к возникновению особенной прослойки жрецов-бизнесменов, которые вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому эта первая управленческая революция характеризуется как "религиозно-коммерческая".
Слайд 8Вторая управленческая
революция связывается
с деятельностью вавилонского
царя Хаммурапи (1792—1750
гг. до н. э.), который издал свод законов управления государством
для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения.
Слайд 9Третья управленческая революция известна как "производственно-строительная". Она предполагала сочетание государственных
методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и
строительства и произошла во времена правления Навуходоносора
(605—562 гг. до н. э.).
Слайд 10Четвертая управленческая революция состоялась в период зарождения капитализма и индустриального
прогресса европейской цивилизации (XVII—XVIII вв.). Ее главным результатом стало зарождение
профессионального управления.
Слайд 11Пятая управленческая революция (конец XIX — начало XX вв.) известна
под названием бюрократической, ее теоретической платформой стала концепция "рациональной бюрократии".
Слайд 122. Исторические периоды возникновения и развития менеджмента.
Слайд 13Первый этап развития менеджмента
I период развития менеджмента - древний период.
Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с
9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в.
Примерно в это время в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика).
Слайд 14Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы
деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные
формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Слайд 15Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления,
сделал попытки разграничить функции органов управления.
Слайд 16Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику
управления войсками.
Слайд 17Второй этап развития менеджмента
II период развития менеджмента - индустриальный
период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении
в этот период принадлежит А Смиту.
Слайд 18Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных
направлений и школ менеджмента оказало учение Ричарда Оуэна.
Его идеи
гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Слайд 19Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием
и использованием вычислительной техники.
В 1833 г. английский математик Чарльз
Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
Слайд 20Третий этап развития менеджмента
III период развития менеджмента - период систематизации
(1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном
движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды.
Слайд 21Четвертый этап развития менеджмента
IV период школы управления — информационный период
(1960 г. по настоящее время).
Более поздние теории управления разработаны в
основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении.
Слайд 223. Основные школы (концепции) управления
.
Слайд 231. Школа научного управления
(1885-1920 гг.)
Научное управление связано с работами
Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта.
Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века.
Слайд 24Работа по управлению - это определенная специальность, и организация в
целом выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет сосредоточена
на том, что она делает лучше всего.
Слайд 25Сущность достижений школы научного управления (известных также как система Тейлора)
заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и
определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими.
Слайд 26Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в
следующем виде:
1. Создание научного подхода (методики) к организации выполнения конкретной
работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы.
Слайд 272. Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных
критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения.
3. Сотрудничество
между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.
4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
Слайд 282. Классическая (административная) школа
(1920-1950 гг.)
Концепция административного управления была направлена
на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Исходная идея концепции административной школы сводилась к тому, что существуют определенные универсальные принципы управления, следование которым приведет организацию к успеху.
Авторами и видными последователями этой концепции и школы в целом были: Анри Файоль, Линдал Ф. Урвик, Джеймс Муни, Макс Вебер.
Слайд 29Основными направлениями при формировании новой концепции стали: разработка рациональной системы
управления организацией; построение структуры организации и управления ее работниками.
Слайд 323. Школы человеческих отношений и поведенческих наук.
Концепция психологии и человеческих
отношений (1930-1950 гг.).
Самыми крупными авторитетами этой концепции являются Мэри
Паркер Фоллетт и Элтон Мейо.
Последователями этой школы были также:
А. Маслоу, и другие.
Слайд 33Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила
менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» (Фоллетт).
Слайд 34Школа поведенческих наук и теория человеческих ресурсов.
Школа поведенческих наук
возникла в 30-е годы прошлого столетия. Активизация же деятельности школы
приходится на 1950-1960-е гг.
Свое название школа получила от широко известных психологических терминов «бихейвио», «бихейвиоризм» (поведение, наука о поведении).
Слайд 35Суть этих отношений основана на том, что работающий, получая хорошее
вознаграждение (материальное и моральное) от менеджера, отвечает на него положительной
реакцией - хорошей работой.
Начало новой концепции в науке управления положил Ч. Барнард, опубликовавший в 1938 году работу «Функции администратора».
Среди более поздних последователей этой концепции следует отметить: Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. Мак-Грегори.
Слайд 36Мотивация работника имеет три уровня: потребности, цели, вознаграждения.
Для эффективного использования сотрудника следует учитывать еще два фактора:
факторы усилий и способностей человека.
Слайд 374. Школы 1940 - 1960-х годов.
Эмпирическая (прагматическая) школа управления.
Основатели школы:
Э. Петерсен, Г. Саймон и др. В развитии школы принимали
участие представители крупного бизнеса.
Слайд 381. Развитие внутрифирменного менеджмента, в том числе разработка рекомендаций по
управленческим структурам, по организации линейных и функциональных служб, систем технического
и информационного управления и другим вопросам менеджмента.
2. Исследование и внедрение в практику управления новых, эффективных приемов обучения менеджеров (пример: слоуновская школа менеджеров).
Слайд 393. Идеологи школы предприняли попытку разработать ряд проблем, которые стали
особенно актуальными в 70-80-е годы (вопросы централизации и децентрализации управления,
введение целевого управления, классификация функций управления, организация труда руководителей и т.д.).
4. Профессионализация менеджмента.
Слайд 40 Теории технократического менеджмента
В 1950-1960-е гг. наиболее известными были
концепции (школы): теория элит, теория технократии и теория индустриального общества.
1.
Теория элит.
В основе этой концепции лежит деление общества на всемогущую элиту и подчиненную ей толпу, в управлении такому подходу соответствует выделение квалифицированных руководителей и неквалифицированных масс
Слайд 412. Теория технократии.
Суть концепции: грядущая эпоха будет эпохой государства
инженерной и технической интеллигенции. Менеджмент будущего станет менеджментом технократии (представителей
науки и техники).
Слайд 423. Теория индустриального общества.
Положения теории включают два ключевых момента:
противоречия в обществе объясняются различной степенью образованности людей, и ведущая
роль в управлении отводится технократическому менеджменту. Фактор образованности является базисным в экономической жизни общества. При разрешении проблемы эффективного управления предпочтение отдано групповому решению.
Слайд 435. Школа науки управления.
Получила развитие в 50-х годах как
результат использования достижений прикладной математики и инженерных наук в развитии
управленческой мысли.
Слайд 44Исследование операций по своей сути представляло использование методов научного исследования
для решения проблем управления, в основу которых были положены модели
ситуаций. Применение моделей позволило упростить сложные проблемы для их более глубокого изучения и понимания.
Слайд 45Ключевой характеристикой школы науки управления является использование математических моделей для
количественной оценки и анализа исследуемых процессов и проблем.
Слайд 46 Вклад различных школ в развитие управленческой мысли.
Слайд 47Школа научного управления:
• Использование научного анализа для лучших способов выполнения
задачи.
• Отбор работников, более всего подходящих для выполнения задач, и
их обучение.
• Обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения задач.
• Систематическое и правильное (справедливое) использование материального стимулирования.
• Отделение управленческой работы от неуправленческой.
Слайд 48Административная школа (классическая школа) управления:
Развитие принципов управления организацией.
Описание универсальных
функций управления и видов управленческой деятельности.
Систематизированный подход к управлению организацией.
Определение структуры организации.
Слайд 49Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук:
• Применение приемов управления
межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
• Применение наук
о человеческом поведении в управлении и формирование организации таким образом, чтобы каждый работник был использован в соответствии с его потенциалом.
Слайд 50Школа науки управления:
• Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке
и применению моделей.
• Развитие количественных методов оценки и обоснования в
помощь руководителю, принимающему управленческие решения в сложных ситуациях.