Разделы презентаций


Менеджмент исследований

Содержание

Дизайн или структура исследования – общая схема проведения исследованияОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ С какой целью проводится исследование?Имеет ли проблема научное или клиническое значение?Каков наиболее походящий план исследования для достижения поставленной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Менеджмент исследований


Дизайны исследований



Жамалиева Л.М.
Отдел непрерывного профессионального развития и доказательной медицины

Менеджмент исследованийДизайны исследованийЖамалиева Л.М.Отдел непрерывного профессионального развития и доказательной медицины

Слайд 2 Дизайн или структура исследования – общая схема проведения исследования

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ
С какой целью проводится исследование?

Имеет ли проблема

научное или клиническое значение?

Каков наиболее походящий план исследования для достижения поставленной цели?
Дизайн или структура исследования – общая схема проведения исследованияОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ С какой целью проводится

Слайд 3Основной вопрос исследования
Связано ли состояние с экспозицией?

Э Б
экспозиция

любой исход
Основной вопрос исследованияСвязано ли состояние с экспозицией?    Э				Б		экспозиция

Слайд 4Две категории изучаемых исходов (outcome)
Клинически значимые состояния или события
выздоровление,

качество жизни, инвалидизация, смерть
Косвенные критерии оценки исхода
лабораторные показатели, данные инструментальных

исследований
Две категории изучаемых исходов (outcome)Клинически значимые состояния или события выздоровление, качество жизни, инвалидизация, смертьКосвенные критерии оценки исходалабораторные

Слайд 5«…косвенный критерий должен коррелировать с истинным клиническим исходом и полностью

отражать влияние терапии на клинический исход»
R.L.Prentice, 1988

«…косвенный критерий должен коррелировать с истинным клиническим исходом и полностью отражать влияние терапии на клинический исход»R.L.Prentice, 1988

Слайд 7Два класса
Методы исследований делят на две большие группы:
Качественные
Количественные

Два класса Методы исследований делят на две большие группы:Качественные Количественные

Слайд 8Классификация клинических исследований

Клинические исследования
Обсервационные
Экспериментальные
Описательные
Аналитические
1.Сообщение о
случае


2.Серии случаев
3.Одномоментные
(поперечные)
1.Случай-
контроль
2. Когортные
Контролируемые
Неконтроли-руемые
Рандомизи-рованные
Нерандомизи-рованные
1.Открытые исследования
2.Закрытые исследования:
а)

простое слепое;
б) двойное слепое
в) тройное слепое
3.Мультицентровые


Классификация клинических исследований   Клинические исследованияОбсервационныеЭкспериментальныеОписательныеАналитические1.Сообщение о  случае 2.Серии случаев3.Одномоментные (поперечные)1.Случай-  контроль2. КогортныеКонтролируемыеНеконтроли-руемыеРандомизи-рованныеНерандомизи-рованные1.Открытые исследования2.Закрытые

Слайд 9Типы исследований
Первичные:
Описательные
Проявления и исходы
Аналитические
Связь экспозиции и исхода
Проспективные и ретроспективные

(сбор данных)
Обсервационные и экспериментальные
Наличие или отсутствие болезни к началу

исследования
С группой сравнения или без нее
Вторичные:
Систематические обзоры
Мета-анализы

Типы исследованийПервичные:ОписательныеПроявления и исходыАналитические Связь экспозиции и исходаПроспективные и ретроспективные (сбор данных)Обсервационные и экспериментальные Наличие или отсутствие

Слайд 10Оптимальные методы исследований применительно к разным клиническим вопросам

Оптимальные методы исследований применительно к разным клиническим вопросам

Слайд 11Исследование серий случаев (case series)
Описание серии случаев – исследование одного

и того же вмешательства у отдельных последовательно включенных больных без

группы контроля. Например, сосудистый хирург может описать результаты реваскуляризации сонных артерий у 100 больных с ишемией головного мозга. Позволяет изучить закономерности в течении заболевания

Главный недостаток – отсутствие группы сравнения
Исследование серий случаев  (case series)Описание серии случаев – исследование одного и того же вмешательства у отдельных

Слайд 12Недостатки исследования «случай-контроль»
Ретроспективный характер не позволяет достоверно регистрировать временные соотношения

между явлениями

Возможны погрешности в оценке достоверности воздействия

«Искусственный» подбор групп сравнения

Недостатки исследования «случай-контроль»Ретроспективный характер не позволяет достоверно регистрировать временные соотношения между явлениямиВозможны погрешности в оценке достоверности воздействия«Искусственный»

Слайд 13Исследования «случай-контроль» (case-control study)
Исследование, структура которого предусматривает сравнение двух групп

участников с развившимся и не развившимся клиническим исходом (обычно неблагоприятным)

с целью выявления различий во влиянии определенных факторов риска на развитие этого клинического исхода. Такая структура исследования наиболее пригодна при попытках определить причину возникновения редко встречающихся заболеваний, например, развитие нарушений со стороны ЦНС у детей после применения коклюшной вакцины. 
Исследования «случай-контроль»   (case-control study)Исследование, структура которого предусматривает сравнение двух групп участников с развившимся и не

Слайд 14Исследование «случай-контроль»
популяция
«Контроль» - заболевание отсутствует
«Случай» - заболевание есть
Фактор

риска или воздействие
Есть
Нет
Есть
Нет
А н а

м н е з
Исследование «случай-контроль»популяция«Контроль» - заболевание отсутствует «Случай» - заболевание есть Фактор риска или воздействиеЕсть   Нет ЕстьНет

Слайд 15Поперечное исследование (cross-sectional study)
 Поперечное исследование (распространенность).
Данные собираются в определенный

момент времени
Типы: Распространенности заболевания или исхода
Изучение течения заболевания,

стадийности
Отвечают на вопрос «Сколько?» 
Поперечное исследование (cross-sectional study) Поперечное исследование (распространенность). Данные собираются в определенный момент времени Типы: Распространенности заболевания или исхода

Слайд 16Проспективные когортные исследования (cohort studies)
Подбирается группа пациентов на предмет сходного

признака, которая будет прослежена в будущем.
Начинается с предположения фактора

риска или исхода. Подвергшиеся воздействию ФР и Не подвергшиеся воздействию.
Проспективное во времени, определение искомых факторов в экспонированной группе.
Отвечает на вопрос «Заболеют ли люди, если они подверглись воздействию фактора риска?» В основном – проспективные, но встречаются и исторические когортные ретроспективные). 
Проспективные когортные исследования (cohort studies)Подбирается группа пациентов на предмет сходного признака, которая будет прослежена в будущем. Начинается

Слайд 17Проспективные когортные исследования (cohort studies)
Лучший вид клинических исследований для

тех случаев, когда эксперимент невозможен (исследование факторов риска, прогноза заболевания)
Главный

недостаток когортных исследований – для изучения редких исходов требуется наблюдение больших групп в течение длительного времени

Фремингемское исследование (США): для установления связи факторов риска (повышенное АД, гиперхолестеринемия, сахарный диабет, курение, гипертрофия левого желудочка) и риска развития ИБС когорта из 5209 человек наблюдалась в течение 30 лет
Проспективные когортные исследования (cohort studies) Лучший вид клинических исследований для тех случаев, когда эксперимент невозможен (исследование факторов

Слайд 18Рандомизированное контролируемое испытание
  «золотой стандарт» любого метода диагностики и

лечения
обычно это исследование, в котором участников в случайном порядке (рандомизированно)

распределяют в две группы - основную (где применяется изучаемое вмешательство) и контрольную (где применяется плацебо или другое вмешательство.
такая структура исследования позволяет сравнить эффективность вмешательств.
При правильной организации позволяет свести к минимуму систематические ошибки
Рандомизированное контролируемое испытание    «золотой стандарт» любого метода диагностики и леченияобычно это исследование, в котором участников

Слайд 19Рандомизированное клиническое испытание
Популяция
Выборка
Вмешательство
Отсутствие вмешательства
Улучшение есть
Улучшения нет
Улучшение есть
Улучшения нет
Основная группа
Контрольная группа

Рандомизированное клиническое испытаниеПопуляцияВыборкаВмешательствоОтсутствие вмешательстваУлучшение естьУлучшения нетУлучшение естьУлучшения нетОсновная группаКонтрольная группа

Слайд 20Структура исследования
Наличие контрольной группы
Ясные критерии включения и исключения больных, однородность

групп
Размер выборки
Рандомизация
«Слепое» лечение, «слепая» оценка результатов
«Жесткие» критерии эффективности

Структура исследованияНаличие контрольной группыЯсные критерии включения и исключения больных, однородность группРазмер выборкиРандомизация «Слепое» лечение, «слепая» оценка результатов«Жесткие»

Слайд 21Компоненты лечебного эффекта, наблюдаемого врачом
Естественная редукция симптомов

Желание пациента «помочь» врачу

(эффект Готорна)

Плацебо-эффект

Специфическое лечебное действие

Компоненты лечебного эффекта, наблюдаемого врачомЕстественная редукция симптомовЖелание пациента «помочь» врачу (эффект Готорна)Плацебо-эффектСпецифическое лечебное действие

Слайд 22Цель РКИ – оценить специфический («биологический») лечебный эффект

Цель РКИ – оценить специфический («биологический») лечебный эффект

Слайд 23Систематические обзоры (systematic reviews)
научные исследования, в которых синтезируются результаты оригинальных клинических

исследований

Систематические обзоры (systematic reviews)научные исследования, в которых синтезируются результаты оригинальных клинических исследований

Слайд 24Систематические обзоры
Повышают достоверность научных фактов путем увеличения статистической мощности объединенных

исследований

Дают обобщенную оценку исследований однотипных вмешательств с различающимися результатами

Позволяют уменьшить

объем информации, предназначенной для конечного пользователя – врача

Систематические обзорыПовышают достоверность научных фактов путем увеличения статистической мощности объединенных исследованийДают обобщенную оценку исследований однотипных вмешательств с

Слайд 26Этапы составления систематического обзора
Поиск всех публикаций по теме обзора

Выявление из

всех имеющихся публикаций наиболее надежных в плане строгости методики

Оценка соответствия

статьи заранее установленным критериям качества

Объединение результатов исследований:
- качественное
- количественное - мета-анализ
Оценка результатов
Этапы составления систематического обзораПоиск всех публикаций по теме обзораВыявление из всех имеющихся публикаций наиболее надежных в плане

Слайд 27Мета-анализ
Может быть частью систематического обзора или
это дополнительные исследования
Систематический обзор
Мета-анализ

Мета-анализМожет быть частью систематического обзора или это дополнительные исследованияСистематический обзорМета-анализ

Слайд 28Графическое представление результатов мета-анализа

Графическое представление результатов мета-анализа

Слайд 30Название обзора, с чем
сравнение, что
принимается за исход

Название обзора, с чем сравнение, что принимается за исход

Слайд 31На горизонтальной линии
шкала эффекта лечения
(польза в основной группе
и в

группе контроля)


На горизонтальной линиишкала эффекта лечения (польза в основной группеи в группе контроля)

Слайд 32Вертикальная линия в центре
там, где лечение и контроль
имеют одинаковую эффективность,


нет различий между ними

Вертикальная линия в центретам, где лечение и контрольимеют одинаковую эффективность, нет различий между ними

Слайд 33исследования
Численность в группах
Лечения и контроля
Это - вес %, данный этому


исследованию в объединенном
анализе

исследованияЧисленность в группахЛечения и контроляЭто - вес %, данный этому исследованию в объединенном анализе

Слайд 34какая статистическая величина
использовалась (здесь:ОШ)
Данные, показанные в графе,
также даны

в цифровой форме

какая статистическая величина использовалась (здесь:ОШ)Данные, показанные в графе, также даны в цифровой форме

Слайд 35Объединенному анализу дают алмазную форму,
где самый широкий бит в

середине расположен
в расчетном лучшем предположении, и горизонтальная ширина- доверительный

интервал

Интерпретация:

Если доверительный интервал пересекает вертикальную линию
(отсутствие эффекта), это эквивалентно высказыванию, что мы не нашли статистически существенного различия в эффектах этих двух
вмешательств

Объединенному анализу дают алмазную форму, где самый широкий бит в середине расположен в расчетном лучшем предположении, и

Слайд 36Исследования методов диагностики

Исследования методов диагностики

Слайд 37Характеристики диагностического метода (1)
Чувствительность теста – доля лиц с положительным

результатом теста в популяции с изучаемым заболеванием

Специфичность теста – доля

лиц с отрицательным результатом теста в популяции без данного заболевания
Характеристики диагностического метода (1)Чувствительность теста – доля лиц с положительным результатом теста в популяции с изучаемым заболеваниемСпецифичность

Слайд 38Исследование характеристик диагностического метода
a b
c d
Чувствительность = a / (a+b)
Специфичность

= d / (c+d)

Исследование характеристик диагностического методаa bc dЧувствительность = a / (a+b)Специфичность = d / (c+d)

Слайд 39Характеристики диагностического метода
Прогностическая ценность положительного результата теста – вероятность заболевания

при положительном результате теста

Прогностическая ценность отрицательного результата – вероятность отсутствия

заболевания при отрицательном результате теста
Характеристики диагностического методаПрогностическая ценность положительного результата теста – вероятность заболевания при положительном результате тестаПрогностическая ценность отрицательного результата

Слайд 40Нарастание знаний
о болезни и
экспозиции

Нарастание знаний о болезни иэкспозиции

Слайд 41Задачи в экспериментальных исследованиях

Задачи в экспериментальных исследованиях

Слайд 42Цель исследования должна определять выбор плана исследования

Цель исследования должна определять выбор плана исследования

Слайд 43Измерение
Измерение явлений изучаемого мира – сложная задача
Измерения должны быть

валидными, т.е измерять то, для чего они предназначены, и надежными

(воспроизводимыми)
Мы ожидаем от средств измерения:
Сходимости (repeatability) – малые расхождения в оценках, даваемых людьми – согласие;
Правильности – тест может давать неточные результаты, но в среднем соответствующие истине;
Точности – каждый результат его применения близок к истине. У такого теста малы систематические и случайные ошибки, т.е высоки сходимость и правильность


Измерение Измерение явлений изучаемого мира – сложная задачаИзмерения должны быть валидными, т.е измерять то, для чего они

Слайд 44Правильность и точность измерений
Чем кучнее, тем выше точность
(но не правильность)
Чем

ближе к центру,
тем выше правильность

Правильность и точность измеренийЧем кучнее, тем выше точность(но не правильность)Чем ближе к центру, тем выше правильность

Слайд 45Валидность (достоверность)
Валидность – степень, в которой измеряемое нами соответствует тому,

что мы хотим измерить

Внутренняя валидность – степень, в которой результат

исследования в выборке соответствует популяции
Валидность (достоверность)Валидность – степень, в которой измеряемое нами соответствует тому, что мы хотим измеритьВнутренняя валидность – степень,

Слайд 46Надёжность
 - один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению

к погрешностям измерения.
Два вида надёжности:

Устойчивость результатов теста или

ретестовая надежность – возможность получения одинаковых результатов у испытуемых в различных случаях, определяется с помощью повторного тестирования (ретеста)

Внутренняя согласованность определяется связью каждого конкретного элемента теста с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен весь тест.
Надёжность - один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения.  Два вида надёжности:

Слайд 47Надежность и валидность
Высокие Н и В
Низкая Н
хорошая В
Высокая Н
низкая

В
Низкие Н и В

Надежность и валидностьВысокие Н и ВНизкая Нхорошая ВВысокая Н низкая ВНизкие Н и В

Слайд 48Cистематические и случайные ошибки
Систематические ошибки обусловливаются причинами, действующими вполне определённым

образом, например, смещение стрелки ненагруженных весов относительно нулевой отметки на

некоторую постоянную величину Δm. Они могут быть устранены или достаточно точно учтены.

Случайные ошибки вызываются большим числом отдельных причин, действующих в каждом отдельном измерении различными способами, например, незаметные глазу колебания чаши весов, потоки воздуха, толчки фундамента здания, в котором стоят весы. Эти ошибки полностью исключить невозможно.

Δ = Δсл + Δсист

Cистематические и случайные ошибкиСистематические ошибки обусловливаются причинами, действующими вполне определённым образом, например, смещение стрелки ненагруженных весов относительно

Слайд 49Систематические ошибки
Ошибка выборки
Отбора
Наблюдения
Памяти
Измерения
Отклика
Распределения
Интервьюера


Систематические ошибкиОшибка выборкиОтбораНаблюденияПамятиИзмеренияОткликаРаспределения Интервьюера …

Слайд 50• Систематическая ошибка, обусловленная отбором(selection bias), возникает, когда сравниваемые группы пациентов

различаются не только по изучаемому признаку, но и по другим

факторам, влияющим на исход.
• Систематическая ошибка, обусловленная измерением(measurement bias), возникает, когда в сравниваемых группах больных используются разные методы измерения.
• Систематическая ошибка, обусловленная вмешивающимися факторами(confounding bias), возникает, когда один фактор связан с другим, и эффект одного искажает эффект другого.
• Систематическая ошибка, обусловленная отбором(selection bias), возникает, когда сравниваемые группы пациентов различаются не только по изучаемому признаку, но

Слайд 51Отклонение результата (отдельного) наблюдения в выборке от истинного значения в

популяции, обусловленное исключительно случайностью, называется случайной вариацией.

Отклонение результата (отдельного) наблюдения в выборке от истинного значения в популяции, обусловленное исключительно случайностью, называется случайной вариацией.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика