Слайд 1Менеджмент исследований
Дизайны исследований
Жамалиева Л.М.
Отдел непрерывного профессионального развития и доказательной медицины
Слайд 2 Дизайн или структура исследования – общая схема проведения исследования
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ
С какой целью проводится исследование?
Имеет ли проблема
научное или клиническое значение?
Каков наиболее походящий план исследования для достижения поставленной цели?
Слайд 3Основной вопрос исследования
Связано ли состояние с экспозицией?
Э Б
экспозиция
любой исход
Слайд 4Две категории изучаемых исходов (outcome)
Клинически значимые состояния или события
выздоровление,
качество жизни, инвалидизация, смерть
Косвенные критерии оценки исхода
лабораторные показатели, данные инструментальных
исследований
Слайд 5«…косвенный критерий должен коррелировать с истинным клиническим исходом и полностью
отражать влияние терапии на клинический исход»
R.L.Prentice, 1988
Слайд 7Два класса
Методы исследований делят на две большие группы:
Качественные
Количественные
Слайд 8Классификация клинических исследований
Клинические исследования
Обсервационные
Экспериментальные
Описательные
Аналитические
1.Сообщение о
случае
2.Серии случаев
3.Одномоментные
(поперечные)
1.Случай-
контроль
2. Когортные
Контролируемые
Неконтроли-руемые
Рандомизи-рованные
Нерандомизи-рованные
1.Открытые исследования
2.Закрытые исследования:
а)
простое слепое;
б) двойное слепое
в) тройное слепое
3.Мультицентровые
Слайд 9Типы исследований
Первичные:
Описательные
Проявления и исходы
Аналитические
Связь экспозиции и исхода
Проспективные и ретроспективные
(сбор данных)
Обсервационные и экспериментальные
Наличие или отсутствие болезни к началу
исследования
С группой сравнения или без нее
Вторичные:
Систематические обзоры
Мета-анализы
Слайд 10Оптимальные методы исследований применительно к разным клиническим вопросам
Слайд 11Исследование серий случаев
(case series)
Описание серии случаев – исследование одного
и того же вмешательства у отдельных последовательно включенных больных без
группы контроля. Например, сосудистый хирург может описать результаты реваскуляризации сонных артерий у 100 больных с ишемией головного мозга. Позволяет изучить закономерности в течении заболевания
Главный недостаток – отсутствие группы сравнения
Слайд 12Недостатки исследования «случай-контроль»
Ретроспективный характер не позволяет достоверно регистрировать временные соотношения
между явлениями
Возможны погрешности в оценке достоверности воздействия
«Искусственный» подбор групп сравнения
Слайд 13Исследования «случай-контроль»
(case-control study)
Исследование, структура которого предусматривает сравнение двух групп
участников с развившимся и не развившимся клиническим исходом (обычно неблагоприятным)
с целью выявления различий во влиянии определенных факторов риска на развитие этого клинического исхода. Такая структура исследования наиболее пригодна при попытках определить причину возникновения редко встречающихся заболеваний, например, развитие нарушений со стороны ЦНС у детей после применения коклюшной вакцины.
Слайд 14Исследование «случай-контроль»
популяция
«Контроль» - заболевание отсутствует
«Случай» - заболевание есть
Фактор
риска или воздействие
Есть
Нет
Есть
Нет
А н а
м н е з
Слайд 15Поперечное исследование (cross-sectional study)
Поперечное исследование (распространенность).
Данные собираются в определенный
момент времени
Типы: Распространенности заболевания или исхода
Изучение течения заболевания,
стадийности
Отвечают на вопрос «Сколько?»
Слайд 16Проспективные когортные исследования (cohort studies)
Подбирается группа пациентов на предмет сходного
признака, которая будет прослежена в будущем.
Начинается с предположения фактора
риска или исхода. Подвергшиеся воздействию ФР и Не подвергшиеся воздействию.
Проспективное во времени, определение искомых факторов в экспонированной группе.
Отвечает на вопрос «Заболеют ли люди, если они подверглись воздействию фактора риска?» В основном – проспективные, но встречаются и исторические когортные ретроспективные).
Слайд 17Проспективные когортные исследования (cohort studies)
Лучший вид клинических исследований для
тех случаев, когда эксперимент невозможен (исследование факторов риска, прогноза заболевания)
Главный
недостаток когортных исследований – для изучения редких исходов требуется наблюдение больших групп в течение длительного времени
Фремингемское исследование (США): для установления связи факторов риска (повышенное АД, гиперхолестеринемия, сахарный диабет, курение, гипертрофия левого желудочка) и риска развития ИБС когорта из 5209 человек наблюдалась в течение 30 лет
Слайд 18Рандомизированное контролируемое испытание
«золотой стандарт» любого метода диагностики и
лечения
обычно это исследование, в котором участников в случайном порядке (рандомизированно)
распределяют в две группы - основную (где применяется изучаемое вмешательство) и контрольную (где применяется плацебо или другое вмешательство.
такая структура исследования позволяет сравнить эффективность вмешательств.
При правильной организации позволяет свести к минимуму систематические ошибки
Слайд 19Рандомизированное клиническое испытание
Популяция
Выборка
Вмешательство
Отсутствие вмешательства
Улучшение есть
Улучшения нет
Улучшение есть
Улучшения нет
Основная группа
Контрольная группа
Слайд 20Структура исследования
Наличие контрольной группы
Ясные критерии включения и исключения больных, однородность
групп
Размер выборки
Рандомизация
«Слепое» лечение, «слепая» оценка результатов
«Жесткие» критерии эффективности
Слайд 21Компоненты лечебного эффекта, наблюдаемого врачом
Естественная редукция симптомов
Желание пациента «помочь» врачу
(эффект Готорна)
Плацебо-эффект
Специфическое лечебное действие
Слайд 22Цель РКИ – оценить специфический («биологический») лечебный эффект
Слайд 23Систематические обзоры
(systematic reviews)
научные исследования, в которых синтезируются результаты оригинальных клинических
исследований
Слайд 24Систематические обзоры
Повышают достоверность научных фактов путем увеличения статистической мощности объединенных
исследований
Дают обобщенную оценку исследований однотипных вмешательств с различающимися результатами
Позволяют уменьшить
объем информации, предназначенной для конечного пользователя – врача
Слайд 26Этапы составления систематического обзора
Поиск всех публикаций по теме обзора
Выявление из
всех имеющихся публикаций наиболее надежных в плане строгости методики
Оценка соответствия
статьи заранее установленным критериям качества
Объединение результатов исследований:
- качественное
- количественное - мета-анализ
Оценка результатов
Слайд 27Мета-анализ
Может быть частью систематического обзора или
это дополнительные исследования
Систематический обзор
Мета-анализ
Слайд 28Графическое представление результатов мета-анализа
Слайд 30Название обзора, с чем
сравнение, что
принимается за исход
Слайд 31На горизонтальной линии
шкала эффекта лечения
(польза в основной группе
и в
группе контроля)
Слайд 32Вертикальная линия в центре
там, где лечение и контроль
имеют одинаковую эффективность,
нет различий между ними
Слайд 33исследования
Численность в группах
Лечения и контроля
Это - вес %, данный этому
исследованию в объединенном
анализе
Слайд 34какая статистическая величина
использовалась (здесь:ОШ)
Данные, показанные в графе,
также даны
в цифровой форме
Слайд 35Объединенному анализу дают алмазную форму,
где самый широкий бит в
середине расположен
в расчетном лучшем предположении, и горизонтальная ширина- доверительный
интервал
Интерпретация:
Если доверительный интервал пересекает вертикальную линию
(отсутствие эффекта), это эквивалентно высказыванию, что мы не нашли статистически существенного различия в эффектах этих двух
вмешательств
Слайд 36Исследования методов диагностики
Слайд 37Характеристики диагностического метода (1)
Чувствительность теста – доля лиц с положительным
результатом теста в популяции с изучаемым заболеванием
Специфичность теста – доля
лиц с отрицательным результатом теста в популяции без данного заболевания
Слайд 38Исследование характеристик диагностического метода
a b
c d
Чувствительность = a / (a+b)
Специфичность
= d / (c+d)
Слайд 39Характеристики диагностического метода
Прогностическая ценность положительного результата теста – вероятность заболевания
при положительном результате теста
Прогностическая ценность отрицательного результата – вероятность отсутствия
заболевания при отрицательном результате теста
Слайд 40Нарастание знаний
о болезни и
экспозиции
Слайд 41Задачи в экспериментальных исследованиях
Слайд 42Цель исследования должна определять выбор плана исследования
Слайд 43Измерение
Измерение явлений изучаемого мира – сложная задача
Измерения должны быть
валидными, т.е измерять то, для чего они предназначены, и надежными
(воспроизводимыми)
Мы ожидаем от средств измерения:
Сходимости (repeatability) – малые расхождения в оценках, даваемых людьми – согласие;
Правильности – тест может давать неточные результаты, но в среднем соответствующие истине;
Точности – каждый результат его применения близок к истине. У такого теста малы систематические и случайные ошибки, т.е высоки сходимость и правильность
Слайд 44Правильность и точность измерений
Чем кучнее, тем выше точность
(но не правильность)
Чем
ближе к центру,
тем выше правильность
Слайд 45Валидность (достоверность)
Валидность – степень, в которой измеряемое нами соответствует тому,
что мы хотим измерить
Внутренняя валидность – степень, в которой результат
исследования в выборке соответствует популяции
Слайд 46Надёжность
- один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению
к погрешностям измерения.
Два вида надёжности:
Устойчивость результатов теста или
ретестовая надежность – возможность получения одинаковых результатов у испытуемых в различных случаях, определяется с помощью повторного тестирования (ретеста)
Внутренняя согласованность определяется связью каждого конкретного элемента теста с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен весь тест.
Слайд 47Надежность и валидность
Высокие Н и В
Низкая Н
хорошая В
Высокая Н
низкая
В
Низкие Н и В
Слайд 48Cистематические и случайные ошибки
Систематические ошибки обусловливаются причинами, действующими вполне определённым
образом, например, смещение стрелки ненагруженных весов относительно нулевой отметки на
некоторую постоянную величину Δm. Они могут быть устранены или достаточно точно учтены.
Случайные ошибки вызываются большим числом отдельных причин, действующих в каждом отдельном измерении различными способами, например, незаметные глазу колебания чаши весов, потоки воздуха, толчки фундамента здания, в котором стоят весы. Эти ошибки полностью исключить невозможно.
Δ = Δсл + Δсист
Слайд 49Систематические ошибки
Ошибка выборки
Отбора
Наблюдения
Памяти
Измерения
Отклика
Распределения
Интервьюера
…
Слайд 50• Систематическая ошибка, обусловленная отбором(selection bias), возникает, когда сравниваемые группы пациентов
различаются не только по изучаемому признаку, но и по другим
факторам, влияющим на исход.
• Систематическая ошибка, обусловленная измерением(measurement bias), возникает, когда в сравниваемых группах больных используются разные методы измерения.
• Систематическая ошибка, обусловленная вмешивающимися факторами(confounding bias), возникает, когда один фактор связан с другим, и эффект одного искажает эффект другого.
Слайд 51Отклонение результата (отдельного) наблюдения в выборке от истинного значения в
популяции, обусловленное исключительно случайностью, называется случайной вариацией.