Разделы презентаций


Менеджмент как наука. Направления, школы и подходы менеджмента

Содержание

Менеджмент – наука или искусство ?Менеджмент – наука управления организациями и людьми в этих организацияхМенеджмент – искусство манипулирования людьми для достижения целей организации

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Менеджмент как наука. Направления, школы и подходы менеджмента
Лекция № 2
Для того, чтобы

поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени

благосостояния нужны лишь
мир, легкие налоги и терпимость в управлении;
все остальное сделает естественный ход вещей.
А.Смит
Менеджмент как наука. Направления, школы и подходы менеджмента Лекция № 2Для того, чтобы поднять государство с самой

Слайд 2Менеджмент – наука или искусство ?
Менеджмент – наука управления организациями

и людьми в этих организациях
Менеджмент – искусство манипулирования людьми для

достижения целей организации
Менеджмент – наука или искусство ?Менеджмент – наука управления организациями и людьми в этих организацияхМенеджмент – искусство

Слайд 3Общая схема направлений, школ и подходов менеджмента
Рационалистическое направление
Поведенческое направление
Системное направление

3 направления
5

школ
3 подхода
Научного управления
Административного управления
Количественных методов

Человеческих отношений
Поведенческих наук


Процессный
Системный
Ситуационный

Общая схема направлений, школ и подходов менеджментаРационалистическое направлениеПоведенческое направлениеСистемное направление3 направления5 школ3 подходаНаучного управленияАдминистративного управленияКоличественных методовЧеловеческих отношенийПоведенческих

Слайд 4Эволюция управления как науки

Эволюция управления как науки

Слайд 5Школа научного управления (1895 – 1920)
Основоположник Ф.У. Тейлор
Вклад внесли: Гилбреты Ф.

и Л.
Г. Гантт
«Принципы научного управления»
(1911)
Тейлор:
научный подход к

выполнению каждого элемента работы;
комплексный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
кооперация менеджеров с рабочими;
разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Гилбреты
необходимо свести любое действие к наименьшему числу движений;
нужно учитывать факторы среды и характеристики самого рабочего;
необходимо утвердить стандарты трудовых операций.

Гантт:
распределение задач и общее планирование (карта Гантта);
премирование за сверхнормативные результаты;

Школа научного управления (1895 – 1920)Основоположник Ф.У. ТейлорВклад внесли: Гилбреты Ф. и Л.		    Г.

Слайд 6Школа научного управления (1895 – 1920)
Основной вклад
важность применения научного анализа для

определения наилучших способов достижения целей;
целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих

для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного обучения и переобучения;
необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач;
систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда.

Концепция научного управления явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Школа научного управления (1895 – 1920)Основной вкладважность применения научного анализа для определения наилучших способов достижения целей;целесообразность отбора

Слайд 7«Классическая школа управления» или «школа административного управления» (1920 – 1950)
Основная

цель

создание универсальных принципов управления организацией

затрагивали два основных аспекта

функции
менеджера

рациональная
система
управления
Основоположники
А.Файоль
Л.Урвик
Д.Муни
Ч. Бернард
«Общий

и индустриальный менеджмент»
(1920)
«Классическая школа управления» или «школа административного управления» (1920 – 1950)Основная цельсоздание универсальных принципов управления организациейзатрагивали два основных

Слайд 8«Классическая школа управления» или «школа административного управления» (1920 – 1950)
Принципы

А. Файоля
Разделение труда.
Полномочия и ответственность.
Дисциплина.
Единоначалие.
Единство действий.
Подчиненность личных интересов коллективным.
Поощрение персонала.
Централизация.
Скалярная

цепь.
Порядок.
Справедливость.
Стабильность персонала.
Инициатива.
Корпоративный дух.
«Классическая школа управления» или «школа административного управления» (1920 – 1950)Принципы А. ФайоляРазделение труда.Полномочия и ответственность.Дисциплина.Единоначалие.Единство действий.Подчиненность личных

Слайд 9«Классическая школа управления» или «школа административного управления» (1920 – 1950)
Основной

вклад
концентрация внимания на системе администрации и высших уровнях управленческой системы;
выделение

функций управленческой системы, подлежащих выполнению каждым менеджером (планирование, организация, контроль и др.);
разработка принципов менеджмента, пригодных для всех типов организаций
«Классическая школа управления» или «школа административного управления» (1920 – 1950)Основной вкладконцентрация внимания на системе администрации и высших

Слайд 10«Школа количественных методов» (1950 – 1970)
Количественные методы, сгруппированные под общим

названием исследование операций, были впервые эффективно использованы во время второй

мировой войны

Основоположники

К.Черчмен
Р.Акоф
Е.Арноф


предложили применять операционный подход к проблемам, возникающим при функционировании организации

Разработка моделей
Научный анализ
Теория игр
Исследование операций
Вычислительная техника

«Школа количественных методов» (1950 – 1970)	Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были впервые эффективно использованы

Слайд 11«Школа количественных методов» (1950 – 1970)
Основной вклад
углубление понимания сложных управленческих

проблем благодаря разработке и применению моделей;
развитие количественных методов в помощь

руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
разработка теоретических основ создания, внедрения и использования автоматизированных систем управления
«Школа количественных методов» (1950 – 1970)Основной вкладуглубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей;развитие количественных

Слайд 12Менеджмент как наука. Направления, школы и подходы менеджмента
Лекция № 2/2
Есть только один

ресурс, который никогда не удается исчерпать руководителю, который дает тем

большую отдачу, чем чаще и внимательней к нему обращаешься.
Это работники организации.
Ли Якокка

Школы поведенческого направления

Менеджмент как наука. Направления, школы и подходы менеджмента Лекция № 2/2Есть только один ресурс, который никогда не

Слайд 13Менеджмент – наука управления организациями и людьми в этих организациях
Люди –

основная движущая и производящая сила любой организации
Именно люди наименее предсказуемый

и управляемый фактор



поведенческое направление

Менеджмент – наука управления организациями и людьми в этих организацияхЛюди – основная движущая и производящая сила любой

Слайд 14Деятельность человека определяется целым рядом факторов:
прямых и косвенных;
общих и специфических;
объективных

и субъективных;
внешних и внутренних.


побуждают к активной деятельности или тормозят ее
Задача руководителя:
создать

благоприятные условия и исключить отрицательные факторы



2 школы:

человеческих отношений;
поведенческих наук




Деятельность человека определяется целым рядом факторов:прямых и косвенных;общих и специфических;объективных и субъективных;внешних и внутренних.побуждают к активной деятельности

Слайд 15«Школа человеческих отношений» (1930 – 1950)

человеческий фактор – основной элемент эффективности

любой организации
Основоположники
Э. Мэйо
М. Фоллетт
А. Маслоу
отношения, складывающиеся между самими работниками,

оказываются более действенным фактором, нежели какие-либо иные внешние факторы

мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены только в денежном выражении

«Школа человеческих отношений» (1930 – 1950)человеческий фактор – основной элемент эффективности любой организации ОсновоположникиЭ. МэйоМ. ФоллеттА. Маслоуотношения,

Слайд 16Хоуторнский эксперимент Чикаго 1928 – 1930
Исследовали влияние физических факторов
Социальные факторы

оказались важнее
Изменение освещенности
Формирование коллектива
Формы оплаты
Внутригрупповое наблюдение

Выводы

Выработка определяется скорее групповыми нормами, чем индивидуальными возможностями.
Работники сильно реагируют на «справедливое» отношение руководства.
Велико значение неформальных лидеров.

Хоуторнский эксперимент Чикаго 1928 – 1930Исследовали влияние физических факторов Социальные факторы оказались важнееИзменение освещенностиФормирование коллективаФормы оплатыВнутригрупповое наблюдение

Слайд 17Критика Хоуторнского эксперимента
Принадлежность к рабочей группе может быть не только

положительным, но и отрицательным фактором.
Взгляд на работу как на главный

источник удовлетворения далек от реалий.
Неформальные группы не получили повсеместного распространения
Неверна как методика проведения эксперимента, так и его результаты

Основной вклад школы

Данная школа заставила руководителей обратить серьезное внимание на человеческий фактор;
Доказала, что человеческий фактор содержит не меньший, а может даже и больший резерв повышения производительности труда, чем организация производства или экономическое стимулирование.

Критика Хоуторнского экспериментаПринадлежность к рабочей группе может быть не только положительным, но и отрицательным фактором.Взгляд на работу

Слайд 18«Школа поведенческих наук» (1950 – наст. время)
Основоположники
К. Арджирис
Р. Лайкерт
Д.

МакГрегор
Ф. Герцберг

поставили изучение трудового поведения работников на научную основу
Высокая

эффективность человеческих ресурсов

Многие положения оказались несостоятельными в ситуациях, которые отличались от исследуемых

«Школа поведенческих наук» (1950 – наст. время)ОсновоположникиК. Арджирис Р. Лайкерт Д. МакГрегорФ. Герцберг поставили изучение трудового поведения

Слайд 19«Школа поведенческих наук» исследуемые аспекты:
Социальное взаимодействие и коммуникации.
Власть и авторитет в

организационной структуре.
Поведенческие стереотипы и их мотивации.
Лидерство.
Изменение содержания работы и качества

труда.
«Школа поведенческих наук» исследуемые аспекты:Социальное взаимодействие и коммуникации.Власть и авторитет в организационной структуре.Поведенческие стереотипы и их мотивации.Лидерство.Изменение

Слайд 20Основной вклад школы
Необходимость использования приемов управления межличностными отношениями для повышения

степени удовлетворенности и производительности;
Важность применения наук о человеческом поведении к

управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом .

проведение совместного досуга может дать прирост производительности труда не меньший, чем внедрение новых технологий.

японские менеджеры


Основной вклад школыНеобходимость использования приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности;Важность применения наук о

Слайд 21Рекомендуемая дополнительная литература
Рекомендуемая дополнительная литература

Рекомендуемая дополнительная литератураРекомендуемая дополнительная литература

Слайд 22Менеджмент как наука. Направления, школы и подходы менеджмента
Лекция № 2/3
Руководитель должен признать

некоторую ограниченность теории и научных исследований и пользоваться ими только

там, где это уместно.
Лютер Гьюлик

Подходы системного направления

Менеджмент как наука. Направления, школы и подходы менеджмента Лекция № 2/3Руководитель должен признать некоторую ограниченность теории и

Слайд 23
«Процессный подход» (1950 – наст.время)
Работа по достижению целей с помощью других

— это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий

Управленческие функции

каждая

функция отдельный, многокомпонентный процесс

Процесс управления =

Файоль:

Управлять означает
предсказывать, планировать,
организовывать, распоряжаться,
координировать и контролировать



планирование, организация,
распорядительство, мотивация,
руководство, координация,
контроль, коммуникация,
исследование, оценка,
принятие управленческих решений,
подбор персонала, представи-
тельство, ведение переговоров и т.д.

«Процессный подход» (1950 – наст.время)Работа по достижению целей с помощью других — это не единовременное действие,

Слайд 24Функции управления
Планирование
Организация
Контроль
Мотивация
3 отдельных функции
Прогнозирование – где мы находимся и что

мы можем
Целеполагание – куда мы хотим двигаться
Собственно планирование – как

мы собираемся сделать это

Планирование непрерывный процесс

Постоянная неопределенность будущего

Полное достижение целей практически невозможно

Функции управленияПланированиеОрганизацияКонтрольМотивация3 отдельных функцииПрогнозирование – где мы находимся и что мы можем Целеполагание – куда мы хотим

Слайд 25Функции управления
Планирование
Организация
Контроль
Мотивация
Создать определенную структуру:
Распределить работу
Организовать ее выполнение
Передать (делегировать) полномочия

Функции управленияПланированиеОрганизацияКонтрольМотивацияСоздать определенную структуру:Распределить работу Организовать ее выполнение Передать (делегировать) полномочия

Слайд 26Функции управления
Планирование
Организация
Контроль
Мотивация
Люди всегда будут работать больше, если смогут зарабатывать больше

Мотивация

– внутреннее побуждение к деятельности является результатом сложной совокупности потребностей

Функции управленияПланированиеОрганизацияКонтрольМотивацияЛюди всегда будут работать больше, если смогут зарабатывать большеМотивация – внутреннее побуждение к деятельности является результатом

Слайд 27Планирование
Организация
Контроль
Мотивация
Функции управления
Основные составляющие контроля как функции
Определение стандартов
Измерение и сравнение достигнутого

(анализ)
Коррекция отклонений

Процесс отслеживания траектории движения к намеченным целям

ПланированиеОрганизацияКонтрольМотивацияФункции управленияОсновные составляющие контроля как функцииОпределение стандартов Измерение и сравнение достигнутого (анализ) Коррекция отклоненийПроцесс отслеживания траектории движения

Слайд 28Планирование
Организация
Контроль
Мотивация
Коммуникации
Принятие
решений
Функции управления
Процесс обмена информацией:
Организация – внешняя среда
Внутри организации
Между работниками и

руководителем
Процесс выбора альтернатив поведения из множества имеющихся

ПланированиеОрганизацияКонтрольМотивацияКоммуникацииПринятиерешенийФункции управленияПроцесс обмена информацией:Организация – внешняя средаВнутри организацииМежду работниками и руководителемПроцесс выбора альтернатив поведения из множества имеющихся

Слайд 29«Системный подход» (1950 – наст.время)
Системный подход — это не есть набор

каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления

по отношению к организации и управлению

Система


Множество взаимосвязанных элементов, образующих единое целое для выполнения определенной функции

Открытые системы

«Системный подход» (1950 – наст.время)Системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих

Слайд 30
Организация как открытая система

Обработка и преобразование

Продукция или услуги

Информация
Материалы
Капитал
Труд.ресурсы

Организация как открытая системаОбработка и преобразованиеПродукция  или услугиИнформацияМатериалыКапиталТруд.ресурсы

Слайд 31Любое множество объектов может быть названо (и будет являться!) системой,

если их рассмотрение как целого может ответить на поставленный вопрос

или решить поставленную задачу.
Элементами системы могут быть предметы, вещи, люди, их состояния, этапы работы, циклы, уровни развития и т.д.

Основные аспекты выделения системы из окружающего мира

Реальные

Абстрактные

Смешанные




Любое множество объектов может быть названо (и будет являться!) системой, если их рассмотрение как целого может ответить

Слайд 32Логика применения системного подхода
Определить границы системы и набор ее элементов
Определить

взаимосвязь и расположение элементов
Определить функции и действия каждого элемента
Определить подсистемы

и их взаимодействие

Дать прогноз на основе развития системы в прошлом

Состоит в последовательном применении ряда подходов:

Логика применения системного подходаОпределить границы системы и набор ее элементовОпределить взаимосвязь и расположение элементовОпределить функции и действия

Слайд 33Преимущества системного подхода
Позволяет увидеть весь объект управления в целом.
Позволяет выделить

критические переменные, т.е. такие элементы, которые в данный момент времени

наиболее значимы для жизнедеятельности всего объекта .
Позволяет установить связи между всеми элементами объекта (системы), а значит – более эффективно управлять ими.
Заставляет руководителя помнить, что воздействуя на любой элемент объекта управления и изменяя его состояние или функционирование, он воздействует и на другие элементы системы

Система

Успех

Преимущества системного подходаПозволяет увидеть весь объект управления в целом.Позволяет выделить критические переменные, т.е. такие элементы, которые в

Слайд 34«Ситуационный подход» (1970 – наст.время)
нет и не может быть единого, универсального,

применимого ко всем случаям жизни, одинаково эффективного метода управления. Эффективность

и применимость той или иной управленческой технологии, того или иного метода управленческого воздействия определятся конкретными условиями и обстоятельствами, конкретной управленческой ситуацией

Конкретная ситуация


Конкретные приемы и способы воздействия

Каждая ситуация уникальна


Необходим постоянный анализ ситуации


Подбор средств и методов воздействия

«Ситуационный подход» (1970 – наст.время)нет и не может быть единого, универсального, применимого ко всем случаям жизни, одинаково

Слайд 35Методология ситуационного подхода
Средства профессионального управления

Их сильные и слабые стороны

Особенность применения

в конкретной ситуации

Минимизация отрицательного эффекта

Методология ситуационного подходаСредства профессионального управленияИх сильные и слабые стороныОсобенность применения в конкретной ситуацииМинимизация отрицательного эффекта

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика