Слайд 1Местоимение
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, его
признак и количество, но не называет их.
Я говорю - ты
молчишь.
Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами, что никогда тяжёлый шар земной не уплывёт под нашими ногами…
Слайд 2Местоимения выступают в роли таких самостоятельных частей речи, как имя
существительное, имя прилагательное, имя числительное и наречие.
Чтобы определить, вместо какой
части речи употреблено местоимение, нужно задать к нему вопрос. Вопрос какой части речи задан к местоимению, ту часть речи оно и заменяет.
Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь… (Кто? – Я /вместо им. сущ/; кого? – тебя / вместо им. сущ./.; чья? - наша /вместо им. прил./)
Никогда не делай людям зло, и оно к тебе не вернётся.(Когда? – никогда /вместо наречия/)
О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!... (Сколько? – сколько /вместо им.числ./)
Слайд 3По значению и грамматическим особенностям выделяются следующие разряды местоимений:
Личные местоимения
– я, мы, ты, вы, он, она, оно, они и
их падежные формы, являющиеся супплетивными: я - меня, мне, мной, обо мне; он – его, ему, им, о нём и т.д.
Возвратное местоимение себя.
Притяжательные местоимения – мой, твой, наш, ваш, его, её, их и их падежные формы.
Вопросительные местоимения –кто?, что?, какой?, чей?, где?, куда?, откуда?, как?, когда?, зачем?, почему?, сколько?, который? и др.
Относительные местоимения – это вопросительные местоимения, употребляемые в повествовательных предложениях.
Неопределённые местоимения – некто, нечто, некоторый, несколько, некогда, кто-то, что-то, кто-нибудь, какой-то, когда-либо, кое-кто и др.
Отрицательные местоимения – никто, никакой, никогда, нигде, никуда, ничей и др.
Определительные местоимения – весь, всякий, каждый, любой, иной, другой, сам, сама, самый и их падежные формы, всюду, везде, всегда и др.
Указательные местоимения – тот, этот, такой, столько, там, туда, тогда, поэтому, отсюда, здесь и др.
Слайд 4Выполните практическое задание: назовите в предложениях местоимения и укажите их
разряд
Я сегодня до зари встану, по широкому пройду полю. Что-то
с памятью моей стало: всё, что было не со мной, помню…
Как-то летом, на рассвете, заглянул в соседний сад. Там смуглянка-молдаванка собирает виноград. Я краснею, я бледнею, захотелось вдруг сказать: «Встанем над рекою зорьки вешние встречать»…
Который год нам нет житья от этих фрицев. Который год солёный пот и кровь рекой… А мне б в девчоночку хорошую влюбиться, и мне б до Родины дотронуться рукой…Ещё немного, ещё чуть-чуть, последний бой, он трудный самый…
Этот День Победы порохом пропах. Это праздник с сединою на висках…
Никто не забыт и ничто не забыто.
Люди, покуда сердца стучатся, помните, какою ценой завоёвано счастье. Заклинаю вас, помните!
Слайд 5Роль местоимений в речи
Местоимений в языке немного. Однако они встречаются
достаточно
часто и выполняют очень важные функции.
1) Местоимения позволяют избежать повторов,
делают нашу речь
более экономной и краткой. Местоимения часто являются в тексте
контекстными синонимами: Победа далась нам нелегко: мы её
выстояли, мы её выстрадали, мы заплатили за неё потом и
кровью…
2) Местоимения помогают объединять предложения не только в
сложные, но и в связный текст: Мне кажется порою, что солдаты, с
кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-
то, а превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времён
тех дальних летят и подают нам голоса. Не потому ль так
часто и печально мы замолкаем, глядя в небеса…
Слайд 6 С течением времени местоимения и их формы менялись. Прочтите
предложения и найдите в них малоупотребительные в настоящее время местоимения
или их формы, ставшие устаревшими.Назовите авторов данных примеров.
За дерзость такову я голову с тебя сорву…
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Мой бедный Ленский, сердцем он для оной жизни был рождён.
А голос у ней был тих и слаб, как у больной.
Тень матери меня не вызовет отселе – поздно. А доколе ещё ждать?
«Тому свидетельство языческий сенат, - сии дела не умирают!»
А он так себе ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан.
Сей день, я помню, для меня был утром радостного дня…
Слайд 7При употреблении местоимений часто возникают ошибки. Исправьте их в указанных
предложениях
Больной попросил сестру налить себе воды.
Группа сдала уже все зачёты
и попросила проэкзаменовать их в первую очередь.
Сзади его ехала нагруженная вещами машина.
Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошо отдохнуть.
Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно ждать многое.
Высчитав мой заработок, бригадир указал соразмерную нему сумму причитавшихся с меня налогов.
Я должен поздравить Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей докторской диссертации.
Слайд 8Выполните тестовые задания по теме «Употребление местоимений»
А1. Найдите пример с
ошибкой в употреблении формы местоимения:
1) Ничем другим, кроме плавания, он
заниматься не мог.
2) Колючие кусты разрослись быстро, и нужно было или обходить них, или пробираться
через них.
3) Брат плохо слушался сестру и нередко всё делал наперекор ей.
4) Мне весело, когда смешных встречаю, а чаще с ними я скучаю.
А2. Найдите пример с ошибкой в употреблении формы местоимения:
1) Ну люди в здешней стороне: она к нему, а он ко мне.
2) Ушёл из своего дома человек.
3) Республика будет вести независимую политику, не прогибая ни перед кем спину и
защищая её интересы.
4) Не в пору голос мой наделал ей хлопот.
А3. Найдите пример с ошибкой в употреблении формы местоимения:
1) В экспедиции мне не хватало своего ребёнка.
2) Я живо в нём участье приняла.
3) В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова?
4) В газетах ни разу никому не случалось прочесть чего-нибудь об этом
благословенном уголке.
Слайд 9
Укажите пример с ошибкой в образовании формы местоимения:
1) Меня не
худо бы спроситься, ведь я ей несколько сродни.
2) Отсель
грозить мы будем шведу…
3) За 10-15 тысяч лет приручения человеком собаки по сравнению с волком –своим
далёким предком- изменилась лишь психика и гормональная система.
4) Заметив большую группу туристов, мы прибавили шагу и пришли на станцию
раньше их.
Укажите пример правильного употребления формы местоимения:
1) Именно благодаря его эффективности пенициллин завоевал весь мир.
2) После переговоров между собой и Борисом Ельциным Билл Клинтон и Гельмут
Коль пришли к определённым выводам.
3) Эти люди укрывают нас от своих самолётов.
4) Я говорю вам о своей беде.
Укажите пример правильного употребления формы местоимения:
1) Вас будут терзать мысли о своей внешней красоте.
2) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
3) Нам с ихними друзьями не по пути.
4) Молодая мать любовалась ребёнком, играющим у её ног.