Слайд 1Метаболизм клетки. Обеспечение клетки энергией.
Слайд 2Опрос - тест
Дать разъяснение следующим терминам
Слайд 4опрос
Строение клетки .Тест.
Заполните таблицу: В одну графу
выпишите буквы, указывающие на строение и функции митохондрий, в другую-
хлоропластов, в третью- рибосом:
А - состоят из двух неодинаковых по строению и размерам частиц
Б - состоят из наружной и внутренней мембран, внутренняя мембрана имеет много складок
В – состоят из наружной и внутренней мембран, внутренняя образует граны
Г - располагаются на мембранах эндоплазматической сети
Д – располагаются в цитоплазме
Е – на складках располагается множество ферментов
Ж – между двумя частями органоида располагается И-РНК
З - главная функция синтез АТФ
И- происходит синтез белка
К- происходит фотосинтез
Слайд 5Строение клетки . Тест. Выбрать несколько правильных ответов:
1.Какие
функции выполняет цитоплазма в растительной клетке?
а/обеспечивает связь между ядром и
органоидами клетки
б/способствует поступлению веществ в клетку
в/в ней протекают процессы жизнедеятельности
г/в ней образуется клеточный сок
д/участвует в осуществлении связи между клетками
е/является хранителем наследственной информации
2.Какова роль листа в жизни растения?
а/осуществляет поглощение воды и минеральных солей
б/в нем происходит фотосинтез
в/выполняет опорную функцию
г/выполняет функцию испарения воды
д/используется животными для питания
е/может выполнять функцию размножения
3.Чем животные отличаются от растений?
а/состоят из клеток
б/тесно связаны со средой обитания
в/питаются готовыми органическими веществами
г/сами создают органические вещества из неорганических
д/ активно передвигаются в пространстве в поисках пищи
е/обладают рефлекторной деятельностью
4.Какие функции выполняет плазматическая мембрана в клетке?
а/ служит матрицей для реакции биосинтеза белка
б/ защищает клетку от механических воздействий
в/обеспечивает поступление веществ в клетку и их выделение из клетки
г/преобразует энергию солнечного света
д/ участвует в синтезе молекул АТФ
е/осуществляет связь между клетками
5.Чем отличаются клетки прокариот от клеток эукариот?
а/они более мелкого размера
б/в них практически отсутствуют органоиды
в/состоят из более простых органических веществ
г/не имеют оформленного ядра
д/представляют собой клетку- организм
6.Почему о вирусах нельзя с полной определенностью сказать, что это живые организмы?
а/ они не имеют клеточного строения
б/у них отсутствуют хромосомы
в/процессы жизнедеятельности у них проявляются только в клетках других организмов
г/у них нет оформленного ядра
Слайд 6Строение клетки . Тест. ( Из Мустафина)
1.Приведите примеры разных групп
организмов:
- неклеточные формы жизни(1)
- прокариоты (2)
- эукариоты (3)
а/простейшие,б/сине- зеленые водоросли,
в/вирусы, г/грибы, д/бактерии,е/ животные,ж/ растения,з/ фаги
2.Перечислите компоненты клеток разных типов организации:
- прокариотическая (1)
-эукариотическая(2)
а/ ядро,б/ цитоплазма,в/ митохондрии,г/хромосома,д/рибосома,е/ лизосома, ж/цитоплазматическая мембрана,з/ клеточная стенка,и/ лизосома,н/ нуклеотид
3.К какой группе органелл относятся перечисленные структуры клетки:
- одномембранные-1
- двумембранные-2
- немембранные-3:
а/комплекс Гольджи, б/рибосомы, в/микроворсинки,г /митохондрии,д /пластиды, е/ядро, ж/микрофибриллы,з /микротрубочки,и/ вакуоли,к/ эндоплазматическая сеть
4.Какие виды пластид содержат клетки зеленых листьев растений?
-а/ протопласты,б/лейкопласты,в/ хромопласты, г/ хлоропласты
5.Укажите компоненты биологических мембран:
а/ДНК,б/липиды,в/ т-РНК,г/ углеводы,д/АТФ,е/ белки
6.Какие компоненты клетки не имеют рибосомы?
а/цитоплазма,б/ гладкая эндоплазматическая сеть,в/ шероховатый ретикулум,г/ митохондрии,д/ пластиды, е/ ядро
7.какие органоиды не являются полуавтономными?
б/ЭПС, б/рибосомы,в/митохондрии,г/ аппарат Гольджи,д/ пластиды,е/микротрубочки
8.Какие функции не выполняют рибосомы?
в/транспорт веществ,б/ синтез углеводов,в/ синтез жиров,г/ синтез белков,д/ расщепление полимеров
Слайд 7Строение клетки .Тест.
Выбрать один правильный ответ:
1.где в
растении происходит фотосинтез?
а/в клетках корня
б/в хлоропластах
в/в завязи пестика
г/ в сердцевине
стебля
2какой процесс называют фагоцитозом?
а/поглощение и переваривание лейкоцитами микробов и других чужеродных тел, попавших в организм
б/способность лейкоцитов выходить из сосудов
в/повышение температуры и образование гноя
г/перенос кровью кислорода от легких к тканям
3.почему бактерии нельзя отнести к растениям?
а/размножаются с помощью спор
б/состоят из одной клетки
в/ не содержат хлоропластов
г/не имеют оформленного ядра
4.прокариоты- это организмы:
а/клетки которых не имеют оформленного ядра
б/осуществляющие фотосинтез на свету
в/состоящие из одинаковых клеток
г/содержащие в клетках ядро и разнообразные органоиды
5.один ученик считает, что эвглена зеленая- это растение, т.к. у нее есть хлоропласты, в которых происходит фотосинтез. Другой ученик относит зеленую эвглену к царству животных, т.к. она активно передвигается и питается готовыми органическими веществами. Рассудите спорщиков и выберите правильный ответ.
а/ зеленая эвглена- растение
б/зеленая эвглена – животное
в/зеленая эвглена занимает промежуточное положение между растениями и животными
г/зеленая эвглена относится к особому царству
6.известно, что плазматическая мембрана играет большую роль в поглощении веществ клеткой. Как изучить строение плазматической мембраны?
а/достаточно рассмотреть клетку в световой микроскоп под небольшим увеличением
б/достаточно рассмотреть клетку в лупу
в/надо рассмотреть клетку в световой микроскоп под большим увеличением
г/ необходимо рассмотреть плазматическую мембрану под электронным микроскопом
7.основной признак, по которому бактерий выделяют в особое царство:
а/размножение путем деления клетки
б/способность образовывать споры
в/наличие клеточной оболочки
г/ отсутствие оформленного ядра
8.как отличить хлоропласты от ядра?
а/по зеленому цвету и более мелким размерам
б/по форме
в/ по расположению в клетке
г/по химическому составу
9.где в клетке расположено ядро?
а/в вакуоле
б/в цитоплазме
в/ в хлоропласте
Слайд 10
живые организмы
Организм- открытая для поступления солнечной энергии и питательных
веществ система, способная к самовоспроизведению и самосохранению
Важнейшее свойство живого организма-
поддержание ГОМЕОСТАЗА- относительного постоянства внутренней среды в непрерывно меняющихся условиях существования.
Слайд 11Связь организма с окружающей средой
Внешняя среда
Внешняя среда
организм
Избыток воды
Остатки пищи
Углекислый газ
Метаболизм= Ассимиляция +Диссимиляция
Вода
Пища
кислород
Слайд 12Метаболизм-
-совокупность взаимосвязанных и сбалансированных процессов в организме, а ,следовательно, и
в клетке
Анаболизм – совокупность химических процессов , направленных на образование
и обновление структурных частей клеток.
Интенсивность анаболизма зависит от периодов жизни организмов.
Катаболизм- совокупность реакций распада органических веществ с выделением энергии в клетке.
Слайд 13Молекула АТФ -универсальный переносчик и накопитель энергии.
Строение молекулы АТФ
Равновесие
между анаболизмом и катаболизмом это основа стабильного энергетического состояния клетки.
Метаболизм является основой адаптации клеток и организмов к меняющимся условиям окружающей среды.(рис 13 и р.т. №3-5 с. 21).
Д/З- §9, р.т. §9Сообщение « Космическая роль зелёных растений в работах К.А.Тимирязева».
аденин
рибоза
Ф.к.
Ф.к.
Ф.к.
Слайд 14Живые организмы
( классификация по среде обитания)
Аэробы-
организмы, живущие в кислородной среде
Анаэробы-
организмы
, живущие в бескислородной среде
Слайд 15Живые организмы
(классификация по источнику энергии и способу питания)
по источнику энергии
Фототрофы
Хемотрофы
По способу питания
Автотрофы
Гетеротрофы
Миксотрофы
Слайд 16Организмы по способу питания и по источнику энергии
Фототрофы-
Хемотрофы-
Автотрофы-
Гетеротрофы-
миксотрофы-
фотоавтотрофы-
хемогетеротрофы
-Сколько и какие организмы изображены на рисунке?
-Дать определения
Слайд 17Организмы по способу питания и по источнику энергии
Фототрофы-
Хемотрофы-
Автотрофы-
Гетеротрофы-
миксотрофы-
фотоавтотрофы-
хемогетеротрофы-
Сколько и какие организмы изображены на рисунках?
Назовите и соотнесите
организмы с определёнными группами.
Слайд 18Энергетический обмен = клеточное дыхание
Клеточное дыхание- биологическое окисление молекул органических
соединений.
Клеточное окисление –источник энергии в клетке.
Аэробное и анаэробное биологическое окисление.
Слайд 19Многоступенчатость процесса биологического окисления.
Три стадии биологического окисления .
I стадия
– подготовительная.
II стадия- бескислородное окисление
III
стадия- кислородное окисление
Слайд 20Конечные продукты первого этапа биологического окисления:
1.Белки
аминокислоты
2.Углеводы глюкоза
3.Жиры глицерин + жирные кислоты
4.Нуклеиновые кислоты нуклеотиды
Слайд 21II этап: Процессы и конечные продукты биологического окисления
III
У прокариот и анаэробов энергетический
обмен закончен ( образовалось две молекулы АТФ)
аэробы
анаэробы
Гликолиз ( С3 Н 6О3 )
Спиртовое брожение (С2 Н5 ОН) )
Молочнокислое
брожение ( С3 Н 6О3 )
Слайд 22III этап - кислородное окисление
Результат третьего этапа - аэробной стадии
биологического окисления( кислородной)--36 молекул АТФ, углекислый газ ,вода, аммиак. Часть
молекул АТФ идет на сам процесс окисления. Остальная энергия идёт на обеспечение работы других клеточных структур
Слайд 24ТЕСТ
1. Исходным материалом для фотосинтеза служат:
углеводы
вода и кислород
углекислый газ и
вода
кислород и углекислый газ
Слайд 25ТЕСТ
2. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза?
митохондрии
рибосомы
ромопласты
хлоропласты
Слайд 26ТЕСТ
3. Какие лучи спектра поглощает хлорофилл?
жёлтые и зелёные
красные и сине-фиолетовые
Слайд 27ТЕСТ
4. При расщеплении, какого соединения выделяется свободный кислород?
СО2
Н2О
АТФ
ДНК
Слайд 28ТЕСТ
5. На какой стадии фотосинтеза образуется свободный кислород?
темновая
световая
постоянно
Слайд 29ТЕСТ
6. АТФ в течение световой стадии:
расщепляется
синтезируется
Слайд 30ТЕСТ
7. В течение какой стадии в хлоропластах образуется первичный углевод?
световая
темновая
Слайд 31ТЕСТ
8. Расщепляется ли молекула СО2 при синтезе углеводов?
да
нет
Слайд 32Домашнее задание
§ 12, стр. 39-43
Ответить на вопросы на стр. 43
Конспект
Подготовиться к зачёту