Слайд 1Методические основы взаимодействия педагога
с учащимися.
Педагогика сотрудничества.
Слайд 2Изучаемые вопросы:
1. Сущность понятий «педагогическое взаимодействие», «сотрудничество».
2. Коммуникативная компетентность педагога как фактор
успешного взаимодействия с учащимися.
3. Организация педагогического взаимодействия на основе сотрудничества воспитателя
и учащихся.
Слайд 31. Сущность понятий «педагогическое взаимодействие», «сотрудничество»
Слайд 4Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его
участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и общественно
значимых качеств личности.
Слайд 5
Сущность и структура педагогического взаимодействия (Д.А. Белухин ):
– педагогическое
взаимодействие как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между
людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности
– совместная деятельность как организованная система активности взаимодействующих индивидов
Слайд 6Перечень требований к деятельности воспитателя, осуществляющего педагогическое взаимодействие:
• диалогичность во
взаимоотношениях воспитанников и педагога;
• деятельностно-творческий характер взаимодействия;
• направленность на поддержку
индивидуального развития личности;
• предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания, форм и методов воспитания и деятельности.
Слайд 7Я.Л. Коломинский выделяет в межличностном взаимодействии две стороны –
внутреннюю (педагогическое
отношение) и внешнюю (педагогическое общение).
Педагогическое общение выступает как структурная
составляющая взаимодействия в структуре целостной педагогической деятельности.
Слайд 8В.А. Кан-Калик под педагогическим общением понимает систему социально-психологического взаимодействия педагога и
воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация
взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Слайд 9А.А. Леонтьев педагогическим общением считает профессиональное общение преподавателя с учащимися на
уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее
определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.
Слайд 10А.А. Леонтьев выделяет специфические виды педагогического общения:
• социально-ориентированное общение
• групповое предметно ориентированное
общение
• личностно-ориентированное общение, которое, в свою очередь, может быть диктальным
и модальным
Слайд 112. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешного взаимодействия с учащимися
Слайд 12Под коммуникативной компетентностью Ю.Н. Емельянов понимает такой уровень сформированности межличностного опыта,
то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы
в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе.
Слайд 13В.И. Кашницкий рассматривает феномен коммуникативной компетентности личности педагога как многоуровневое интегративное
качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих особенностей), опосредующее профессиональную педагогическую
деятельность преподавателя, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с учащимися и другими участниками педагогического процесса.
Слайд 14Коммуникативная компетентность включает в себя умения:
• инициировать и вступать в контакт;
• формировать
благоприятное первое впечатление;
• задавать вопросы и отвечать на них;
• вести беседу; кратко
и точно выражать свои мысли;
• стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
Слайд 15Коммуникативная компетентность включает в себя умения:
• слушать, услышать и понять то,
что имел в виду собеседник;
• осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру,
что его услышали и поняли;
• выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, дискуссии;
• считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);
• управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
Слайд 16Коммуникативная компетентность включает в себя умения:
• эффективно взаимодействовать с другими,
осуществляя сотрудничество;
• владеть техникой общения;
• использовать в процессе взаимодействия разнообразные
стили общения;
• понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.
Слайд 17Важное значение в практике педагогического взаимодействия имеют также навыки отношений,
или интерактивные навыки. Интерактивные навыки связаны с управлением ролями, стратегиями
и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями педагогического общения.
Слайд 18К интерактивным относятся умения:
• диагностировать и оценивать собеседников;
• правильно распределять роли
в игровом общении и подбирать эффективные стратегии взаимодействия;
• управлять индивидуальной и
групповой интеллектуальной деятельностью участников игры внутри команды;
• определять сенсорные каналы собеседников и эффективно их использовать с помощью вербальных и невербальных ключей доступа;
• разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений; презентацию.
Слайд 19Компоненты, характерные для педагогов с высокой коммуникативной компетентностью:
• быстрая, своевременная
и точная ориентировка в ситуации взаимодействия; умение понять собеседника и
определить цели его деятельности в контексте конкретной ситуации;
• установка на положительный результат взаимодействия с учетом состояния и возможностей собеседника;
• гибкость, готовность проявить инициативу во взаимодействии или передать ее собеседнику (при необходимости);
• внимательность к собеседнику и владение ситуацией;
Слайд 20Компоненты, характерные для педагогов с высокой коммуникативной компетентностью:
• установка на
конструктивное решение проблемы независимо от результата: отрицательный результат – это
тоже результат;
• дипломатичность, умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;
• высокий социальный статус и популярность в том или ином коллективе;
• умение организовать взаимодействие в учебной группе, коллективе педагогов; стремление к высоким результатам деятельности;
• способность создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективе учащихся.
Слайд 21Социальная компетентность – система социальных умений и навыков, сценариев поведения
в нетипичных ситуациях.
Компоненты социальной компетентности:
социальная сенситивность (от лат. sensus –
чувство, ощущение) – точность социальной перцепции;
наличие основных навыков взаимодействия;
владение навыками одобрения и вознаграждения во всех социальных ситуациях (т. е. умение давать положительную обратную связь партнерам по взаимодействию);
равновесие, спокойствие собеседников как антитеза социальной тревожности.
Слайд 224 уровня коммуникативного потенциала личности педагога:
базовый;
содержательный;
операциональный;
рефлексивный.
Слайд 233. Организация педагогического взаимодействия на основе сотрудничества воспитателя и учащихся.
Слайд 24В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом-воспитателем
познавательных интересов учащихся.
Педагогика сотрудничества – направление отечественной педагогики второй
половины 20 в.
Слайд 25Основные положения педагогики сотрудничества:
отношение к обучению как творческому взаимодействию
педагога и воспитанников;
обучение без принуждения;
идея трудной цели;
идея
крупных блоков;
использование опор;
самоанализ.
Слайд 26Основные положения педагогики сотрудничества:
свободный выбор;
интеллектуальный фон группы;
коллективная
творческая воспитательная деятельность;
творческое самоуправление учащихся;
личностный подход к воспитанию;
сотрудничество с родителями.
Слайд 27Сотрудничество представляет собой сеть взаимодействия по следующим линиям:
педагог –
воспитанник (коллектив учебной группы);
учащийся – учащийся в парах и в
тройках;
общегрупповое взаимодействие учащихся в коллективе учебной группы;
межгрупповое взаимодействие;
педагог – педагогический коллектив.
Слайд 28Стратегия сотрудничества базируется на принципах:
понимания,
признания и принятия учащегося
как личности,
умении стать на его позицию, быть идентичным с
ним,
учитывать его эмоциональное состояние и самочувствие,
соблюдать его интересы и перспективы развития.
Слайд 29Главная цель обучения и воспитания в сотрудничестве – это активизация
внутренних сил и способностей учащихся, использование всех имеющихся возможностей в
целях всестороннего развития их личности.
Слайд 30Технология сотрудничества имеет различные варианты:
1. Обучение в команде.
2. Вариант организации
работы, называемый «Пила».
3. Вариант обучения в сотрудничестве, который называется «Учимся
вместе».
Слайд 31Используя стратегию сотрудничества, педагог имеет возможность установить контакт с учащимися
с учетом принципа создания оптимальной дистанции, определить собственную позицию и
позицию воспитанников во взаимодействии, создать общее психологическое пространство общения, предусматривающее в равной степени и контакт, и свободу одновременно.
Слайд 32Сотрудничество представляет взаимодействие по следующим линиям:
задавать вопросы, формировать познавательный
интерес;
самостоятельно находить ответы на вопросы, делиться своими знаниями с партнерами;
помогать
партнеру при затруднении, объяснять, аргументировать;
выполнять задания, стимулирующие творческий поиск; изучать дополнительную литературу, монографии и т. д.;
находить альтернативные решения проблем;
Слайд 33 Сотрудничество представляет взаимодействие по следующим линиям:
практиковать свободный выбор
заданий, преимущественно творческих;
создавать ситуации самопроверки, анализа собственных действий;
проявлять
волевые усилия в преодолении проблемных ситуаций;
разнообразить деятельность, включая элементы труда, игры, творчества;
формировать интерес к общению, позитивные межличностные взаимоотношения в коллективе.
Слайд 34Педагогика сотрудничества стимулирует учащегося занимать позицию субъекта взаимодействия, способного к
самоорганизации, саморегуляции.
Педагогика сотрудничества формирует у учащихся ценностные ориентиры, активную
гражданскую позицию, развивает чувство собственного достоинства, повышает самооценку личности.