Слайд 1Методические особенности руководства рисованием в каждой возрастной группе
Слайд 3Занятие – форма организации обучения в д/у, обязательная для всех
детей, ограниченная временными рамками и имеющая свою специфическую структуру
I. Вступительная
часть:
- организационный момент
- сообщение темы и цели занятия в увлекательной форме, постановку игровой задачи перед детьми.
II Объяснение задания:
- рассматривание или обследование объекта, подлежащего изображению,
показ действий (полный или частичный) в сочетании с объяснениями.
III Самостоятельная работа детей - воспитатель оказывает необходимую помощь детям, осуществляет индивидуальный подход. За несколько минут до окончания этой части занятия, воспитатель напоминает детям, что пора заканчивать работу..
IV Анализ детских работ – обязательная часть занятия по изобразительной деятельности .В раннем и младшем дошкольном возрасте оценка детям дается общая положительная. С 5-го года жизни – адекватная. Тактично указывается на ошибки, дети привлекаются к анализу работ.
Слайд 4Схемы рассматривания образца
В предметном изображении
- из каких частей состоит?
- какая
часть самая большая? Ее форма? Цвет?
- какая часть поменьше? Ее
форма? Цвет?
- где располагается меньшая часть по отношению к самой крупной? и т.д.
В декоративном изображении:
- какими элементами украшен?
- какого цвета каждый элемент?
- где располагаются элементы узора?
- как располагаются элементы узора относительно друг друга?
Слайд 5Задачи обучения детей 3-го года жизни рисованию:
1) Увлечь детей рисованием,
вызвать интерес к процессу рисования, как к деятельности, дающей результат;
2)
Знакомить с материалами для рисования, формировать умения правильно пользоваться ими: правильно держать кисть в руке, аккуратно набирать краску на ворс кисти, снимая лишнюю о край розетки, промывать кисть, ставить ее на подставку.
3) Помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка – линии; формировать умения проведения прямых, дугообразных линий, рисования округлых форм от цветового пятна, одним плавным движением;
4) Формировать элементарные умения закрашивания: в одном направлении, не выходя за пределы контура и не оставляя не закрашенных мест;
5) Содействовать развитию мелкой моторики и движений руки;
6) Формировать представления об основных цветах спектра (кроме голубого), упражнять в различении и назывании цветов
Слайд 6ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Проведение прямых (вертикальных и горизонтальных) линий. Примерная тематика:
«Шарик улетел»; «Дождик»; «Я иду по ровненькой дорожке».
2. Проведение
линий в разных направлениях. Примерная тематика: «Салют», «Разноцветные ленточки», и т.п.
3. Проведение дугообразных линий. Примерная тематика: «Ворота для зайчика», «Месяц в небе». и т.п.
4. Овладение рисованием округлых линий для получения замкнутых форм от цветового пятна приемом «наматывания клубочка». Примерная тематика: «Разноцветные клубочки», «Огоньки горят» и т.п.
5. Получение округлых замкнутых форм одним плавным движением. Примерная тематика: «Баранки», «Колечки» и т.п.
6. Закрашивание полученных округлых форм в одном направлении, не выходя за пределы контура и не оставляя не закрашенных мест. Примерная тематика: «Солнышко», «Апельсин», «Мячик» и т.п.
Слайд 7МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Основным методом является практический метод:
- упражнения в действиях с
материалами:
- правильно удерживать кисть, карандаш в правой руке;
- краску набирать
аккуратно на ворс кисти, лишнюю снимать о край розетки;
- начинать изображение в нужном месте листа;
- правильно выполнять движение для получения вертикальных, горизонтальных, дугообразных, округлых линий;
промывать кисть, сушить ее о салфетку и класть на подставку.
- прием сотворчества – воспитатель начинает рисунок, дети на занятии заканчивают.
-формообразующие движения: прорисовывание пальчиком или сухой кистью контура изображения в воздухе или на листе бумаги.
- прием пассивных движений (рука ребенка в руке взрослого).
Показ и объяснение должны быть четкими, подробными
Занятие проводится в игровой форме, обязателен занимательный сюжет, сюрпризный момент.
Осуществляется индивидуальный поход.
Оценка в конце занятия дается всем детям положительная.
Слайд 9Задачи обучения детей 4-го года жизни рисованию
1. Продолжать формировать
умения в использовании кисти и красок, закрашивать в одном направлении,
не выходя за пределы контура, не оставляя не закрашенных мест.
2. Закреплять представления о геометрических фигурах –круг, квадрат, треугольник. Учить обобщенным способам изображения объектов окружающего мира, формировать умение рисовать предметы округлых, прямоугольных и треугольных форм, передаче их основных признаков;
3. Содействовать дальнейшему овладению детьми знанием цветов, умению их называть (спектр + коричневый, белый, черный)
4. Развивать композиционные навыки – располагать изображение в центре, в центре внизу листа.
5.Формировать умения в декоративном рисовании: украшать несложные формы элементами геометрического орнамента (мазки, палочки) по образцу
6.Формировать умение пользоваться поролоновыми тампонами, пальцами, ладошкой для изображения.
Слайд 10СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
В начале года - отработка движений
для изображения линий, округлых форм приемом «наматывания клубочка»
Совершенствование рисования
замкнутых форм единым плавным движением. -баранки, колечки и т.п.
Закрашивание полученных форм, не выходя за пределы контура, в одном направлении, не оставляя незакрашенных мест - мячик, яблоко и.т.п.
учат приему примакивания (листопад)
Со второго полугодия учат изображать прямоугольные формы. На первых занятиях используется прием сотворчества - «Поможем маме посушить платочки». Далее дети самостоятельно рисуют предметы прямоугольной формы - Кубик, Окошко в домике и т.д.
Обучение рисованию предметов, состоящих из двух и более частей: неваляшка, домик, тележка, цыпленок, и т.п.
В декоративном рисовании детей учат составлять простые ритмичные узоры (по образцу) на геометрических фигурах, предлагаемых как предметы, требующие украшения: коврики, тарелки и т.п..
Слайд 11МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Важнейшим моментом на занятии становится рассматривание образца, подлежащего изображению
(схему см. выше…).
Показ способов рисования, сопровождаемый четкими объяснениями: -
какую часть рисовать сначала, в каком месте листа начинать рисование; - какую часть и где начинать рисовать потом.
Закрепление по вопросам последовательности рисования.
Практический метод: обрисовывающие жесты, упражнения, формообразующие движения, прием пассивных движений (используется по необходимости).
Обязательно использование игровых приемов обучения: сюрпризный момент, игровые ситуации, обыгрывание и т.д.
При анализе детских рисунков оценка дается положительная.
Слайд 14«скворечник»
- рисование прямоугольных форм,
- формирование навыка закрашивания,
- размещение изображения
на плоскости листа
Слайд 15Задачи обучения детей 5-го года жизни
предметному рисованию:
Формировать
умения различать и называть геометрические фигуры: круг и овал, квадрат
и прямоугольник, треугольник;
Учить более точному изображению предметов округлой и овальной, квадратной и прямоугольной форм;
Формировать умения выделять и называть в части предмета и их форму;
Формировать умения изображать животных, птиц, человека на основе геометрических фигур
Формировать умения более точно передавать пропорции предмета, учитывая величинные соотношения его частей;
Формировать умения располагать изображение в центре листа;
Формировать умения использовать цвет как средство выразитель-ности, т.е. подбирать не случайный или понравившийся цвет, а соответствующий реальному предмету;
Формировать умения различать все цвета спектра + черный, белый, серый; знакомить с образными названиями цветов ( малиновый, морковный, салатовый и т.п.);
Слайд 16Задачи обучения сюжетному рисованию:
1. Учить изображать 2-3 предмета, связанные между
собой сюжетом,
2. Формировать композиционные умения:
- Располагать несколько предметов-изображений на
одной линии – полосе земли (фризовое расположение);
- Учить располагать предметы-изображения по всему листу: «Рыбки в аквариуме», «Жуки в траве» и т.п.
Задачи обучения декоративному рисованию:
1. Развивать композиционные умения в ритмичном расположении элементов узора на полосе, круге, квадрате, треугольнике;
2. Развивать чувство цвета, умение красиво подбирать контрастные цвета;
3. Учить рисовать несложные элементы геометрического (мазки, прямые и волнистые линии, дуги, кольца, палочки и др.) и растительного (веточки, листочки, цветы) орнамента;
4. Познакомить с элементами белорусского геометрического орнамента: широкие и узкие полосы, уголок, крестик) и дымковской росписи (кольца, дуги, круги, мазки, прямые и волнистые линии);
5. Познакомить с парно-симметричным построением узора («Бабочка»)
Технические задачи:
1. Продолжать формировать умение создавать изображение по частям;
2. Развивать и совершенствовать технические навыки закрашивания карандашом (штриховка) и кистью;
3. Развивать навыки пользования кистью: использовать прием примакивания; легко касаться бумаги, рисуя точки; рисовать кончиком кисти тонкие полосы и всей поверхностью ворса – широкие.
Слайд 17СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
- В начале учебного года закрепляются
имеющиеся изобразительные умения и разворачивается знакомая тематика: овощи и фрукты,
грибы, игрушки.
закрепляют прием примакивания (дождь, листопад, снегопад)
Начинается обучение дужковому способу изображения. Примерная тематика: грибок, зонтик, рыбка и т.п.
Постепенно переходят к рисованию более сложных изображений на основе геометрических фигур: домик, транспорт (грузовик, поезд), птицы (утка, воробей, синица, снегирь), животные (заяц, медведь).
Во втором квартале учат рисовать человека в длинной одежде на основе геометрических фигур (девочка в шубке, Снегурочка, Дед Мороз). Основная работа – над соблюдением пропорций частей тела.
В декоративном рисовании переходят к использованию элементов растительного орнамента: листья, цветы. Детей учат подбирать контрастные цвета для узоров.
Постепенно переходят к декоративному рисованию на основе ознакомления детей дымковской игрушкой, белорусским орнаментом
В третьем квартале начинается обучение сюжетному рисованию: учат фризовому расположению изображений. Примерная тематика: улица города, у и т.п., а также по литературным произведениям.
Затем учат расположению изображений по всей площади листа бумаги. примерная тематика: «Аквариум»,, «Цветы на лугу» и т.п.
Слайд 18МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
На занятиях используются: рассматривание объекта, подлежащего изображению, показ способов
изображения может быть частичным, если детям знакомы способы изображения, вопросы
о порядке работы и способах изображения. Широко используется художественное слово, советы, напоминания. В конце занятия проводится анализ детских работ, к которому привлекаются дети: их по вопросам учат рассказывать о своей работе, о понравившейся работе. Оценка работам дается адекватная, тактично указывается на ошибки, внимание детей обращается на аккуратность рисунка.
Из практических методов используются упражнения в составлении узоров, при необходимости - формообразующие движения.
В данном возрасте можно использовать проблемные вопросы (каким цветом нарисовать домик для снегурочки, чтобы ей там было уютно?), творческие задания (нарисуйте открытку, чтобы поздравить маму с праздником).
Обязательно использование игровых методов: сюрпризный момент, приход персонажа, игровое общение, обыгрывание работ и т.д.
Слайд 19«снеговик»
- рисование округлых форм;
- рисование многочастных предметов ( величинные
соотношения, последовательность рисования)
Слайд 20Дымковский коник
Украсим платье
Декоративное рисование
Слайд 21«птичка»
техника ладошковой живописи
Слайд 22«зимний парк»
– сюжетное рисование (фризовое расположение)
Слайд 23Задачи обучения детей 6-го г. жизни предметному рисованию:
- углублять представления детей об объектах и явлениях
окружающего мира, учить отражать их в рисунке;
- продолжать формировать умение рассматривать объект, подлежащий изображению, выделять и называть его части, определять их форму посредством соотнесения с известными геометрическими фигурами;
- закреплять знание всех геометрических фигур и форм (в т.ч. ромб, трапеция, грушевидная форма и т.п.)
- учить соблюдать пропорции частей предмета, рисовать предметы разных пропорций ;
- учить передавать движение, понимать, как изменится положение частей тела животного, человека при движении;
Слайд 24Задачи обучения сюжетному рисованию:
- познакомить с законами линейной перспективы, учить
передаче пространственных отношений (ближе – дальше, позади, впереди и т.п.);
-
развивать композиционные умения: располагать изображение по всей поверхности листа, рисовать на 2-х планах;
- формировать умение с помощью цвета передавать время года, суток, свое отношение к изображаемому.
Задачи обучения декоративному рисованию:
- учить создавать узоры на основе знакомства с декоративно-прикладным искусством;
- учить составлять узор из различных элементов геометрического и растительного орнамента, знать их названия (крестик, уголок, завиток, бутон и т.д.);
- формировать умение составлять декоративную композицию вокруг ведущей линии.
- развивать чувство цвета в использовании одноцветных узоров.
Задачи технического характера:
- формировать умение рисовать акварельными красками, восковыми мелками, простым графитным карандашом;
- формировать умение делать набросок простым карандашом, пользоваться ластиком;
- формировать умение получать новые цвета и оттенки цвета путем смешивания красок, разбавления краски водой;
- совершенствовать технику рисования карандашом (штриховка), кистью ( рисование всем ворсом и кончиком кисти)
Слайд 25СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
В предметном рисовании в начале года
закрепляются имеющиеся навыки рисования на основе геометрических форм.
- рисование
более сложных объектов – птиц (голубь, сорока, лебедь), животных (корова, коза, лошадь, лось), рыб (кит, щука, окунь.).
- рисование человека и животных в движении. Можно использовать схемы.
В сюжетном рисовании в начале года закрепляются известные способы построения сюжета: фризовое расположение и расположение изображений по всей площади листа( осенний парк, улица города, листопад, аквариум )
Постепенно переходят к рисованию на 2-х планах с использованием линии горизонта, законов линейной (чем объект дальше, тем он меньше по размеру) перспективы. рисование пейзажей на основе ознакомления с изобразительным искусством и наблюдений в природе, а также по литературным произведениям.
Слайд 26В декоративном рисовании в начале года закрепляются имеющиеся навыки декоративного
рисования: построение ритмичного и симметричного узора на основе геометрического орнамента,
а также по мотивам дымковской игрушки и белорусского орнамента.
Постепенно переходят к рисованию более сложных элементов узора на основе ознакомления с разными видами росписи – белорусский орнамент (восьмиугольная звезда, ромб, цветы льна, колос, василек и др.), хохлома и др.
Для украшения детям предлагаются силуэты одежды, посуды, домашней утвари и т.п. Во всех видах изображения широко используется рисование по замыслу и представлению.
Слайд 27Рисование человека с использованием схем
Слайд 28Нетрадиционные техники обучения рисованию
Пальцевая или ладошковая живопись. наРебенок рисует пальцами
или ладонью. Следует помнить некоторые правила: каждый пальчик набирает свою
краску; если предполагается рисование ладонью, то краску следует наливать в поддоны; салфетки для занятия должны быть влажными, чтобы дети смогли сразу после несения краски на лист бумаги вытирать руки.
Кляксография - дети должны в кляксе увидеть изображение какого-либо предмета или явления окружающего мира и дорисовать его.
Вариант кляксографии – аэрография, когда дети должны получить изображение из кляксы, раздувая ее с помощью трубочки.
Восковая живопись: на лист бумаги наносится рисунок свечей или восковыми мелками. Затем полученное изображение раскрашивается красками.
Ниткография -нить длиной от35 до 50 см. Лист бумаги (1/2 альбомного листа) складывается пополам, разворачивается. Нить окрашивается какой-либо краской и выкладывается на одной половинке листа так, чтобы концы нити выходили за края листа. Второй половиной нить накрывается, прижимается ладонью левой руки. Правой рукой нить вытаскивается за концы. Лист разворачивается. В полученном изображении ребенок должен увидеть какой- либо предмет или явление окружающего мира и дорисовать его.
Слайд 29
Техника рисования на мятой бумаге позволяет сделать рисунок более объемным,
интересным. На лист наносится карандашом набросок. Затем лист сминается, снова
разворачивается и разукрашивается красками: сначала фон, затем изображение, в последнюю очередь прорисовываются мелкие детали, обводка.
Рисование по сырому фону - выполняется набросок простым карандашом. Лист смачивается водой и раскрашивается по сырому фону. Техника целесообразна при рисовании пейзажей.
Чтобы получить размытое изображение, рисунок наносится густой краской, ему дают высохнуть и на несколько секунд опускают в поддон с водой. Полученное размытое изображение может быть очень интересным в тематике «Цветы», «Дождь за окном» и т.п.
Слайд 30Пальчиковая и ладошковая живопись