Слайд 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ
И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ КОМПОЗИЦИЯ.
СИММЕТРИЯ
Бийск 2017
Слайд 3Тема 2.3 Симметрия в композиции (2 часа):
Цель: формирование новых знаний
Задачи:
дать основы понятия «симметрия»
Симметрия – фундаментальное свойство природы.
Симметрия многообразных форм
природы. Спираль Архимеда.
Симметрия – общенаучная философская категория
Эстетическое содержание симметрии.
Классификация основных типов симметрии (зеркальная, осевая, винтовая)
Плоскость симметрии.
Ось симметрии. Целесообразность.
Симметрия в искусстве.
Слайд 4Виды геометрических симметрий:
Зеркальная симметрия
Осевая симметрия
Вращательная симметрия
Центральная симметрия
Скользящая симметрия
Точечная симметрия
Поступательная симметрия
Винтовая
симметрия
Неизометричная симметрия
Фрактальные симметрии
Равнобедренный треугольник
с зеркальной симметрией.
Пунктирная линия является
осью симметрии
Рисунок бабочки с двусторонней симметрией
Винтовая симметрия
Легко установить, что каждая симметричная плоская фигура может быть с помощью зеркала совмещена сама с собой. Достойно удивления, что такие сложные фигуры, как пятиконечная звезда или равносторонний пятиугольник, тоже симметричны. Как это вытекает из числа осей, они отличаются именно высокой симметрией. И наоборот: не так просто понять, почему такая, казалось бы, правильная фигура, как косоугольный параллелограмм, несимметрична. Сначала представляется, что параллельно одной из его сторон могла бы проходить ось симметрии. Но стоит мысленно попробовать воспользоваться ею, как сразу убеждаешься, что это не так. Несимметрична и спираль
Слайд 5Теоретический материал по теме:
Симметрия
Зеркальная симметрия (или двусторонняя симметрия) возникает, когда две
половины композиции, расположенные по разные стороны от центральной оси, являются
зеркальными отражениями друг друга.
Направление и ориентация оси могут быть какими угодно, хотя зачастую она или вертикальная, или горизонтальная. Многие естественные формы, растущие или движущиеся параллельно поверхности земли, отличаются зеркальной симметрией. Ее примеры — крылья бабочки и человеческие лица.
Если две половины композиции отражают друг друга абсолютно точно, такая симметрия называется чистой. В большинстве случаев отражения не полностью идентичны, и половины немного отличаются друг от друга. Это неполная симметрия — в жизни она встречается гораздо чаще, чем чистая симметрия.
При зеркальной симметрии точки объекта размещены идентично относительно плоскости, что проходит через его центр
Слайд 6Если любая из точек объекта имеет в границах него свое
четкое отображение относительно его центра – имеет место центральная симметрия.
Ее примером являются такие геометрические тела, как цилиндр, шар, верная призма и т.д.
Симметрия относительно точки называется центральной симметрией
Круговая симметрия (или радиальная симметрия) возникает, когда объекты располагаются вокруг общего центра. Их количество и угол, под которым они расположены относительно центра, могут быть любыми — симметрия сохраняется, пока присутствует общий центр. Естественные формы, растущие или движущиеся перпендикулярно поверхности земли, отличаются круговой симметрией — например, лепестки подсолнуха.
В большинстве случаев осевая симметрия в природе может наблюдаться у растений, развивающихся перпендикулярно поверхности земли. В данном случае симметричность является результатом поворота схожих частей вокруг общей оси, находящейся в центре. Угол и частота их расположения могут быть различными. Примером служат деревья: ель, клен и другие. У неких животных осевая симметрия тоже встречается, но это бывает пореже. Естественно, природе изредка присуща математическая точность, но похожесть частей организма все равно поразительна.
капуста краснокочанная
Слайд 7
Основная черта симметричной композиции - равновесие. Оно настолько крепко держит
изображение, что является по совместительству и базой целостности. Симметрия отвечает
одному из самых глубоких законов природы - стремлению к устойчивости.
Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении.
Симметрия гармонична, но если всякое изображение делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями
Gregoire Kenne
Gregoire Kenne
Слайд 8Художественное творчество настолько далеко выходит за рамки геометрической правильности, что
во многих случаях надо сознательно нарушать симметрию в композиции, иначе
трудно передать движение, изменение, противоречие. В то же время симметрия, как алгебра, поверяющая гармонию, всегда будет судьей, напоминанием об изначальном порядке, равновесии.
Есть такая французская пословица: если не знаешь, как соврать, говори правду. У художников по аналогии с этой пословицей есть правило: если не знаешь, как построить композицию, делай симметрию.
Как средство композиции по эффективности и простоте симметрия не знает себе равных, потому что она изначально уравновешенна и целостна, кроме того, не требует никаких специальных творческих усилий: достаточно отразить зеркально одно в другом - и композиция готова. Другое дело, уместно ли это средство в конкретном произведении, но формально оно беспроигрышно.
Пример:
Композиционное движение основано на зеркальном повторе формы двух нотных тетрадей. Они индуцируют симметрию с вертикальной осью, делящей поле картины пополам. Симметрия – ритм этой композиции. Композиционный центр (изображение скрипки) сопряжен с осью симметрии и расположен ассиметрично, то есть нарушает ритм композиции. Поэтому тип центра – конструктивный, обогащенный свойством деструктивного центра
Петров-Водкин К.С. Скрипка
Слайд 9Закон симметрии
в изобразительном искусстве
Эль Греко. Погребение графа Оргаса
Рафаэль Санти:
Станца делла Сеньятура: Афинская школа
Эль Греко. Апостол Петр и Павел.
Х.м.
Рафаэль Санти: Мадонна с младенцем на троне (Мадонна Ансидеи)
Слайд 10 Рафаэль Санти.
Обручение Девы Марии
Фра Беато Анджелико. Благовещение. Цикл фресок доминиканского монастыря Сан
Марко во Флоренции, сцена
Фра Филиппо Липпи. Благовещение. Национальный музей Барджелло,
Флоренция
Слайд 11Леонардо Да Винчи. Тайная вечеря. Фреска
Рафаэль. Сикстинская Модонна.
Х.м., 269х201.
1513г.
Слайд 12Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.
italia-florenzija-iffizy-sandro-bottichelli
Сандро Боттичелли. Весна. 1482. Доска, темпера, 203 × 314 см. Галерея
Уффици, Флоренция
Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. Дерево, масло, 82,2х60. 1434г.
Лондонская Национальная галерея
Слайд 13Виктор Васнецов. Три богатыря. Х.м. 295,3x446, 1898г.
В.Васнецов. Сирин и Алконост.
Х., м. 133х250, 1896.
Духанина Анастасия. Прощание.
Х.м., 85см x
80см 2006 г.
Духанина Анастасия. Закликание весны. Х.м., 100х110, 2007г
Слайд 14А.А. Мыльников.
Распятие. Х.м., 1996
Д. Жилинский.
Тайная вечеря. Х.м.,
2000.
Духанина Анастасия. Поцелуй Иуды. Х.м., 90х95, 2007г.
Слайд 15М. В. Нестеров. Отцы-пустынники и
жены непорочны. 60х48, х.м.
Андрей Ремнев.
Разделение косы.
100x100, х. м., 2014 год
Д.Петров. Светлый день.
Х.м., 223х179. 2015
Д. Петров. Возращение.
Х.м., 215х170, 2005г.
А.А. Мыльников. Клятва балтийцев. Холст, масло, 206 x 526, 1946
Слайд 16Кузьмин Владимир А.
Ликбез. Х.м.
Евсей Моисеенко.
Сын.1969г.
К.С. Петров – Водкин.
После боя.
Х.м., 154х121,5, 1923г.
Ткачевы Сергей
Петрович и
Алексей Петрович.
Сыновья.
Слайд 17Хайрулинов И.С. Отчий дом. 1989 г. Х. м. 190х220
Кичко Сергей
Дмитриевич (Россия, 1946)
Прощание. 1972
Николай Зайцев.Внуки приехали. Х.м.
Слайд 18Ахмат Лутфуллин. Три женщины.
1969. Холст. Масло. 142 Х 167
Ахмат
Лутфуллин. Семья. Люди моего колхоза.
Х. м. 142 Х 167,
1974.
Ахмат Лутфуллин.
Чаепитие давних соседей.
Башкирское чаепитие
Лутфуллин Ахмат
(Россия, 1928-2007)
Золотая свадьба. 1979
Ахмат Лутфуллин.
Праздник в Зауралье.
Сабантуй.
Х. м., 220 Х 300. 1964
Слайд 19Прудникова Елена. Музыка. Фрагмент. Х.м. 204 x 213. 2007
Петрова Эльмира.
Зимний вечер. Х.м., 135х179, 2208
К.С. Петров – Водкин. Весна.
Х.м.,
185х156,5, 1935г.
Слайд 20Ахмадеев Ильдар Каюмович. Свадьба. 1974
Данциг Май Вольфович (Белоруссия, 1930) Минск.
Площадь Победы. 1972
Яблонская Татьяна Ниловна. Обручальное кольцо. 1969
Слайд 21Свен Ричард Берг. Летний вечер.
Демаков Евгений Александрович. Прощание.1812-год. Х.м., 140х110
Дмитриев
И.Д. Старинное украшение.
Х.м., 50х50, 2005 г.
Слайд 22Телин Владимир Никитович
(Россия, 1941-2012) Невеста 1987
Ткачева Елена Алексеевна (Россия,
1959) Перед свадьбой
Щемелёв Леонид Дмитриевич (Белрусь, 1923) Свадьба в Новом
Поле. 1980
Слайд 23Яблонская Т. Жизнь идёт. 1970г.
Яблонская Т. Невеста. 1966 г.
Д. Жилинский.
Двухсторонний портрет. Ирен и Петер Людвиги. Лицевая сторона. ДСП, темпера
150х150,
1981г.
А.Н. Невзгодин. Подруги
Д. Жилинский. Два художника. 1971, ДСП, темпера 84х59
Слайд 24Д. Жилинский. Молодая семья. 1980
Т. Яблонская. Вечер. Старая Флоренция
Д.Д. Жилинский.
Лето. Семья художников Ивановых.
Древесная плита, темпера. 43х60 см. 1976
г.
Слайд 25Никич (Криличевский) Анатолий Юрьевич.
Весна в Москве. Х.м
Никич (Криличевский) Анатолий
Юрьевич.
Новоселье. Х.м. 1977
Слайд 26А. Ремнев. Жмурки. Х. м.,2007г.
А. Ремнев. Завтра будет ветер. 2007,
100х90, холст, масло
А. Ремнев. Яблоки Гесперид. 100х90, х., м., 2007
А.
Ремнев. Зима. Весна. 100х90, х., м., 2007
А. Ремнев. Тет-а-тет. Х.м.,80х90, 2007г.
Слайд 27Ольга Суворова. Love triangle
Ольга Суворова. Народный праздник. Х. м., 90x110.
Ольга
Суворова. Мать и дочь. Х. м.,75x90.
Слайд 28Дмитрий Петров
Андрей Андреевич Мыльников. Тишина. Эскиз. 1986
Прудникова Е. Вечерний кофе.
Х. м. 85 x 80., 2003 г.
Прудникова Е. Лето.
Светлые
дни. Х.м., 100х110, 2008г.
Юрий Ракша. Разговор о будущем. 1979
Прудникова Е. Адажио. Бум., пастель
46.5см x 60см 2015 г
Слайд 29Петрова Э. Весеннее солнышко. 2008
Е. Прудникова. Лето в деревне.
Х.
м., 80 x 70, 2008 г.
Прудникова Е. Учебная постановка.
Х.м.
140см x 140см 2005 г
Слайд 30Прудникова Елена
Прудникова Е. Вечерние тени. Х.М., 50х70, 2001г.
Прудникова Е. Кукольный
домик. Х. м., 75 x 153, 2010 г
Прудникова Е. Адажио
2. Х. м. 68 x 82., 2006 г.
Слайд 31Стожаров В.Ф. Деревня Сёрдла. Коми АССР. Х.м., 1969г.
Нисский Г.Г. Церьковь
Покрова на Нерли. Х.м., 1966
К.Ф. Юон. Парад на Красной площади
7 ноября 1941 года. Х.м., 1942
Стожаров В.Ф. Село Важгорт. Белая ночь. Х.м.,1967
А. Куинджи. Березовая роща. Х.м., 97 × 181, 1879
Слайд 32Мыльников А.А. Гроза. Х.м.,
200х200, 1975
В. Телегин. Вид на старый
Владимир. Х.м., 1990
Нисский Г.Г. (1903-1987) Велопробег .
Нисский Георгий Григорьеви. Подмосковный
пейзаж. Х.м.,1957
Слайд 33Домашников Б.Ф. Стадион. Х.м., 1960
Б.Домашников. Вид Новгорода
на торговую сторону.
Х.м., 1958г.
Б.Домашников. Девочка. Х.м., 89 x 112, 1966 г.
Б.Домашников.
Дочка
у окна. х.м.73х97. 1966
Б.Домашников. Городок в горах. Х. м., 140, 1964
Б.Домашников. Вечерний сеанс. Х.м. 110х130. 1969
Слайд 34И. Хруцкий. Цветы и плоды.
Х., масло, 1839
П. Сезанн. Натюрморт с
тарелкой вишен. 1885-87
И.Машков. Натюрморт с азалией. Х.м.
И.Машков. Натюрморт с овощами
и фруктами.Х.м.
Закон симметрии
в изобразительном искусстве
НАТЮРМОРТ
Слайд 35Андрей Ремнев. Ананас. 1997
И.Машков. Натюрморт с фарфоровой
куклой. Х.м., 76х96см., 1922г.
И.Машков. Натюрморт. Ананасы и бананы. Х.м., 1938г.
И.Машков. Натюрморт с
фарфоровыми фигурками Х.м., 97х113см., 1922г.
И.Машков. Натюрморт с венками, яблоками и сливами . Х.м., 1914г.
И.Машков. Натюрморт с магнолиями. Х.м., 1934г.
И. Машков. Советские хлебы. Х.м., 1936г.
Слайд 36Екатерина Абрамова . Натюрморт с перцем, 80х95, холст, масло, 2003
Юнина
Елена Владимировна. Белый натюрморт. Х.м., 50х70, 2007
Прудникова Елена. Память. Х.
м., 90 x 70, 2003г.
Слайд 37Михайлов. Натюрморт с ящиком. Х.м. 65х55., 2014
Никич Анатолий Юрьевич. Натюрморт
с ландышами. Х.м.
Кубарев Ф.В. Натюрморт с патефоном. Х.м.,76х81
Сарьян Мартирос Сергеевич.
Натюрморт. Цветы.(Цикломены) Х., м. 81х100. 1940
Слайд 38Чепелева Мария.
Полуночный чай. х.м. 150х100. 2011
Чепелева Мария.
Родное...х.м. 140х100.
2011
Телегин Владимир. У окна. Х.м. 88х100, 1996г.
Травнико Г.А. Кухня
Демаков
Евгений.
Тени. Картон, м., 50х40, 1991
Слайд 39Ирина Котова. Подсолнухи
Смирнова Марина. Апрель
Масленикова Мария.
Осенний ветер. Павловск
Слайд 40Проанализировать конструкцию и звучание натюрморта
Самостоятельная работа (1 час.):
Д. Саржин.
Натюрморт
с самоваром.
Kenne Gregoire. Large terminee.125x65
Paolo Quaresima. Grand petit dejeuner., 48x68
Федоров Г.В.
Натюрморт.
1919.
Х. м., 97х 76
Илья Машков.
Натюрморт. Рыбы.
1910 г.
Слайд 41Тема 2.4 Изменение натюрморта на основе симметрии
массы, тона, цвета (2 часа)
Цель: закрепление полученных знаний при выполнении
натюрморта, с передачей состояния покоя
Задачи: составить эскизы натюрморта с симметричным распределением предметов по массам, по тону, по цвету
Практическое занятие:
Выполнить композиции натюрморта на состояние покоя, уравновешенности на основе симметрии:
-Массы
-Тона
-Цвета
Материалы: Гуашь, бумага, картон.
Техника выполнения по выбору преподавателя и студента: аппликация; бумага, гуашь.
Слайд 42Symphonie in wit Henk Helmantel
88.0 x 122.0 cm -
Oil on panel - 2002
- симметричное расположение предметов относительной
центральной осевой структуры композиции по тону
Слайд 43Деннис Мёгелграад. Черный кувшин с белой чашкой. 48 х 55.
д.,м. 2000.
- симметричное расположение предметов относительной центральной осевой
структуры композиции по тону
Слайд 44 - симметричное расположение предметов относительной центральной осевой структуры композиции
по тону
Tineke Stoffels
Слайд 45Paolo Quaresima
- симметричное расположение предметов относительной центральной осевой структуры
композиции по тону
Слайд 46Александр Грицай. Дождливый день золотой осени.
1983 г. Бумага на
оргалите, масло. 59х69,5
- симметрия ПО МАССАМ группы предметов
натюрморта
Слайд 47 Композиционный строй на основе СИММЕТРИИ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Janet
Rickus.
Слайд 48 - Композиционный строй на основе симметрии цветовых отношений
Слайд 49 Упражнение №1:
Выполнить композиции натюрморта на состояние покоя,
уравновешенности на основе симметрии:
-Массы
-Тона
-Цвета
Калашникова Ольга. Русские горшки.
Х. м., 30х70, 1997
Составление симметричной композиции
Материал гуашь
Слайд 50Составление симметричной композиции
Материал гуашь
Paolo Quaresima. Strani davanzali. olio, tela,60x150. 2012.
Пример выполнения самостоятельной работы:
Выполнить эскизы с изменением формата на
основе натюрморта с репродукции художника
Выполнить композиции натюрморта на состояние покоя, уравновешенности на основе симметрии:
-Массы
-Тона
-Цвета
Слайд 51 Пример выполнения самостоятельной работы:
Выполнить композиции натюрморта на состояние покоя,
уравновешенности на основе симметрии:
Никич Анатолий Юрьевич.
Натюрморт с камелиями. Х.м.
120х100. 1966
Слайд 52Самостоятельная работа (1 час.):
Составить натюрморт из предложенных предметов на основе
симметрии цвета
техника исполнения, графические материалы – на усмотрение студента
Формат 10х15см.
Для
выполнения задания, за основу можно выбрать один из предложенных натюрмортов
Janet Rickus
Илья Машков. «Натюрморт».
Х.м., 100х127см.,1913г.
Large Still Life with Roll.
David Harrison . 2011
Still Life . Janet Rickus . 2014
Janet Rickus
И.Машков. Натюрморт с овощами и фруктами.Х.м.
Слайд 53Практическое занятие:
Выполнить композиции натюрморта на состояние покоя, уравновешенности на основе
симметрии:
-Величины
-Формы
-Пространственные
паузы
Материалы: Гуашь, бумага, картон.
Техника выполнения по выбору преподавателя и студента: аппликация; бумага, гуашь.
Антипенко Виктор. Натюрморт с самоваром. М.х. 70х90
Бычков Виктор.
Натюрморт с самоваром
Натюрморт на основе
симметрии величины, формы и пространственных пауз
Марина Бебришвили- Туре
«Чайный натюрморт».
Х.м.,1986
Натюрморт на основе
симметрии формы
Цель: закрепление полученных знаний
Задачи: учить передавать состояние покоя
на основе симметрии величины, формы
Тема 2.5 Изменение натюрморта на основе симметрии величины, формы (2 часа)
Слайд 54Jos Van Riswick
Композиция натюрморта на основе симметрии формы
Слайд 55Janet Rickus. Kind of Blue. 2012. 16х20
Композиция натюрморта симметрична.
Два чайника
отличаются по размеру, по тону, но симметричны по форме
Слайд 56Janet Rickus. Lili's Jarre. Oil on Canvas, 20 x 34
Самостоятельная
работа (1 час.):
Составить натюрморт из предложенных предметов на основе симметрии
по форме :
техника исполнения, графические материалы – на усмотрение студента
Формат 10х15см.
Пример выполнения самостоятельной работы
Слайд 57
Перечень информационных источников
Список использованной литературы:
Волков Н. Н. Композиция в
живописи Москва, "Искусство", 2009 г
Голубева О.Л. Основы композиции: Учебное пособие.
– 2-е изд. – М.: Изд. Дом «Искусство», 2004. – 120 с.: илл.
Даниэль С. М. Картина классической эпохи. М.: «Искусство», 2010 г.
Даниэль С. М. Искусство видеть. М.: «Искусство», 1990 г.
Паранюшкин Р. В. Композиция/Серия «Школа изобразительных искусств». Ростов н/Д : издательство «Феникс», 2001. – 80 с.
Проблемы композиции: Сборник научных трудов/под редакцией В. В. Ванслова.- М.: Изобразительное искусство, 2000.-292 с.
Хогварт В. Анализ красоты,- М.: «Искусство», 2011 г.
Чеботкин В. А. Русская живописная школа: традиции и метод. Учебное пособие. Курс лекций./ В. А. Чеботкин. - Москва: ООО «Издательство «Элит», 2009. – 120 с., илл.
Шорохов Е. В. Композиция: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-ов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., илл.
Интернет – ресурсы:
http://поплавный.рф/o_kompozitsionnom_tcentre_kartiny.html
https://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsii/php
http://casadiarte.ru/master-klassy/metodicheskoe-posobie-po-stankovoj-kompozicii/