Слайд 1Номинация
Аргументация
в дискуссии
Слайд 2
Аргументация в дискуссии
Немного теории.
Процедура проведения дискуссии
Критерии оценивания
Слайд 3- Что представляет собой наша номинация?
- Что такое аргументация?
- Что
такое дискуссия?
Слайд 4ДИСКУССИЯ (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение вопроса, проблемы.
Дискуссия — это спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные
приёмы ведения спора.
АРГУМЕНТАЦИЯ – это логический процесс рассуждений, при котором обосновывается истинность суждения (тезиса) с помощью других суждений – доводов (аргументов).
В дискуссии всегда есть две стороны, защищающие противоположные точки зрения – ОППОНЕНТЫ.
Слайд 5Тезаурус
ТЕЗИС — положение, утверждение, которое требует доказательства.
АНТИТЕЗИС – это
суждение, противопоставляемое тезису.
АРГУМЕНТ – суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), приводимое
в подтверждение истинности тезиса/антитезиса
Слайд 6понять смысл тезиса и подобрать сильные аргументы,
приводить прямые (истинные) аргументы
в защиту тезиса,
отличать прямые аргументы от «мнимых», не подтверждающих
тезис,
соотносить полученные знания с примерами из различных источников.
В дискуссии важно
Слайд 7Прямые (истинные) аргументы
и
мнимые аргументы
Слайд 8Прямой аргумент – доказательство в поддержку или опровержение тех или
иных высказываний (тезиса).
«Мнимый» аргумент – указание на реально существующий факт,
событие, но не подтверждающее данный тезис.
Слайд 9Тема: Доверяй, но проверяй.
Один ученик 10-го класса, решая задачу по
молекулярной физике, искал в Интернете информацию о плотности меди. На
одном из справочных сайтов он нашел значение 7,8 × 10 ³ кг/м ³. То есть получалось, что кубический метр меди имеет массу 9 г. Ученик решил задачу, подставил найденное числовое значение и, разумеется, ответ получился неверным.
ТЕЗИС:
Информации в Интернете доверять не следует. Лучше пользоваться книгами.
АНТИТЕЗИС:
Информации в Интернете следует доверять. Ошибки могут быть и в Интернете, и в книгах.
Примеры
Слайд 10ТЕЗИС:
Информации в Интернете доверять не следует. Лучше пользоваться книгами.
Проанализируйте
предложенные аргументы. Какие из них истинные, а какие – мнимые?
1.
Чтение с монитора быстро утомляет глаза, и обычно внимательно прочитываются только наиболее интересные места в произведении. При этом много ценного может ускользнуть от читателя, остаться незамеченным.
2. В Интернете очень много рекламы, на которой люди просто хотят заработать и напишут, что угодно, лишь бы это пользовалось спросом и продавалось. Очень много, например, ложной информации, устаревшей.
Слайд 11ТЕЗИС:
Информации в Интернете доверять не следует. Лучше пользоваться книгами.
Проанализируйте
предложенные аргументы. Какие из них истинные, а какие – мнимые?
1.
Чтение с монитора быстро утомляет глаза, и обычно внимательно прочитываются только наиболее интересные места в произведении. При этом много ценного может ускользнуть от читателя, остаться незамеченным.
2. В Интернете очень много рекламы, на которой люди просто хотят заработать и напишут, что угодно, лишь бы это пользовалось спросом и продавалось. Очень много, например, ложной информации, устаревшей.
Мнимый аргумент
Истинный аргумент
Слайд 12
3. Книга — это традиционный источник знаний. Ее можно взять
в руки и насладиться типографским запахом, посмотреть цветные иллюстрации. С
книгой удобно прилечь на диван и ее можно взять с собой в дорогу.
4. Книги содержат в большей степени базовые знания, учебную информацию, литературные классические произведения. Книги являются основными учебными пособиями в каждом учебном заведении, они незаменимы для самообразования.
ТЕЗИС:
Информации в Интернете доверять не следует. Лучше пользоваться книгами.
Слайд 13
3. Книга — это традиционный источник знаний. Ее можно взять
в руки и насладиться типографским запахом, посмотреть цветные иллюстрации. С
книгой удобно прилечь на диван и ее можно взять с собой в дорогу.
4. Книги содержат в большей степени базовые знания, учебную информацию, литературные классические произведения. Книги являются основными учебными пособиями в каждом учебном заведении, они незаменимы для самообразования.
Мнимый аргумент
Истинный аргумент
ТЕЗИС:
Информации в Интернете доверять не следует. Лучше пользоваться книгами.
Слайд 14Сильные аргументы
и
слабые аргументы
Слайд 15
Слабые аргументы – аргументы с опорой на собственный личный опыт.
Сильные
аргументы – аргументы с опорой на исследования, факты, статистику, законы,
этические системы.
Слайд 16Виды «сильных» аргументов
Положения законов и официальных документов
Цитаты из авторитетных источников
(мнение ученых)
Пример-аргумент (факт, иллюстрирующий довод)
Показания очевидцев
Выводы, подтвержденные экспериментально
Заключение экспертов
Статистические
данные
Слайд 172. Процедура проведения
дискуссии. Основные этапы
Слайд 20Тема
Преамбула
Тезис
Антитезис
Каждый сюжет имеет краткое название.
В преамбуле кратко описывается проблемная
ситуация (общественное или иное явление, проектная или законодательная инициатива, совокупность
фактов), сюжет, обстоятельства, по отношению к которым сформулированы два противоречащих друг другу суждения – «тезис» и «антитезис».
Слайд 21
Процедура проведения дискуссии.
Каждая дискуссия включает следующие этапы:
Аргументы
Вопросы
Опровержение
Слайд 22Процедура проведения дискуссий
Дискуссия включает следующие этапы
А. Аргументы. Участники выступают по
очереди, излагая аргументы в обоснование собственного суждения. Первым выступает участник,
защищающий тезис. Время на выступление каждого – до 3 минут.
1 минута на подготовку вопросов
В-С. Вопросы. Участники по очереди задают друг другу вопросы. После ответа оппонента у того, кто задал вопрос есть возможность комментария – краткого суждения. На серию вопросов одного оппонента дается до 4 минут.
1 минута на подготовку опровержения
Д. Опровержения. На данном этапе каждому из участников дается возможность выступить с опровержением аргументации оппонента и подвести итог дискуссии. На каждое опровержение дается до 2 минут.
Слайд 23
Процедура проведения дискуссии
Каждая дискуссия включает следующие этапы
а. Аргументы.
Участники выступают
по очереди, излагая аргументы в обоснование собственного суждения. Первым выступает
участник, защищающий тезис.
б-с. Вопросы на понимание, проблематизирующие.
Каждый из соперников задает оппоненту уточняющие вопросы, позволяющие лучше понять точку зрения и аргументы противника. Ответ оппонента не комментируется.
Слайд 24Вопросы.
Участники по очереди задают друг другу вопросы. После ответа
оппонента у того, кто задал вопрос, есть возможность комментария –
краткого суждения. На данном этапе участник может попросить жюри дополнительную минуту для того, чтобы задать вопросы или сделать собственный комментарий.
Процедура проведения дискуссии
Слайд 25Критерии оценивания качества вопросов
Все вопросы относятся к содержанию аргументов.
Вопросы носят
проблематизирующий характер.
Вопросы выстроены логично.
Комментарии логичны и направлены на опровержение
аргументов оппонента.
Слайд 26Вопросительные слова
ЧТО _______________________________________________________?
КТО _______________________________________________________?
ГДЕ _______________________________________________________?
КАК _______________________________________________________?
КОГДА ____________________________________________________?
ПОЧЕМУ __________________________________________________?
ЗАЧЕМ ____________________________________________________?
ОТКУДА ___________________________________________________?
КАКОЙ...?
КАКАЯ ___________________________________________?
КАКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ______________________________________?
ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ________________________________________?
ЧЕМ ЛУЧШЕ _______________________________________________?
Слайд 27Сформулируйте вопросы к аргументам
АНТИТЕЗИС:
Информации в Интернете следует доверять. Ошибки
могут быть и в Интернете, и в книгах.
Нужную информацию
можно найти в Википедии. Хотя статьи создаются самими пользователями, информация в Википедии очень неплохо фильтруется.
2. Интернет быстро обновляет информацию. Все новости и сведения о последних достижениях науки и техники сразу же появляются в Интернете.
Слайд 28Примеры вопросов
Вопросы к аргументу 1.
Кто фильтрует информацию в Википедии? Насколько
можно доверять этому пользователю?
Как определить, обновлена информация или нет?
Вопросы к
аргументу 2.
Как часто обновляется информация в Интернете?
Чем информация о научных достижениях в Интернете лучше, чем информация в научном журнале?
Как не ошибиться в достоверности, научности информации в Интернете?
Слайд 29Процедура проведения дискуссии
С. Опровержение.
На данном этапе каждому из
участников дается возможность выступить с опровержением аргументации оппонента и подвести
итог дискуссии.
Слайд 30Опровержение – логическая операция (рассуждение) доказывающая ложность или несостоятельность тезиса.
Самый
эффективный способ опровержения – это опровержение фактами.
Опровержение может быть направлено
против тезиса, аргументов и приемов аргументации.
Слайд 31Опровержение может быть направлено против трех элементов:
Опровержение тезиса заключается в
установлении его ложности
При опровержении демонстрации требуется показать, что тезис не
следует из приведенных аргументов, что в выводе допущена логическая ошибка.
Критика аргументов: показав ложность или необоснованность доводов оппонента, делают вывод о том, что тезис не доказан.
Слайд 33Желаем вам:
Сильных аргументов
Удачных вопросов
Основательного опровержения
Слайд 34Спасибо за внимание.
Удачи в конкурсе!!!