Слайд 1Речевая деятельность
Речевая деятельность - речевые действия, направленные на достижение
цели.
Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте
мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел
Уэбстер
Слайд 2Речью называют исторически сложившийся вид общения между людьми с использованием
языковых конструкций, сформированных по определенным правилам.
Слайд 3Речевая деятельность- процесс, состоящий из взаимосвязанных действий, предполагающий, с одной
стороны, образование и формулирование мыслей с применением языковых средств, и
восприятие и понимание языковых конструкций с другой стороны.
Слайд 4 Речь - процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования
мыслей, оценки различных жизненных проявлений.
Слайд 5Внутренняя и внешняя речь
Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой
процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может
быть средством общения.
Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Различают устную и письменную внешнюю речь.
Слайд 6Формы речи
Письменная речь - речь, созданная с помощью видимых (графических)
знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.
Устная речь -
речь, произносимая в процессе говорения.
Слайд 10Видами речи являются:
Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
Слушание, или аудирование - восприятие и понимание звучащей речи;
Письмо
- использование видимых графических символов для передачи сообщения;
Чтение - восприятие графических символов и их понимание.
Слайд 11Виды речевой деятельности принято подразделять на
репродуктивные (говорение и письмо)
и рецептивные (чтение и слушание).
Слайд 12Интересные факты
Подсчитано, что в среднем человек тратит 30% времени на
слушание, 22% - на говорение, 10% - на письмо и
38% на чтение.
В деловом общении доля слушания увеличивается до 45%.
В большинстве случаев человеческое общение облекается в форму устной речи.
Слайд 13Говорение
представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого (вместе со слушанием)
осуществляется устное вербальное общение.
Говорение осуществляется в формах монологической и диалогической
речи.
Слайд 14Виды устной речи
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие
только слушают, не участвуя в разговоре.
Диалогическая речь – это
разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно.
Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.
Слайд 15Монолог -
организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и
предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращённое к собеседнику или аудитории.
Устная
монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации и отражает степень образованности человека.
Слайд 16Цель монологической речи:
информирование слушателей;
пробуждение в слушателях тех или иных чувств;
побуждение
к определённым действиям.
Слайд 17Диалог -
непосредственное взаимодействие двух собеседников.
Каждый диалог имеет свою структуру, причём
структурной единицей диалога является диалогическое единство, т.е. структурно и семантически
законченное соединение реплик.
Слайд 18Основными элементами диалога является вопрос и утверждение, причём практически всегда
вопрос выступает в роли ведущего элемента.
Именно поэтому необходимо овладеть искусством
оформления вопросов.
Слайд 19Для диалога характерны
реплики
повторения фраз и отдельных слов за
собеседником
вопросы, дополнения, пояснения
употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов
и междометий.
Для монолога характерны
большая композиционная сложность
завершенность мысли
более строгое соблюдения грамматических правил
строгая логика и последовательность при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Слайд 20Слушание
(аудирование)
Ораторское искусство начинается с умения
слушать.
Скилеф
Слайд 21Аудирование
является самостоятельным видом речевой деятельности, предполагающим восприятие на слух и
понимание текстов.
Аудирование – единственный вид речевой деятельности, при котором человек,
участвующий в ней, зависит от коммуникатора.
Слайд 22Факторы, влияющие на успешность восприятия речи на слух
Индивидуально-возрастные особенности слушающего.
Условия
восприятия.
Лингвистические трудности смыслового восприятия.