Разделы презентаций


Лекция как форма организации процесса обучения

Содержание

Характеристика понятия:Слово "лекция" происходит от латинского "lection" – «чтение»Лекция – это основная форма учебных занятий в вузовском обученииЛекция – это специфический метод объяснения, позволяющий излагать значительный объем нового материалаЛекция в вузеГлубина

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция как форма организации процесса обучения
Костромской государственный
университет

Лекция как форма организации процесса обученияКостромской государственный университет

Слайд 2
Характеристика понятия:

Слово "лекция" происходит от латинского "lection" – «чтение»
Лекция –

это основная форма учебных занятий в вузовском обучении
Лекция – это

специфический метод объяснения, позволяющий излагать значительный объем нового материала



Лекция в вузе


Глубина мысли – самое ценное, что должно заинтересовать студента

Характеристика понятия:Слово

Слайд 3Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт:


Даёт целостное

и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;
Вооружает студентов методологией изучения

данной науки;
Лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит студентов с последними данными наук;
Органично сочетает обучение с воспитанием;
Нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.
Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт:Даёт целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;Вооружает

Слайд 41. Это оперативный способ передачи научной информации, наиболее экономичный и

эффективный способ обучения, предоставляет возможность на месте освещать возникающие у

слушателей вопросы

3. Личное общение не может заменить никакой учебник, оно способно увлечь и вызвать подлинную заинтересованность у слушателей

2. Возможно разнообразить способы изложения материала, - от чисто информационного до проблемного построения лекции, способствуя этим формированию у студентов культуры познающего мышления

4. Лектор имеет возможность наметить пути самостоятельного изучения студентами материала учебной дисциплины

ЛЕКЦИЯ ИМЕЕТ РЯД ПРЕИМУЩЕСТВ:

Костромской государственный
университет

1. Это оперативный способ передачи научной информации, наиболее экономичный и эффективный способ обучения, предоставляет возможность на месте

Слайд 51. Курс лекций по предмету раскрывает основное его содержание;
3. От

лекции зависит направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса;
ВЕДУЩЕЕ

МЕСТО ЛЕКЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Костромской государственный
университет

2. Лекции определяют не только содержание, но и идейно-теоретическую концептуальную и профессиональную направленность всего учебного процесса;

4. личное эмоциональное воздействие лектора развивает мотивы к учению, познавательной активности, формирует мировоззрение.

1. Курс лекций по предмету раскрывает основное его содержание;3. От лекции зависит направление, содержание и эффективность других

Слайд 6ФУНКЦИИ ЛЕКЦИИ: 

1.Информационная (передача новой информации, учебного материала, научных знаний);
2.

Ориентирующая (вхождение в науку и будущую профессию, знакомство с учебной

дисциплиной, постановка научных и прикладных проблем, требующих дальнейшей разработки);
3. Методологическая (дается представление о методологии науки, методах и методиках исследования);
4. Мотивационно-стимулирующуя (побуждение к самостоятельному изучению предмета, научно-исследовательской работе, самообразованию и профессиональному становлению);
5. Воспитательная (осмысление и принятие ценностей; формирование мировоззрения, отношений посредством содержания изучаемого материала, общения с лектором-преподавателем);
6. Развивающая (развитие мышления, речи, памяти, специальных способностей и т.д.).

ФУНКЦИИ ЛЕКЦИИ: 1.Информационная (передача новой информации, учебного материала, научных знаний); 2. Ориентирующая (вхождение в науку и будущую профессию,

Слайд 71. Иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов

(понятийная линия лекции);
5. Быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество

ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

2. Иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

6. Быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимся вопросы для размышления

ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ:

Костромской государственный
университет

3. Иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;


7. Излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий и быть доступной для восприятия данной аудиторией

4. Быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

1. Иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);5. Быть доказательной и аргументированной,

Слайд 81. Вводная -вступление к изучению предмета, в ней излагаются основные

задачи курса, кратко характеризуется его содержание, раскрываются современный уровень развития

данной науки, предлагается основная и дополнительная литература

5. Обзорная - читается после изучения дисциплины на выпускных курсах перед гос. аттестацией с целью систематизации полученных знаний, обобщения материала, глубокого рассмотрения проблемы, проработки вопросов, которые не были раскрыты в процессе чтения тематических лекций.

3. Тематическая, или текущая по основным курсам и спецкурсам, здесь систематически и подробно рассматриваются отдельные темы учебных дисциплин;

6. Заключительная (итоговая) -подводит итоги изучения всего курса, углубляет и обобщает ранее полученные знания, логически систематизирует весь учебный материал, раскрывает его профессиональную значимость

ВИДЫ ЛЕКЦИЙ

Костромской государственный
университет

2. Установочная - оказывает помощь в самостоятельном овладении учебной дисциплиной, рассматривается предмет, основные категории и проблемы курса, его особенности, значение

4. Обобщающая завершает изучение определенного раздела (темы) дисциплины, рассмотренный ранее материал обобщается и систематизируется на более высоком научно-теоретическом уровне и интегрируется со знаниями, полученными студентами в ходе самостоятельной работы.

1. Вводная -вступление к изучению предмета, в ней излагаются основные задачи курса, кратко характеризуется его содержание, раскрываются

Слайд 9 Учебно-программные лекции
Установочные лекции
ЛЕКЦИИ ПО РОЛИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Костромской

государственный
университет

Проблемные лекции

Учебно-программные лекции Установочные лекцииЛЕКЦИИ ПО РОЛИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕКостромской государственный университет Проблемные лекции

Слайд 10Учебно-программные лекции предполагают систематическое, целостное и полное воспроизведение учебного материала

в соответствии с требованиями программы, изложение узловых вопросов науки. Они

составляют базу изучения учебного материала

6.

Костромской государственный
университет

4.

Учебно-программные лекции

Учебно-программные лекции предполагают систематическое, целостное и полное воспроизведение учебного материала в соответствии с требованиями программы, изложение узловых

Слайд 11Рассмотрение актуальных, не имеющих пока решения в науке вопросов или

же рассмотрение уже решенных проблем посредством воспроизведения логики их постановки,

рассмотрения и решения в науке. На такой лекции студенты находятся в постоянном процессе “сомышления” с лектором, и становятся соавторами в решении проблемных задач

6.

Костромской государственный
университет

Проблемные лекции

Рассмотрение актуальных, не имеющих пока решения в науке вопросов или же рассмотрение уже решенных проблем посредством воспроизведения

Слайд 12Установочные лекции используются в качестве вступительного занятия к курсу, давая

студентам представление о характере дисциплины, её предмете, содержании, структуре курса

и основных задачах его изучения и учебно-методическом обеспечении

Костромской государственный
университет

4.

Установочные лекции

Установочные лекции используются в качестве вступительного занятия к курсу, давая студентам представление о характере дисциплины, её предмете,

Слайд 13лекция-консультация

лекция-пресс-конференция
Новые разновидности подачи материала лекции
Костромской государственный
университет

лекция вдвоем
лекция-провокация
лекция-беседа
лекция-дискуссия
лекция- исследование


лекция с применением техники обратной связи
лекция визуальная

лекция-консультациялекция-пресс-конференцияНовые разновидности подачи материала лекцииКостромской государственный университет лекция вдвоемлекция-провокациялекция-беседалекция-дискуссиялекция- исследование лекция с применением техники обратной связилекция визуальная

Слайд 14Лекция – консультация форма занятий предпочтительна при изучении тем с

четко выраженной практической направленностью.
Первая часть занятия проводится в виде

лекции, а на второй лектор отвечает на предварительно подготовленные или только возникшие вопросы аудитории.

Костромской государственный
университет

Лекция-беседа - предполагает максимальное включение обучающихся в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога. Средствами активизации выступают отдельные вопросы к аудитории, организация дискуссии с последовательным переходом ее в диспут, создание условий для возникновения альтернативных суждений. Различают несколько ее разновидностей: лекция-диалог, лекция-дискуссия, лекция-диспут, лекция-семинар (полилог).

Лекция

Лекция-пресс-конференция предназначена для ликвидации пробелов и диагностирования уровня их подготовки. Излагается как совокупность последовательных ответов на поставленные студентами вопросы или как связанный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы на заявленные вопросы

Лекция – консультация форма занятий предпочтительна при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Первая часть занятия

Слайд 15Лекция – "вдвоем" может проводиться двумя и более преподавателями интеллектуально

и психологически совместимыми, по заранее разработанному сценарию. Преподаватели, придерживающиеся различных

взглядов на проблемные вопросы лекции, разыгрывают дискуссию, активируют их и подают пример научной полемики.

Костромской государственный
университет

Лекция-дискуссия, при изложении материала организуется свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории

Лекция

Лекция с запланированными ошибками (лекция- провокация). Во вступительной части объявляется тему лекции и сообщается о наличии ошибок в излагаемом материале (число не называется). Ошибки бывают разных видов: логические, поведенческие, в определениях понятий, категорий. По ходу проведения лекции необходимо выявить всё запланированные ошибки и позже озвучить

Лекция –

Слайд 16Лекция – исследование, общая познавательная задача ставится так, чтобы представить

учебную проблему в целом и ориентировать их на совместное с

преподавателем выделение основных вопросов, положений темы, требующих дальнейшего раскрытия и исследования. В заключительной части целесообразно использовать контрольные вопросы, логические и практические задания

Костромской государственный
университет

Лекция с применением техники обратной связи, при проведении такой лекции используются специально оборудованные классы для программированного обучения, предполагающие наличие у каждого обучающегося персонального компьютера, связанного с компьютером преподавателя. Таким образом, он получает возможность с помощью технических устройств получать ответы всей группы слушателей на поставленный им вопрос.

Лекция

Визуальная лекция - не читается, а показывается. Основной метод обучения при этом - демонстрация наглядности. Кино-, теле- и видеофрагменты, слайды, блоки информации на дисках комментируются лектором

Лекция – исследование, общая познавательная задача ставится так, чтобы представить учебную проблему в целом и ориентировать их

Слайд 17Особенности подготовки лекции: 

Подготовка лекции.
Алгоритм подготовки - это этапы творчества:

замысел занятия, разработка этого замысла, его реализация
Тема и цель лекции,

определение содержания обучения, т.е. отбор учебного материала, его анализ и структурирование
Построение методики изложения, т. е. выбор методов и приемов обучения, наглядных пособий, определение способов решения проблемных вопросов
Подготовка демонстрационных материалов и способов их использования на занятии.
Подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения или обеспечивающих демонстрацию частых случаев проявления изучаемых законов, явлений, процессов и т. п.

Особенности подготовки лекции: Подготовка лекции. Алгоритм подготовки - это этапы творчества: замысел занятия, разработка этого замысла, его реализацияТема

Слайд 18Основные требованиями к современной лекции :

научность,
доступность,
единство формы и

содержания,
эмоциональность изложения,
органическая связь с другими видами учебных занятий,


практикой повседневной жизни.

Основные требованиями к современной лекции :научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими

Слайд 19Дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и

методов изложения материала;
Структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой

литературы, вводной, основной и заключительной части леки; акцентирование  внимания аудитории на основных положениях и водах лекции;    рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного деятельностного и др.)
Логичность, доказательность и аргументированность изложения; 
Ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;
Соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;

Костромской государственный
университет

Критерии оценки методики лекции

Дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала; Структурированность содержания лекции: наличие

Слайд 206. Использование методов активизации мышления студентов;
7. Использование приемов закрепления информации

(повторение, включение вопросов на проверку понимания,  усвоения и т. п., 

подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);   
8. Использование записей на доске, наглядных пособий;
9. Использование раздаточного материала на лекции;
10. Использование технических средств обучения

Костромской государственный
университет

Критерии оценки методики лекции

6. Использование методов активизации мышления студентов;7. Использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания,  усвоения

Слайд 21Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика