Слайд 1ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI-IX ВЕКАХ
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Слайд 2Славяне отделились от единой славянской ветви индоевропейского древа в середине
I-го тысячелетия н.э.
Прародина славян - земли от реки Одер
на Западе до Карпатских гор на Востоке...
РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН
Славяне заняли большую часть Восточно-Европейской равнины.
Слайд 3БАЛТЫ
РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН
БАЛТОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА
СЛАВЯНЕ
ЗАПАДНЫЕ
ЮЖНЫЕ
УКРАИНЦЫ
БЕЛОРУСЫ
РУССКИЕ
4 тыс. лет назад
5 век до н.э.
5
век нашей эры
ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ
XIV-XV века
ВОСТОЧНЫЕ
Южные славяне (балканы) – болгары, сербы, хорваты,
словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы.
Западные славяне – поляки, чехи, словаки.
Восточные славяне – украинцы, русские, белорусы
Слайд 4РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН
К VI веку относится обособление восточных славян, на
основе которого сложились впоследствии русский, белорусский и украинский народы.
Восточные
славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Приднепровья на юге.
Славяне объединялись в общности, название которых получалось от названий местности (поляне, бужане), либо от названий легендарных прародителей (радимичи, вятичи).
Слайд 5ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Слайд 6В источниках VI в. славяне впервые выступают под собственным именем.
По
данным готского историка Иордана и византийского писателя-историка Прокопия Кесарийского, венеды
в это время делились на две основные группы: антов (восточные) и славинов (западные).
Именно в VI в. славяне заявили о себе как о сильном и воинственном народе. Они воевали с Византией и сыграли основную роль в сломе дунайской границы Византийской империи, заселив в VI-VIII вв. весь Балканский полуостров. В ходе расселения славяне смешивались с местным населением (балтийскими, финно-угорскими, позднее сарматскими и другими племенами), в результате ассимиляции у них складывались языковые и культурные особенности.
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Слайд 7ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
В VI-IX вв. славяне объединялись в общности,
имеющие не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы
— это этап на пути формирования государственности восточных славян.
В летописном рассказе названо полтора десятка объединений восточных славян (поляне, северяне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи и т.д.).
Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых уже утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из множества родов. Объединяться в союзы славян заставляла необходимость защиты от набегов кочевых племен и налаживания торговых связей.
Слайд 8В VII-IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного
строя: переход от родовой общины к соседской.
В это время
выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (веча) и способной принудить рядовых общинников к повиновению.
Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез», означающего «вождь». Одним из таких племенных князей был Кий (V в.), княживший в племени полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называла его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Слайд 9УПРАВЛЕНИЕ СОЮЗОМ ПЛЕМЕН
Кроме того, при князе находились "лучшие (нарочитые) люди"
и тысяцкий.
Слайд 11Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых
духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные
силы природы или отражал социальные отношения того времени.
Важнейшими богами славян были:
Перун — бог грома, молнии, войны,
Сварог — бог огня,
Велес — покровитель скотоводства,
Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени.
Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.
Слайд 12Идолов, изображавших этих языческих богов, ставили на холмах и в
урочищах и рядом с ними совершали обряды. Святилища, где люди
поклонялись идолам, назывались "капищами", а места для жертвоприношений - "требищами". Святилища находились при городищах в окружении селищ, являясь культовыми центрами, к которым тяготело население большой округи.
Слайд 13БЫТ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Славяне жили небольшими селениями по берегам рек. В
некоторых местах для защиты от неприятеля селения огораживали стеной, вокруг
которой выкапывали ров. Такое место называли городом.
Слайд 14Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных на одну семью.
Частная собственность
уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в
общем владении.
Слайд 15ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
СКОТОВОДСТВО
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
РЫБОЛОВСТВО
ОХОТА
БОРТНИЧЕСТВО
лошади, коровы, овцы, свиньи
пшеница, просо, ячмень, гречиха
подсечно-огневое
переложное
добывание меда
и воска диких лесных пчел из естественных дупел и разведение
пчел в выдолбленных дуплах.
Слайд 16ПОДСЕЧНО-ОГНЕВАЯ СИСТЕМА
Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После
этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и
использовалась до истощения.
Через 4-5 лет участок забрасывался.
ЗАЛЕЖНАЯ (ПЕРЕЛОГ) СИСТЕМА распространена на юге в лесостепях, главное орудие – плуг. Участок прежде возделываемой земли, оставляемой без вспашки для восстановления плодородия почвы; залежь
Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 -8 лет.
Слайд 17ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ
В IX веке в жизни восточных
славян все большое значение стала играть внешняя торговля.
Людей, главным
занятием которых стала торговля, называли купцами.
Путь из варяг в греки: р. Нева-Ладожское озеро-р. Волхов-озеро Ильмень-р. Ловать - волоком до притоков Днепра-р. Днепр-Черное море. Конечный пункт - богатая Византия.
Система "широтных путей" (Волхов – Новгород – Мета – Верхняя Волга; Западная Двина – Днепр (Смоленск-Гнездово) – Ока) обеспечивала выходы к непосредственным источникам арабского серебра на Волжском пути и обеспечила дальнейший рост магистральных водных путей и центров. Формируется путь «из варяг в греки», Волжский путь.
Слайд 18 Новое изобретение варягов – судно ДРАКАР позволило расширить свой
культурный круг и покорить половину Европы, выйти в Средиземное море
и освоить северную Русь. Дракары могли подниматься вверх по течению рек и нести до 100 человек и груз.
Слайд 19ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
XVIII в., Байер,
Шлецер, Миллер. Карамзин, Соловьев
Ломоносов, Рыбаков
Юрганов, Кацва
Слайд 20Государство - это такая организация жизни, при которой:
существует единая
система управления людьми, проживающими на одной территории;
взаимоотношения между ними
регулируются на основе единых законов (или традиций);
осуществляется охрана границ;
регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.
Причины возникновения Древнерусского государства
ВНУТРЕННИЕ
ВНЕШНИЕ
Необходимость обороняться
от внешних врагов.
Осознание большинством членов общества потребности в ограничении родовой власти;
Имущественное расслоение;
Необходимость держать в повиновении народ.
Слайд 21VII в. – набеги соседей, необходимость объединения союзов племен -
зародыш государственности (VI-VIII вв.- военная демократия).
VII-IX в.- объединение славянских
племен в союзы и суперсоюзы - развитие института родоплеменного строя.
Образование двух групп восточнославянских племен: северных (центр в Новгороде) и южных (с центром в Киеве) - завершающий этап развития родоплеменной политической организации.
882г.- поход Олега на Киев и объединение двух групп восточных славян в единое государство - Киевскую Русь.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА РУСИ
Слайд 22ВЫВОДЫ
Переселение славян на Восточно-Европейскую равнину привело к формированию древнерусского этноса,
состоящего из племенных союзов.
Основой хозяйства было земледелие, росла роль промыслов
и внешней торговли.
Родовая община превращается в территориальную, формируется военная демократия.
Таким образом, возникают условия для появления государства.