Слайд 1МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:
ПОНЯТИЕ И
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Слайд 21. Понятия «методический инструментарий».
2. Структурно-содержательные компоненты методического инструментария.
3. Технологии воспитания.
Слайд 3Система деятельности куратора, мастера п/о, воспитателя и др. представляет собой
совокупность различных видов деятельности, форм, методов и средств организации, позволяющих
реализовать различные направления воспитания учащихся.
Слайд 4Инструментарий – набор каких-либо инструментов; совокупность средств, применяемых для достижения
или осуществления чего-либо.
Слайд 5К методическому инструментарию в различных подходах относят
следующие компоненты:
формы;
методы;
приемы;
средства воспитания.
Слайд 6Воспитательная технология –
это система научно обоснованных приемов и методик,
способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в
непосредственном контакте осуществляется приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Слайд 7В практике воспитания выделяют
два уровня овладения
педагогической технологией:
-
элементарный уровень (освоены лишь ключевые операции основных компонентов педагогических технологий);
-
профессиональный уровень (педагог свободно владеет всем арсеналом педагогических технологий).
Слайд 8Воспитательные технологии обладают рядом характеристик:
• должны быть относительно массовыми, известными
формами и способами работы;
• способ работы должен отличаться определенной устойчивостью, типичностью,
которую можно выделить и назвать при описании;
• в форме, способе работы должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.
Слайд 9В.И. Смирнов «педагогический инструментарий воспитательных технологий», рассматривает как совокупность форм,
методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания,
которые представляют собой специфические (педагогические) инструменты, с помощью которых осуществляется формирование необходимых личностных свойств и качеств человека, а также диагностика уровня их сформированности на конкретный момент времени.
Слайд 10Под методическим инструментарием куратора учебной группы следует понимать совокупность форм,
методов, приемов, средств воспитания, воспитательных технологий, а также программно-планирующую документацию,
методические, диагностические и аналитические материалы (разработки), которые использует педагог, выполняющий обязанности куратора в учреждении профессионального образования.
Слайд 12Методы воспитания – это совокупность наиболее общих научно обоснованных способов
решения воспитательных задач и осуществления педагогически целесообразного взаимодействия педагога с
воспитанниками.
Слайд 13Общие методы воспитания разделяют на три группы:
- методы формирования сознания
личности (рассказ, беседа, диспут, лекция, пример);
- методы организации деятельности и
формирования опыта позитивного общественного поведения (приучение, упражнение, требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций);
- методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование).
Слайд 14Интерактивные методы воспитания.
Интерактивный («inter» – взаимный, «act» – действовать) –
предполагает взаимодействие, нахождение в активном режиме диалога, игры, тренинга и
т.д. Интерактивные методы ориентированы на активное взаимодействие учащихся не только с куратором, но и друг с другом при преобладании активности учащихся в процессе воспитания.
Слайд 15Преимущества интерактивных методов
Слайд 16Формы и методы интерактивного воспитания
Слайд 17Методические приемы – это конкретные (адаптированные) проявления определенного метода воспитания
на практике, они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный
стиль работы куратора. Методы и приемы могут заменять друг друга.
Слайд 18Средства воспитания являются своеобразным «инструментарием» материальной и духовной культуры, который
используется для решения воспитательных задач. К средствам можно отнести знаковые
символы, материальные средства, способы коммуникации, коллектив и социальную группу как значимые условия воспитания, технические средства, культурные ценности, предметы (объекты) живой и неживой природы. Чем богаче арсенал средств воспитания, тем, как правило, выше эффективность воспитания.
Слайд 19Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного акта (действия)
или их системы.
Традиционно, используют массовые, групповые (подгрупповые) и индивидуальные
формы воспитания, каждая из которых имеет свою специфику.
Слайд 20Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели
называют методикой.
Слайд 21Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной
логикой достижения целей и принципами действия куратора, определяют как воспитательная
технология.
Слайд 22К современным воспитательным технологиям, которые могут использоваться в учреждениях профессионального
образования, можно отнести следующие:
технология проектного обучения;
технология коллективного
творческого дела;
личностно-ориентированная технология;
здоровьесберегающая технология;
технология развития критического мышления;
тьюторство;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии и др.
Слайд 23Автором методики коллективных творческих дел (КТД) является Игорь Петрович Иванов
– российский педагог-новатор, приверженец педагогики сотрудничества, профессор, академик Российской академии
образования. Основные идеи технологии также нашли отражение в работах И.Д. Аванесян, Л.Г. Борисовой, Е.В. Титовой, Ф.Я. Шапиро, С.А. Шмакова и др.
Слайд 24Главные концептуальные идеи КТД:
основной механизм технологии – сотрудничество, сотворчество учащихся
и педагогов, коллективная (совместная) деятельность, позволяющая решать творческие задачи;
сотворчество реализуется
в свободных группах, в которых учащийся чувствует себя комфортно и свободно;
Слайд 25Главные концептуальные идеи КТД:
технология предполагает сочетание разнообразных методов коллективной творческой
работы (мозговая атака, деловая игра, свободная дискуссия), использование феномена группового
влияния на личность учащегося;
в процессе взаимодействия активно используется диалог с обсуждением различных позиций на основе уважения личности каждого учащегося, его уникальной позиции;
при реализации КТД осуществляется постепенный переход от близких перспектив к средним, от средних к далеким.
Слайд 26Основу КТД составляет совместная деятельность учащихся и педагогов, при которой
все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад
в создание социального продукта.
Слайд 27Выделяют различные виды КТД:
общественно-политические,
трудовые,
познавательные,
экологические,
художественные,
спортивные,
оздоровительные,
досуговые и др.
Слайд 28Технология организации коллективной творческой деятельности предполагает:
- построение группы на принципах
сменяемости ролей, опоры на «малые группы»;
- организацию деятельности группы как
личностно значимой и эмоционально насыщенной;
- использование в жизни группы ритуалов, традиций, игровых приемов;
- реализацию куратором позиции педагога и старшего товарища, готового и умеющего взаимодействовать с учащимися.
Слайд 30Технология КТД предполагает органическое включение в нее других технологий (технологии
создания ситуации успеха, стимулирования деятельности, этической защиты и др.).
Слайд 31Здоровьесберегающие технологии –
это образовательные технологии, которые ориентированы на четкое
определение целей, отбор и структуру содержания воспитательной работы, ее оптимальную
организацию с целью формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Слайд 32Выделяют следующие группы здоровьесберегающих технологий:
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- экологические здоровьесберегающие технологии;
-
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- собственно здоровьесберегающие образовательные технологии;
- социально адаптирующие
и личностно-развивающие технологии.
Слайд 33Ситуативные технологии воспитания (групповая проблемная работа) предполагает осуществление анализа вербального
поведения учащихся в проблемной ситуации (конфликтная ситуация, предполагающая необходимость осуществления
морального выбора).
Слайд 34Педагогическая ситуация – это совокупность действий, позиций и обстоятельств, с
которой педагог сталкивается в повседневной деятельности, определяющие необходимость решения педагогических
задач.
Слайд 35Разрешение педагогической ситуации
Слайд 36Технология проведения кураторского часа
в рамках ситуационного подхода может включать
следующие компоненты:
1) понимание и осознание каждым участником цели обсуждения;
2) поиск
(наличие) необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;
3) внутренняя фиксация личностной позиции по обсуждаемому вопросу;
4) определение причины личностной позиции в обозначенной ситуации;
Слайд 37Технология проведения кураторского часа
в рамках ситуационного подхода может включать
следующие компоненты:
5) сравнение личностной позиции и общественно значимой нормы;
6) рефлексия
обсуждения;
7) свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над ситуацией;
8) обеспечение педагогической поддержки тем учащимся, которые проявили готовность привести личностную позицию в соответствие с социальными нормами;
9) мониторинг изменения отношения учащихся к обсуждаемой проблеме.
Слайд 38Технология создания ситуации успеха.
В.А. Сластенин важным условием создания ситуации
успеха он определял дифференцированный подход к определению содержания деятельности и
характера помощи учащимся при ее осуществлении.
Слайд 39Алгоритм создания ситуации успеха:
1. Снятие тревожности, страха;
2. Авансирование успешного
результата;
3. Скрытое инструктирование учащегося в способах и формах совершения
деятельности;
4. Внесение мотива.
Слайд 40Алгоритм создания ситуации успеха:
5. Персональная исключительность;
6. Мобилизация активности или педагогическое
внушение;
7. Высокая оценка деталей работы.
Слайд 41Шоу-технологии (от англ. show – показ, представление – мероприятие развлекательного
характера, которое демонстрируется публике и имеет постановочный характер) – воспитательные
технологии, предполагающие проведение воспитательного шоу-мероприятия, как правило, на основе заранее подготовленного сценария с разделением участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»).
Слайд 42Схема реализации шоу-технологии включает следующие этапы:
1. Подготовка шоу-программы.
2. Проведение воспитательного
шоу.
3. Подведение итогов.
Слайд 43Основная задача на этапе подготовки – подготовка или же поиск
готового сценария шоу, планирование использования технических средств (аудио-, видеотехники, интерактивной
доски и др.); подготовка «сцены» (площадки), «зала», ведущего, системы оценивания (в случае, если мероприятие носит соревновательный характер), оформления.
Слайд 44Проведение воспитательного шоу включает три части:
- запуск,
- основная часть (“задание-оценивание” + сценическое действо),
- финал.
Слайд 45Подведение итогов осуществляется как анализ воспитательного шоу проводится на уровне
организаторов. Для более глубокого анализа необходимо во время шоу фиксировать
отношение участников (“сцены” и “зала”) к происходящему.
Слайд 46Использование методического инструментария в воспитании направлено на формирование необходимых личностных
качеств, свойств. характеристик человека, а также оценку (диагностику) достигаемого воспитательного
эффекта как показателя результативности деятельности.