Разделы презентаций


МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ : ПОНЯТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Содержание

1. Понятия «методический инструментарий».2. Структурно-содержательные компоненты методического инструментария.3. Технологии воспитания.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ: ПОНЯТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:  ПОНЯТИЕ И  СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Слайд 21. Понятия «методический инструментарий».
2. Структурно-содержательные компоненты методического инструментария.
3. Технологии воспитания.

1. Понятия «методический инструментарий».2. Структурно-содержательные компоненты методического инструментария.3. Технологии воспитания.

Слайд 3Система деятельности куратора, мастера п/о, воспитателя и др. представляет собой

совокупность различных видов деятельности, форм, методов и средств организации, позволяющих

реализовать различные направления воспитания учащихся.
Система деятельности куратора, мастера п/о, воспитателя и др. представляет собой совокупность различных видов деятельности, форм, методов и

Слайд 4Инструментарий – набор каких-либо инструментов; совокупность средств, применяемых для достижения

или осуществления чего-либо.

Инструментарий – набор каких-либо инструментов; совокупность средств, применяемых для достижения или осуществления чего-либо.

Слайд 5К методическому инструментарию в различных подходах относят следующие компоненты:
формы;
методы;
приемы;
средства воспитания.

К методическому инструментарию в различных подходах относят  следующие компоненты:формы;методы;приемы;средства воспитания.

Слайд 6Воспитательная технология –
это система научно обоснованных приемов и методик,

способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в

непосредственном контакте осуществляется приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательная технология – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса,

Слайд 7В практике воспитания выделяют
два уровня овладения
педагогической технологией:
-

элементарный уровень (освоены лишь ключевые операции основных компонентов педагогических технологий);
-

профессиональный уровень (педагог свободно владеет всем арсеналом педагогических технологий).

В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: - элементарный уровень (освоены лишь ключевые операции основных

Слайд 8Воспитательные технологии обладают рядом характеристик:
• должны быть относительно массовыми, известными

формами и способами работы;
• способ работы должен отличаться определенной устойчивостью, типичностью,

которую можно выделить и назвать при описании;
• в форме, способе работы должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.

Воспитательные технологии обладают рядом характеристик: •	должны быть относительно массовыми, известными формами и способами работы;•	способ работы должен отличаться

Слайд 9В.И. Смирнов «педагогический инструментарий воспитательных технологий», рассматривает как совокупность форм,

методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания,

которые представляют собой специфические (педагогические) инструменты, с помощью которых осуществляется формирование необходимых личностных свойств и качеств человека, а также диагностика уровня их сформированности на конкретный момент времени.
В.И. Смирнов «педагогический инструментарий воспитательных технологий», рассматривает как совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов

Слайд 10Под методическим инструментарием куратора учебной группы следует понимать совокупность форм,

методов, приемов, средств воспитания, воспитательных технологий, а также программно-планирующую документацию,

методические, диагностические и аналитические материалы (разработки), которые использует педагог, выполняющий обязанности куратора в учреждении профессионального образования.
Под методическим инструментарием куратора учебной группы следует понимать совокупность форм, методов, приемов, средств воспитания, воспитательных технологий, а

Слайд 12Методы воспитания – это совокупность наиболее общих научно обоснованных способов

решения воспитательных задач и осуществления педагогически целесообразного взаимодействия педагога с

воспитанниками.
Методы воспитания – это совокупность наиболее общих научно обоснованных способов решения воспитательных задач и осуществления педагогически целесообразного

Слайд 13Общие методы воспитания разделяют на три группы:
- методы формирования сознания

личности (рассказ, беседа, диспут, лекция, пример);
- методы организации деятельности и

формирования опыта позитивного общественного поведения (приучение, упражнение, требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций);
- методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование).

Общие методы воспитания разделяют на три группы: - методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, лекция, пример);-

Слайд 14Интерактивные методы воспитания.
Интерактивный («inter» – взаимный, «act» – действовать) –

предполагает взаимодействие, нахождение в активном режиме диалога, игры, тренинга и

т.д. Интерактивные методы ориентированы на активное взаимодействие учащихся не только с куратором, но и друг с другом при преобладании активности учащихся в процессе воспитания.

Интерактивные методы воспитания. Интерактивный («inter» – взаимный, «act» – действовать) – предполагает взаимодействие, нахождение в активном режиме

Слайд 15Преимущества интерактивных методов

Преимущества интерактивных методов

Слайд 16Формы и методы интерактивного воспитания

Формы и методы интерактивного воспитания

Слайд 17Методические приемы – это конкретные (адаптированные) проявления определенного метода воспитания

на практике, они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный

стиль работы куратора. Методы и приемы могут заменять друг друга.
Методические приемы – это конкретные (адаптированные) проявления определенного метода воспитания на практике, они определяют своеобразие используемых методов

Слайд 18Средства воспитания являются своеобразным «инструментарием» материальной и духовной культуры, который

используется для решения воспитательных задач. К средствам можно отнести знаковые

символы, материальные средства, способы коммуникации, коллектив и социальную группу как значимые условия воспитания, технические средства, культурные ценности, предметы (объекты) живой и неживой природы. Чем богаче арсенал средств воспитания, тем, как правило, выше эффективность воспитания.
Средства воспитания являются своеобразным «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам

Слайд 19Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного акта (действия)

или их системы.
Традиционно, используют массовые, групповые (подгрупповые) и индивидуальные

формы воспитания, каждая из которых имеет свою специфику.

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного акта (действия) или их системы. Традиционно, используют массовые, групповые

Слайд 20Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели

называют методикой.

Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели называют методикой.

Слайд 21Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной

логикой достижения целей и принципами действия куратора, определяют как воспитательная

технология.


Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия куратора,

Слайд 22К современным воспитательным технологиям, которые могут использоваться в учреждениях профессионального

образования, можно отнести следующие:
технология проектного обучения;
технология коллективного

творческого дела;
личностно-ориентированная технология;
здоровьесберегающая технология;
технология развития критического мышления;
тьюторство;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии и др.

К современным воспитательным технологиям, которые могут использоваться в учреждениях профессионального образования, можно отнести следующие: технология проектного обучения;

Слайд 23Автором методики коллективных творческих дел (КТД) является Игорь Петрович Иванов

– российский педагог-новатор, приверженец педагогики сотрудничества, профессор, академик Российской академии

образования. Основные идеи технологии также нашли отражение в работах И.Д. Аванесян, Л.Г. Борисовой, Е.В. Титовой, Ф.Я. Шапиро, С.А. Шмакова и др.
Автором методики коллективных творческих дел (КТД) является Игорь Петрович Иванов – российский педагог-новатор, приверженец педагогики сотрудничества, профессор,

Слайд 24Главные концептуальные идеи КТД:
основной механизм технологии – сотрудничество, сотворчество учащихся

и педагогов, коллективная (совместная) деятельность, позволяющая решать творческие задачи;
сотворчество реализуется

в свободных группах, в которых учащийся чувствует себя комфортно и свободно;

Главные концептуальные идеи КТД:основной механизм технологии – сотрудничество, сотворчество учащихся и педагогов, коллективная (совместная) деятельность, позволяющая решать

Слайд 25Главные концептуальные идеи КТД:
технология предполагает сочетание разнообразных методов коллективной творческой

работы (мозговая атака, деловая игра, свободная дискуссия), использование феномена группового

влияния на личность учащегося;
в процессе взаимодействия активно используется диалог с обсуждением различных позиций на основе уважения личности каждого учащегося, его уникальной позиции;
при реализации КТД осуществляется постепенный переход от близких перспектив к средним, от средних к далеким.

Главные концептуальные идеи КТД:технология предполагает сочетание разнообразных методов коллективной творческой работы (мозговая атака, деловая игра, свободная дискуссия),

Слайд 26Основу КТД составляет совместная деятельность учащихся и педагогов, при которой

все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад

в создание социального продукта.
Основу КТД составляет совместная деятельность учащихся и педагогов, при которой все члены группы участвуют в планировании и

Слайд 27Выделяют различные виды КТД:
общественно-политические,
трудовые,


познавательные,
экологические,
художественные,

спортивные,
оздоровительные,
досуговые и др.
Выделяют различные виды КТД:  общественно-политические,  трудовые,  познавательные,  экологические,  художественные,  спортивные,

Слайд 28Технология организации коллективной творческой деятельности предполагает:
- построение группы на принципах

сменяемости ролей, опоры на «малые группы»;
- организацию деятельности группы как

личностно значимой и эмоционально насыщенной;
- использование в жизни группы ритуалов, традиций, игровых приемов;
- реализацию куратором позиции педагога и старшего товарища, готового и умеющего взаимодействовать с учащимися.

Технология организации коллективной творческой деятельности предполагает:- построение группы на принципах сменяемости ролей, опоры на «малые группы»;- организацию

Слайд 29Стадии реализации КТД

Стадии реализации КТД

Слайд 30Технология КТД предполагает органическое включение в нее других технологий (технологии

создания ситуации успеха, стимулирования деятельности, этической защиты и др.).

Технология КТД предполагает органическое включение в нее других технологий (технологии создания ситуации успеха, стимулирования деятельности, этической защиты

Слайд 31Здоровьесберегающие технологии –
это образовательные технологии, которые ориентированы на четкое

определение целей, отбор и структуру содержания воспитательной работы, ее оптимальную

организацию с целью формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, которые ориентированы на четкое определение целей, отбор и структуру содержания воспитательной

Слайд 32Выделяют следующие группы здоровьесберегающих технологий:
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- экологические здоровьесберегающие технологии;
-

технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- собственно здоровьесберегающие образовательные технологии;
- социально адаптирующие

и личностно-развивающие технологии.

Выделяют следующие группы здоровьесберегающих технологий:- физкультурно-оздоровительные технологии;- экологические здоровьесберегающие технологии;- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;- собственно здоровьесберегающие образовательные

Слайд 33Ситуативные технологии воспитания (групповая проблемная работа) предполагает осуществление анализа вербального

поведения учащихся в проблемной ситуации (конфликтная ситуация, предполагающая необходимость осуществления

морального выбора).
Ситуативные технологии воспитания (групповая проблемная работа) предполагает осуществление анализа вербального поведения учащихся в проблемной ситуации (конфликтная ситуация,

Слайд 34Педагогическая ситуация – это совокупность действий, позиций и обстоятельств, с

которой педагог сталкивается в повседневной деятельности, определяющие необходимость решения педагогических

задач.
Педагогическая ситуация – это совокупность действий, позиций и обстоятельств, с которой педагог сталкивается в повседневной деятельности, определяющие

Слайд 35Разрешение педагогической ситуации

Разрешение педагогической ситуации

Слайд 36Технология проведения кураторского часа
в рамках ситуационного подхода может включать

следующие компоненты:
1) понимание и осознание каждым участником цели обсуждения;
2) поиск

(наличие) необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;
3) внутренняя фиксация личностной позиции по обсуждаемому вопросу;
4) определение причины личностной позиции в обозначенной ситуации;

Технология проведения кураторского часа в рамках ситуационного подхода может включать следующие компоненты:1) понимание и осознание каждым участником

Слайд 37Технология проведения кураторского часа
в рамках ситуационного подхода может включать

следующие компоненты:
5) сравнение личностной позиции и общественно значимой нормы;
6) рефлексия

обсуждения;
7) свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над ситуацией;
8) обеспечение педагогической поддержки тем учащимся, которые проявили готовность привести личностную позицию в соответствие с социальными нормами;
9) мониторинг изменения отношения учащихся к обсуждаемой проблеме.

Технология проведения кураторского часа в рамках ситуационного подхода может включать следующие компоненты:5) сравнение личностной позиции и общественно

Слайд 38Технология создания ситуации успеха.
В.А. Сластенин важным условием создания ситуации

успеха он определял дифференцированный подход к определению содержания деятельности и

характера помощи учащимся при ее осуществлении.
Технология создания ситуации успеха.  В.А. Сластенин важным условием создания ситуации успеха он определял дифференцированный подход к

Слайд 39Алгоритм создания ситуации успеха:
1. Снятие тревожности, страха;
2. Авансирование успешного

результата;
3. Скрытое инструктирование учащегося в способах и формах совершения

деятельности;
4. Внесение мотива.
Алгоритм создания ситуации успеха:1. Снятие тревожности, страха; 2. Авансирование успешного результата; 3. Скрытое инструктирование учащегося в способах

Слайд 40Алгоритм создания ситуации успеха:
5. Персональная исключительность;
6. Мобилизация активности или педагогическое

внушение;
7. Высокая оценка деталей работы.

Алгоритм создания ситуации успеха:5. Персональная исключительность;6. Мобилизация активности или педагогическое внушение;7. Высокая оценка деталей работы.

Слайд 41Шоу-технологии (от англ. show – показ, представление – мероприятие развлекательного

характера, которое демонстрируется публике и имеет постановочный характер) – воспитательные

технологии, предполагающие проведение воспитательного шоу-мероприятия, как правило, на основе заранее подготовленного сценария с разделением участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»).
Шоу-технологии (от англ. show – показ, представление – мероприятие развлекательного характера, которое демонстрируется публике и имеет постановочный

Слайд 42Схема реализации шоу-технологии включает следующие этапы:
1. Подготовка шоу-программы.
2. Проведение воспитательного

шоу.
3. Подведение итогов.


Схема реализации шоу-технологии включает следующие этапы:1. Подготовка шоу-программы.2. Проведение воспитательного шоу.3. Подведение итогов.

Слайд 43Основная задача на этапе подготовки – подготовка или же поиск

готового сценария шоу, планирование использования технических средств (аудио-, видеотехники, интерактивной

доски и др.); подготовка «сцены» (площадки), «зала», ведущего, системы оценивания (в случае, если мероприятие носит соревновательный характер), оформления.
Основная задача на этапе подготовки – подготовка или же поиск готового сценария шоу, планирование использования технических средств

Слайд 44Проведение воспитательного шоу включает три части:
- запуск,


- основная часть (“задание-оценивание” + сценическое действо),

- финал.

Проведение воспитательного шоу включает три части:  - запуск,  - основная часть (“задание-оценивание” + сценическое действо),

Слайд 45Подведение итогов осуществляется как анализ воспитательного шоу проводится на уровне

организаторов. Для более глубокого анализа необходимо во время шоу фиксировать

отношение участников (“сцены” и “зала”) к происходящему.
Подведение итогов осуществляется как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Для более глубокого анализа необходимо во

Слайд 46Использование методического инструментария в воспитании направлено на формирование необходимых личностных

качеств, свойств. характеристик человека, а также оценку (диагностику) достигаемого воспитательного

эффекта как показателя результативности деятельности.
Использование методического инструментария в воспитании направлено на формирование необходимых личностных качеств, свойств. характеристик человека, а также оценку

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика