Слайд 1Методический семинар для аспирантов
Слайд 2Общие положения
Диссертация на соискание ученой степени должна
представлять собой единолично
написанную квалификационную научную работу,
содержать совокупность новых результатов и научных
положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство
и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.
Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями.
Слайд 3Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной
работой, в которой:
содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей
отрасли знаний,
либо
изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.
Критерии, установленные
для кандидатских диссертаций
Слайд 4Формула (сущность) диссертации — это краткое описание существа диссертации.
Формулировка
формулы диссертации должна помочь автору определить основной результат диссертационного исследования.
При этом необходимо определить в одном—двух предложениях существо работы, ее отличия (отличительные признаки) по сравнению с ранее имевшимися аналогами.
Слайд 5Пример формулы кандидатской диссертации:
«В диссертации … изложены научно-обоснованные экономические разработки
– методы оценки финансовых рисков и обеспечения финансовой устойчивости предприятия,
имеющие существенное значение для экономики».
«В работе … изложены научно-обоснованные экономические разработки по совершенствованию региональной налоговой политики в условиях реформирования отечественной налоговой системы, что имеет существенное значение для развития экономики регионов страны».
«В работе содержится решение задачи, имеющей существенное значение для развития теории и практики кредитования – совершенствование системы критериев и методов оценки кредитоспособности предприятий коммерческими банками».
Слайд 6Диссертация должна отличаться внутренним методологическим единством, иметь законченность научного исследования.
Изложение
диссертации должно показывать умение автора сжато формулировать результаты своей работы,
логично и аргументировано их отстаивать.
Диссертация, как любой серьезный научный труд, базируется на достижениях предшественников.
Их мнение можно использовать для подтверждения своих выводов, для уточнения места своего исследования в общей системе знаний.
Слайд 7Искусство цитирования состоит в том, чтобы цитата воспринималась в неразрывной
связи с авторским текстом.
Ссылкой на авторитетное высказывание стремятся подкрепить
свои мысли, противоположную точку зрения цитируют при необходимости сопоставить свои взгляды.
Однако, приводя цитату, остерегайтесь опираться на выводы без доказательств!
При написании диссертации соискатель обязан давать ссылки на автора и указывать источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты.
При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были написаны научные работы, соискатель обязан отметить это.
Слайд 8Диссертация как результат самостоятельно выполненного научного исследования должна:
обладать внутренним единством,
содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты,
свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.
Предложенные автором решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.
В диссертации,
имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов,
имеющей теоретический характер, должны приводиться рекомендации по использованию научных выводов.
Признаки диссертаций
Слайд 9Положением о порядке присуждения ученых степеней* установлены следующие требования, предъявляемые
к диссертациям:
постановка актуальной проблемы: формулировка темы исследования, его цели и
задач, их согласованность с объектом, предметом и логикой выполненного исследования,
личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации,
степень достоверности результатов проведенных исследований,
их новизна и практическая значимость,
ценность научных работ соискателя,
соответствие специальности, по которой представлена диссертация,
полнота изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем
* утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 г. №748 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 475) и выполнено по форме ВАК Минобрнауки РФ (Решение Президиума ВАК Минобрнауки РФ от 17.02.2012 №7/10)
Требования,
предъявляемые диссертациям
Слайд 10Название диссертации
Название диссертации должно являться родовым понятием, из которого специалисту
будет ясно, о каком объекте и результате идет речь в
диссертации. При этом оно должно быть предельно кратким и конкретным, содержать минимум слов. Название должно отвечать сущности результатов. В названии диссертации не следует использовать ключевые слова из другой научной специальности. Это может вызвать нежелательный вопрос о соответствии диссертации научной специальности, по которой она представлена.
Слайд 11Название диссертационной темы нередко перенасыщено нарочито усложненной терминологией, несет наукообразный
характер, сформулировано стилистически небрежно.
Название диссертации не должно начинаться со
слов:
«Изучение процесса ...»,
«Исследование некоторых путей...»,
«Материалы к изучению....»,
«Некоторые вопросы...»,
«К вопросу...» и т.п.
В них не отражается в должной мере суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов.
Название диссертации должно показывать, что это научная работа, а не инженерная разработка.
Слайд 12Название не должно содержать сокращенных, специальных или условных названий, понятных
только специалистам узкого профиля.
Если у термина есть русские аналоги,
то желательно пользоваться русскими названиями.
Оглавление должно давать четкое представление о тематике и результатах выполненного исследования.
Формулируя названия глав и параграфов, следует обратить внимание на необходимость использования ключевых терминов из названия работы, из характеристики результатов по диссертации, из квалификационного паспорта специальности.
Слайд 13Не спешите с названием и развёрнутым планом.
Всё равно потом
всё измените!
Постарайтесь для начала выбрать «научный вектор», общее направление
исследования. По существу, это — замысел работы.
ВЫБОР ТЕМЫ – НАИТРУДНЕЙШАЯ ЗАДАЧА!
Слайд 14В любой проблеме всегда найдутся «ниши», «коридорчики», в которых никто
не был или осветили их пока слабо.
Да и в
старых, широко известных проблемах, где, казалось бы, всё ясно возникают такие ниши.
Экономика движется вперёд!
Постарайтесь сразу же найти «свою нишу».
Слайд 15Выбирая «научный вектор», не поленитесь порыться в названиях диссертаций (если
ещё и прочтете их, то будет вообще отлично!).
В Internet
достаточно сайтов
Надо знать всю библиографию о проблеме .
Не надейся на научного руководителя, он не Господь Бог! Всё знать - прочитать физически не может.
На длительное время именно вы должен стать для него поставщиком свежей литературы.
ЕСЛИ НЕТ, то
Первый вариант развития событий - выберешь тему, которая не узкая тропка, а настоящий проспект, будешь года два рыть литературу, писать основной текст будет некогда.
Второй вариант развития событий — научный руководитель вас после первого года «обучения» не аттестует.
Обе варианта — позор для молодого учёного.
Слайд 16Выбрав направление, которое соответствует фразе «Я хочу заниматься именно этим»,
обдумайте, «чем конкретно я буду заниматься».
Постарайтесь составить исчерпывающий перечень
вопросов.
Повторяю, если основательно не порылись в литературе, то сделать этого не сможете.
Слайд 17Вы где-то слышали или когда-то читали, что волк нападает на
овец. И эти факты имеют место быть до сих пор.
И так хочется защитить бедных овечек!
Так вот «защита овец от волка — это и есть «научный вектор»! Замысел работы.
То есть это и есть искомая фраза — «Я хочу заниматься именно этим».
Научный руководитель говорит, что проблема актуальна.
Вы готовите перечень вопросов по теме. Если их будет не больше 30, ничегошеньки вы в теме не разобрались.
Слайд 18ПРИМЕР.
Вопросы: 1. Сколько, какие авторы писали о волке. Названия
книг, статей и диссертаций. 2. Откуда произошёл волк. 3. Какими
болезнями болеет волк. 4. Точно ли волк «санитар леса». 5. Какие методы применяет волк при нападении. 6. Были ли случаи, когда овцы покусали волка (парадокс проблемы). 7. Почему волк не есть сена. 8. Какие есть способы борьбы с волками. 9. Как стимулируется труд охотников на волков… Ну что, понял? Тогда действуй!
Если перечень вопросов, «под направлений» будет максимально исчерпывающим, то твой труд окупится, когда ты с лёгкостью составишь оглавление и напишешь диссертацию. Проверено!
Слайд 20Уже на этой стадии работы над диссертацией вы обязаны понять,
что представляет собой ГИПОТЕЗА диссертации.
Без понимания этого соискатель слеп,
как учёный.
Гипотеза –– важный инструмент любого исследователя. С формальной точки зрения гипотеза или гипотезы –– это предположительные ответы на поставленные в диссертации (раздел «Задачи»).
Что произойдёт, если волка скрестить с овцой? Гипотеза: Если волка скрестить с овцой, то волк будет сам добывать себе пищу в лесу, будет сам охранять себя от традиционных волков, будет послушен пастухам. Есть гипотеза? Есть! Теперь начинайте её доказывать.
Слайд 21Из названия работы должно быть понятно о характере результатов диссертации.
В соответствии с требованиями ВАК есть два варианта:
1. В диссертационной
работе дано новое решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний.
2. В диссертационной работе НАУЧНО обоснованы экономические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.
Слайд 22Если вспомнить нашего волка,
то Вариант 1 будет звучать, например,
так:
«Найдены новые решения (способы) защиты овец от волка».
Во
2-м случае:
«Создана система стимулирования труда овцеводов, позволяющая снизить падёж овец от нападения волков».
Можете объединить эти два варианта.
Но это ещё не название!
Слайд 24Посмотрите, как трактуют этот вопрос наши медики:
«Объектом исследования является
контингент испытуемых (группы людей, животных и т.д.,
предметом — то,
что ты исследуешь у данного контингента (психологические, физиологические или иные параметры)».
а) Волчья стая — объект, их поведение во время нападения — предмет.
б) Трудовые отношения овцеводов с работодателем — объект исследования. Система (механизм) стимулирования их труда — предмет исследования. И т.д.
Надеюсь, вы ощутили, что объект как бы шире, а предмет как бы уже.
Слайд 25Лишь в первом приближении объект и предмет исследования соотносятся между
собой как общее и частное.
На самом деле, это не
всегда так.
Но тебе важно пока ощутить некую «приземлённость» предмета.
Не зря говорят: «Предмет связан с термином «предметность», он конкретнее».
Согласимся с этим!
Слайд 26Тема 1. Перестрахование в управлении риском изменения финансовой устойчивости страховщика
Объект
исследования — система экономических отношений, возникающих в страховании при управлении
риском страховщика.
Предмет исследования — перестрахование как метод управления риском изменения финансовой устойчивости страховщика.
Слайд 27Тема 2. Управление риском потребительского кредитования в коммерческом банке
Объект исследования
— кредитный риск, возникающий в коммерческом банке при осуществлении потребительского
кредитования.
Предмет исследования — теоретические, методические и практические аспекты управления риском потребительского кредитования с учётом баланса интересов кредитора и заёмщиков.
Слайд 28Объект исследования — знание, порождающее проблемную ситуацию, объединённое в определённом
понятии.
Оно определяется как область научных изысканий диссертационной работы.
Отметим,
что для объекта исследования подбирается индекс универсальной десятичной классификации (УДК).
УДК находит отражение на обложках автореферата и диссертации под словами «На правах рукописи» и в документе, идущем в ВАК РФ («Карточка ИКД»).
УДК должен быть развёрнутым, а не просто, например, 336.
Слайд 29Предмет исследования определим как новое научное знание об объекте исследования,
полученное тобой в результате научных изысканий.
В состав предмета исследования
может войти и инструмент получения этого нового научного знания об объекте исследования, если он имеет существенные (то есть весомые) признаки новизны.
То есть предмет исследования — это развертывание и конкретизация научной проблемы, исходя из задач исследования, отрасли научного знания (научной специальности, стыка научных специальностей) и объекта изучения.
Часть предмета входит в УДК.
Слайд 30Не старайся вставлять в название слова типа
«проблемы»,
«вопросы»,
«изучение»,
«исследование»
и аналогичные им.
Они лишь усиливают неопределённость названия!
Всегда
думай, как отразить в названии результаты диссертационного исследования или научную новизну.
Есть много хороших и нужных слов
«Разработка»,
«Обоснование»,
«Повышение»,
«Формирование» и т.д.
Они усиливают элементы ДЕЙСТВИЯ, производимые диссертантом.
Слайд 31Советую.
Не спеши с окончательным вариантом названия, выделением предмета и
объекта исследования.
Оставь это на самый последний момент, когда начнёшь
работать над … введением.
Оно стоит в диссертации первым, а пишется последним.
Последний совет. Старайтесь НЕ делать длинных названий. 11, максимум 12 слов. Вот всё что вы можете себе позволить.
Слайд 32Фактически, содержание всей диссертации вписывается в формулу тезис-антитезис-синтез.
Тезис —
теоретическое исследование того, что есть, то, что сложилось, иногда —
как оно развивается (генезис).
Антитезис — проблемы данного явления, недостатки, кризисные моменты и т.п. Это отрицание старого.
Синтез — на основе предыдущего изложения даются научные и/или методические рекомендации о том, как негативное явление преодолеть. Можно вообще отринуть старое, как безнадёжно устаревшее. Можно оставить «родимые пятна» старого явления. Можно отреставрировать старое явление, но здесь сложнее быть «новым».
Это лишь схема. Не надо её абсолютизировать!
Слайд 33Помните и используйте следующие принципы:
«В большинстве случаев не пытайся научный
результат делать научной новизной».
«Научную новизну можно всегда сделать научным результатом».
Пока
важно понять одно: задумали писать параграф или даже главу, представьте, ЧТО можно будет включить в новизну, а ЧТО –– в результаты.
Поэтому попробуйте каждый раздел диссертации завершать резюме, уже в нём должны быть если не конечные результаты, то хотя бы «искорки», элементы будущих (в следующих главах) научных результатов и новизны.
Слайд 34Научная новизна и научный результат
Слайд 35Вы, фантазируем, взяли (а до вас, естественно, никто этим не
занимался!) две кислоты — соляную и серную. Смешали их и
получил потрясающий «напиток», назвав его «царская водка».
Редко какой металл выдержит её воздействие, растворит, спалит напрочь. Золото и платина её не выдерживают, хотя по отдельности эти кислоты для них не страшны (здесь налицо — синергетика).
Итак, научный результат — получена химическая смесь, способная растворить … и т.д.
Научная новизна — найден способ, получения химической смеси, способной… и т.д.
Если вы не очень скромный, то напишите, что ввели в науку новый термин «царская водка». Но в кандидатских диссертациях лучше написать «уточнено определение…») хотя и первое вполне допустимо.
Слайд 36Царская водка, конечно, известна с незапамятных времён. Вам же в
результате исследований удалось получать эту смесь при очень низких температурах.
Испарений меньше — экология выше.
Научный результат — применён новый метод создания царской водки при сверхнизких температурах.
Научная новизна — теоретически обоснована возможность получения царской водки при сверхнизких температурах, позволяющая улучшить экологию производства.
Слайд 37Несколько советов по научной новизне.
Слайд 38Есть ряд признаков, которые надо иметь в виду:
постановка новой серьёзной
научной проблемы;
введение новых научных определений, категорий и понятий;
раскрытие новых закономерностей
протекания экономических (финансовых, кредитных и пр.) процессов;
применение новых методов, инструментов, аппарата исследования (инструментария);
разработка и научное обоснование рекомендаций (предложений) по улучшению процессов, используемых в экономике, управлении, финансах, страховании и т.п.;
развитие новых научных представлений об экономической среде, обществе и т.д., и т.п.
Слайд 39Научная новизна — не просто перечисление установленных фактов, идей, представлений,
каких-то закономерностей; она должна раскрывать главную научную концепцию, авторскую парадигму,
давать научное объяснение существа его исследований в качественном и количественном аспектах.
Научная новизна применительно к диссертации — признак, дающий вам право на использование (учтите, лишь мысленно!) понятия «впервые» при характеристике проведённого исследования в целом и полученных вами результатов.
Слайд 40Помните!
Новизна не означает, что ваша работа от начала и
до конца должна состоять из ранее никем не сформулированных положений,
понятий, которых не было в научном обороте, и т.д.
Применительно к кандидатской диссертации новизна может просто сводиться к элементам новизны.
Таким элементом может быть
и введение (лучше уточнение) в научный оборот отдельных новых понятий,
и использование новых методологических подходов к данной теме,
и обогащение вашей работы способами, методами, данными смежных наук
и иногда даже практическая часть работы (если она есть).
Слайд 41Существуют шаблоны, используемые при формулировании научной новизны:
— уточнено определение (понятие)…
—
сформулированы рекомендации по…
— разработаны модели…
— осуществлено комплексное…
— автором формализовано…
— создана
концепция, обеспечивающая…
— разработана система…
— исследованы специфические связи
— определена эффективность…
— разработан методика…, который отличается от…
— доказана зависимость между…
— исследовано … и показано…
— дана корректировка методов… в части…
Совет: Посмотри любые авторефераты. Там таких штампов полно.
Слайд 42Мы ведём речь об экономике, поэтому избегайте слов «впервые» и
«новое/ый/ая».
Вам хватит для получения степени и элемента новизны.
Не
раздражайте своей «манией величия» оппонентов и членов совета. Уж не говоря об эксперте ВАКа.
Слайд 43Очень важно понимать, что все ваши выводы, научные результаты обычные
гипотезы, а не истина в последней инстанции.
Все ваши результаты
спорны, что и будут делать оппоненты.
Однако если ваши рабочие гипотезы красиво поданы, хорошо обоснованы, математически выверены –– доказывать их гораздо проще.
Пусть вас также успокаивает мысль о том, что замечания оппонента –– тоже гипотеза.
Оспаривай их достойными методами и вас оценят по заслугам.
Слайд 451. Журналы из списка ВАКа. Найти на сайте ВАКа.
2. Российская
государственная библиотека. Зал диссертаций, г. Москва
3. Российская национальная библиотека г.
Санкт-Петербург.
Слайд 46Российская национальная библиотека. (г. Санкт-Петербург, метро Гостиный
двор, Невский проспект).
www.nlr.ru – РНБ
Ресурсы (левый верхний угол)
Ресурсы Интернет
Читателям РНБ
Подписная база данных
На экране появятся все доступные базы данных.
Отечественные ресурсы:
East View
ИНТЕГРУМ
библиотека Гребенникова
и другие
Я согласен с условиями доступа
Слайд 47Интегрум
Интегрум Профи
Ввести ключевое слово
Установить диапазон дат: «За неделю» изменить на
«Диапазон дат», выбрать с какого года, а по какую дату
можно не менять, там по умолчанию стоит текущая дата.
Снять выделение, т.е. убрать все «V», а затем отметить только необходимые источники. Рекомендую «Центральная пресса», «Зарубежная пресса», можно «Региональная пресса»
Отметить V «в одном предложении»
Искать
Из списка выбираем источники, кликаем на них и видим отрывок с ключевыми словами.
Кликаем на выбранный отрывок и открывается вся статья
Если статья вам подходит, отправляете ее в «корзину». Вверху экрана нарисована тележка, кликните на рисунок. ИЛИ самая верхняя строка: Услуги. Поиск, Запросы, Корзина. Помощь. Кликните на «Корзина» и увидите отобранные вами статьи.
Слайд 48Дальше решайте сами, как вам забрать статьи.
Я рекомендую
их собирать в архив, а потом архив отправлять на свою
электронную почту.
Слайд 49East View
Выбор источников: отмечаем «выбранные»
Отметить V, что выбираем
Вводим ключевое слово
Есть
возможность построить запрос, посмотрите предложенные варианты и прочитайте комментарии к
их использованию
Кликаем «Поиск» и получаем список статей. Видим только названия, поэтому статьи надо открыть, чтобы понять нужны ли они нам.