Разделы презентаций


Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи

Содержание

Термины:Арифметические задачи (решаются арифметическим действием).Текстовые задачи (сформулированы на естественном языке). Простые задачи (в одно действие). Составные задачи (в несколько действий). Прямые задачи (вопрос подсказывает действие). Обратные (косвенные) задачи (вопрос не отражает

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи
Составитель: Мурашкина Т.В.
2017

Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи Составитель: Мурашкина Т.В.2017

Слайд 2Термины:
Арифметические задачи (решаются арифметическим действием).
Текстовые задачи (сформулированы на естественном языке).

Простые задачи (в одно действие).
Составные задачи (в несколько действий).

Прямые задачи (вопрос подсказывает действие).
Обратные (косвенные) задачи (вопрос не отражает явно ситуацию).
Термины:Арифметические задачи (решаются арифметическим действием).Текстовые задачи (сформулированы на естественном языке). Простые задачи (в одно действие). Составные задачи

Слайд 3Знакомство со структурой арифметической задачи ( условие, вопрос)
Предварительная работа: Практическая

работа с множествами и числами является осевой для обучения детей

умению решать и составлять арифметические задачи.

Знакомство со структурой арифметической задачи  ( условие, вопрос)Предварительная работа: Практическая работа с множествами и числами является

Слайд 4Особенности наглядного материала
В процессе обучения дошкольников умению решать и составлять

арифметические задачи применяем различные модели:
вещественные (предметы и их заменители),


графические (рисунки, схемы),
словесные
и математические (числовые выражения).

Особенности наглядного материала В процессе обучения дошкольников умению решать и составлять арифметические задачи применяем различные модели: вещественные

Слайд 5По характеру наглядности задачи делятся на:
1. Задачи-драматизации (сюжет и действия

разыгрывают сами «Петя, поставь 3 флажка в вазу. Маша, поставь

2 флажка в вазу. Дети, про это можно придумать задачу»).
2. Задачи-иллюстрации (условие изображается на картинках):
а) картинки, обеспечивающие предметную наглядность (предметы и действия ярко выражены: в вазе лежат 3 яблока, девочка кладет еще 2 яблока);
б) парные картинки (на левой — 3 лягушки на кочке, на правой - 2 лягушки на кочке, а 1 лягушка плавает);
в) картинки, обеспечивающие частичную наглядность (3 снежные бабы и 2 лужи);
г) картинки, отражающие только жизненную ситуацию (на верхней полке 4 книги, а на нижней — 3 книги).
3. Устные задачи (без наглядности).

По характеру наглядности задачи делятся на:1. Задачи-драматизации (сюжет и действия разыгрывают сами «Петя, поставь 3 флажка в

Слайд 6Методика обучения
При обучении дошкольников часто используются различные задачи, отражающие знакомые

детям ситуации, но специальная работа ведется в подготовительной группе.
В

начале используем простые прямые задачи, где в решении второе слагаемое и вычи­таемое равны единице.
При прочном знании состава числа из двух меньших используем любые числа в пределах десятка.
Затем при хорошем усвоении можно предложить косвенные задачи.

Методика обучения При обучении дошкольников часто используются различные задачи, отражающие знакомые детям ситуации, но специальная работа ведется

Слайд 7Этапы обучения:
Подготовительный этап: Работа с множествами, их объединение и разъединение, зна­комство

с понятиями «часть и целое».
1 этап:
Ознакомление с понятием «арифметическая задача»:
а)

формирование представления об арифметической задаче;
б) усвоение структуры задачи и выделение ее частей;
в) практическое составление задач;
г) полная формулировка ответа.

Этапы обучения: Подготовительный этап: Работа с множествами, их объединение и разъединение, зна­комство с понятиями «часть и целое».1

Слайд 8II этап:
Запись и формулировка решения задачи:
а) знакомство с арифметическими действиями: сложением

и вычитанием;
б) поиск нужного арифметического действия и его формули­ровка;
в) выкладывание

решения задачи с помощью карточек;
г) запись решения задачи на листе бумаги в клетку.

II этап: Запись и формулировка решения задачи:а) знакомство с арифметическими действиями: сложением и вычитанием;б) поиск нужного арифметического действия

Слайд 9/// этап:
Выработка вычислительных навыков и логических рассуж­дений:
а) присчитывание и отсчитывание

по единице;
б) применение знания состава числа из двух меньших чисел;
в)

использование моделей арифметических действий;
г) решение косвенных задач, логических задач и др.

/// этап: Выработка вычислительных навыков и логических рассуж­дений:а) присчитывание и отсчитывание по единице;б) применение знания состава числа

Слайд 10I этап Фрагмент 1:
Программная задача: познакомить со структурой задачи.
Наглядный

материал: ваза, флажки.
Ход: Саша, поставь в вазу 3 флажка. Маша,

поставь в вазу 2 флажка.
О том, что сделали дети, можно составить задачу: «Саша поставил 3 флажка в вазу, а Маша — 2 флажка. Сколько всего флажков поставили дети?»
Задача состоит из двух частей: условие — это то, о чем го­ворится в задаче,
вопрос — то, что спрашивается.
Повтори только условие.
Повтори только вопрос.
Повтори задачу целиком.
Кто может сказать ответ полным предложением?
Мы не только придумали задачу, но и решили ее.
Теперь мы будем составлять задачи про то, что умеем де­лать.
I этап   Фрагмент 1: Программная задача: познакомить со структурой задачи.Наглядный материал: ваза, флажки.Ход: Саша, поставь в

Слайд 11Замечания:
1. При изучении структуры задачи достаточно лишь давать полный ответ.

И только после усвоения этого учим формулировать действие и записывать

его.
2. Начинаем обучение с задач-драматизаций в последовательности:
придумывание задачи;
разбор структуры;
повторение задачи целиком;
формулировка ответа.

Замечания: 1. При изучении структуры задачи достаточно лишь давать полный ответ. И только после усвоения этого учим

Слайд 12Замечания:
3. Обращаем внимание на правильную формулировку вопроса:
Сколько стало? (задача на

сложение).
Сколько всего? (задача на сложение).
Сколько осталось? (задача на вычитание).
4. Важно

показать детям, чем отличается задача от загадки, от рассказа. Подчеркнуть значение и характер вопроса.
Отметить, что в задаче на вычисление должны быть числа, не менее двух.
6. При составлении задач полезно предложить одним детям придумать условие, а другим — вопрос.

Замечания: 3. Обращаем внимание на правильную формулировку вопроса:Сколько стало? (задача на сложение).Сколько всего? (задача на сложение).Сколько осталось?

Слайд 13II этап
Фрагмент 2:
Программная задача: познакомить с арифметическим действием сложения и его записью.
Наглядный

материал: раздаточные круги двух цветов.
Ход:
Выложи 5 голубых кругов и 1

красный.
Придумай задачу.

II этап Фрагмент 2:Программная задача: познакомить с арифметическим действием сложения и его записью.Наглядный материал: раздаточные круги двух цветов.Ход:Выложи 5

Слайд 14Замечание:
на основе предварительного действия составляет­ся несколько задач. Содержание задач

зависит от уровня разви­тия детей и их воображения. Простейший уровень:

«На столе ле­жит 5 голубых кругов и 1 красный. Сколько всего кругов лежит на столе?». Абстрагирование от цвета: «На столе лежало 5 кру­гов. Положили еще 1. Сколько стало кругов?». Развитое вообра­жение и умение моделировать: «Во дворе гуляли 5 мальчиков и 1 девочка. Сколько детей гуляло во дворе?». Воспитатель выби­рает нужную задачу и обсуждает ее.
Повтори только условие. Повтори только вопрос. Повтори задачу целиком.
Кто может ответить на вопрос задачи?
Как вы узнали, что всего 6 кругов? Варианты ответов:
Сосчитали. (Задача решена практическим методом.)
Мы знаем, что 5 и 1 будет 6. (Знание состава числа 6.)
— Мы к пяти прибавили один. (Задача решена арифметиче­ским методом.)

Замечание: на основе предварительного действия составляет­ся несколько задач. Содержание задач зависит от уровня разви­тия детей и их

Слайд 15Вывод:
— Верно. Можно пересчитать предметы, а можно к пяти прибавить

один. Это действие называется сложение. По­вторите.
Давайте запишем решение задачи. Сколько

голубых кру­гов? Выложи цифру.
Сколько красных кругов? Выложи цифру.
Какой знак обозначает действие сложения? Где его надо поставить?
Сколько будет: «5 + 1»? Как это записать?
Теперь мы будем не только отвечать на вопрос задачи, но и записывать решение, и объяснять, какое действие дела­ем. Это надо делать так:
«К пяти кругам прибавить один круг, будет шесть кругов»
или «К пяти прибавить один, равняется шести»
или «Если сложить 5 и 1, получится 6»
или «Пять плюс один равно шести».

Вывод: — Верно. Можно пересчитать предметы, а можно к пяти прибавить один. Это действие называется сложение. По­вторите.Давайте

Слайд 16Замечания:
Постепенно арифметическое действие следует отвлекать от конкретного материала и относить

только к числам. Ответ всегда формулируем полным предложением.
Если детям еще

не знакома знаковая запись, ее надо вве­сти (см. «Счетную деятельность»).
Сначала решение выкладывается карточками, затем воз­можна запись на листе бумаги в клетку.
После усвоения формулировки действия сложения перехо­дим к задачам на вычитание.

Замечания: Постепенно арифметическое действие следует отвлекать от конкретного материала и относить только к числам. Ответ всегда формулируем

Слайд 17Фрагмент 3:
Программная задача: познакомить с арифметическим дейст­вием вычитания и его

записью.
Ход:
У Кати было 5 кукол, 2 она отдала Маше. Сколько

кукол осталось у Кати?
Повторите условие задачи.
Повторите вопрос задачи.
Повторите задачу целиком.
Сформулируйте ответ.
Как же вы узнали? (Отняли.)

Фрагмент 3: Программная задача: познакомить с арифметическим дейст­вием вычитания и его записью.Ход:У Кати было 5 кукол, 2

Слайд 18Ход:
У кого же вы отняли куклы? Катя может обидеться, ведь

она сама их отдала, а вы говорите: «Отняли».
Мы из числа

5 отняли число 2. Это действие называется вычитание. Повторите.
Как записать решение задачи?
Давайте объясним, как мы решили задачу. Это надо де­лать так:
«От пяти кукол отнять две куклы, получится три куклы»
или «От пяти отнять два, будет три»
или «Пять вычесть два, равняется трем»
или «Пять минус два равно трем».
Прочитайте запись.
Какое действие мы записали?
Сформулируйте ответ.

Ход: У кого же вы отняли куклы? Катя может обидеться, ведь она сама их отдала, а вы

Слайд 19Замечания:
1. Работа ведется от конкретного к абстрактному:
действие с предметами;
именование действия

по содержанию задачи;
формулировка действия с числами.
2. Слова «прибавить», «отнять», «будет»

детям знакомы из жизни. Слова «сложить», «вычесть», «равняется» являются мате­матическими терминами.
Необходимо постепенно осуществлять переход к новым словам и уделять этому особое внимание.

Замечания: 1. Работа ведется от конкретного к абстрактному:действие с предметами;именование действия по содержанию задачи;формулировка действия с числами.2.

Слайд 203. Важно при анализе задачи вовлекать всех детей, обсуждая различные

вопросы:
О чем говорится в задаче?
О чем спрашивается в задаче?
Повтори только

условие.
Повтори только вопрос.
Повтори задачу целиком.
Что надо сделать, чтобы решить задачу?
Как называется это действие?
Как записать решение задачи?
Прочитай запись решения.
Сформулируй ответ полным предложением.
— Каким действием мы решили задачу? Почему? Необходимо добиваться полных развернутых ответов.
4. Упражняем в чтении различных записей, самостоятельном выкладывании примеров, составлении задач по числовому выражению.


3. Важно при анализе задачи вовлекать всех детей, обсуждая различные вопросы: О чем говорится в задаче?О чем

Слайд 21/// этап
1-й вариант: метод присчитывания и отсчитывания по еди­нице на

основе знания состава чисел из единиц: «Чтобы к пяти прибавить

два, надо к пяти прибавить один, будет шесть, к шес­ти прибавить один будет семь. Значит: к пяти прибавить два будет семь».
2-й вариант: метод решения задач на основе знаний состава числа из двух меньших чисел.
3-й вариант: метод решения задач на основе моделирования арифметического действия, знания понятий «часть» и «целое».
Усложнение
Предлагаем косвенные задачи,(См. Е.И.Щербакова стр. 211-212) задачи в стихах,( См. В.Волина. Праздник числа) логические задачи.

/// этап 1-й вариант: метод присчитывания и отсчитывания по еди­нице на основе знания состава чисел из единиц:

Слайд 22Задание для самостоятельной работы студентов
1. Изучить различные методики обучения дошкольников

решать и составлять арифметические задачи:
ЛеушинаА. М. Формирование элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста;
Данилова В. В. Рихтерман 3. А., Михайлова 3. А. Обучение математике в детском саду;
Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском.
2. Предложить методику ознакомления дошкольников с современными денежными знаками.
 

Задание для самостоятельной работы студентов 1. Изучить различные методики обучения дошкольников решать и составлять арифметические задачи:ЛеушинаА. М.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика