Слайд 1Методика и дидактика мультимедийных уроков
Слайд 2Мультимедиа - это:
технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств
обработки информации разных типов;
информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки
и представления информации разных типов;
Слайд 3
компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением
информации разных типов;
компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной
работа с информацией разных типов;
особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.)».
Слайд 4Мультимедийные данные интегрируют:
- образы, видео и графику (статическую и анимационную),
включая растровую и векторную, карты, фотографии;
- текст в различных видах,
включая буквенно-цифровые базы данных;
звук;
- в недалеком будущем - запах и вкус.
Слайд 5Мультимедийные объекты используются для:
- усиления педагогического воздействия на учащихся, путем
создания дополнительных эмоциональных или мнемонических связей
- предоставления визуальных и аудиальных
образов и объектов, которые невозможно представить в классе (посещение Кремля для сельских школьников, балет в Большом театре, опера в Большом Кремлевском дворце, служба в Храме Христа-Спасителя и др.)
Слайд 6
иллюстрация и демонстрации явлений, которые невозможно наблюдать в реальном времени
(процесс фотосинтеза или действия магнитных полей);
возможность проводить виртуальные практические работы;
-
возможность вырабатывать необходимый навык на симуляторах (при обучении пилотов).
Слайд 7Дидактические характеристики мультимедиа
Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в
том числе и мультимедиа, понимают те его стороны, аспекты, которые могут
использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе.
Слайд 8Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания
по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в
целом и к информатике в частности;
-оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Слайд 9Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.
Слайд 10Интерактивность и ее дидактические свойства
Под интерактивностью понимают возможность управления процессом
представления информации :
- манипулирование объектами
- скроллинг в рамках экрана
- контекстно-зависимая
справка
- возможность создания или конфигурирования экранных объектов, и т.д.
Слайд 11Интерактивность не является свойством, присущим только мультимедийным объектам. Но интерактивность
именно мультимедийных объектов резко увеличивает диапазон возможностей преподавателя.
Слайд 12три основных типа интерактивности, используемых средствами обучения (в частности, мультимедийными):
реактивное, активное и двустороннее взаимодействие.
- реактивное взаимодействие: учащиеся имеют возможность
проявить свое отношение к происходящему на экране. Однако, возможности управления программой невелики;
- активное взаимодействие: учащиеся управляют мультимедиа-программой или ресурсом: выбирают темп, объем, траекторию изучения материала.
- двустороннее взаимодействие: учащиеся управляют программой, а программа, в свою очередь, адаптируется к запросам учащегося.
Слайд 13
Развивающие функции (для ученика)
- развитие навыков работы с большими объемами
информации разного вида;
- развитие критического мышления;
- стимулирование когнитивного процесса;
Слайд 14Расширяются возможности педагога
педагог может:
интерактивно взаимодействовать с обучаемым;
адаптироваться к запросам последнего,
и таким образом индивидуализировать учебный процесс (то есть обучаемый сам
выбирает, что и как изучать, как применять интерактивные возможности средств информатизации и как взаимодействовать со своими соучениками, то есть учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса);
- организовывать групповую работу в мультимедийных средах, и таким образом,
развивать навыки работы в команде
- формировать устойчивую мотивацию к обучению
Слайд 15Чем же отличается мультимедиа, как средство обучения, от других учебных
СО?
Прежде всего двумя основными дидактическими свойствами:
интегративным подходом в представлении информации в
различных формах (текст, звук, видео и.т.д.)
- интерактивным взаимодействием с обучаемыми.
Слайд 16Эти два подхода позволяют решать многие современные дидактические задачи, а именно:
формировать
умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими
объемами информации;
формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ;
формировать навыки самообразования (способность к академической мобильности обучающихся);
формировать навыки работы в команде;
развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить;
- формировать навыки самоконтроля и т.д.
Слайд 17
И, следовательно, формировать ключевые компетентности, обозначенные нормативными документами как основа содержания
современного образования:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
компетентность в сфере гражданско-общественной
деятельности;
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
компетентность в бытовой сфере;
компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности .
Слайд 18При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не
изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только
их временные характеристики.
Слайд 19Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Как анонсирование темы урока
(Тема урока представлена на
слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса)
2.Как сопровождение объяснения учителя
(мультимедийные конспекты-презентации,
содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах)
Слайд 203.Как информационно-обучающее пособие
(Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку
)
4.Для контроля знаний
( например, использование компьютерного тестирования
Слайд 21Список рекомендуемой литературы
1. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». (Электронный ресурс:
ifa p.ru/lib rary/)
2. КозловО.А. Информационные и коммуникационные технологии как фактор повышения
эффективности образовательного процесса // Информатика и образование. — 2008. — № 10. — С. 3-9.
3. Мосина М. Мультимедийный проект — средство интерактивного общения // Высшее образование в России. — 2008. —№ 6. — С. 68-72.
4. Руденко Т.В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. Учеб.-метод. комплекс. — Томск, 2006. (Электронный ресурс: ed u.ts u.ru)