Разделы презентаций


МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Содержание

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ- это один из основных методов социологии, представляющий собой инструмент проникновения в реально сложившуюся социальную действительность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопросы:
Программа социологического исследования.
Методы сбора социологической информации.
Методы

анализа социологической информации.

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯВопросы:Программа социологического исследования.Методы сбора социологической информации.Методы анализа социологической информации.

Слайд 2СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

- это один из основных методов социологии, представляющий собой

инструмент проникновения в реально сложившуюся социальную действительность

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ- это один из основных методов социологии, представляющий собой инструмент проникновения в реально сложившуюся социальную действительность

Слайд 3СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ
ПО ХАРАКТЕРУ ЗНАНИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ЭМПИРИЧЕСКАЯ

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИПО ХАРАКТЕРУ ЗНАНИЙТЕОРЕТИЧЕСКАЯЭМПИРИЧЕСКАЯ

Слайд 4Эмпирическая социология – это обозначение всего комплекса эмпирических [гр. empeiria

– опыт] социологических исследований в рамках социологии города, личности, моды,

образования, семьи, труда и т.д.

Эмпирическая социология – это обозначение всего комплекса эмпирических [гр. empeiria – опыт] социологических исследований в рамках социологии

Слайд 5ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

это изложение теоретико-методологических предпосылок

предпринимаемой работы

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ    это изложение теоретико-методологических предпосылок предпринимаемой работы

Слайд 6РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
I – теоретико-
методологический

1 – постановка проблемы
2 – цель
3

– задачи
4 – объект
5 – предмет
6 – операционализация
7 – гипотезы


II – процедурно-
методический

1 – тип исследования
2 – выборка
3 – методы сбора
информации
4 – методы анализа
информации



РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫI – теоретико- методологический1 – постановка проблемы2 – цель3 – задачи4 – объект5 – предмет6 –

Слайд 7Постановка проблемы

это осмысление проблемной ситуации и формулировка самой проблемы

Постановка проблемыэто осмысление проблемной ситуации и формулировка самой проблемы

Слайд 8Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие,

способы разрешения которого не ясны

Проблема – это стороны противоречия

Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого не ясныПроблема – это

Слайд 9Цель исследования
– это планируемый результат, на достижение которого направлена

исследовательская работа

Цель исследования – это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская работа

Слайд 10Задачи исследования –
это конкретный план работы, выполнение которого

позволит достигнуть цель

Задачи исследования –  это конкретный план работы, выполнение которого позволит достигнуть цель

Слайд 11Объект исследования –
это носитель (источник) социальной проблемы

Предмет

исследования –
это определённая сторона или свойство объекта,

которые подлежат изучению и выражают исследуемую проблему
Объект исследования –  это носитель (источник) социальной проблемыПредмет исследования –  это определённая сторона или свойство

Слайд 12Операционализация –
это процедура установления связи концептуального аппарата исследования

с его методическим инструментарием:

1 – определение основных используемых понятий
2 –

подбор индикаторов и способов измерения
Операционализация –  это процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием:1 – определение основных

Слайд 13Операционализация
бывает:
1 – дескриптивная (описание понятий)
2 – структурная (упорядочение понятий

и выявление взаимных связей)
3 – факторная (установление связи между исходными

понятиями и переменными)
Операционализация бывает:1 – дескриптивная (описание понятий)2 – структурная (упорядочение понятий и выявление взаимных связей)3 – факторная (установление

Слайд 14Гипотезы –
это обоснованные предположения о характере и

причинах возникновения изучаемой проблемы

Гипотезы –  это обоснованные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы

Слайд 15ТИП ИССЛЕДОВАНИЯ
- ЭТО СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА:
1 – ПОИСКОВО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ (ПИЛОТАЖНОЕ)
2 –

ОПИСАТЕЛЬНОЕ
3 – АНАЛИТИЧЕСКОЕ

ТИП ИССЛЕДОВАНИЯ- ЭТО СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА:1 – ПОИСКОВО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ (ПИЛОТАЖНОЕ)2 – ОПИСАТЕЛЬНОЕ3 – АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Слайд 16ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОЦИОЛОГЧИЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1 – ПОИСКОВО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ (ПИЛОТАЖНОЕ) –

ПРИМЕНЯЕТСЯ КОГДА НЕТ ЯСНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ ИЛИ ОБЪЕКТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОЦИОЛОГЧИЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ1 – ПОИСКОВО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ (ПИЛОТАЖНОЕ) –  ПРИМЕНЯЕТСЯ КОГДА НЕТ ЯСНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ ИЛИ

Слайд 172 – ОПИСАТЕЛЬНОЕ –
ПРИМЕНЯЕТСЯ, КОГДА МОЖНО

ВЫДЕЛИТЬ ОБЪЕКТ И СФОРМУЛИРОВАТЬ ОПИСАТЕЛЬНУЮ ГИПОТЕЗУ

3 – АНАЛИТИЧЕСКОЕ –

ПРИМЕНЯЕТСЯ, КОГДА МОЖНО СФОРМУЛИОРОВАТЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНУЮ ГИПОТЕЗУ И ВЫЯВИТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ В ОБЪЕКТЕ
2 – ОПИСАТЕЛЬНОЕ –   ПРИМЕНЯЕТСЯ,  КОГДА МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ОБЪЕКТ И СФОРМУЛИРОВАТЬ ОПИСАТЕЛЬНУЮ ГИПОТЕЗУ3 –

Слайд 18ВЫБОРКА
ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОЙ СОВОКУПНОСТИ:
• СКОЛЬКО

• КОГО
• КАК

ОПРАШИВАТЬ

ВЫБОРКАЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОЙ СОВОКУПНОСТИ:    • СКОЛЬКО    • КОГО

Слайд 19Виды выборки
- вероятностные (собственно-случайная, механическая, серийная, гнездовая)

и целенаправленные (стихийная, основного массива, квотная)
- одноступенчатые и многоступенчатые (комбинированные)

Виды выборки- вероятностные  (собственно-случайная, механическая, серийная, гнездовая)  и целенаправленные (стихийная, основного массива, квотная)- одноступенчатые и

Слайд 20Методы сбора социологической информации
опрос
наблюдение
анализ документов
эксперимент
экспертные оценки

Методы сбора социологической информацииопроснаблюдениеанализ документовэкспериментэкспертные оценки

Слайд 21Вопрос 2 МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Опрос – метод получения информации об

изучаемом объекте путём диалога между исследователем и респондентом в виде

формализованных вопросов и ответов
Вопрос 2 МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИОпрос – метод получения информации об изучаемом объекте путём диалога между исследователем

Слайд 22Виды опроса
письменные (анкетирование) и
устные (интервью)
очные и заочные

(почтовые, телефонные, прессовые)
экспертные и массовые
выборочные и сплошные (референдум)
по месту жительства,

работы, в магазине и т.п.


Виды опросаписьменные (анкетирование) и  устные (интервью)очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые)экспертные и массовыевыборочные и сплошные (референдум)по

Слайд 23АНКЕТА
(ОТ ФР. «РАССЛЕДОВАНИЕ»)
- ЭТО УПОРЯДОЧЕННЫЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ФОРМЕ НАБОР

ВОПРОСОВ И ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ВОПЛОЩЁННЫЙ В ВИДЕ ВОПРОСНИКА

АНКЕТА(ОТ ФР. «РАССЛЕДОВАНИЕ»)- ЭТО УПОРЯДОЧЕННЫЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ФОРМЕ НАБОР ВОПРОСОВ И ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ВОПЛОЩЁННЫЙ В ВИДЕ ВОПРОСНИКА

Слайд 24ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ АНКЕТЫ
Содержание анкеты должно быть подчинено теме и задачам

исследования
Язык анкеты должен быть понятен респондентам
Не должно быть психологического давления

на респондента, навязывания определённой точки зрения
Респондент не должен решать сложных задач


ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ АНКЕТЫСодержание анкеты должно быть подчинено теме и задачам исследованияЯзык анкеты должен быть понятен респондентамНе должно

Слайд 25Структура анкеты
1 – вводная часть (обращение)

2 – содержательная часть (основная)

– вопросы к опрашиваемым

3 – заключительная часть (паспортичка) – демографические

сведения (пол, возраст, образование и т.п.)

Структура анкеты1 – вводная часть (обращение)2 – содержательная часть (основная) – вопросы к опрашиваемым3 – заключительная часть

Слайд 26Типы и виды вопросов
I – по отношению к цели исследования:

1 – содержательные

(о фактах, знаниях, мнениях,
мотивах, оценках, отношении)
2 – функциональные
(контактные, вопросы-фильтры,
контрольные, психологические,
буферные)

Типы и виды вопросовI – по отношению к цели исследования:    1 – содержательные

Слайд 27II – по форме:
1 –

открытые (свободная

форма ответа)
2 – закрытые (наличие готовых
вариантов ответов)
3 – полузакрытые (готовые
варианты ответов и
возможность высказать своё
мнение)

II – по форме:     1 – открытые (свободная

Слайд 28III – по конструктивным особенностям:
1 – шкальные (ответ даётся в

виде
шкалы с показателями)
2 –

дихотомические (по принципу
«да – нет»)
3 – альтернативные (выбрать
только один вариант ответа)
4 – вопросы-меню (можно выбрать
несколько вариантов ответов)

III – по конструктивным особенностям:1 – шкальные (ответ даётся в виде    шкалы с показателями)

Слайд 29IV – по расположению:
1 – линейное расположение
(вопросы

и ответы напечатаны
построчно)
Какие телепередачи Вы

смотрели в прошедший выходной?
1 – художественные фильмы
2 – политические передачи
3 – спортивные передачи
4 – передачи для деловых людей
5 – какие еще (напишите) ---------------------


IV – по расположению:1 – линейное расположение   (вопросы и ответы напечатаны   построчно)

Слайд 302 – табличное расположение (когда на несколько однотипных вопросов предлагаются

одинаковые варианты ответов)

2 – табличное расположение (когда на несколько однотипных вопросов предлагаются одинаковые варианты ответов)

Слайд 31Виды таблиц
1 – горизонтальная – когда необходимо выбрать варианты ответов

в каждой строке, а вопросы (с номерами) располагаются вертикально

Виды таблиц1 – горизонтальная – когда необходимо выбрать варианты ответов в каждой строке, а вопросы (с номерами)

Слайд 32Таблица 1. Хватает ли Вам времени? (отметьте в каждой строке)

Таблица 1. Хватает ли Вам времени? (отметьте в каждой строке)

Слайд 33Виды таблиц
2 – вертикальная – когда варианты ответов расположены столбцами,

а сами вопросы – построчно-горизонтально

Виды таблиц2 – вертикальная – когда варианты ответов расположены столбцами, а сами вопросы – построчно-горизонтально

Слайд 34Таблица 2. Какие тенденции, по вашему мнению, характерны для социально-политической

обстановки (отметьте в каждой колонке)

Таблица 2. Какие тенденции, по вашему мнению, характерны для социально-политической обстановки (отметьте в каждой колонке)

Слайд 35Вопрос 3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Суть этого этапа –

в преобразовании эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования


Цель – сделать эти данные обозримыми, компактными, пригодными для содержательного анализа, проверки исследовательских гипотез, интерпретации
Вопрос 3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИСуть этого этапа –  в преобразовании эмпирических данных, полученных в ходе

Слайд 36Методы анализа социологической информации

1 – количественные (обработка данных)


2 – качественные (описание, объяснение данных и проверка гипотез)


Методы анализа социологической информации1 – количественные (обработка данных)    2 – качественные (описание, объяснение данных

Слайд 37Обработка данных
Первичная – обработка, исходной информацией для которой служат данные,

полученные в ходе эмпирического исследования (табулирование, расчёт многомерных распределений признаков,

классификация и пр.)

Обработка данныхПервичная – обработка, исходной информацией для которой служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования (табулирование, расчёт

Слайд 38Вторичная обработка (обобщение) – предполагает преобразование данных первичной обработки, то

есть получение показателей (графическое представление данных, исходной информацией для которых

служат проценты, таблицы, индексы)
Вторичная обработка (обобщение) – предполагает преобразование данных первичной обработки, то есть получение показателей (графическое представление данных, исходной

Слайд 39Описание информации
- это фиксация результатов исследования с помощью выбранной системы

обозначений (группировка, типологизация)

Группировка – упорядочение данных по признаку подобия или

различия
Типологизация – поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов в системе переменных
Описание информации- это фиксация результатов исследования с помощью выбранной системы обозначений (группировка, типологизация)Группировка – упорядочение данных по

Слайд 40Объяснение информации
это раскрытие на основе эмпирических данных и общей социологической

теории сущности объекта
Объяснение может быть:
генетическим
структурным
комбинированным

Объяснение информацииэто раскрытие на основе эмпирических данных и общей социологической теории сущности объектаОбъяснение может быть:генетическимструктурным комбинированным

Слайд 41Верификация гипотез
это проверка гипотез

Методы проверки гипотез:
статистические
введения контрольных фактора и переменных
модификация

гипотезы
подбор более чувствительных показателей
построение математических моделей

Верификация гипотезэто проверка гипотезМетоды проверки гипотез:статистическиевведения контрольных фактора и переменныхмодификация гипотезыподбор более чувствительных показателейпостроение математических моделей

Слайд 42Итоги социологического исследования оформляются в виде отчёта

Итоги социологического исследования оформляются в виде отчёта

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика