Слайд 1Методика измерения ценностей Ш. Шварца
Подготовил:
Студент группы П/б-18-1о
Петров Даниил Андреевич
Слайд 2Методы измерения ценностей Ш. Шварца
Согласно теоретическому подходу Ш. Шварца, культурные
ценности группового уровня определяют способы, какими разные общества решают базовые
проблемы регулирования человеческой деятельности. Способы решения этих проблем могут быть использованы в качестве измерений, по которым культуры отличаются одна от другой.
Слайд 3Шварц выделил эти измерения, рассматривая три основных проблемы, с которыми
сталкиваются все общества.
1. Природа отношений между личностью и группой. В
какой степени люди независимы или «принадлежат» своим группам? Шварц назвал полюса этого измерения Автономией и Принадлежностью. Шварц выделяет два вида Автономии: Интеллектуальную Автономию (широта взглядов, любознательность, творчество) и Аффективную Автономию (удовольствие, разнообразие жизни, наслаждение).
В культурах, основанных на ценностях Принадлежности, люди рассматриваются как принадлежащие коллективам. Важные ценности в таких культурах: социальный порядок, уважение традиций, безопасность, долг и мудрость.
Слайд 42. Обеспечение социально-ответственного поведения. Людей следует побуждать считаться с благополучием
других, координировать свои действия и тем самым регулировать неизбежную зависимость
людей друг от друга. Один из полюсов этого измерения — Равноправие — побуждает признавать моральное равенство всех людей. Важные ценности: равенство, социальная справедливость, ответственность, помощь и честность. Альтернативный полюс — Иерархия — основывается на иерархической системе ролевых предписаний, обеспечивающих социально-ответственное поведение. Такие ценности, как социальная власть, авторитетность, подчинение и богатство, очень важны в иерархических культурах.
Слайд 53. Регуляция отношения людей к своему природному и социальному окружению.
Культурное решение этой проблемы, называемое Гармонией, утверждает принятие мира таким,
каков он есть, пытаясь скорее понять и оценить, нежели изменить его, направить или использовать. Важнейшие ценности в таких культурах — мир на земле, единство с природой и защита окружающей среды. Полярное решение этой же проблемы — ценности Мастерства (активное самоутверждение, для того чтобы изменить природную и социальную среду для достижения групповых или личных целей). Ценности амбиции, успеха, дерзости и компетентности особенно важны и поощряемы.
Слайд 6Для измерения культурных ценностных ориентаций у Ш. Шварца разработан специальный
опросник (5YS), который включает 57 ценностей. Чтобы избежать прозападного уклона,
ценности были взяты из всех основных мировых религий и вопросников, разработанных в Азии и Африке, а также на Западе. Коллеги из многих стран добавляли свои ценности в этот вопросник. Во избежание зависимости от языка одновременно разрабатывались версии на иврите, финском и английском языках. Далее коллеги в 54 странах собрали данные 144 тыс. респондентов по двум выборкам: школьные учителя и студенты. Учителям был отдан приоритет, поскольку они играют ключевую роль в социализации ценностей, а студенты представляют вектор изменения культуры. Респонденты ранжируют ценности по степени важности как руководящие принципы в их жизни. Шкала ранжирована от -1 (отвергаемая ценность) до 7 (наиболее важная ценность). Шкала включает и негативные значения, так как ценности, важные в одной культуре, могут отвергаться в другой.
Слайд 7После каждой ценности в скобках дается ее расшифровка, чтобы избежать
двусмысленного толкования. Многократное использование данного опросника на территории России в
опросах представителей разных этнических групп позволяет говорить о надежности — согласованности шкал опросника (блоков ценностей) и его чувствительности к межкультурным различиям. Вон он какой опросник культурных ценностных ориентаций Ш. Шварца (SVS — Schwartz Value Survey) в переводе Н. М. Лебедевой.
Слайд 9В своем индивидуальном подходе Шварц утверждает, что главный содержательный аспект,
отделяющий ценности друг от друга, — это тип мотивации, в
которой они отражаются. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в комплексы ценностей (типов мотивации), разделяющих общую цель. Он исходил из того, что основные человеческие ценности, которые должны быть во всех культурах, — это те, которые представляют универсальные человеческие потребности (биологические нужды, потребности согласованного социального взаимодействия и требования групповой жизни) как осознанные цели. Основываясь на ценностях, выделенных предшествующими исследователями, найденных в религиозных и философских трудах в разных культурах, он сгруппировал ценности в 10 различных видов мотивации человека, которые он понимал как основные типы или блоки ценностей. Они, по мнению автора, и определяют направленность как конкретных действий индивида, так и всей его жизненной активности. Каждому типу мотивации соответствует своя ведущая мотивационная цель.
Слайд 101. Самостоятельность (Self-Direction). Мотивационная цель — свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание),
обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым.
2. Стимуляция (Stumulation) — полнота жизненных
ощущений. Мотивационная цель — новизна и состязательность в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.
3. Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель — удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. В основе его лежит необходимость удовлетворения биологических потребностей и испытываемое при этом удовольствие.
4. Достижение (Achievement). Мотивационная цель — достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и вследствие этого — получение социального одобрения.
5. Власть (Power). Мотивационная цель — достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей. В основе — потребность в доминировании, господстве, лидерстве.
6. Безопасность (Security). Мотивационная цель — стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. В основе — потребность в адаптированное и предсказуемости мира, снижении неопределенности.
7. Конформность (Conformity). Мотивационная цель — ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию. Выводится из потребности групп к самосохранению и выживанию и потребности личности гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя при этом свои социально-разрушительные наклонности.
8. Традиция (Tradition). Мотивационная цель — уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее картины мира.
9. Благожелательность (Benevolence). Мотивационная цель — поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В основе лежит потребность позитивного взаимодействия в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации.
10. Универсализм (Universalism). Мотивационная цель — понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип не был выведен априори из трех указанных универсальных человеческих потребностей, а был обнаружен эмпирическим путем при исследованиях ценностей. В основе этой цели, по- видимому, лежат универсальные потребности в красоте, гармонии и справедливости.