Слайд 1«Методика изучения длины»
Выполнила:
студентка группы ЗНО116
Хлебникова В.А.
Слайд 2Старинные меры длины
С давних пор люди сталкивались с необходимостью определять
расстояния, длины предметов.
Измерения нужны были и в строительстве, и в
торговле, и в астрономии, фактически в любой сфере жизни. Очень большая точность измерений нужна была при строительстве египетских пирамид.
Слайд 3Значение измерений возрастало по мере развития общества и, в частности,
по мере развития науки. А чтобы измерять, необходимо было придумать
единицы измерения. Вспомним, как написано в учебнике: “Измерить какую-нибудь величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины”.
Измеряй все доступное измерению и делай не доступное измерению доступным”.
Г.Галилей
Слайд 4Древние римляне расстояния измеряли шагами или двойными шагами (шаг левой
ногой, шаг правой). Тысяча двойных шагов составляла милю (лат. “милле”
– тысяча).
Длину веревки или ткани неудобно измерять шагами или стадиями. Для этого оказались пригодными встречающиеся у многих народов единицы, отождествляемые с названиями частей человеческого тела. Локоть – расстояние от конца пальцев до локтевого сустава
Слайд 5Меры длины в России XVIII века
Русский народ создал собственную систему мер. В
словаре Владимира Ивановича Даля мы находим определение: «Мера – способ
определения количества по принятой единице»
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок
Слайд 6
АРШИН – старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,71
м. Аршином также называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили
деления в вершках.
САЖЕНЬ – одна из наиболее распространённых на Руси мер длины. Наименование сажень происходит от глагола «сягать» (досягать) – на сколько можно было дотянуться рукой
ВЕРСТА – старорусская путевая мера. Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.
До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре I одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении – 1066 метров.
Слайд 7 ВЕРШОК – равнялся 1/16 аршина. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "вершок"
происходит от слова "верх".
ДЮЙМ – был избран Петром I для обозначения
основной единицы длины. Слово «дюйм» – переводится как «большой палец», а точнее первая фаланга большого пальца руки и равна 2,54см.
ЛОКОТЬ – исконно древнерусская мера длины. Он равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47см.
ПЕРСТ – старинное название указательного пальца руки. Русский перст равнялся примерно 2см.
ПЯДЬ – одна из самых старинных мер длины. Название пядь происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кисть руки.
Слайд 8В странах Западной Европы издавна применяли в качестве единиц дюйм
(2,54 см) –длина сустава большого пальца (от голл. “дюйм” –
большой палец) и фут (30 см) – средняя длина ступни человека (от англ. “фут” – ступня).
Слайд 9
Дюйм– был избран Петром I для обозначения основной единицы длины.
Происхождение самой единицы – самое неопределённое, поскольку ученые так и
не сошлись во мнениях, откуда оно пошло, есть масса вариантов: Голландия, Англия, даже Римская империя. Одно только установлено точно: само слово «дюйм» – голландское и переводится «большой палец», а точнее первая фаланга большого пальца руки и равна 2,54см.
Слайд 10Метрическая система
Единицы длины, соответствующие частям человеческого тела, обладают большим недостатком:
у различных людей пальцы, ступни и т. д. имеют разную
длину. Чтобы избавиться от произвола, в XIV в. субъективные единицы начинают заменять набором объективных единиц. Так, например, в 1324 г. в Англии был установлен законный дюйм, равный длине трех приставленных друг к другу ячменных зерен, вытянутых из средней части колоса . Фут определили как среднюю длину ступни шестнадцати человек, выходящих из церкви, т. е. обмером случайных людей стремились получить более постоянное значение единицы – среднюю длину ступни.
Слайд 12Много преобразований потерпели старинные меры длины. В 1793 году во
Франции приняли метрическую систему мер «на все времена». 10 декабря
1799 года считается днём рождения метрической системы единиц. Метр стал эталоном измерений. В современном мире мы пользуемся одинаковыми единицами измерения длины: километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.
Слайд 13Современная методика изучения длины в начальных классах
Длина – свойство всех материальных
тел и геометрических объектов, заключающихся в их протяженности в пространстве
в каждом (из возможных) направлений.
С понятием «длина» учащиеся знакомятся в дошкольный период: правильно устанавливают отношения длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже.
Слайд 14Задачи изучения темы:
1) Сформировать конкретные представления о длине отрезка.
2) Познакомить
учащихся с единицами длины и их соотношениями.
3) Сформировать измерительные навыки
(навыки работать с линейкой).
4) Сформировать умение складывать и вычитать длины, выраженные в единицах двух различных наименований, а также умножать и делить их на число.
Слайд 15Дети имеют представления о длине, как свойстве, характеризующем линейную протяжённость.
Для уточнения этих представлений необходимо с детьми выполнить такие задания:
§
Какая книга тоньше?
§ Какой карандаш длиннее?
§ Какой ребёнок выше?
Слайд 16Выполняя эти задания, дети обобщают свои представления о свойстве, по
которому происходило сравнение. При этом сравнение осуществляется:
§ На глаз (визуально).
§
Наложением.
Школа России
М.И Моро
С.И. Волкова
С.В. Степанова
Математика
1 класс
1 часть
Стр 19
Слайд 17§ С помощью общих мерок
«38 попугаев и одно попугайное
крылышко»
Слайд 18
Конкретные представления о длине отрезка формируются у учащихся в ходе
практических работ.
Знакомство с первой единицей измерения длины– сантиметром происходит, в теме
«Десяток».
Сантиметр вводится как длина двух клеток тетрадного листа.
Слайд 19Учитель связывает представление об этой единице с близкими для ребёнка
объектами. Например, ширина мизинца ребёнка приблизительно равна 1см.
Потом дети
вычерчивают в тетради отрезок длиной 1см. При этом они знакомятся с процессом измерения и измерительным прибором – линейкой.
Слайд 20ПЛАН:
Визуальное сравнение длин предметов с единым началом.
Сравнение предметов по
длине наложением.
Практическая работа по вычерчиванию равных и неравных отрезков на
линованной бумаге.
Подведение учащихся к необходимости введения единицы измерения длины - сантиметра.
Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром (устанавливается длина отрезка в 1 см, равна приблизительно двум клеткам тетрадного листа). Запись – 1см (без точки).
Вычерчивание полоски в 1 см, наблюдение за длиной отрезка в 1 см по линейке.
Формирование навыков измерения длин объектов с помощью линейки.
Слайд 21Школа России
М.И Моро С.И. Волкова С.В. Степанова
Математика 1 класс 1
часть
Стр.66
Слайд 23Позднее, при изучении нумерации чисел в пределах 100, вводятся новые
единицы измерения – дециметр,
затем метр.
Слайд 24Работа проходит по тому же плану.
Учитель обосновывает введение новой
единицы измерения длины.
Учитель предлагает с помощью модели в 1
см измерить ширину книги, парты. Это приводит учащихся к убеждению: такой процесс измерения затруднителен. Тогда учитель предлагает полоску в 1 дм, сообщает ее название, записывая полную и сокращенную запись на доске. Реальным подсчетом устанавливают, что в 1 дм содержится 10 см.
Слайд 25Школа России
М.И Моро С.И. Волкова С.В. Степанова
Математика 1 класс 2
часть Стр.51
Слайд 26Школа России
М.И Моро
С.И. Волкова
С.В. Степанова
Математика
1 класс
2
часть
Стр.55
Слайд 27При знакомстве с единицей измерения длины – метр обосновывается необходимость
введения новой единицы измерения.
Учитель предлагает измерить длину класса, используя
меру в 1 дм или 1 м. Дети приходят к выводу, что для измерения ширины класса следует воспользоваться более крупной мерой, которую учитель называет метром.
Реальным подсчетом устанавливаются отношения между единицами измерения длины: 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм, 1м = 100 см.
Слайд 28Школа России
М.И Моро С.И. Волкова С.В.Степанова
Г.В. Бельтюкова
Математика
2 класс 1
часть Стр.13
Слайд 30Наглядное представление о миллиметре учащиеся получают, рассматривая деление на обычной масштабной линейке
или на миллиметровой бумаге.
Дети приступают к измерениям с точностью
до миллиметра (с помощью циркуля, а также с помощью линейки).
Слайд 31Школа России
М.И Моро
С.И. Волкова
С.В. Степанова
Г.В. Бельтюкова
Математика
2 класс
1 часть
Стр.10
Слайд 32Знакомством с единицей измерения длины в 1 км заканчивается изучение
мер длины. Проводится практическая работа на местности. Дети вместе с
учителем проходят расстояние, равное 1 км (или 500 м) (полезно заметить время, за которое удалось пройти это расстояние). Измеряют пройденное расстояние либо шагами (2 шага примерно составляют 1 м), либо с помощью рулетки или мерной веревки. Попутно дети упражняются в определении некоторых расстояний на глаз.
Слайд 33Школа России
М.И Моро
С.И. Волкова
С.В. Степанова
Г.В. Бельтюкова
Математика
4 класс
1 часть
Стр.36
Слайд 34Школа России
М.И Моро
С.И. Волкова
С.В. Степанова
Г.В. Бельтюкова
Математика
4 класс
1 часть
Стр.37
Слайд 35
Таблица усваивается в процессе упражнений вида: сколько метров в
1 км? Во сколько раз метр больше дециметра? На сколько
сантиметров 1 м больше, чем 1 см? Сколько метров составляет половина километра? четверть километра? десятая часть километра? и т.п.
Продолжается работа по преобразованию и сравнению длин, выраженных в единицах двух наименований, изучаются устные и письменные приемы вычислений над ними.
Слайд 37Н.Б. Истомина, преподаватель математики и автор одной из альтернативных программ,
выделила 8 этапов изучения величин:
1-й этап: выяснение и уточнение представлений
школьников о данной величине (обращение к опыту ребёнка).
2-й этап: сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путём использования различных мерок).
3-й этап: знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором.
4-й этап: формирование измерительных умений и навыков.
5-й этап: сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.
6-й этап: знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.
7-й этап: сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.
8-й этап: умножение и деление величин на число
Слайд 38Н.Б. Истомина Математика 1 класс 1часть
Тема: «Признаки, расположение и счет
предметов»
Сравнение предметов стр. 11-12
Слайд 40Знакомство с величиной
стр. 65-66
Слайд 44Н.Б. Истомина Математика 1 класс 2 часть
Стр.36 формирование измерительных умений
и навыков
Слайд 48Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.
Стр.89
Стр.94
Слайд 49Математика Л.Г. Петерсон
— педагог-методист, доктор педагогических наук.
Математику по Петерсон до недавнего
времени преподавали во многих школах, но в 2014 году эти учебники исключили из официальной школьной
программы.
Слайд 50Л.Г.Петерсон 1 класс часть 3
Стр.1