Разделы презентаций


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Содержание

Прием «Свои примеры» Использование: при закреплении или подведении итогов урокаЗначение: Прием побуждает к рефлексии и саморефлексии (самооценке)Ход:В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии:1. Что на уроке было главным?2. Что было

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»

Слайд 2Прием «Свои примеры»
Использование: при закреплении или подведении итогов урока
Значение: Прием

побуждает к рефлексии и саморефлексии (самооценке)
Ход:
В конце урока учитель задает

вопросы, побуждающие к рефлексии:
1. Что на уроке было главным?
2. Что было интересным?
3. Что нового сегодня узнали?
4. Чему научились?
Учитель не должен добиваться, что главным назвали именно то, что он считает, он может наравне со всеми высказывать свое мнение.

Дидактическая копилка

Прием «Свои примеры»	Использование: при закреплении или подведении итогов урокаЗначение: Прием побуждает к рефлексии и саморефлексии (самооценке)Ход:В конце

Слайд 3Курс «География России» в 8—9 классе
Главная его задача -

формирование целостного представления
об особенностях природы, населения и хозяйства нашей

Родины,
на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства.
Курс «География России»  в 8—9 классеГлавная его задача -  формирование целостного представления 	об особенностях природы,

Слайд 4ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»
Главная цель курса «География

России» - формирование у школьников целостного географического представления о своей

стране, ее месте в современном мире,

+ развитие личностных качеств:
- любви к Родине во всем ее многообразии;
- уважения к населяющим Российскую Федерацию народам,
их культуре и национальным особенностям;
- развитие географического мышления школьников.

«Географическое мышление – это мышление,
во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и
во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного элемента или одной отрасли, иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком»
(Н.Н. Баранский).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»Главная цель курса «География России» - формирование у школьников целостного географического

Слайд 5Варианты структуры курса география России.
8-9 класс
Традиционная
Новая (страноведческая)

Варианты структуры курса география России. 8-9 классТрадиционнаяНовая (страноведческая)

Слайд 6Курс «География России»








Часть 1
8 класс
Природа.
Население.









Часть 2
9

класс
Хозяйство.
Регионы.

Курс «География России» Часть 18 классПрирода. Население. Часть 29 классХозяйство. Регионы.

Слайд 7Традиционная структура курса
«География России» (80-ые, 90-ые, 00-ые годы ?)
Часть

III География своего региона
Часть I Физическая география России
Часть II Экономическая

география

Введение

Общая характеристика природы

Природные комплексы

Рельеф

Климат

Воды

Почвы

Раст-ть

Ж.м.

Природные зоны

Аркт. п.

Тундра

Леса

Степи

Пустыни

Крупные природные районы

В.Евр.р.

Зап. С.

Ср.и с-в С.

Урал

Кавказ

Д.В.

Общий обзор

Районы России

Население

Хозяйство

Числ., е.д

Нац. с

Кавказ

Размещ.

Миграции

Типы н.п.

Труд. рес-ы

ТЭК

К.К.М.

МШК

АПК

Трансп.

Сф.услуг

Центр.Россия

Евр.Север

Евр.Юг

Урал

Поволжье

Зап.Сиб.

Вост.Сиб.

Д.В.

Традиционная структура курса «География России» (80-ые, 90-ые, 00-ые годы ?)Часть III География своего регионаЧасть I Физическая география

Слайд 8Учебники, в которых реализована традиционная структура курса
Учебники, которые хорошо известны

учителям, но….

Учебники, в которых реализована традиционная структура курсаУчебники, которые хорошо известны учителям, но….

Слайд 9Подходы, реализуемые в ходе изучения курса «География России»
Историко-географический
Системный
Комплексный

Подходы,  реализуемые в ходе изучения курса «География России»Историко-географический СистемныйКомплексный

Слайд 10Комплексность – главная черта географического мышления

Комплексный подход – это традиционный

подход географической науки наряду с территориальным, историческим и типологическим.
Применение

комплексного подхода давно уже стало неотъемлемой частью географических исследований.
В течение ХХ в. именно комплексный подход привел к тому, что география все более переставала быть наукой об отдельных фактах, превращаясь в науку о взаимосвязях, в первую очередь между природой и обществом.
Комплексный подход все более широко используется в современных географических исследованиях.

Идеи комплексности в географии

Комплексность – главная черта географического мышления         Комплексный подход –

Слайд 11Сущность страноведения с точки зрения географической науки
Т Е Р Р

И Т О Р И Я

ПРИРОДА
НАСЕЛЕНИЕ
ХОЗЯЙСТВО
Идея: основной объект изучения географической

науки – территория, в пределах которой, население, взаимодействуя с природой, в том числе используя её ресурсы, осуществляет свою хозяйственную деятельность. При этом, ранг территории (материк-страна-район-субъект РФ) существенного значения не имеет.
Сущность страноведения с точки зрения географической наукиТ Е Р Р И Т О Р И ЯПРИРОДАНАСЕЛЕНИЕХОЗЯЙСТВОИдея: основной

Слайд 12Новая (страноведческая) структура курса «География России»
Географическое положение. Форм.гос. терр…
Природа
Население
Хозяйство
Географические регионы
8

класс
9 класс
При одинаковой макроструктуре страноведческого курса, «страноведческие» учебники различается содержанием

основных разделов, последовательностью их изучения, распределением учебного материала между восьмым и девятым классами.
В учебниках Вентаны Граф, в 8-ом классе рассматриваются природа и население, а в 9-ом, - хозяйство и географические регионы.
Новая (страноведческая) структура курса «География России»Географическое положение. Форм.гос. терр…ПриродаНаселениеХозяйствоГеографические регионы8 класс9 классПри одинаковой макроструктуре страноведческого курса, «страноведческие»

Слайд 13Главные особенности курса «География России»
сохранение традиционной последовательности изучения основных

содержательных разделов курса: географическое положение – природа – население –

хозяйство – регионы;

естественное перераспределение учебного материала между классами (в 8-ом классе вместо характеристики природных районов, изучается тема «Население России»; в 9-ом после общей характеристики хозяйства, рассматривается природа-население-хозяйство географических районов);

преемственность с ранее изученными курсами географии, развитие систем географических знаний;

Главные особенности курса «География России» сохранение традиционной последовательности изучения основных содержательных разделов курса: географическое положение – природа

Слайд 14Географическая наука
(научные основы содержания
и методы исследования)
О
Б
Щ
Е
С
Т
В
О
цели обучения,
принципы построения


структуры и содержания
ШКОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Географическая наука(научные основы содержания и методы исследования)ОБЩЕСТВОцели обучения, принципы построения структуры и содержанияШКОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Слайд 15
Методически оправданная цель интеграции в школьной географии – помочь учащимся

в обобщении, интегрировании знаний и умений;
Настоящее овладение географической культурой

невозможно на основе специальных знаний, без целостного понимания мира, без формирования целостной картины природы, общества, взаимоотношений между ними;
Формирование личностных качеств и метапредметных знаний и умений

Значение интеграции физико-географического
и социально-экономического содержания

Методически оправданная цель интеграции в школьной географии –

Слайд 16
1) усиления социальных аспектов в содержании школьной географии за счет

включения вопросов изучения населения в разделы «природа» и «хозяйство»;
2)

усиления причинно-следственных связей между природой, особенностями населения и его хозяйственной деятельностью;
3) снятие годового разрыва во времени изучения физико-географических и экономических регионов;
4) разгрузки содержание курса за счет отказа от излишней детализации и дублирования;
5) усиления эффективности обучения за счет формирования у учащихся целостного восприятия изучаемых территорий, комплексного образа регионов;
6) усиления воспитательного аспекта содержания

Комплексная структура создает возможности

1) усиления социальных аспектов в содержании школьной географии

Слайд 17Подходы, реализуемые в ходе изучения курса «География России»
Историко-географический
Системный
Комплексный

Подходы,  реализуемые в ходе изучения курса «География России»Историко-географический СистемныйКомплексный

Слайд 18
знания по истории географических территориальных и научных открытий
знания о политической

карте и государственном устройстве
страноведческие историко-географические знания
временные объяснения
географический прогноз
Историко-географический подход в

школьной географии включает несколько содержательных линий:
знания по истории географических территориальных и научных открытийзнания о политической карте и

Слайд 19 Использование историко-географического подхода формирует умения:
объяснять происхождение, развитие, исчезновение географических объектов,

процессов, явлений;
устанавливать и объяснять причинные зависимости между ними, раскрывать их

сущность;
сравнивать прошлые и современные формы изучаемых объектов;
использовать знания о прошлом и настоящем для предсказания будущего, то есть формировать умения прогнозировать тенденции, формулировать гипотезы, предвидеть;
показывать взаимодействие общества и природы во времени;
осуществлять интеграцию физико-географических и социально-экономических знаний

Т.е. позволяет развивать у школьников интеллектуальные способности: анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять, прогнозировать.
Использование историко-географического подхода формирует умения:объяснять происхождение, развитие, исчезновение географических объектов, процессов, явлений;устанавливать и объяснять причинные зависимости

Слайд 20Системный подход
Познание «сверху вниз»:
Расчленение изучаемого объекта на составные части

(анализ)
Изучение частей объекта
Изучение взаимодействия частей объекта между собой (синтез)


Системный подход Познание «сверху вниз»:Расчленение изучаемого объекта на составные части (анализ)Изучение частей объекта Изучение взаимодействия частей объекта

Слайд 21Формирование понятий: отрасль

Формирование понятий: отрасль

Слайд 22Структура объектов: отраслевая структура хозяйства

Структура объектов: отраслевая структура хозяйства

Слайд 23Структура объектов: состав (иерархия) отраслей

Структура объектов: состав (иерархия) отраслей

Слайд 24Закономерности развития хозяйства

Закономерности развития хозяйства

Слайд 27Комплексный подход
Познание «снизу вверх»
Изучение частей объекта (анализ)
Изучение взаимодействия частей объекта

между собой (синтез)
Создание целостного образа изучаемого объекта

Комплексный подходПознание «снизу вверх»Изучение частей объекта (анализ)Изучение взаимодействия частей объекта между собой (синтез)Создание целостного образа изучаемого объекта

Слайд 28Использование географических моделей
Схематических
классификационных
структурных
генетических
Картографических
Статистических
Текстовых


Использование географических моделейСхематических классификационныхструктурныхгенетическихКартографическихСтатистическихТекстовых

Слайд 29таблицы с текстом

таблицы с текстом

Слайд 33Уровни работы с моделями
использование готовых моделей в качестве наглядности
использование моделей,

полученных в ходе сложной познавательной деятельности учащихся по их построению

- моделированию
Уровни работы с моделямииспользование готовых моделей в качестве наглядностииспользование моделей, полученных в ходе сложной познавательной деятельности учащихся

Слайд 34Общие особенности раздела «Географическое положение»
Формирует важнейшие представления об особенностях географического

положения страны и ее размерах, исторических этапах формирования государственной территории,

странах-соседях, границах, специфике политико-административного устройства.

Центральными понятиями раздела являются «географическое положение» и «государственная территория» РФ.

Особенности географического положения раскрываются более глубоко в последующих разделах и темах курса.

Раздел «открывает» для учащихся курс «География России»

Общие особенности раздела «Географическое положение»Формирует важнейшие представления об особенностях географического положения страны и ее размерах, исторических этапах

Слайд 35Содержание раздела «Географическое положение»
Географическое положение России

Географическое положение и его

виды
Государственная территории России. Типы российских границ
Различия во времени на территории

России

Административно-территориальное устройство РФ

История заселения, освоения
и исследования территории России

Содержание раздела «Географическое положение»Географическое положение России Географическое положение и его видыГосударственная территории России. Типы российских границРазличия во

Слайд 36
Изучение временных (исторических) причинно-следственных связей



Овладение знаниями методологического характера
Возникновение,
Происхождение
объекта.

Условия образования.
Развитие
(этапы развития),
изменения в пространстве
и во времени
Современное


состояние объекта

Взаимодействие
с другими объектами
(в том числе
с человеком)

Изучение временных (исторических) причинно-следственных связейОвладение знаниями методологического характераВозникновение,

Слайд 37
Два новых понятия - «местное» и «поясное» время
Учебная деятельность школьников

на уроке должна быть в первую очередь предметной:
Первый этап:

усвоение содержания действия учащимся, контроль из выполнения со стороны учителя
Второй этап – отработка, совершенствование учебных действий и умений на основе выполнения тренировочных заданий
Третий этап - выполнение итоговых заданий

Тема «Различия во времени на территории России»

Два новых понятия - «местное» и «поясное» времяУчебная

Слайд 38
занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучение их самостоятельному

добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы
Планирование
деятельности
учащихся


Планирование
содержания


урока


Основное условие эффективности урока

занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучение их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работыПланирование

Слайд 39
организация учебно-познавательной деятельности школьников с разнообразными картами и картосхемами; пособиями

УМК
работа со статистическими данными преимущественно одиночного характера (площадь территории;

общая протяженность государственной границы, соотношение сухопутных и морских границ, и пр.)

Формирование предметных и метапредметных умений

организация учебно-познавательной деятельности школьников с разнообразными картами и

Слайд 40
имеет тесные межпредметные связи с курсом истории
не содержит новых

для учащихся понятий
при последующем изучении общих разделов курса и его

региональной части используются для объяснения особенностей расселения населения, развития и специализации некоторых отраслей хозяйства, культурно-исторических особенностей населения регионов и т.д., выполняя важную образовательную и воспитательную функции

Тема «История заселения, освоения и исследования территории России»

имеет тесные межпредметные связи с курсом истории не

Слайд 41Примеры реализации деятельностного подхода
Использование рабочей тетради на разных этапах

урока и УД
Например, познавательные УД: наблюдать, сравнивать, анализировать, группировать и

выявлять причинно-следственные связи между изучаемыми объектами:

Приемы работы с иллюстративным аппаратом учебника
1) использование готовых иллюстраций в качестве наглядности («Определите по карте направления территориального роста страны»);
2) дополнение, доработка учащимися готовых моделей («Продолжите заполнение таблицы…», «Составьте схему…», «Подтвердите примерами из текста…» и пр.)
3) создание своей собственной модели (например, картографической) какого-либо процесса, явления.

Примеры реализации деятельностного подхода Использование рабочей тетради на разных этапах урока и УДНапример, познавательные УД: наблюдать, сравнивать,

Слайд 42
Примеры реализации деятельностного подхода

Примеры реализации деятельностного подхода

Слайд 43
Примеры реализации деятельностного подхода

Примеры реализации деятельностного подхода

Слайд 44Общие особенности раздела «Природа России»
Центральное место в макроструктуре курса «География

России»:
Более 40 часов учебного времени (более половины из общего количества

часов, на изучение географии 8-го класса)

Несколько меньше, чем было при традиционной структуре, но больше, чем в других учебниках, страноведческой структуры)

Количество часов, отводимых на изучение природы, ещё больше, поскольку в 9-ом классе изучаются особенности природы географических районов: … Урала, Западной Сибири, пояса гор Юга Сибири и др.
Общие особенности раздела  «Природа России»Центральное место в макроструктуре курса «География России»:Более 40 часов учебного времени (более

Слайд 45Содержание блока «Природа»
Раздел II. Природа России
Рельеф 5(6) ч.
Климат

5 (6) ч.
Воды 5 (6) ч.
Почвы 3 ч.
Растительность и животный

мир 2(3) ч.

Природные различия на территории России 7 (8) ч

Характеристики природных зон: северные безлесные, лесные, южные безлесные, высотная поясность, моря. ООПТ 8 ч.

Природные комплексы и природное районирование 2ч.

Раздел IV. Природный фактор в развитии России

8 класс

Раздел IV. Природно-хозяйственные регионы России

Центральная Россия

Европейский Север

Поволжье

Урал

З.С.

В.С.

Д.В.

И др.

9 класс

Изучению природы и её ресурсов отводится достаточно учебного времени…

Содержание блока «Природа» Раздел II. Природа России Рельеф 5(6) ч.Климат 5 (6) ч.Воды 5 (6) ч.Почвы 3

Слайд 46Особенности изучения компонентов природы
При изучении каждого из компонентов природы рассматриваются

следующие аспекты:
главные особенности;

факторы формирования;

закономерности распространения по территории

страны;

влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека: с одной стороны, как определённого вида природного ресурса (минеральные, агроклиматические, почвенные, водные и т.д.), с другой – как условия, влияющего на здоровье человека, а иногда и жизнь (землетрясения, ураганы, наводнения и др.)
Особенности изучения компонентов природыПри изучении каждого из компонентов природы рассматриваются следующие аспекты: главные особенности; факторы формирования; закономерности

Слайд 47Примеры реализации деятельностного подхода
В ходе урока, по изучению циклонов и

антициклонов учитель сначала объясняет существенные признаки этих понятий (объяснительно- иллюстративный

метод), а затем организуются иные виды деятельности:

Заполнение сравнительной таблицы:

Логическое УУД из группы познавательных, которые входят в метапредметные результаты обучения.

Каким атмосферным процессом определяется погода за окном?
(Логическая операция – подведение под понятие, элемент логических УУД)

В каком случае Вас обрадует, а в каком огорчит известие о том, что погоду Вашей местности в ближайшие сутки будет определять а) циклон; б) антициклон
Логическая операция – оценка, элемент логических УУД

Примеры реализации деятельностного подходаВ ходе урока, по изучению циклонов и антициклонов учитель сначала объясняет существенные признаки этих

Слайд 48Примеры реализации деятельностного подхода
Задания на чтение синоптической карты:

Обведите номера верных

высказываний:

Циклоны определяют погоду на побережьях Белого и Черного морей.
2. Над

Балтийским морем находится теплый атмосферный фронт, с которым связаны атмосферные осадки.


3. В ближайшие сутки в Волгограде и Екатеринбурге следует ожидать повышение температуры воздуха
4. Погоду на Урале будет определять циклон.
5. В Киеве и Москве следует ожидать понижения температуры
6. В Екатеринбурге осадков не ожидается

Задание важно, с точки зрения подготовки школьников к ГИА…

Примеры реализации деятельностного подходаЗадания на чтение синоптической карты:Обведите номера верных высказываний:Циклоны определяют погоду на побережьях Белого и

Слайд 49Вопросы, реализующие личностный компонент урока (ЭЦО)
Беседа: Какие неудобства Вы испытываете

вследствие того, что время, по которому Вы живете на два

часа опережает поясное время? В какое время года эти неудобства для Вас более ощутимы? (Вопрос 5 – учебника)

Прослушивание и обсуждение презентаций с целью определение перечня стихийных явлений, связанных с водами; актуализации правил безопасного поведения при стихийных явлениях, связанных с водами, путях и способах их предотвращения.

Беседа: Землетрясения и правила поведения в случае их возникновения.

Беседа: Экологические проблемы изученных природных зон, в связи с основными видами хозяйственной деятельности человека (рис. 131, стр. 167 учебника)

Обсуждение примеров экологической ситуации в российских морях на основе личностного опыта учащихся.

Обсуждение участия школьников в природоохранной деятельности.

Что подразумевается под термином «здоровый образ жизни», и каково Ваше отношение к нему?

Вопросы, реализующие личностный компонент урока (ЭЦО)Беседа: Какие неудобства Вы испытываете вследствие того, что время, по которому Вы

Слайд 50Вопросы и задания краеведческого характера
Используя политико-административную карту, составьте описание субъекта

РФ, в котором Вы живете, по следующему плану:
Название, статус;


столица, административный центр;
Число аналогичных по статусу субъектов РФ;
Географический регион, в котором субъект расположен;
Имеются ли выходы к государственной границе и морям;
Пограничные субъекты РФ;
Время, которое действует в регионе. (Задание 2 рабочей тетради)

Беседа: формы поверхности своего региона с целью конкретизации мировоззренческой идеи о рельефе, как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов.

Характеристика наиболее распространенного типа почвы региона проживания. (Задание № 5 в рабочей тетради).

Вопросы и задания краеведческого характераИспользуя политико-административную карту, составьте описание субъекта РФ, в котором Вы живете, по следующему

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика