Слайд 1Методика «Контурный С.А.Т.-Н»
Выполнила студентка 3 курса
АПиП ЮФУ 32 группы
Минко Анна
Сергеевна
Ростов-на-Дону
2016 г.
Слайд 2План:
История создания
Методика «Контурный С.А.Т-Н»
Описание методики
Процедура проведения
Особенности процедуры
Типичные сюжеты при работе
с изображениями
Опорные моменты при интерпретации
Заключение
Список литературы
Слайд 3История создания
Детской апперцепции тест (Children's Apperception Test,CAT) - проективная методика
исследования личности.
Впервые опубликован Леопольдом Беллаком и Соней Беллак в
1949 году
Идея создания САТа была выдвинута Э. Крисом при обсуждении теоретических проблем проекции тематической апперцепции теста Г.Мюррея.Э.
Авторская модификация Н. Я. Семаго- «Контурный С. А. Т. – Н»
Леопольд Беллак
(1916–2000)
Н. Я. Семаго
Слайд 4МЕТОДИКА «КОНТУРНЫЙ С. А. Т. - Н»
Цель: помощь в понимании
существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее
важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях.
Стимульный материал состоит из 8 контурных изображений на однотонном бледно-зеленом фоне, предъявляемых в определенном порядке. Изображения последовательно пронумерованы.
Возрастной диапазон использования. Методика ориентирована на обследование детей от 3-3,5 до 11-12-летнего возраста.
Слайд 5Описание методики:
Диагностическая ценность стимульного материала основывается на существовании в человеческой
психике двух ярко проявляющихся тенденций:
выражается в стремлении каждую многозначную ситуацию,
с которой сталкивается человек, истолковывать в соответствии со своим жизненным опытом, своими личными потребностями;
опираясь на свои переживания, ребенок отражает собственные потребности, страхи, тревогу, иные чувства через описание поведения и чувств персонажей своих рассказов.
Слайд 6Процедура проведения
Последовательность предъявления стимульного материала в соответствии с порядковым номером:
Три
вертикально стоящие фигуры, расположенные на некотором расстоянии друг от друга
в разных позах.
Одна вертикально стоящая фигура в неопределенной позе.
Группа из четырех стоящих фигур справа и одной фигуры слева.
Одна стоящая фигура в центре справа и сидящее рядом животное слева.
Внизу слева лежащая фигура, одна стоящая фигура чуть выше, стоящая фигура справа (все в неопределенных позах).
Фигуры, находящиеся на наклонной плоскости на четвереньках, головой вправо.
Две фигуры в полусидящих позах, лицом друг к другу, между ними что-то круглое.
Сидящая фигура в центре слева и стоящая рядом с ней фигура в неопределенной позе справа.
Слайд 7ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ
При использовании методики необходимо наладить хороший контакт с ребенком.
Задания данной методики можно представить как игру.
Ответы испытуемого записываются в
протокол, а также регистрируется все, что относится к его поведению.
Опрос должен уточнять содержание историй.
Психологу обязательно нужно понять, отражает ли история (или некоторые ее детали) реальный порядок вещей, или желаемый.
Слайд 8типичные сюжеты при работе с изображениями
При рассказе по первому изображению:
Взаимодействие детей между собой, их совместный поход куда-либо. При этом
один из персонажей может по каким-либо причинам оставаться или же, наоборот, уходить в одиночестве, может просить взять его с собой и т. п.
Взаимодействие взрослых и ребенка — чаше всего как одной семьи. Здесь также возможен совместный поход куда-либо либо уход только родителей, либо одного из родителей, либо просьба остаться, не уходить.
Взаимодействие малознакомых или незнакомых людей (детей между собой или детей со взрослыми) с целью знакомства или выяснения каких-либо вопросов (например, как пройти).
Слайд 9типичные сюжеты при работе с изображениями
Второе изображение:
Ожидание кого-либо (друзей, знакомых,
родителей) или чего-либо (проезда машин, чтобы перейти улицу).
Ответ у доски,
перед родителями, учителями, чужими взрослыми (в том числе за какие-то проступки),выступление на сцене.
Самостоятельный поход или поездка (порой в тайне от других детей или взрослых).
Одиночество, заброшенность, потерянность, невозможность найти выход из какой-либо ситуации, страх одиночества и др.
Слайд 10типичные сюжеты при работе с изображениями
Третье изображение
Противопоставление одного из
членов детской группы другим детям или взрослого детям.
Взаимодействие в игре
или какой-либо иной деятельности детей; ребенка и взрослых; только взрослых.
Противопоставление одного члена семьи другим, как правило, в ситуации конфликта (но может быть и позиционное).
Знакомство, потребность в контактах, одиночество, страх и т.п.
Слайд 11типичные сюжеты при работе с изображениями
Четвертое изображение
Дружеское взаимодействие с животным
(собакой, реже с кошкой).
Нападение животного на ребенка или взрослого (может
быть, одного из родителей) по отношению к животному.
Одиночество, желание завести собаку, расставание с животным и дп.
Взаимодействие двух людей (если правое изображение не воспринимается как животное).
Слайд 12типичные сюжеты при работе с изображениями
Пятое изображение
Пробуждение (родители будят в
школу или детский сад).
Приход друзей (приходят и зовут с собой).
Болезнь
ребенка, к нему приходят дети или взрослые, в том числе врачи.
Страх за свое здоровье или близких людей.
Смерть, страх смерти и т.п.
Слайд 13типичные сюжеты при работе с изображениями
Шестое изображение.
Опасность (ползет, еле держится,
находится на краю, вот-вот упадет).
Занятия физкультурой, альпинизмом (ребенка или взрослого).
Одиночество,
страх, “край” (в некоторых случаях данное понятие определяется как край жизни).
Передвижение (просто ползет).
Физическая ущербность (ребенка или взрослого).
Слайд 14типичные сюжеты при работе с изображениями
Седьмое изображение
Совместная игра детей или
ребенка со взрослым (в том числе одним из родителей).
Конфликт между
детьми или ребенком и взрослым (в том числе одним из родителем).
Опасность, исходящая от другого человека (ребенка или взрослого, в том числе родителей).
Слайд 15типичные сюжеты при работе с изображениями
Восьмое изображение
Взаимодействие ученика и учителя
(в том числе и конфликтное).
Принятие пищи, пристрастие к той или
иной еде, конфликты вокруг этой сферы.
Купание, страх воды, обнажение.
Отношение к младшим в семье (чаще всего ревностное и/или конкурентное).
Страх смерти (при купании, еде и т.п.).
Взаимодействие ребенка и одного из родителей по поводу успеваемости в школе.
Калечность или физический недостаток.
Слайд 16Опорные моменты при интерпретации
Основная тема
Основной герой
Какими видятся персонажи
Идентификация
Включение персонажей, объектов,
внешних обстоятельств
Пропуски персонажей
Страхи
Значимый конфликт и защитные механизмы
Наказание за проступок
Развязка истории
Сформированность
аффективной регуляции
Слайд 17Заключение
«Контурный С.А.Т-Н», как и другие подобные проективные методы исследования, опирается
на содержание интерпретации. Анализ апперцептивного поведения состоит в изучении того,
что субъект видит и думает, в то время как оценка экспрессивного поведения строится на исследовании того, как субъект видит и думает. «Контурный САТ-Н» предпочтителен для определения динамики межличностных и эмоциональных отношений, совокупности тенденций и способов зашиты, которые им могут противопоставляться.
Данная методика может быть полезна для определения динамических факторов, обусловливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома. Модификации методики с использованием других тем, поз контурных фигур могут использоваться в качестве игровой психотерапевтической техники.
Помимо этого, данная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем.
Апробация методики показала, что она может быть использована независимо от культурных различий и уровня.
Слайд 18Список литературы
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика
оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. —
СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
Интернет ресурс: http://www.psylist.net