Разделы презентаций


Культура речи. Требования к лексике. Речевой этике

Содержание

1. КУЛЬТУРА РЕЧИ. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКСИКЕ. 3. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. Лекция 2. Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста.(2 часа)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1(Ю.СМЕЛЯКОВ)
Неясных замыслов величье нам души пламенные жгло, но сквозь затор косноязычья пробиться к

людям не могло.

(Ю.СМЕЛЯКОВ) Неясных замыслов величье нам души пламенные жгло, но сквозь затор косноязычья пробиться к людям не могло.

Слайд 2 1. КУЛЬТУРА РЕЧИ. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКСИКЕ. 3. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.


Лекция 2. Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста.(2 часа)

1. КУЛЬТУРА РЕЧИ.  2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКСИКЕ.  3. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.  Лекция 2.

Слайд 3Парадигмальная детерминация как семантическая релевантность синтагматической бифуркации дифференциальных квазиреальностей.

Парадигмальная детерминация  как семантическая релевантность  синтагматической бифуркации дифференциальных квазиреальностей.

Слайд 4Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление

и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится

познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение.
Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве

Слайд 5 - Лексическая культура говорящего - Стилистическая культура ритора - Грамматическая культура

оратора - Орфоэпическая культура юриста
- Культура речи –

- Лексическая культура говорящего   - Стилистическая культура ритора  - Грамматическая культура

Слайд 6 ОВЛАДЕТЬ УСТНЫМ СЛОВОМ НЕПРОСТО. "ПОСЛЕ ИСКУССТВА МЫСЛИТЬ, ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ -

САМОЕ СЛОЖНОЕ". (АДЛЕР МОРТИМЕР «ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ И

СЛУШАТЬ»)

Лексическая культура личности

ОВЛАДЕТЬ УСТНЫМ СЛОВОМ НЕПРОСТО.

Слайд 7 «Для интеллигентного человека дурно говорить также неприлично, как не уметь

читать и писать». (А.П.Чехов)

«Для интеллигентного человека дурно говорить также неприлично, как не уметь читать и писать».

Слайд 8Отчего так мало выдающихся ораторов (Цицерон)
Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным

и одаренным необыкновенными способностями, и это навело меня на такой

вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей? В самом деле, в какую сторону ни обратишь свое внимание и мысли, увидишь множество, людей, отличившихся в любой отрасли знаний, и знаний не мелких, а, можно сказать наиважнейших.

Если судить о знаменитых людях с точки зрения пользы или величия их деяний, то кто не поставит, например, полководца выше оратора? А между тем, всякий согласится, что в одном нашем государстве мы можем указать превосходнейших военачальников чуть не бесчисленное множество, а выдающихся ораторов — едва несколько человек.

Даже таких людей, которые своими мудрыми решениями способны вести и направлять государство, достаточно много выступило в наши дни, еще больше — на памяти наших отцов, и тем более — на памяти предков, тогда как хороших ораторов очень долго не было вовсе, а сносных — едва найдется по одному на каждое поколение. При этом не следует думать, что искусство красноречия уместнее сопоставлять с такими научными занятиями, которые требуют отвлеченного мышления и широкой начитанности, нежели с воинскими достоинствами полководца или рассудительностью хорошего сенатора: достаточно лишь посмотреть на такие науки, чтобы увидеть, как много ученых стяжало ими себе известность, и чтобы понять, как мало ораторов и в наши дни, да и во все времена.

Отчего так мало выдающихся ораторов (Цицерон)Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одаренным необыкновенными способностями, и это

Слайд 9Отчего так мало выдающихся ораторов (Цицерон)
Например, ты знаешь, что та наука,

которую греки зовут философией, признается лучшими учеными за прародительницу и

как бы мать всех упомянутых наук; и тем не менее, трудно даже пересчитать, сколько людей, с какими знаниями, с какой разносторонностью и полнотою интересов, подвизались на поприще этой науки, и не только в какой-нибудь отдельной ее области, но даже, насколько это возможно, в полном ее составе, как исследуя ее содержание, так и систематически его излагая.
А так называемые математики? Кому не известно, как труден для понимания их предмет, как отвлеченна, многосложна и тонка их наука? Однако же и здесь явилось столько знатоков своего дела, что, по-видимому, едва ли не всякий, хорошенько поработав над предметом, вполне достигал своей цели. А музыка? А изучение словесности, которым занялись так называемые грамматики? Кто, предавшись этим предметам со всем усердием, не узнал и не изучил их во всем их беспредельном объеме и содержании?

Пожалуй, если я не ошибаюсь, изо всех тех, кто посвятил свои силы этим благородным искусствам и наукам, всего меньше вышло замечательных поэтов. Но если даже на этом поприще, на котором блестящие дарования являются очень редко, тебе вздумается ради сравнения выбрать лучших как между нашими соотечественниками, так и между греками, то все-таки хороших ораторов найдется гораздо меньше, чем хороших поэтов.

Это должно казаться тем более удивительным, что в остальных науках и искусствах познания обыкновенно черпаются из отвлеченных и трудно доступных источников, в красноречии же общие основы находятся у всех на виду, доступны всем и не выходят за пределы повседневных дел и разговоров; потому-то в других науках более ценится то, что менее доступно пониманию и представлениям непосвященных, в красноречии же, напротив, нет порока больше, чем уклонение от обыкновенного склада речи и от общепринятых понятий.

Отчего так мало выдающихся ораторов (Цицерон)Например, ты знаешь, что та наука, которую греки зовут философией, признается лучшими

Слайд 10Трудность красноречия (Цицерон)
Но это объясняется тем, что красноречие есть нечто такое,

что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень

многих знаний и стараний. . И точно, при взгляде на великое множество учащихся, необыкновенное обилие учителей, высокую даровитость народа, бесконечное разнообразие тяжб, почетные и щедрые награды, ожидающие красноречие, какую можно предположить другую причину этого явления, кроме как неимоверную обширность и трудность самого предмета?

В самом деле, ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью.

Трудность красноречия (Цицерон)Но это объясняется тем, что красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется,

Слайд 11Трудность красноречия (Цицерон)
Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы

черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами

и с гражданским правом. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса? Как это трудно само по себе, показывает даже легкомысленное искусство комедиантов в театре: хоть они и силятся владеть и лицом, и голосом, и движениями, но кто не знает, как мало меж ними и было и есть таких, на которых можно смотреть с удовольствием? Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний — памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром.

По крайней мере мое мнение таково, что невозможно быть во всех отношениях достохвальным оратором, не изучив всех важнейших предметов и наук. Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней.

Трудность красноречия (Цицерон) Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также

Слайд 12
Когнитивный процесс формирования
речевых компетентностей
Компетентности

Когнитивный процесс формированияречевых компетентностейКомпетентности

Слайд 13«Много говорить и много сказать – это не одно и

то же». Софокл

«Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно

выражена,
а если повторяется,
то наводит на нас скуку».

Ф.Вольтер

«Умение обращаться со словом – это умение заставить его нести именно ту смысловую и психологическую нагрузку, которая с наибольшей точностью может передать мысль».

Н.Федоренко

«Много говорить и много сказать – это не одно и то же».  Софокл«Прекрасная мысль теряет всю

Слайд 14 - Культура устной речи говорящего непосредственно связана с личным словарным

запасом. - Хорошая речь нуждается в большом словарном запасе, необходимом

для выражения любого понятия, любой мысли и любого чувства. - Лексическое значение определяет все возможные связи и отношения слова с другими словами, что создает семантический объем слова.
- Культура устной речи говорящего непосредственно связана с личным словарным запасом.   - Хорошая речь

Слайд 15ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

совокупность устоявшихся юридических терминов, используемых правотворческой практикой;



система общепринятых, упорядоченных, единообразных и надлежаще оформленных, унифицированных юридических терминов.

ЮРИДИЧЕСКАЯ  ТЕРМИНОЛОГИЯ совокупность устоявшихся юридических терминов, используемых правотворческой практикой; система общепринятых, упорядоченных, единообразных и надлежаще оформленных,

Слайд 16Активная и пассивная лексика
активная


слова привычные, употребляемые в повседневной жизни, значения

которых понятны всем носителям языка
пассивная
слова с ярко выраженным оттенком уста­релости,

уходящие или давно ушедшие из активно­го употребления лексемы, либо слова, сравнительно недавно возникшие и в силу своей новизны не став­шие общеупотребительными в повседневной разго­ворной практике, не вошедшие в активный запас языка.

Активная и пассивная лексикаактивнаяслова привычные, употребляемые в повседневной жизни, значения которых понятны всем носителям языкапассивнаяслова с ярко

Слайд 17Требования к лексике
Точность - соответствие высказываний мыслям говорящего, соответствие лексемы

его семе, соответствие слова понятию, формы слова его содержанию.

Ясность -

способность слова зримо отразить предмет или явление. Кроме того ясности слова соответствуют такие качества как четкость, отчетливость, определенность, выразительность, рельефность.

Доступность - использование слов, понятных слушающему. Следует выбирать слова, нуждающиеся в наименьшем количестве определений.


Уместность - качество слова, соответствующее социально-ролевому положению общающихся и ситуации общения.

Требования к лексикеТочность - соответствие высказываний мыслям говорящего, соответствие лексемы его семе, соответствие слова понятию, формы слова

Слайд 19ПРАВИЛА РЕАЛИЗУЮТСЯ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКОВЫХ УРОВНЯХ: НА УРОВНЕ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛОВА, УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ (СПАСИБО, ИЗВИНИТЕ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОСТИТЕ

И Т.П.) НА ГРАММАТИЧЕСКОМ УРОВНЕ: ДЛЯ ВЕЖЛИВОГО ОБРАЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА И ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВМЕСТО ПОВЕЛИТЕЛЬНЫХ (ВЫ НЕ СКАЖЕТЕ, КАК ПРОЙТИ...) НА СТИЛИСТИЧЕСКОМ УРОВНЕ: СОБЛЮДЕНИЕ КАЧЕСТВ ХОРОШЕЙ РЕЧИ (ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЧНОСТЬ, БОГАТСТВО, УМЕСТНОСТЬ И Т.Д.) НА ИНТОНАЦИОННОМ УРОВНЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОКОЙНОЙ ИНТОНАЦИИ ДАЖЕ ПРИ ВЫРАЖЕНИИ ТРЕБОВАНИЯ, НЕДОВОЛЬСТВА, РАЗДРАЖЕНИЯ. НА УРОВНЕ ОРФОЭПИИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛНЫХ ФОРМ СЛОВ: ЗДРАВСТВУЙТЕ ВМЕСТО ЗДРАСТЕ, ПОЖАЛУЙСТА ВМЕСТО ПОЖАЛСТА И Т.Д. НА ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОМ УРОВНЕ: ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ И НЕ ПЕРЕБИВАТЬ, НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ В ЧУЖОЙ РАЗГОВОР.

Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.

ПРАВИЛА РЕАЛИЗУЮТСЯ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКОВЫХ УРОВНЯХ:  НА УРОВНЕ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛОВА, УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ФОРМЫ

Слайд 20Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные

по своей внутренней обстановке дела. Между ними часто встречаются дела,

где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такою искренностью и правдивостью и нередко отличаются такою образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают деле другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко неполной искренности; не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду. ( А.Ф.Кони)
Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела. Между ними

Слайд 21Где , Ч.п. — чистота пересказа, К.С. — общее количество

слов, П. — количество повторных слов и словосочетанний, М. —

количество междометий, З. — количество слов-заместителей и "слов-паразитов", Т. — время, в течение которого осуществляется пересказ.

Подсчет проводится по формуле: Ч.п. = К. С. - (П. + М. + 3.) : Т.,

Где , Ч.п. — чистота пересказа,  К.С. — общее количество слов,  П. — количество повторных

Слайд 22Пудра от юристов

Пудра от юристов

Слайд 23Литература
Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 2011г.
Головин Б.Н. Как

говорить правильно. –М., 2010г.
Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи.
-

М.,2012г.
ЛитератураГоловин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 2011г.Головин Б.Н. Как говорить правильно. –М., 2010г.Скворцов Л.И. Теоретические основы

Слайд 24

Практическое занятие №

2. (2 часа) 1. Значение риторики в юридической деятельности. 2. Риторические компетентности юриста. 3. Риторика, речевая деятельность, ораторское искусство. 4. Содержание и структура риторики как науки и учебной дисциплины. 5. Виды речевой деятельности. Разговорная и устная речь. 6. Порождение и формирование устной речи. 7. Уровни владения речью. Авторство устной речи. 8. Особенности монологовой и диалоговой устной речи. 9. Дистантность и контактность устной речи. 10. Герменевтика устной речи.

Слайд 25Практическое занятие № 3. (2 часа) 1. Нормативность устной речи. 2.

Требования к лексике. 3. Активная и пассивная лексика. 4. Культура

речи юриста. 5. Проблемы языка и речи в профессиональной деятельности юриста. 6. Лексическая культура юриста. 7. Штампы, клише, стереотипные выражения в речи. 8. Терминология и профессиональная лексика. Жаргонная лексика. Упражнение: Поздравительная речь к юбилею юриста.
Практическое занятие № 3. (2 часа)  1. Нормативность устной речи.  2. Требования к лексике.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика