Слайд 1Методика математического развития детей
дошкольного возраста как наука и учебный предмет
Слайд 2Методика математического развития дошкольников в системе педагогических наук призвана оказать
помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению
математики, способствовать воспитанию и развитию личности ребенка.
Данная наука выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью.
Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей математического развития детей, а также изучение педагогических условий, обеспечивающих полноценное математическое развитие ребенка в процессе целенаправленного обучения математике в ДОО.
Слайд 3Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 4Под математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в познавательной деятельности
личности, происходящие в результате освоения математических представлений и связанных с
ними логических операций.
Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Слайд 5Математическое развитие дошкольников включает
Слайд 6Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ
«Количество и счет»:
представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
«Величина»:
представления о различных величинах, их сравнении и измерении (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе).
«Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
«Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
«Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Слайд 7Развитие логических приемов мышления
Слайд 8Задачи методики математического развития детей
Научное обоснование программных требований к
уровню развития математических представлений в каждой возрастной группе.
Отбор содержания фактического
материала для подготовки ребенка к усвоению математики в школе, т.е. реализация преемственности в формировании математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов и разнообразных форм организации процесса развития математических представлений.
Слайд 9Задачи методики математического развития детей
Разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров,
способных осуществлять педагогическую и методическую работу по математическому развитию детей
во всех звеньях системы дошкольного образования.
Разработка на научной основе методических рекомендаций для родителей по математическому развитию детей в условиях семьи.
Слайд 10Связь с другими науками
Наиболее тесная связь у нее с дошкольной
педагогикой. Методика математического развития дошкольников опирается на разрабатываемые ею задачи
обучения и умственного воспитания детей: принципы, условия, пути, средства, методы, формы организации и т.д. Эта связь по своему характеру является взаимной: исследование и разработка проблем математического развития детей в свою очередь совершенствует педагогическую теорию, обогащая ее новым фактическим материалом.
Слайд 11Связь с другими науками
Подготовка детей к усвоению математики в школе
не может успешно осуществляться без связи с методикой начального обучения
математике и некоторыми аспектами самой математики, которые служат теоретической основой обучения дошкольников и младших школьников. Опора на эти науки позволяет определить объем и содержание математических знаний, которые должны быть освоены ребенком в детском саду и служить фундаментом математического образования.
Слайд 12Связь с другими науками
Наиболее важными являются такие фундаментальные математические понятия,
как «множество», «отношение», «число», «величина». Совершенствование содержания и методов обучения
математике в школе предполагает новое отношение к подготовке детей в детском саду. В настоящее время внесены существенные изменения в содержание математической подготовки дошкольников; найдены и апробированы более эффективные методы и средства обучения. Связь с методикой обучения математике в начальной школе позволяет верно определять основные пути дальнейшего совершенствования методики математического развития дошкольников.
Слайд 13Связь с другими науками
Философия, особенно ее составляющая – теория познания,
разрабатывает методы познания, которые используются в методических исследованиях и в
реальном процессе обучения математике. Например, системный подход широко используется в исследованиях методического характера. Диалектический подход к исследованию методических проблем позволяет точно расставить акценты в их решении. Так, с помощью диалектического метода устанавливаются соотношения между целями и содержанием математического образования. Деятельностная концепция знаний помогает решать проблемы, связанные с формированием математических представлений, решением задач.
Слайд 14Связь с другими науками
Также методика математического развития дошкольников тесно связана
с психологией. Так, для обоснованного отбора материала необходимо использовать закономерности
развития познавательной деятельности, памяти, восприятия, мышления, внимания детей той или иной возрастной группы. На выбор приемов, системы упражнений и на последовательность организации деятельности детей в процессе усвоения математического материала большое влияние оказывает общепризнанная теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Психология также определяет возрастные возможности детей в усвоении знаний и умений, которые не являются чем-то застывшим и меняются в зависимости от типа обучения.
Слайд 15Связь с другими науками
Рациональное построение процесса обучения тесно связано с
созданием оптимальных условий на основе анатомо-физиологических особенностей детей. Закономерности протекания
физиологических процессов у дошкольников служат основой для определения места и длительности непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений для каждой возрастной группы детского сада, обусловливают саму их структуру, сочетание и чередование различных методов и средств обучения, разных по характеру видов деятельности (включение физминуток, дозирование учебно-познавательных задач и т.д.).
Слайд 16Роль обучения математике для развития личности ребенка
Слайд 17«Современные технологии математического образования дошкольников»как учебный предмет
Под учебным предметом понимается
дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отражающая основное содержание
той или иной науки.
Учебный предмет «Современные технологии математического образования дошкольников» направлен на раскрытие дидактически обоснованной системы знаний, умений и навыков, отражающих основное содержание такой науки как методика математического развития дошкольников.
Слайд 18Основополагающие идеи
1. Научное понимание процесса обучения как активной деятельности, направленной
на интеллектуальное, в частности математическое, развитие личности ребенка.
2. Переход
от репродуктивного типа обучения на продуктивный, развивающий, творческий, предусматривающий перестройку всей системы учебно-воспитательной работы в детском саду с учетом интересов и познавательных возможностей каждого ребенка.
3. Вариативность программ и методических обоснований предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения, гарантирует обеспечение государственных стандартов образования и достаточно высокий уровень развития детей.
Слайд 19Предмет данной учебной дисциплины
направляемый взрослым процесс освоения ребенком математического
содержания, способствующего его познавательному, личностному развитию при условии специальной организации
и применения в обучении эффективных методов, форм и средств развития и воспитания.
Содержание, методы и приемы, формы и средства обучения обусловлены основными закономерностями освоения детьми способов познания, простых математических связей и зависимостей, преемственностью в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста
Слайд 20Цель данной учебной дисциплины
развитие методического мышления будущего педагога, формирование
методических действий, необходимых воспитателю для осуществления педагогической деятельности, направленной на
развитие дошкольников в процессе их обучения математике.
Слайд 21ознакомление студентов с некоторыми вопросами теории элементарной математики, особенностями детских
представлений о количестве, величине, форме, пространстве и времени, с методами
и организационными формами обучения детей математике в разных возрастных группах детского сада в соотнесении с требованиями дидактики,
развитие личностных качеств студентов, познавательных способностей, формирование у них ключевых компетенций.
Задачи данной учебной дисциплины