Слайд 2Понять ребенка бывает непросто. К тому же дети не всегда
могут рассказать о том, что происходит в их голове.
Рисуночная
методика «Моя семья» помогает проанализировать отношения ребенка с родителями, разобраться в возникших проблемах и вовремя их устранить.
Слайд 3Когда ребенок рисует, он не задумывается о том, правильно это
или нет. Все, что лежит у него на сердце, он
изображает на бумаге. Это может помочь родителям понять, как ребенок относится к ним, кем он чувствует себя в семье, какие имеет скрытые проблемы.
То, о чем молчит ребенок, он покажет на листе бумаги. Данный тест может помочь родителям наладить отношения с малышом.
Цель теста
Слайд 4Задание
Предложите ребенку нарисовать его семью. Дайте ему листочек А4 и
разноцветные карандаши. Кроме семьи можно изображать и другие объекты по
желанию. Наблюдайте за ребенком со стороны.
Слайд 5Выполнение задания
Ребенок живущий в спокойной и дружной обстановке сразу же
примется рисовать членов семьи. Если же он начал рисовать дополняющие
детали, то это означает, что он чувствует себя некомфортно и неуверенно. Если кого-то он забыл нарисовать, значит, с этим человеком у ребенка нет контакта.
Присутствуют посторонние люди – ребенку не хватает заботы и любви. Ребенка нет на изображении- он не чувствует себя членом семьи.
Слайд 6Последовательность
Важно обратить внимание на то, кого маленький художник нарисовал первым.
Именно этого человека он любит большего всего, именно с ним
у него налажен контакт. Если 1-м он нарисовал свой образ, значит, считает себя самым лучшим в этой семье.
Последнее место в рисунке отведено человеку, с которым малыш плохо ладит. Если ребенку кажется, что его отвергают, последним он нарисует себя.
Слайд 7Размер фигур
Этот параметр указывает на авторитетность членов семьи.
Дети, которые
купаются в любви, заботе и имеют значительное влияние на всех
членов семьи, рисуют себя самыми высокими, иногда даже больше родителей. Если художник чувствует себя никому не нужным, он изобразит свою фигуру маленькой, едва заметной. Одинаковые размеры фигур говорят о том, что все в семье равноправны.
Слайд 8Расстояние между фигурами
Если ребенок растет в дружной обстановке, все будут
расположены на одном уровне и близко друг к другу. Чем
дальше ребенок рисует себя от кого-либо, тем сложнее у него с этим человеком складываются отношения.
Посторонние объекты между членами семьи говорят о конфликтах, недопонимании, ссорах.
Слайд 9 Ребенок нарисовал только себя
Ребенок, который разделяет себя и своих
родителей, на самом деле очень одинок. При этом различным образом
малыш может объяснять ее отсутствие.
Иногда такой рисунок можно встретить и у детей — кумиров семьи. Ребенок считает себя самым главным в семье. В рисунке будет преобладать много ярких цветов.
Слайд 10Прорисовка лица и других частей тела
То, как ребенок рисует себя
и родителей, очень важно. Для начала посмотрите, все ли части
тела есть у членов семьи и каких они размеров.
Отсутствие ушей- фигура никого не слышит кроме себя или не хочет слышать. Большие уши, наоборот, указывают, что этот персонаж всех и во всем слушает, не имеет своего мнения.
Рот – это символ нападения. Того, кто нарисован с большим и грозным ртом, ребенок сильно боится. Отсутствие рта или точка вместо него говорит о замкнутости.
Слайд 11Шея отвечает за контроль чувствами. Если у нарисованной фигуры ее
нет, значит этот человек не умеет управлять своими эмоциями.
Руки символизируют
силу характера и взаимодействие с другими членами семьи. Если у кого-то на рисунке они отсутствуют, значит, ребенок считает, что этот человек не может изменить ситуацию.
Ноги отвечают за положение человека в обществе. Большая площадь опоры ног говорит о том, что эта фигура — уверенная в себе и сильная личность. Ножки-палочки, повисшие в воздухе, – неуверенность в себе и в своих силах.
Слайд 12Цветовая гамма
Любимых родственников ребенок раскрасит яркими и красочными цветами. Люди,
которые вызывают у него страх или другие неприятные чувства, будут
«одеты» в черные, коричневые и ярко-красные цвета.
Слайд 13Типы воспитания по рисункам
В психологии выделяют 5 основных типов воспитания
детей. Рассмотрим каждый из них и узнаем, как определить его
при помощи рисуночной методики «Моя семья».
Кумир
Если ребенка в семье боготворят, тогда он начнет рисунок с себя. Причем фигура будет находиться прямо в центре листа. Родители же будут наблюдать за своим кумиром со стороны и любоваться ним. Ребенок нарисован красочным и значительно больше, нежели все остальные члены семьи.
Слайд 142. Гипоопека
Этот тип воспитания выражается в том, что ребенок
предоставлен сам себе. Родители не слишком много уделяют ему внимания.
Ребенок растет вроде бы и в семье, но с другой стороны, он не чувствует заботы и любви. Очень часто на листе бумаге он рисует только себя.
Слайд 153. Воспитание «в культе болезни»
Ребенок будет находиться в центре, а
вокруг него все члены семьи, которые стараются ему угодить. Достаточно
часто на рисунке взрослые держат такого ребенка за руки или очень крепко обнимают. Это символизирует их гиперопеку. Чем больше похожи родители и ребенок на рисунке, тем больше они опекают его.
Слайд 164. Проявления ревности, или «как Золушка»
Этот тип воспитания встречается
в семьях, где несколько детей. Чаще всего один из них
считает себя кумиром, а другой, наоборот, лишен внимания и заботы. Родители выделяют его брата и сестру, и он чувствует себя одиноким и никому не нужным.
Брат или сестра будут нарисованы первыми. Возле них родители. Чаще всего их взгляд также обращен на второго ребенка. Сам же художник рисует себя маленьким и невзрачным где-то в уголке.
Слайд 175. «Ежовые рукавицы».
Этот тип воспитания подразумевает, что кто-то из
родителей часто наказывает и ругает ребенка. Ребенок обязательно изобразит это
на рисунке. Агрессор будет выглядеть злым, взъерошенным, раскрашенным в темные оттенки, с большим ртом.
Слайд 18Заключение
Подводя итог, можно сказать, что цель методики «Моя семья» –
выявить проблемы и общее психоэмоциональное состояние в определенной ячейке общества.
Очень важно, чтобы ребенок выполнял это задание в спокойной обстановке. Перед этим не должно быть ссор и конфликтов.
Тест можно проводить много раз. Допустим, вы выявили конкретные проблемы, постарались их решить. Через месяц рекомендуется повторить тест. Таким образом, можно отслеживать динамику изменений в семье, состояние ребенка, его переживания и проблемы.