Слайд 1Методика написания
научной статьи
Слайд 2Практические рекомендации по написанию научных статей
Научная публикация – основной
результат деятельности исследователя.
Главная цель научной публикации – сделать работу
автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований.
Можно выделить несколько видов научных публикаций: монографии, статьи и тезисы докладов.
Монография – это научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема.
Тезисы докладов – это краткие публикации, как правило, содержащие 1-2 страницы, подготавливаются перед выступлением на научной конференции, «круглом столе» и является «опорой» выступления.
Слайд 3Наибольший интерес представляют научные статьи.
Всякая научная статья должна содержать
краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и
объективное обсуждение его значения. В отчёте должно быть отражено достаточное количество данных и ссылок на опубликованные источники информации, чтобы коллегам можно было оценить и самим проверить работу. Написать хорошую статью – значит достичь этих целей.
Чтобы написать достойную статью, необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи.
Основные черты научного стиля: логичность, однозначность, объективность.
Слайд 4Список литературы –это перечень книг, журналов, статей, диссертаций с указанием
основных данных (место и год выхода, издательство и др.).
Ссылки в
статье на литературные источники можно оформить тремя способами:
выразить в круглых скобках внутри самого текста;
2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным;
3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы.
Таким образом, последовательность формирования списка может быть различной:
- по алфавиту фамилий авторов или названий документов;
по мере появления сносок.
Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ.
Слайд 5Основная структура содержания статьи
Статья, как правило, включает в себя:
-
аннотацию;
- введение;
- основные результаты и их обсуждение;
- заключение (выводы);
- список
цитированных источников.
Аннотация выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе.
Во введении должна быть обоснована актуальность рассматриваемого вопроса (что Вы рассматриваете и зачем?) и новизна работы, если позволяет объем статьи, можно конкретизировать цель и задачи исследования.
Слайд 6ПРИСТУПАЕМ ЗА РАБОТУ НАД СТАТЬЕЙ
Название (заглавие) – очень важный элемент
статьи.
По названию судят обо всей работе. Поэтому
заглавие статьи должно полностью отражать ее содержание. Правильнее будет, если Вы начнете работу над примерным названием, а окончательную формулировку ему дадите уже после написания статьи, когда поймёте саму суть статьи, её основную идею.
Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Это способность ее результатов быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач.
Новизна – это то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.
Цели и задачи исследования. Важно, чтобы при выборе темы автор четко осознавал те цели и задачи, которые поставил перед своей работой. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, которой и посвящается само исследование.
Слайд 7Чтобы сформулировать цель, нужно ответить на вопрос: «Что ты хочешь
создать в итоге организуемого исследования?»
Итогом могут быть: новая методика,
классификация, новая программа или учебный план, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д.
Цель любой работы, как правило, начинается с глаголов:
Задачи - это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач.
выяснить,
выявить, сформировать обосновать, проверить, определить, создать, построить...
Слайд 8Основная часть, включает само исследование, его результаты, практические рекомендации. В
процессе работы необходимо уметь применить методы исследования: анализа, сравнения, сопоставления,
систематизации; разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование.
В работе, посвященной экспериментальным (практическим) исследованиям, автор обязан описать методику эксперимента, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Если это не сделано, то достоверность представленных результатов будет считаться сомнительной.
Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включённого в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичную литературу следует цитировать как можно экономнее, например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов.
Слайд 9Выводы (вместо заключения) содержат краткую формулировку результатов, полученных в ходе
работы. Они не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных
для науки и производства выводов. Автор исследования в тезисной (краткой)форме суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость.
Список литературы. Основные элементы библиографического описания приводятся в следующей последовательности: фамилия автора и его инициалы, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страницы.
Слайд 10Советы по форме изложения материала:
- Необходимо представлять своего читателя и
заранее знать, кому адресована статья.
- Автор должен так написать
о том, что неизвестно другим, чтобы это неизвестное стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому.
Автору оригинальной работы следует разъяснить читателю ее наиболее трудные места. Если же она является развитием уже известных работ (и не только самого автора), то нет смысла затруднять читателя их пересказом, а лучше адресовать его к первоисточникам.
Важно показать как объективное, так и авторское отношение к публикуемому материалу, особенно сейчас, в связи с широким использованием Интернета.
Необходимы анализ и обобщение, а также критическое отношение автора к имеющимся в его распоряжении материалам. («Книги нужны не для того чтобы им верить, а чтобы думать!»)
Слайд 11- Главным в изложении, как отмечал еще А. С. Пушкин,
являются точность и краткость. «Словам должно быть тесно, а мыслям
просторно» (Н. А. Некрасов).
- Важны стройность изложения и отсутствие логических разрывов.
- Красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора.
- Текст полезно разбить на отдельные смысловые абзацы. Это облегчит читателю нахождение требуемого материала.
- Автор должен стремиться быть однозначно понятым:
1. Употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;
2. Не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено.
Не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки. Научная статья должна быть написана живым, образным языком.
Слайд 12Начинающему автору необходимо знать, что подлинная работа над статьей начинается
только после написания первого варианта. Целесообразно смело вычеркивать все лишнее,
подбирать правильные выражения мыслей, убирать все непонятное и имеющее двойной смысл. Но и трех-четырех переделок текста может оказаться мало.
Многие авторы придерживаются следующего способа написания научной статьи.
Сначала нужно записать все, что приходит в голову в данный момент, что Вам уже хорошо известно по выбранной теме. Пусть этого пока будет недостаточно и слабо.
Затем берётся ориентировочная методика по написанию статьи, подбираются нужные источники, делаются выписки.
После этого черновик откладывается в сторону и автор статьи на некоторое время отвлекается от него
И только затем начинается редактирование: переделывание, вычеркивание, вставление нового материала. И так несколько раз. Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни один серьезный исследователь. Все испытывают трудности при изложении.
Слайд 13Для того, чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании статьи
и сделать более наглядной его логическую структуру, вы можете использовать
различные вводные слова и фразы:
Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих...
Кроме того, …
Наконец, …
Затем…
Вновь…
Далее…
Более того, …
Вместе с тем, …
В добавление к вышесказанному, …
В уточнение к вышесказанному, …
Также,
В то же время, …
Вместе с тем, …
Соответственно…
Подобным образом…
Следовательно, …
Отсюда следует, …
Таким образом, …
Между тем, …
Тем не менее, …
Однако, …
С другой стороны, …
В целом, …
Подводя итоги, …
В заключение…
Итак, …
Поэтому …
Слайд 14Однако, не следует злоупотреблять вводными фразами, начиная с них каждое
предложение.
Техническая сторона оформления статьи. Правильно оформленная
работа облегчает восприятие Вашей статьи. Есть некоторые правила, которые надо соблюдать:
- после заголовка (подзаголовка), располагаемого посредине строки, точка не ставится.
- не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка;
- страницы нумеруются в нарастающем порядке;
правила сокращения слов и словосочетаний. Применение сокращенных словосочетаний регламентируется ГОСТ 7.12-93 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании». Кроме того, имеются общепринятые правила сокращения слов и выражений:
1. Оставляют лишь первую букву слова (например, век - "в.", год - "г.").
2. Пропускают сразу несколько букв в середине слова, а вместо них ставят дефис (например, университет - "ун-т", издательство – изд-во. Нужно быть внимательным при использовании и таких трех видов сокращений, как буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные географические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов.
3. Такими аббревиатурами удобно пользоваться, так как они составляются из общеизвестных словообразований (например, "ВУЗ", "профсоюз"). Если необходимо обозначить свой сложный термин такой аббревиатурой, то в этом случае ее следует указывать сразу же после данного сложного термина. Например, "средства массовой информации (Далее «СМИ»)», что позволяет в дальнейшем пользоваться этой аббревиатурой без расшифровки.
Слайд 15- Выделения текста должны быть оправданы: нельзя выделять очень много
фрагментов текста!
- Символы должны быть в едином стиле —
их не стоит часто менять!
Текст должен быть выровнен по краям. Красные строки обязательны. Кавычки оформляются знаком «……», а не “……..”.
Если внутри кавычек «…» необходимо использовать слово или название в кавычках, то используем "…"
- Следите, чтобы в конце предложений были точки.
- Если Вы решили сделать список, то обратите внимание на тонкости оформления:
- если пункт списка начинается со строчной буквы, то в конце ставится «;»;
- если же Вы начинаете список с прописной буквы, то в конце ставится «.».
Слайд 16По содержанию статьи:
Научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования
научных методов познания, поэтому часто определяется по ключевым ссылкам в
тексте, реализуемым методам исследования и выводами).
Новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками).
Практичность (связана с переносом в практическую деятельность других профессионалов, поэтому часто определяется по наличию в статье путей передачи опыта).
Методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации; чаще всего определяется количеством и полезностью рекомендаций в статье).
Убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций).
Слайд 17Логичность (определяется очевидностью причинно-следственных связей, логичностью переходов, взаимосвязанностью частей).
Ясность (часто
определяется понятностью использованных терминов и наличием иллюстрирующих примеров).
Оригинальность (определяется наличием
удачных аналогий, цитат, афоризмов, рисунков).
Полнота (определяется присутствием основных структурных частей, наличием минимального содержания и завершенностью текста).
Слайд 18По окончании статьи:
- Отдельно оцените язык написания статьи. Если
необходимо, то замените повторы синонимами, добавьте метафорических фраз, аналогий и
цитат.
- Еще раз прочитайте статью, определите ее главную мысль, откорректируйте название.
Перечитайте еще раз выводы. Убедитесь, что каждый из них логичен, содержателен.
Ответьте на вопрос, как название статьи связано с выводами. Если необходимо, скорректируйте название или выводы.
- Проверьте оформление статьи (см. требования к оформлению).
Проверьте грамотность ее написания.
При написании статьи сразу используйте полезные инструменты компьютера: проверку орфографии, синонимы, различные настройки (интервал, шрифт, выравнивание и т.д.). Их лучше установить перед началом написания статьи, чтобы не выполнять двойную работу потом.
Слайд 19Завершающим этапом написания статьи является передача её научному руководителю для
согласования и резюме.
РИНЦ (РОССИЙСКИЙ ИНДЕКС НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ) - это
национальная библиографическая база данных научного цитирования, аккумулирующая более 12 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 6000 российских журналов. Она предназначена не только для оперативного обеспечения научных исследований актуальной справочно-библиографической информацией, но является также мощным аналитическим инструментом, позволяющим осуществлять оценку результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, ученых, уровень научных журналов и т.д.
Список научных журналов РИНЦ https://nauchniestati.ru/perechen-jurnalov/rinc/ (Искать журналы, где есть разделы педагогика или искусствоведение)