Слайд 1Презентация на тему:
Методика обучения бега на короткие дистанции
Выполнил: Потекаева
Юлия
Группа: ЗБ-БЖФК 21
Слайд 2История бега на короткие дистанции
Бег на короткие дистанции, или спринт,
включает: бег на 60, 100, 200 и 400 м. В
Англии, США, Австралии и некоторых других странах соревнования по спринту проводят на дистанциях 60, 100, 220, 440 ярдов. Вот как выглядит разница во времени пробегания метрических и ярдовых дистанций: 100 ярдов = 91,44 м; 100 м = 109,36 ярда (+0,9 с). 220 ярдов = 201,17 м; 200 м = 218,72 ярда (-0,1 с). 440 ярдов = 402,34 м; 400 м = 437,44 ярда (-0,3 с). Если спортсмен пробежал 100 ярдов за 9,2 с, то его результат в беге на 100 м в пересчете будет (9,2 + 0,9) равен примерно 10,1 с. История бега на короткие дистанции начинается с Олимпийских игр древности. Бег на стадий (192,27 м) и два стадия пользовался большой популярностью у греков. Причем древние атлеты применяли не только высокий, но и низкий старт, используя для этого особые стартовые упоры в виде каменных или мраморных плит. В первые годы появления легкой атлетики в Америке применяли старт с ходу, наподобие старта в конных бегах. Затем получил распространение высокий старт, когда спортсмен отставлял одну ногу назад и наклонялся вперед. На I Олимпиаде нашего времени Т. Бёрк впервые показал низкий старт на официальных соревнованиях, хотя он был предложен в 1887 г. известным американским тренером Мерфи и впервые был применен его соотечественником Шеррилом. Стартовали они из небольших ямок, вырытых в грунте. Появившиеся в 30-х гг. XX в. стартовые колодки позволили усовершенствовать технику низкого старта. Бег на короткие дистанции раньше других видов легкой атлетики был признан доступным для женщин и включен в программу Олимпийских игр 1928 г. Спринтерский бег в России получил распространение позже, чем в западных странах. В первых официальных соревнованиях по легкой атлетике в России (1897 г.) в программу был включен бег на 300 футов (91,5 м) и на 188,5 сажени (401,5 м). В настоящее время многие тренеры согласны с тем, что техника спринтерского бега сугубо индивидуальна и, несмотря на определенные биомеханические характеристики, зависит от конкретных индивидуальных особенностей спортсмена, а также от достигаемых им уровней мощности и быстроты. Это, конечно, не исключает общих для всех рациональных элементов техники, совершенствованием которых они занимаются и по сей день.
Слайд 3Техника спринтерского бега выделают 4 фазы
старт
стартовое ускорение
бег по дистанции
финиширование
Слайд 4Старт
Во время прохождения дистанции лучше всего использовать низкий старт. Это
поможет бегуну ускориться и набрать скорость. Для полного удобства применяют
стартовые колодки. Это обеспечивает человеку хорошую опору и правильную расстановку ног. Также существует несколько основных типов правильного расположения колодок.
При обычном старте передняя колодка ставится на расстоянии полторы стопы от начала старта. Задняя от передней на две стопы.
В растянутом старте расстояние между колодками сокращается до одной стопы.
Сближенный старт. Здесь также расстояние между колодками будет менее одной или половина стопы. Расстояние от передней колодки и до старта будет составлять полторы стопы.
Когда колодки находятся близко друг другу, это обеспечивает усиление ног для старта и создают ускорение уже на первом шагу.
Слайд 5Разбег
Чтобы получить хороший результат на финише, нужно набрать хорошую скорость на
старте. Методика здесь такая, важно правильно выполнить первые шаги. От
них будет зависеть выталкивание тела под установленным углом. Шаг нужно заканчивать прямой ногой. Когда выпрямляется нога, одновременно с ним поднимается второе бедро под прямым углом. Чем быстрее будет движение, тем скорее произойдет следующее отталкивание.
Бегун должен быстрее всего делать первый шаг. Это очень важно. Длина такого шага будет около ста тридцати сантиметров.
Сокращать длину не стоит. Скорость будет увеличиваться за счет длины шага и ускоренного темпа.
Слайд 6Прохождение дистанции
Когда спортсмен бежит, наклон его тела изменяется. Во время
отталкивания, наклон уменьшается, но в полетной фазе увеличивается. Когда разгон достигает
максимальной скорости, тело бегущего человека выпрямляется. Бегун находится в свободном положении.
Нога ставиться на беговую дорожку с передней части стопы. Далее сгибается коленный сустав, но разгибается уже в голеностопном. Спортсмен, когда принимает положение для отталкивания, выносит маховую ногу вперед и вверх. Если бедро находится достаточно высоко и скорость подъема снижена, то происходит выпрямление опорной ноги.
Отталкивание будет завершено разгибанием опорной ноги в коленном и голеностопном суставах. В фазе полета происходит быстрое сведение бедер. Когда спортсмен отталкивается, нога движется вверх, потом сгибается и двигается вниз.
Слайд 7Финиш
На дистанциях как сто и двести метров нужно до конца
поддерживать максимальную скорость, но перед финишем она снижается на 4-7%.
Окончание бега считается в тот момент, когда спортсмен коснется туловищем вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша. Чтобы финишировать быстрее всех, нужно на последнем шаге сделать рывок вперед. Другими словами – сделать бросок грудью.
Слайд 9ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Слайд 10Задача 1.
Ознакомиться с особенностями бега каждого занимающегося, определить его
основные недостатки и пути их устранения.
Средства.
Повторный бег 60 -
80м (3 - 5 раз).
Методические указания.
Количество повторных пробежек может быть различно. Оно зависит от того, как скоро занимающийся пробежит дистанцию в свойственной ему манере.
Слайд 11Задача 2.
Научить технике бега по прямой дистанции
Средства:
1. Бег с
ускорением на 50 - 80м в 3/4 интенсивности от максимальной.
2.
Бег с ускорением и бегом по инерции (60 - 80м).
3. Бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой ноги на дорожку (30 - 40м).
4. Семенящий бег с загребающей постановкой стопы (30 - 40м).
5. Бег с отведением бедра назад и забрасыванием голени (40 - 50м).
6. Бег прыжковыми шагами (30 - 60м).
7. Движения руками (подобно движениям во время бега).
8. Выполнить 3, 4 и 6-е упражнения в повышенном темпе и перейти на обычный бег.
Слайд 12Методические указания.
Перечень упражнений и их дозировка подбираются для каждого
занимающегося с учетом недостатков в технике бега. Все беговые упражнения
вначале выполняются каждым в отдельности. По мере освоения техники бега упражнения выполняются группой. В беге с ускорением нужно постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения бегуна были свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность.
При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением - основное упражнение для обучения технике спринтерского бега.
Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и семенящего бега нельзя откидывать верхнюю часть туловища назад. Бег с забрасыванием голени целесообразнее проводить в шиповках. В этом упражнении следует избегать наклона вперед. Количество повторений рекомендуемых упражнений устанавливается в зависимости от физической подготовленности (3 - 7 раз).
Слайд 13Задача 3.
Научить технике бега на повороте
Средства.
1. Бег с ускорением
на повороте дорожки с большим радиусом (на 6 - 8-й
дорожках) по 50 - 80м со скоростью 80 - 90% от максимальной.
2. Бег с ускорением на повороте на первой дорожке (50 - 80м) в 3/4 интенсивности.
3. Бег по кругу радиусом 20 - 10м с различной скоростью.
4. Бег с ускорением на повороте с выходом на прямую (80 - 100м) с различной скоростью.
5. Бег с ускорением на прямой с входом в поворот (80 - 100м) с различной скоростью
Слайд 14Методические указания.
Бежать на повороте дорожки надо свободно. Уменьшать радиус
поворота следует только тогда, когда достигнута достаточно правильная техника бега
на повороте большого радиуса.
При беге с входом в поворот необходимо учить легкоатлетов начинать наклон тела к центру поворота, опережая возникновение центробежной силы. Упражнения повторяются в зависимости от подготовленности занимающихся (3 - 8 раз).
Слайд 15Задача 4.
Научить технике высокого старта и стартовому ускорению.
Средства.
1.
Выполнение команды «На старт!».
2. Выполнение команды «Внимание!».
3. Начало бега без
сигнала, самостоятельно (5 - 6 раз).
4. Начало бега без сигнала при большом наклоне туловища вперед (до 20м, 6 - 8 раз).
5. Начало бега по сигналу и стартовое ускорение (20 - 30м) при большом наклоне туловища и энергичном вынесении бедра вперед (6 - 8 раз).
Слайд 16Методические указания.
Начинать обучение технике бега со старта следует тогда,
когда занимающийся научился бежать с максимальной скоростью без возникновения скованности.
Следить, чтобы обучающиеся на старте выносили вперед плечо и руку, разноименные выставленной вперед ноге. По мере усвоения старта необходимо увеличивать наклон туловища, довести его до горизонтального и стараться сохранять наклон возможно дольше. К выполнению старта по сигналу переходить только после уверенного усвоения техники старта.
Слайд 17Задача 5.
Научить низкому старту и стартовому разбегу.
Средства.
1. Выполнение команды
«На старт!».
2. Выполнение команды «Внимание!».
3. Начало бега без сигнала, самостоятельно
(до 20м, 8 - 12 раз).
4. Начало бега по сигналу (по выстрелу).
5. Начало бега по сигналу, следующему через разные промежутки после команды «Внимание!».
Слайд 18Методические указания.
Если бегун с первых шагов после старта преждевременно выпрямляется,
целесообразно увеличить расстояние от колодок до стартовой линии или установить
на старте наклонную рейку, ограничивающую возможность подъема. Хорошим упражнением для устранения преждевременного выпрямления бегуна со старта является начало бега из высокого стартового положения с опорой рукой и горизонтальным положением туловища.
Обучая низкому старту, необходимо на первых занятиях указать занимающимся, чтобы они не начинали бег до сигнала - фальстарт. При фальстарте надо обязательно возвращать бегунов в обращать их внимание на недопустимость фальстартов. Рекомендуется подавать только один заключительный сигнал. При этом бегуны принимают без команды позу, занимаемую по сигналу «Внимание!». Низкий старт по выстрелу применяется на занятиях после овладения правильными движениями. Количество повторений может колебаться от 3 до 15
Слайд 19Задача 6.
Научить переходу от стартового разбега к бегу по дистанции.
Средства.
1. Бег по инерции после пробегания небольшого отрезка с полной
скоростью (5 - 10 раз).
2. Наращивание скорости после свободного бега по инерции, постепенно уменьшая отрезок свободного бега до 2 - 3 шагов (5 - 10 раз).
3. Переход к свободному бегу по инерции после разбега с низкого старта (5 - 10 раз).
4. Наращивание скорости после свободного бега по инерции, выполненного после разбега с низкого старта (6 - 12 раз), постепенно уменьшая участок свободного бега до 2 - 3 шагов.
5. Переменный бег. Бег с 3 - 6 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции.
Слайд 20Методические указания.
Вначале нужно обучать свободному бегу по инерции по
прямой дистанции на отрезках 60 - 100м. Обращается особое внимание
на обучение умению переходить от бега с максимальной скоростью к свободному бегу, не теряя скорости.
Слайд 21Задача 7.
Научить правильному бегу при выходе с поворота на прямую
часть дорожки.
Средства.
1. Бег с ускорением в последней четверти поворота,
чередуемый с бегом по инерции при выходе на прямую (50 - 80м, 4 - 8 раз).
2. Наращивание скорости после бега по инерции, постепенно сокращая его до 2 - 3 шагов (80 - 100м, 3 - 6 раз).
3. Бег по повороту, стремясь наращивать скорость бега перед выходом на прямую.
Методические указания.
Сокращать продолжительность свободного бега по инерции необходимо постепенно, по мере овладения искусством переключения интенсивности усилий при беге.
Слайд 22Задача 8.
Научить низкому старту на повороте.
Средства.
1. Установка колодок для
старта на повороте.
2. Стартовые ускорения с выходом к бровке по
прямой и вход в поворот.
3. Выполнение стартового ускорения на полной скорости.
Слайд 23Задача 9.
Научить финишному броску на ленточку.
Средства.
1. Наклон вперед с
отведением рук назад при ходьбе (2 - 6 раз).
2. Наклон
вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге (6 - 10 раз).
3. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч на медленном и быстром беге индивидуально и группой (8 - 12 раз).
Методические указания.
Обучая финишированию с броском на ленточку, надо воспитывать умение проявлять волевые усилия, необходимые для поддержания достигнутой максимальной скорости до конца дистанции. Важно также приучать бегунов заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешности обучения нужно проводить упражнения парами, подбирая бегунов, равных по силам, или применяя форы.
Слайд 24Задача 10.
Дальнейшее совершенствование техники бега в целом.
Средства.
1. Все упражнения,
применявшиеся для обучения, а также бег по наклонной дорожке с
выходом на горизонтальную, бег вверх по наклонной дорожке.
2. Применение тренажерных устройств: тяговые и тормозящие устройства, световой и звуковой лидер и др.
3. Пробегание полной дистанции.
4. Участие в соревнованиях и прикидках.
Методические указания.
Техника спринта лучше всего совершенствуется при беге в равномерном темпе с неполной интенсивностью; в беге с ускорением, в котором скорость доводится до максимальной; при выходах со старта с различной интенсивностью. Стремление бежать с максимальной скоростью при неосвоенной технике и недостаточной подготовленности почти всегда приводит к излишним напряжениям. Чтобы избежать этого, на первых порах следует применять преимущественно бег в 1/2 и 3/4 интенсивности, так как при легком, свободном, ненапряженном беге спортсмену легче контролировать свои движения.