Слайд 1МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Д.А. Старкова, 2014
Слайд 2Определение чтения
Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, который обеспечивает
письменную форму общения, наряду с письмом (связаны графической системой языка).
Чтение
и аудирование
Чтение и говорение
Чтение и письмо
Слайд 3Чтение как цель и/или средство обучения
Слайд 4Чтение как цель и/или средство обучения
Мы читаем, чтобы получить нужную
нам информацию по интересующему вопросу.
Ищем ошибки в тексте.
Выполняем домашнее задание.
Развлечься.
Понять
о чем идет речь (основную мысль).
Найти ответы на конкретные вопросы.
Слайд 5Чтение как цель и/или средство обучения
7. Научиться быстро читать вслух,
соблюдая нормы произношения.
8. Научиться использовать различные интонационные модели.
9. Написать аналогичный
текст самим.
10. Подготовить устный или письменный доклад по данной теме.
11. Найти новые слова и догадаться об их значении по контексту.
Слайд 6Чтение как цель и/или средство обучения
12. Найти изучаемое грамматическое явление
в тексте и использовать его в своих предложениях.
13. Выполнить тест
на проверку уровня сформированности лексико-грамматических навыков.
14. Выполнить контрольное задание на проверку умения аудировать или писать на АЯ.
15. Узнать что-то новое.
Слайд 7Чтение как цель и/или средство обучения
Слайд 8Цели обучения чтению на ИЯ (виды чтения)
С пониманием основного содержания
(ознакомительное чтение - skimming)
С полным пониманием (изучающее чтение – intensive
reading)
С извлечением необходимой (значимой информации - scanning)
Слайд 10Стратегии чтения
1) понимать тип, специфику, целевое назначение текста
2) ориентироваться в
тексте в соответствии с коммуникативной задачей (полное понимание или избирательное)
3)
извлекать информацию на разном уровне
4) пользоваться компенсационными умениями (догадка по контексту, игнорирование незнакомых слов…)
Слайд 11Правила работы с текстом
Читать текст на ИЯ – не значит
переводить каждое слово
Для понимания любого текста важную роль имеет жизненный
опыт
Чтобы понять текст или спрогнозировать, о чем он, нужно обратиться к помощи опор: заголовок, рисунки и схемы, таблицы
Важно опираться на то, что известно о тексте (слова, выражения), пытаться догадаться по контексту
Обращаться к словарю только в тех случаях, когда все прочие возможности понять значение ключевых слов исчерпаны
Слайд 12Требования к текстам (Гальскова Н.Д.)
Соответствие коммуникативно-познавательным интересам и потребностям школьников
Соответствовать
по степени сложности их речевому и языковому опыту в родном
и иностранном языках
Соответствовать возрасту
Быть носителем не лингвистической, а содержательной информации (проблему, затрагивающую чувства/ эмоции)
Слайд 13Требования, предъявляемые к учебным текстам (Соловова Е.Н.)
Объем текста
Место основной идеи
текста
Тематика текстов
Проблематика текстов
Степень аутентичности (authentic materials, authentic tasks)
Слайд 14Тексты для начальной школы
Стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки, комиксы
Личное письмо
ровесника из страны изучаемого языка, открытка
Простой кулинарный рецепт, билеты (входные,
проездные), программы передач, афиши
Карта страны изучаемого языка…
Слайд 155-7 классы
Названные выше типы текстов, а также:
Указатели, вывески в магазинах
и на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели города,
объявления, прогноз погоды
Журнальные и газетные статьи страноведческого характера, каталоги, путеводители, отрывки из художественной литературы
Слайд 168-9 классы
Названные в предыдущем слайде типы текстов, а также:
Реклама, проспекты
Публикации
из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, интервью, очерки,
обзоры, статистика…)
Слайд 1710-11 классы
Указанные в предыдущих классах тексты, а также:
Инструкции, публикации в
периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений…
Слайд 18Техника чтения
операции техники чтения:
соотнесение зрительного/графического образа речевой единицы с ее
слухоречедвигательным образом
cоотнесение слухоречедвигательных образов с их значением
Р.К. Миньяр-Белоручев:
Слайд 20Обучение технике чтения
Как лучше обучать технике чтения?
Слайд 21Параметры оценки техники чтения
Темп (кол-во слов в минуту)
Соблюдение норм ударения
(смыслового, логического)
Соблюдение норм паузации
Использование правильных моделей интонирования
Понимание прочитанного
Слайд 22Навыки чтения на иностранном языке (Соловова Е.Н.)
Игнорировать неизвестное, если оно
не мешает выполнению коммуникативной задачи
Вычленять смысловую информацию
Читать по ключевым словам
Работать
со словарем
Использовать сноски, комментарии
Интерпретировать и трансформировать текст
Слайд 23Этапы обучения чтению
Дотекстовый
Текстовый
Послетекстовый
(см. Текпэк)
Слайд 32Упражнения на послетекстовом этапе
Слайд 38Thank you very much for your attention!