Разделы презентаций


методика организации самостоятельной работы студентов в вузе

Содержание

Самостоятельная работа Это такая работа, «которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом студенты сознательно стремятся достичь поставленной в задачи цели,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
выполнили
студенты 4 курса заочной

ф.о
экономического факультета ЮФУ
направление подготовки - Экономика
Сыроватская А.Ю. и Грачев Д.Н.

методика организации самостоятельной работы студентов в вузевыполнилистуденты 4 курса заочной ф.оэкономического факультета ЮФУнаправление подготовки - ЭкономикаСыроватская А.Ю.

Слайд 2Самостоятельная работа
Это такая работа, «которая выполняется без непосредственного участия

преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого

время; при этом студенты сознательно стремятся достичь поставленной в задачи цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий».
Самостоятельная работа Это такая работа, «которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально

Слайд 3
Исходя из понятия «самостоятельная работа» можно выявить важное и необходимое

условие организации самостоятельной работы студентов - это формирование умений самостоятельно

приобретать знания, навыки и возможность организации учебной и научной деятельности





Ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой специалиста с высшим образованием и сформированными профессиональными компетенциями
Исходя из понятия «самостоятельная работа» можно выявить важное и необходимое условие организации самостоятельной работы студентов - это

Слайд 4 Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений

студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
развитие познавательных способностей

и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений

ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;  углубление и расширение теоретических знаний;

Слайд 6ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных

занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.



Внеаудиторная

самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫАудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по

Слайд 7В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со

стороны преподавателя и способа контроля, СР подразделяется на следующие виды:


самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера, подготовки к семинарам, контрольным работам, зачетам и экзаменам

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля, СР подразделяется

Слайд 8Типы самостоятельной работы студентов.


Типы самостоятельной работы студентов.

Слайд 9Типы самостоятельной работы студентов.
3-й тип. Формирование у обучаемых знаний, лежащих

в основе решения нетиповых задач. Познавательная деятельность обучаемых при решении

таких задач заключается в накоплении и про явлении во внешнем плане нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (действий по известному алгоритму) путем переноса знаний, навыков и умений. Задания этого типа предполагают поиск, формулирование и реализацию идеи решения, что всегда выходит за пределы прошлого формализованного опыта и требует от обучаемого варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения их под новым углом зрения. Самостоятельные работы третьего типа должны выдвигать требование анализа незнакомых обучаемым ситуаций и генерирования субъективно новой информации. Типичными для самостоятельной работы студентов третьего типа являются курсовые и дипломные проекты.


Типы самостоятельной работы студентов.3-й тип. Формирование у обучаемых знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Познавательная деятельность

Слайд 10ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СРС










ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СРС

Слайд 12
руководящая идея, исходные положения, определяющие содержание и характер самостоятельной работы

студентов

руководящая идея, исходные положения, определяющие содержание и характер самостоятельной работы студентов

Слайд 13
система важнейших требований к процессу обучения, соблюдение которых обеспечивает

его эффективность и качество

система важнейших требований к процессу обучения, соблюдение которых обеспечивает его эффективность и качество

Слайд 14
предполагает соответствие содержания учебного материала уровню развития современной науки.

.

предполагает соответствие содержания учебного материала уровню развития современной науки..

Слайд 15
исключает механическое заучивание, ориентирует на осмысление.

предполагает учет в содержании

учебного материала способностей, интересов и профессиональных навыков студентов.

исключает механическое заучивание, ориентирует на осмысление. предполагает учет в содержании учебного материала способностей, интересов и профессиональных навыков

Слайд 16
предполагаетсоответствие объема и сложности учебного материалареальным возможностям студентов.

.


предполагаетсоответствие объема и сложности учебного материалареальным возможностям студентов..

Слайд 17
предполагает формирование у студентов межсистемных ассоциаций, которые позволяют отражать

предметы и явления в их единстве и противоположности.

предполагает формирование у студентов межсистемных ассоциаций, которые позволяют отражать предметы и явления в их единстве и

Слайд 19Организация самостоятельной работы студентов
В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться

выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля

за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе. В первом случае исходной базой для правильной организации деятельности служат ясное понимание целей, задач, форм, методов работы, сознательный контроль за ее процессом и результатами. Во втором случае преобладает смутное понимание, действие привычек, сформировавшихся под влиянием механических повторений, подражание и т. п.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Опираясь на современную дидактику, преподаватель должен установить требуемый тип самостоятельной работы студентов и определить не обходимую степень ее включения в изучение своей дисциплины.
Организация самостоятельной работы студентовВ процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения,

Слайд 21Самостоятельная работа как часть учебной деятельности студентов
Самостоятельная работа представляет собой

особую, высшую степень учебной деятельности.
Она обусловлена индивидуальными психологическими различиями

учащегося и личностными особенностями и
требует высокого уровня самосознания, рефлективности.
Самостоятельная работа может осуществляться как во внеаудиторное время (дома, в лаборатории),
так и на аудиторных занятиях в письменной или устной форме.


Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и
углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием
автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам
и экзаменам. Организуется, обеспечивается и контролируется данный вид деятельности студентов соответствующими кафедрами.

Самостоятельная работа как часть учебной деятельности студентовСамостоятельная работа представляет собой особую, высшую степень учебной деятельности. Она обусловлена

Слайд 22три уровня самостоятельной деятельности






три уровня самостоятельной деятельности

Слайд 24Эффективность творческой деятельности студентов
Эффективность творческой деятельности студентов зависит от

организации занятий и характера влияния преподавателя. В педагогической литературе описаны

и практически применяются разнообразные приемы активизации самостоятельной работы студентов. Вот наиболее действенные из них.
1. Обучение студентов методам самостоятельной работы (временные ориентиры выполнения самостоятельной работы для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки).
2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.
3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.
4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.
5. Использование методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).
6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда.
7. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм; постепенное уменьшение разъяснительной части от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.
8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.
9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.
10. Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе – четкое ее распределение между членами группы.
11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.
12. Контрольные вопросы к лекционному потоку после каждой лекции.
13. Чтение студентами фрагмента лекции (15–20 мин) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя. 14. Присвоение статуса студентов-консультантов наиболее продвинутым и способным из них; оказание таким студентам всесторонней помощи.
15. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.
Эффективность творческой деятельности студентов Эффективность творческой деятельности студентов зависит от организации занятий и характера влияния преподавателя. В

Слайд 25Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги российских вузов

видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы,

в том числе и на младших курсах. В этой связи заслуживают внимания определенные конструктивные предложения, такие, как:


организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к научно-исследовательской работе и по возможности к реальному проектированию по заказам предприятий;
включение самостоятельной работы студентов в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах;
создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения самостоятельной работы студентов;
разработка системы интегрированных межкафедральных заданий;
ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу;
рейтинговый метод контроля самостоятельной работы студентов;
коллегиальные отношения преподавателей и студентов;
разработка заданий, предполагающих нестандартные решения;
индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом самостоятельной работы студентов;
проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего.


Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы.

Пути повышения эффективности самостоятельной работы студентов.

Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги российских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое

Слайд 26Подведем итоги






Подведем итоги

Слайд 27… Знания можно предложить, но овладеть ими может и должен

каждый самостоятельно»

… Знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно»

Слайд 28СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 29СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Архангельский С.И. Методологические разработки по курсу педагогики и

психологии высшей школы для слушателей ФПК / С.И. Архангельский. –

М., 1990.
Воеводин Л. Д. Самостоятельная работа студентов над источниками - эффективное средство самообразования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. II, Право. - 1996. - N 4. - С. 49-62.
Коржуев А.В. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения / А.В. Коржуев, В.А. Попков. – М., 2001.
Попков В. А. Дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Портных В. О воспитании студентов // Высшее образование в России. - № 7. – С. 155-157.
Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. - № 7. – С. 103-109.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. – М., 2005.
Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / И.Б. Соколова. – М., 2002.
Фокин Ю.Г. Образование и воспитание в высшей школе / Ю.Г. Фокин. – М., 2002.
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб.пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
http://www.yspu.yar.ru/vestnik Журнал "Педагогический Вестник" (ЯГПУ им. К. Д.Ушинского).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАрхангельский С.И. Методологические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК /

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика