Слайд 1Методика подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий
По материалам
методических рекомендаций
С. В.
Токмяниной
«Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах по истории», Екатеринбург,2018
ГАОУ ДПО СО «ИРО»
Слайд 4Методика подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий
2 блока заданий:
Заинтерсовать –
выявить навыки;
Выделить группу лидеров – аналитические способности и задания, на
которые нет готовых решений.
Слайд 5Методика подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий
Всё вышеуказанное – систематизация
знаний – это сложный многосторонний процесс на основе усвоения понятий
и фактов в определенной логической последовательности.
Структурные компоненты систематизации:
Восприятие и воспроизведение изученного материала;
Углубление и расширение знаний;
Применение знаний в новых нестандартных ситуациях
Слайд 6Методика подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий
Надо сформировать – базовые
знания по следующим разделам:
Понятия и термины;
Даты;
Хронология правления; имена исторических деятелей
и их достижения;
Карты;
История искусства (знать классические литературные тексты, иметь базовое представление об этапах развития науки и техники);
Анализ текста
Слайд 7Методика подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий
Способы эффективной систематизации –
письменные и графические: таблицы, построение исторических сквозных вертикалей, кластеры, интеллект-карты,
игры «МЭМО», «Элиас»,
Приложение Quizlet.
Слайд 9Игра «МЭМО»
Можно приготовить комплекты по 25 пар (50 карточек):
С указанием
дат и событий;
С указанием событий и исторических деятелей;
С указанием понятий
и их определений;
С указанием памятников архитектуры и их создателей;
С указанием памятников культуры и событий с ними связанных
Слайд 11Игра «ЭЛИАС»
Расположено 10 слов на карточке. Каждый человек в течение
минуты берет карточку и объясняет значение слов не называя их
и не используя однокоренные слова. Остальная команда стремится угадать слова. Очки назначаются и тем, кто правильно объяснил и тем кто правильно смог дать правильный ответ.
Можно сделать на карточку одно понятие.
Слайд 17Отработка порядка действий обучающегося на самой олимпиаде
Внимательно изучить структуру олимпиадной
работы.
Просмотреть все задания и ранжировать их для себя по уровню
сложности и трудоёмкости.
В первую очередь выполнить те задания, которые представляются простыми, при ответе на которые чувствуете себя уверенно.
Пропустить сложные и вернуться к ним после того как выполнили всё, что смогли. После «разминки» приступить к более сложным и развернутым заданиям.
Творческие задания требуют много времени, аргументации, строгой логики их не стоит делать в первую очередь.
Последние 15-20 минут работы в аудитории рекомендуется посвятить тщательной проверке написанной работы. Для этого 2-3 минуты переключить внимание. Затем мысленно встать на позицию проверяющего (члена жюри), прочитать чистовик, оценить правильность и полноту, аргументированность и т.д. *при подготовке можно дать детям проверить работы друг друга – тренировка проверки
Слайд 18Задания на анализ текста
Обратить внимание на слова «маркеры» – слова
или выражения, наводящие на правильный ответ. Слова или выражения упомянутые
в тексте названия, действия, имена, географические названия, события, стиль документа, особенности языка и т.д.
Провести атрибуцию документа - выяснить время, место действия, круг лиц, сущность явления, события, о котором идет речь
Слайд 19Методика подготовки к написанию исторического эссе
Цитаты «+», «-»
Эссе – связный,
последовательный текст: состоит из введения, основной части, заключения.
Введение.
Продемонстрировать правильное понимание
смысл выбранной цитаты;
Обоснуем выбор темы;
Сформулируем собственное отношение к тезису. Можно либо согласиться, либо нет;
Поставим задачи, сформулируем вопрос(проблемы), на которые надо ответить (3 задачи)
2. Основная часть.
Аргументируем свою позицию в соответствие с поставленными задачами. Подкрепляем фактами, терминами. Аргумент доказательство тезиса. Тезис – положение, мысль ,суждение, которое сформулировано и которое предстоит доказать.
3. Заключение.
Приводим конкретные выводы в соответствие с позицией участника и количеством поставленных задач. Содержание должно соотносится со смыслом выбранного высказывания, органично вытекать из логики рассуждения учащегося.