Слайд 1Методика подготовки учителя к уроку
Лекция 6-12
Слайд 3Часто встречающаяся ошибка при планировании
Находит отражение только одна из сторон
планирования: либо определяется лишь содержание материала, его структуризация и не
уделяется должного внимание структуре урока, либо наоборот - разрабатывается построение занятия, ход урока, а его содержание не рассматривается, поскольку считается, что из науки физики учитель и так ничего не упустит.
Слайд 4Оба этих подхода не верны
Учитель должен не только хорошо владеть
фактическим материалом, но и четко представлять зачем будут излагаться те
или иные теоретические сведения и каково их воспитательное воздействие.
Какие дополнительные воспитывающие факты требуются включить в урок, чтоб ученики могли усвоить прочно и что узнать в ознакомительном плане.
Какие компетенции нужно сформировать, для чего и в какой последовательности будут применяться те или иные средства педагогического воздействия.
Слайд 5Требования к планированию урока
Планировать урок нельзя, не определив его место
в системе предыдущих и будущих занятий.
Готовясь к уроку надо
предусматривать: на какие знания и умения учащихся можно опереться; какие меры принять, чтобы полученные ранее знания и навыки не забывались, не притуплялись;
Надо учесть, что сделать для подготовки к работе на следующем уроке. Дело в том, что умения и навыки нельзя сформировать в течение одного двух часов, ибо требуется целый ряд упражнений, много кратное повторение однородных действий.
Слайд 6Нужно также иметь в виду одну из важнейших задач, стоящих
перед современной школой: развитие творческого мышление учащихся. Но давать ребятам
сразу, без предварительной подготовки задания творческого характера нельзя. Поэтому необходимо последовательно усложнять задания, внося в них постепенно все в большой мере элементы творчества; тогда ученики приобретут необходимые навыки.
Надо помнить, что отдельные уроки должны быть связаны друг с другом основными, ведущими, стержневыми идеями курса ( главнейшими понятиями, законами, теориями). При соблюдении данного принципа конкретные факты приходят в определенную систему, их легче усвоить и осознать.
Слайд 7Вывод:
Планировать нужно не отдельно взятый урок, а их взаимосвязанную систему.
Этапы
урока соответствуют алгоритму развития личности учащегося.
Слайд 8Итак, учителю приходится выполнять два вида работы:
1. Планирование содержательного
аспекта: отбор конкретного материала (теоретического, воспитывающего, экспериментального, заданий для учащихся
и т.д.);
2. планирование процессуального аспекта: обдумывание структуры урока, методов его ведения и связей с предыдущими и последующими занятиями.
Рекомендуется весь процесс подготовки разбить на два этапа: первый (более продолжительный) должен значительно предшествовать уроку, а второй – быть передним. Это позволяет экономить время педагога.
Слайд 9Стабильный материал урока:
(инвариант)
Не меняются из года в год цель данного
занятия, основные положения теории, демонстрации, задачи, умения и навыки, которые
должны быть сформированы. Этот стабильный материал можно готовить задолго и использовать в течение ряда лет. Он должен быть определенным образом систематизирован и удобно расположен.
Слайд 10Переменная, подвижная часть урока (вариативная часть):
структура занятия, методы обучения, способы
контроля за деятельностью учащихся, индивидуальные задания. Их изменчивость обусловлена тем,
что ежегодно меняется состав учащихся, возрастают опыт и уровень знаний учителя, улучшается оснащение физического кабинета приборами и пособиями, развиваются общая теория педагогики и методика обучения физике. Вследствие этого одни и те же факты излагаются учителем по разному, в зависимости от конкретных условий. В одном случае – методом беседы, в другом – путем решения выдвинутой проблемы, в третьем – в ходе постановки фронтального эксперимента или демонстраций.
Слайд 11
Требования к упражнениям
1) Надо точно знать цель упражнения;
2)
следить за точностью выполнения операций;
3) сравнивать свои действия с эталоном,
осознавая достигнутые успехи и фиксируя недостатки;
4) число упражнений должно быть достаточным для образования навыка;
5) упражнения не должны быть случайным набором однотипных действий; они строятся по определенной системе;
6) упражнения не должны прерываться на сколько-нибудь длительное время, иначе навык образуется медленно или вообще не формируется.
Слайд 12Учитель физики должен уметь:
1. Подготовить учебную информацию к уроку (
отбор информации, соответствующей цели, профилю, уровню, особенностям учащимся и пр.);
2.
Структурировать, расположить отобранную информацию, при этом помнить и соблюдать:
а) законы познания:
когнитология ( дидактические единицы знаний),
гносеология ( эмпирия, теория, технэ - структура знания);
б) законы логики ( понятия – суждения – умозаключение –
движение к цели, т.е. получению нового знания);
в) законы диалектики ( формирование диалектического стиля
мышления).
Слайд 13 3. облегчить усвоение учебной информации учащимися через: гуманизацию, гуманитаризацию,
регионализацию и использование дидактических средств обучения;
4. организовать отработку запоминания
через: использование активных методов обучения (прочность знания), многократное повторение, организацию «феномена встречи» и др.
5.разработать инсценировку урока (сценарий урока написать).
Слайд 14Методика подготовки учителя к уроку
Слайд 15В подготовке учителя физики к уроку можно выделить 5 этапов:
Ι этап. Необходимо выявить и решить
– что передать подрастающему поколению?
В содержание образования входят 4 компонента:
- знание о природе;
- передача опыта осуществления способов
деятельности;
- передача опыта творческой деятельности (надо
учить – как творить, самостоятельному решению
проблемы);
- передача опыта эмоционального отношения к миру
формирование или воспитание мировосприятия,
мироотношения (ценностное видение мира), (гуманитаризация
обучения).
Слайд 16ΙΙ этап. – структурирование, расположение учебной информации.
1. Использование законов
познания.
Реализация переходов по схеме:
а) эмпирия →теория → практика;
б)
опытные факты →гипотеза → следствие → эксперимент.
2. Учет законов логики: а) индукция (частное →общее);
б) дедукция (общее→частное); в)Особенное – общее
3. Учет законов диалектики.
а) диалектическое сочетание противоположных сторон;
б) взаимосвязь и взаимообусловленность явлений природы;
в) связь физических величин со свойствами объектов и явлений.
Слайд 17Формально – логический стиль мышления ведет к формированию альтернативного стиля
поведения типа «или – или».
Диалектический стиль мышления (научный стиль мышления)
формирует поведение «и то - и другое» одновременно. Этот стиль формирует – толерантность, терпимость, которые являются необходимыми качествами демократического общества.
Слайд 18 ΙΙΙ этап. Облегчение усвоения, который осуществляется разными путями:
Гуманитаризация.
Гуманизация.
Регионализация.
ΙVэтап. Отработка запоминаний:
Систематизация.
Обобщение.
Повторение многократное со сменой действий:
- действия про себя;
- действия в устной речи;
- действия в письменной речи.
Самостоятельная работа.
Слайд 19 V этап. Написать сценарий урока и провести
урок.
При подготовке к уроку учитывать, что крите-рий эффективности
проведенного урока это:
- объем знаний – совокупность элементов знания, системность знаний, осмысленность знаний, действенность знаний, прочность знаний;
- сформированность мировоззрения и усвоение физической картины мира;
- развитость интеллектуальных, творческих способностей учащихся.
VΙ этап. Рефлексия, самоанализ проведенного урока.
Слайд 20Действия учителя при подготовке к уроку (алгоритм деятельности):
Надо выявить цель
и задачи урока;
подобрать содержание учебного материала;
опробовать все демонстрации;
самому решить все задачи;
продумать способы контроля компетенций и компетентностей учащихся;
продумать домашнее задание;
просмотреть диапозитивы, видео-фрагменты и учебные слайды, подобрать рисунки, которые будут выполняться на доске или даваться в проекции;
подобрать индивидуальные задачи и упражнения для сильных и слабых учеников;
познакомиться с научно-методической литературой по теме;
после того как весь материал к уроку будет собран, его надо привести в систему, отразив в плане и сценарии урока.