Разделы презентаций


Методика преподавания биологии

Содержание

Организационные вопросыСрок сдачи самостоятельной работы с возможностью исправить ошибки и улучшить оценку - ДО 14 декабря, т.е. 13.12.2011 – последний день, когда сданные работы рецензируются и возвращаются на доработку.Допуск к экзамену

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методика преподавания биологии
Курс лекций для студентов 4 курса биолого-почвенного факультета

Воронежского госуниверситета
РАЗДЕЛ 3

Методика преподавания биологииКурс лекций для студентов 4 курса биолого-почвенного факультета Воронежского госуниверситетаРАЗДЕЛ 3

Слайд 2Организационные вопросы
Срок сдачи самостоятельной работы с возможностью исправить ошибки и

улучшить оценку - ДО 14 декабря, т.е. 13.12.2011 – последний

день, когда сданные работы рецензируются и возвращаются на доработку.
Допуск к экзамену – самостоятельная работа, выполненная на положительную оценку
К последнему практическому занятию
(13-24 декабря) подготовьте тетради с методическими разработками на проверку.
Одно пропущенное практическое занятие отрабатывается самостоятельно.
Если пропусков практики больше, чем один, то см. дату отработки на доске объявлений. На отработку приходить с написанными методиками и готовностью отвечать на вопросы по данной теме.

Организационные вопросыСрок сдачи самостоятельной работы с возможностью исправить ошибки и улучшить оценку - ДО 14 декабря, т.е.

Слайд 3Про «автоматы» и экзамен
Последняя контрольная 24 декабря
По результатам трёх контрольных,

оценки за самостоятельную работу с учетом работы на практических занятиях

и посещения лекций ставится итоговая оценка.
Если вы согласны получить эту итоговую оценку в качестве экзаменационной, приходите в день экзамена с зачеткой – поставлю.
Если вы не аттестованы по итогам промежуточного контроля или итоговая оценка вам не нравится – сдаёте экзамен по всему курсу.
Возможна пересдача только одного раздела – вопрос решается индивидуально.
Про «автоматы» и экзаменПоследняя контрольная 24 декабряПо результатам трёх контрольных, оценки за самостоятельную работу с учетом работы

Слайд 4Система контроля знаний, умений и навыков учащихся. Раздел 3, Ч.1

Система контроля знаний, умений и навыков учащихся. Раздел 3, Ч.1

Слайд 5Функции и цели контроля
Функции контроля:
Образовательная
Воспитательная
Информационная (диагностическая)
Управления
Социальная

Цели:
систематизировать и обобщить знания, закрепить умения (ЗУН)
добиться прочности знаний и

сформированности умений
выявить достижения и пробелы в знаниях и умениях, провести их коррекцию
стимулировать самостоятельную работу
активизировать ответственное отношение к учебе
оценить знания, умения и навыки
Функции и цели контроля  Функции контроля:ОбразовательнаяВоспитательнаяИнформационная (диагностическая)УправленияСоциальная  Цели:	систематизировать и обобщить знания, закрепить умения (ЗУН)добиться прочности

Слайд 6Информационная функция контроля
Контроль ЗУН позволяет получить полные данные об обучении:


уровень знаний, умений по биологии,
отношение к учебе,
степень познавательной активности, сознательности,
умение

мыслить,
Самостоятельности в решении разнообразных задач.
Информационная функция контроляКонтроль ЗУН позволяет получить полные данные об обучении: уровень знаний, умений по биологии,отношение к учебе,степень

Слайд 7Общие требования к контролю
Реализация плановой системы контроля
Проверка только программного материала

!!!
Учет индивидуальных особенностей школьников
Создание атмосферы
доброжелательности
Оценка ЗУН по

объективным
и известным учащимся
критериям
Общие требования к контролюРеализация плановой системы контроляПроверка только программного материала !!!Учет индивидуальных особенностей школьниковСоздание атмосферы  доброжелательностиОценка

Слайд 8Требования к знаниям и умениям
Изложены в ГОС и уточнены Программах

по каждому классу с учетом возраста учащихся. См. лекцию 2.
Требования

к знаниям:
усвоение общебиологических теорий - клеточной, теории эволюции, хромосомной теории, антропогенеза и других
усвоение общебиологических и специальных понятий и фактов -
строение и жизнедеятельность организмов разных таксонов,
их взаимосвязь со средой обитания, онтогенез и генетические закономерности и др.
Требования к умениям:
устанавливать филогенетических связей между таксонами, связи между строением и функциями органов
объяснять приспособленность организмов к окружающей среде
пользоваться микроскопом и др. увеличительными приборами, приготавливать микропрепараты и др.
Общезначимые для учебного процесса умения: умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, умения рационального учебного труда

П
О
В
Т
О
Р
Е
Н
И
Е

Требования к знаниям и умениямИзложены в ГОС и уточнены Программах по каждому классу с учетом возраста учащихся.

Слайд 9Виды контроля

Вводный
Текущий
Тематический
Итоговый

Виды контроляВводный ТекущийТематическийИтоговый

Слайд 10Формы контроля
Индивидуальный
Фронтальный
Устный
Письменный

Формы  контроляИндивидуальныйФронтальныйУстныйПисьменный

Слайд 11Формы контроля знаний и умений
Фронтальный – одновременный контроль усвоения ЗУН

у большого числа учащихся (опрос, письменная контрольная работа и др.)
Индивидуальный

– индивидуализация процесса обучения, проверка сформированности целостных системных знаний
Выбор форм контроля зависит от содержания, целей и др. (см. тему “Выбор методов”)
Формы контроля знаний и уменийФронтальный – одновременный контроль усвоения ЗУН у большого числа учащихся (опрос, письменная контрольная

Слайд 12Методы контроля
Это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся,

обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных

об успешности обучения, эффективности учебного процесса.
Методы контроля должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.
Методы контроляЭто система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с

Слайд 13Методические требования к контролю знаний и умений
Разнообразие форм, методов и

приемов
Четкое выделение основного содержания
Оптимальная организация учебной деятельности школьников
Сочетание репродуктивного

и поискового уровней проверки


пересказ, сравнение объектов,
называние объектов, формулировка выводов,
узнавание объектов нахождение ответа по тексту
по рисунку, учебника, рисункам, таблицам;
таблицам составление плана ответа,
в коллекциях, заполнение таблицы,
проведение опыта
и др.

Методические требования к контролю знаний и уменийРазнообразие форм, методов и приемов Четкое выделение основного содержанияОптимальная организация учебной

Слайд 14Методы устного контроля
Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося —

рассказ и вопросно-ответная форма — беседа.

Методы устного контроляОснову устного контроля составляет монологический ответ учащегося — рассказ и вопросно-ответная форма — беседа.

Слайд 15Беседа - фронтальный опрос
См. тему «Методы обучения»
Методические требования см. там

же - в теме “Словесные методы обучения. Беседа”
Дополнение.
15- 20

вопросов по теме и 3-4 отвечающих учащихся, весь класс участвует в коррекции и анализе.
Беседа - фронтальный опросСм. тему «Методы обучения»Методические требования см. там же - в теме “Словесные методы обучения.

Слайд 16Рассказ - основной метод индивидуального опроса
Цель: контроль целостности представлений

о биологических процессах и явлениях
Рассказ о биологических процессах # пересказу

литературного текста
Отличия:
рассказ по плану, опорному конспекту, схеме, таблице
ответы на главные вопросы
пояснения и доказательства примерами
иллюстрация рисунками, фото, натуральными объектами

Рассказ - основной метод индивидуального опроса Цель: контроль целостности представлений о биологических процессах и явленияхРассказ о биологических

Слайд 17Биологический рассказ
Прежде чем спрашивать - нужно научить строить рассказ о

биологических явлениях:
совместное структурирование текста;
составление типовых планов рассказа;
анализ ответов в соответствии

с требованиями
Примерный план рассказа
об особенностях внешнего
строения биологического
объекта
1. Среда обитания
2. Размеры
3. Форма тела
4. Окраска
5. Покровы
Биологический рассказПрежде чем спрашивать - нужно научить строить рассказ о биологических явлениях:совместное структурирование текста;составление типовых планов рассказа;анализ

Слайд 18Структура научного рассказа (и письменного ответа)

1) Введение - постановка проблемы
2)

Основная часть – последовательное
логичное изложение

материала с выделением главного, опора на средства наглядности
3) Заключение - обобщающий вывод


Структура научного рассказа (и письменного ответа)1) Введение - постановка проблемы2) Основная часть – последовательное   логичное

Слайд 19Требования к рассказу ученика
научная точность (правильность)
логическая последовательность изложения
доказательность примерами, иллюстрациями

с использованием наглядного материала
самостоятельность изложения
без дополнительных и наводящих вопросов
научный стиль

и грамотность речи
Требования к рассказу учениканаучная точность (правильность)логическая последовательность изложениядоказательность примерами, иллюстрациями с использованием наглядного материаласамостоятельность изложениябез дополнительных и

Слайд 20Организация учебной деятельности учащихся при устном ответе ученика
Деятельность:
внимательно слушают

Приемы

активизации деятельности учащихся
анализируют, уточняют и комментируют
дополняют (информацию, примеры)
задают уточняющие

вопросы
Организация учебной деятельности учащихся при устном ответе ученикаДеятельность:внимательно слушают Приемы активизации деятельности учащихсяанализируют, уточняют и комментируютдополняют (информацию,

Слайд 21Письменный контроль
Контрольная работа, изложение, сочинение, реферат обеспечивают глубокую и всестороннюю

проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.

Оптимальная продолжительность

к/р по биологии - 20 минут в 6-7 классах и 30 в старших.
Письменный контрольКонтрольная работа, изложение, сочинение, реферат обеспечивают глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и

Слайд 22Наглядные и практические методы
Обязательны при контроле ЗУН по биологии.
Cм. темы
Наглядные

и
Практические методы обучения и
творчески используйте
Выполнение практических работ (проведение лабораторных

опытов и наблюдений, монтаж модели) - эффективный, но мало применяемый в школе способ проверки результатов обучения.
Наглядные и практические методыОбязательны при контроле ЗУН по биологии.Cм. темыНаглядные и Практические методы обучения итворчески используйтеВыполнение практических

Слайд 23Зачёт и экзамен – виды тематического и итогового контроля в

старших классах
Зачет и устный экзамен - наиболее активная и обстоятельная

проверка знаний за определенный период обучения.
Экзамены неоднозначно оцениваются как педагогами, так и учениками.
Главные недостатки экзамена с традиционным выбором экзаменационных билетов:
1. «Вытягивание" удачного/неудачного билета - элемент случайности ("экзамен-лотерея"). Сгладить этот недостаток дает возможность спросить отвечающего, расширив рамки вопроса. Кроме того, экзамен не только по билетам, но и по реферату, написанному заранее и защищаемому учеником, а также свободная беседа по всему курсу.
2. Экзамен - стрессовая ситуацией, часто блокирующая интеллектуальные возможности экзаменующегося.
Однако человек всю жизнь в процессе своей деятельности подвергается проверке и оценке, поэтому и учащиеся должны быть готовы к контролю и воспринимать ситуацию экзамена как стандартную, что, кстати, и свойственно большинству экзаменующихся.
Поэтому экзамен - эффективная формой проверки знаний, умений, развития мышления, сформированности взглядов, отношений, оценок.
Зачёт и экзамен – виды тематического и итогового контроля в старших классахЗачет и устный экзамен - наиболее

Слайд 24Тестирование
В отечественной дидактике тестирование считалось до недавнего времени вредным, так

как на его основе, как полагали педагоги, происходит селекция учащихся

и ограничение возможностей их развития. Это отчасти верно по отношению к тесту интеллекта (IQ).
Тесты школьной успеваемости проверяют исключительно знания и поэтому являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.

ТестированиеВ отечественной дидактике тестирование считалось до недавнего времени вредным, так как на его основе, как полагали педагоги,

Слайд 25Дидактические тесты
Сравнительно новый метод (средство) проверки результатов обучения.
Дидактический тест -

это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения

его учащимися.
Первые тесты появились в конце XIX века. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20-х годов нынешнего столетия.
Преимущество тестов в их объективности - независимости проверки и оценки знаний от учителя.
Дидактические тестыСравнительно новый метод (средство) проверки результатов обучения.Дидактический тест - это набор стандартизованных заданий по определенному материалу,

Слайд 26Требования к тесту
Надежность (тест показывает те же результаты неоднократно, в

сходных условиях)
Валидность (тест измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые

хочет измерить разработчик теста).
Объективность
Тест - измерительный прибор, поэтому разработка тестов требует специальных знаний и времени — это научно-исследовательская работа специалистов. Учителя должны получать готовые тесты, что и происходит в США, Англии, Канаде, меньше — в других странах.
Некоторые учителя создают тесты для своих конкретных целей и классов, это неформальные тесты.

Требования к тестуНадежность (тест показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях)Валидность (тест измеряет уровень усвоения именно

Слайд 27Разнообразие тестов
Тесты различаются по видам целей обучения. Имеются

четыре таксономических категорий целей образования и соответствующие им тесты.
Проверка знания

фактов, понятий, законов, теорий — всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести. Вопросы и ответы репродуктивные.
Проверка умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний — решение типовых задач.
Проверка умения давать самостоятельную критическую оценку изученного.
Проверка умения решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений.
Разнообразие тестов  Тесты различаются по видам целей обучения. Имеются четыре таксономических категорий целей образования и соответствующие

Слайд 28Тесты ЕГЭ
Самостоятельное изучение:
цели, структура теста ЕГЭ по биологии, преимущества и

недостатки

Тесты ЕГЭСамостоятельное изучение:цели, структура теста ЕГЭ по биологии, преимущества и недостатки

Слайд 29Биологические диктанты
Обязательно предварительное обучение правилам выполнения.
Требования к вопросам теста =

методическим требованиям к педагогическим вопросам
1). Терминологические диктанты
а) связанный по смыслу

текст с пропущенными терминами - задание дается только письменно
б) учитель читает определения, уч-ся записывают нумерованный список терминов
2). Графический диктант. Учитель читает утверждения, которые учащиеся принимают () или отвергают ( - ), ответ дается в графической форме.
3). Цифровой диктант. На доске (плакате) записываются нумерованные термины, факты, процессы и проч., например, признаки семейств, названия костей скелета человека. Учитель читает вопросы (или вопросы даются в письменной форме: на доске, плакате, дидактической карточке), уч-ся выбирают правильные ответы из списка.
Цифровые коды ответов сдаются на проверку
Биологические диктантыОбязательно предварительное обучение правилам выполнения.Требования к вопросам теста = методическим требованиям к педагогическим вопросам1). Терминологические диктанты	а)

Слайд 30Методика использования биологических диктантов для закрепления знаний
Постановка задач перед

учащимися.
Пояснения по выполнению задания/тренировочное упражнение.
Проведение диктанта.
Повторное чтение текста диктанта для

проверки/взаимопроверки диктанта учащимися и коррекции знаний (фронтальная беседа).
Обобщение по теме.
Подведение итогов работы, выборочная оценка результатов диктанта.
Методика использования биологических диктантов для закрепления знаний Постановка задач перед учащимися.Пояснения по выполнению задания/тренировочное упражнение.Проведение диктанта.Повторное чтение

Слайд 31Методика уплотнённого опроса
Цель: одновременная проверка ЗУН разными методами у большого

числа учащихся (у 6-10 человек)
Сообщение темы контроля знаний
Сообщение плана проведения

контроля знаний и умений.
Задания учащимся:
для работы у доски
индивидуальные задания на дидактических карточках
Индивидуальный или фронтальный опрос
Проверка работы у доски
Выборочная проверка выполнения заданий на дидактической карточке (устный отчёт о выполнении практического задания)
Сбор выполненных заданий на дидактических карточках
Общие итоги контроля знаний, постановка мотивированных оценок
Выводы и обобщение по теме
Методика уплотнённого опросаЦель: одновременная проверка ЗУН разными методами у большого числа учащихся (у 6-10 человек)Сообщение темы контроля

Слайд 32Обобщение
Функции контроля разнообразны, поэтому и методы проверки должны быть разнообразными
Контроль

знаний и умений учащихся – важный завершающий этап обучения
(и цикла

процесса познания тож)
ОбобщениеФункции контроля разнообразны, поэтому и методы проверки должны быть разнообразнымиКонтроль знаний и умений учащихся – важный завершающий

Слайд 33Структура учебного процесса
Цель обучения

Результат

Деятельность учителя
Деятельность ученика
Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Организационные

формы обучения

П О В Т О Р Е Н И Е

Структура учебного процессаЦель обученияРезультатДеятельность учителяДеятельность ученикаСодержание учебного материалаМетоды обученияСредства обученияОрганизационные формы обученияП О В Т О Р

Слайд 34Средства обучения и материальная база обучения биологии
Раздел 3, часть 2
Самостоятельное

изучение

Средства обучения и материальная база обучения биологииРаздел 3, часть 2Самостоятельное изучение

Слайд 35Средства обучения
Совокупность учебно-методических объектов, которые используются в процессе обучения.

Средства

обучения - своеобразный язык дидактики*.
Средства обучения взаимосвязаны со всеми

компонентами дидактической системы
* Дидактика - часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения.
Средства обученияСовокупность учебно-методических объектов, которые используются в процессе обучения. Средства обучения - своеобразный язык дидактики*. Средства обучения

Слайд 36Классификация средств обучения
I. Основные
1). Натуральные
Живые объекты, включая надорганизменные,

(напр/, лес, луг)
Фиксированные: коллекции, влажные препараты, гербарии, микропрепараты
2). Наглядно-знаковые =

изобразительные
Таблицы: плоскостные, объёмные, муляжи
Модели
Визуальные: фильмы, слайды, транспаранты…
3). Словесно-знаковые = вербальные
Печатные: УМК, словари…компьютерные программы
Языково-логические: слово учителя, термины …
II. Вспомогательные = материально-технические
Биологический кабинет
Лабораторное оборудование: реактивы, инструменты, микроскоп
ТСО: проектор, компьютер, экран, лазерная указка
Классификация средств обученияI. Основные 1). Натуральные Живые объекты, включая надорганизменные, (напр/, лес, луг)Фиксированные: коллекции, влажные препараты, гербарии,

Слайд 37Дидактические материалы
Используются при изучении нового материала, осмыслении

и запоминании нового материала, контроле знаний (под руководством учителя и

самостоятельно)
Рисунки для анализа (выявления черт приспособленности, сходства и различий...)
Немые рисунки
Логическая цепочка и логико-структурная схема (составление по тексту или составление по набору элементов)
Опорный конспект
Тест с вариантами ответов
Биологические диктант
Таблица для заполнения
и т. д.
Дидактические материалы   Используются при изучении нового материала, осмыслении и запоминании нового материала, контроле знаний (под

Слайд 38Рисунки для анализа
Задание.
Опишите черты сходства во внешнем строении представителей разных

классов Позвоночных животных, обитающих в водной среде.
2. Объясните конвергенцию признаков

у видов, обитающих в сходных условиях среды

Рис. Водные животные разных классов Позвоночных
А — акула;
Б — ихтиозавр (ископаемое пресмыкающееся);
В — дельфин

Рисунки для анализаЗадание.Опишите черты сходства во внешнем строении представителей разных классов Позвоночных животных, обитающих в водной среде.2.

Слайд 39«Немой» рисунок
Задание.
1. Подпишите детали рисунка
2. Объясните …
Рис. Строение костей.
Рис. Строение

яйца

«Немой» рисунокЗадание.1. Подпишите детали рисунка2. Объясните …Рис. Строение костей.Рис. Строение яйца

Слайд 40Логико-структурная схема

Логико-структурная схема

Слайд 41Опорный конспект

Опорный конспект

Слайд 42Дидактические материалы - средство развития познавательной самостоятельности учащихся.
О Б Б Щ Е Н И Е

Дидактические материалы - средство развития познавательной самостоятельности учащихся. О Б Б Щ Е Н И Е

Слайд 43Материальная база обучения биологии
Обеспечивает условия реализации целей обучения, воспитания и

развития.
Кабинет биологии

взаимосвязаны и
Уголок живой природы дополняют друг друга
Учебно-опытный участок


Материальная база обучения биологииОбеспечивает условия реализации целей обучения, воспитания и развития. Кабинет биологии

Слайд 44Биологический кабинет
Специально оборудованное помещение, в котором организуется учебно-воспитательный процесс по

предмету биология
Кабинет-музей естествознания – давняя традиция отечественной школы

Биологический кабинетСпециально оборудованное помещение, в котором организуется учебно-воспитательный процесс по предмету биологияКабинет-музей естествознания – давняя традиция отечественной

Слайд 45Функции кабинета биологии
Учебно-воспитательная
Научно-методическая
Справочно-учётная
Место хранения и размещения учебного оборудования и материалов

Функции кабинета биологииУчебно-воспитательнаяНаучно-методическаяСправочно-учётнаяМесто хранения и размещения учебного оборудования и материалов

Слайд 461. Учебно-воспитательное значение кабинета биологии
Кабинет –
место работы учащихся



Уютно, красиво, функционально:
размеры,

освещение, столы, стулья, подиум, доска, экран, проектор, компьютер, телевизор, шкафы,

полки, свободное пространство, водопровод …
Всё строго по СанПиН (правилам и нормам)
1. Учебно-воспитательное значение кабинета биологииКабинет –место работы учащихсяУютно, красиво, функционально:размеры, освещение, столы, стулья, подиум, доска, экран, проектор,

Слайд 47Постоянные экспозиции биологического кабинета
Уровни организации биологических систем
Филогенетические древа
Геохронологическая шкала
Царства органического

мира
Портреты учёных биологов
Животный мир нашего края
Флора
Среды жизни
Информационный стенд
(доска

объявлений)
Постоянные экспозиции биологического кабинетаУровни организации биологических системФилогенетические древаГеохронологическая шкалаЦарства органического мираПортреты учёных биологовЖивотный мир нашего краяФлораСреды жизниИнформационный

Слайд 48Информационный стенд

Информационный стенд

Слайд 49Сменные экспозиции биологического кабинета

Тематические выставки работ учащихся
Картины Альбомы
Рисунки Стенгазеты
Фото

Поделки



Сменные экспозиции биологического кабинетаТематические выставки работ учащихсяКартины АльбомыРисунки  СтенгазетыФото     Поделки

Слайд 502. Научно-методическое значение кабинета биологии
Кабинет – место работы учителя


Победитель конкурса

«Учитель года России – 2010» Андрей Гарифзянов, учитель биологии и

химии Волхонщинской средней школы поселка Красная Нива Тульской области, (аспирант 2 года обучения ТГПУ им. Л.Н. Толстого по специальности «Физиология и биохимия растений»)
2. Научно-методическое значение кабинета биологииКабинет – место работы учителяПобедитель конкурса «Учитель года России – 2010» Андрей Гарифзянов,

Слайд 51Учитель года 2011
Образование: Елецкий государственный педагогический институт
Место работы и должность:

средняя общеобразовательная школа села Баловнево Данковского района Липецкой области, учитель

биологии и природоведения
Педагогический стаж: 16 лет

Овчинников Алексей Васильевич

Учитель года 2011Образование: Елецкий государственный педагогический институтМесто работы и должность: средняя общеобразовательная школа села Баловнево Данковского района

Слайд 52Научно-методическое содержание кабинета биологии
Программы, учебники, журналы (Биология в школе,

1 сентября), методическая литература, справочники, определители, DVD-диск, сборники задач, тесты,

опорные конспекты, дидактические материалы, и т.д.
Государственные законы в сфере образования, приказы и инструкции Минобра, управления образования области, района, директора школы
Планы и отчёты о работе: учебной, воспитательной, внеклассной и проч.
Научно-методическое содержание кабинета биологии Программы, учебники, журналы (Биология в школе, 1 сентября), методическая литература, справочники, определители, DVD-диск,

Слайд 53Хранение и размещение учебного оборудования и материалов
В учебной комнате: натуральные

объекты (комнатные цветы, коллекции, чучела) – красивые элементы интерьера
В лаборантской

в шкафах и на стеллажах:
гербарии, микропрепараты, скелеты, влажные препараты
Изобразительная наглядность
Раздаточный материал
Лаб. оборудование (лупы, микроскопы, посуда, инструменты), гербарные папки, копалки, секаторы…)
Реактивы
Аптечка
ТСО
В кабинете должны быть обеспечены условия сохранности материальных ценностей
Хранение и размещение учебного оборудования и материаловВ учебной комнате: натуральные объекты (комнатные цветы, коллекции, чучела) – красивые

Слайд 54Справочно-учётная функция кабинета
Информация в картотеке и/или базе данных о наличии

и месте хранения всего содержимого кабинета биологии
Инвентаризационная ведомость материальных ценностей

= книга учёта
Паспорт кабинета
Средства противопожарной
безопасности и схема эвакуации
Справочно-учётная функция кабинетаИнформация в картотеке и/или базе данных о наличии и месте хранения всего содержимого кабинета биологииИнвентаризационная

Слайд 55Уголок живой природы
Основная идея: содержать только те растения и животных,

которые требуются по программе обучения и для внеклассной работы.
Размещение:
Отдельное помещение
Угол

в классе
Рекреации в коридорах
Зимний сад
Значение:
Развитие исследовательских
навыков и опыта
просветительства
Формирование трудовых умений
Воспитание культуры труда и бережного отношения к природе
Уголок живой природыОсновная идея: содержать только те растения и животных, которые требуются по программе обучения и для

Слайд 56Требования к «Живому Уголку»
Размещение объектов в соответствии с их биологическими потребностями

и санитарно-гигиеническими нормами.
Все объекты с этикетками и /или «паспортами» (просветительская

функция ЖУ)
Требования к «Живому Уголку»Размещение объектов в соответствии с их биологическими потребностями и санитарно-гигиеническими нормами.Все объекты с этикетками

Слайд 57Учебно-опытный участок
Школа
Стадион.
Спортивная площадка
Мастерские, гараж
Вход в школьный

парк.
Детская площадка.
Живая изгородь
8. Теплица
9. Учебно-опытный

участок
10 – 16. Цветники
17. Площадка для отдыха

Окружающая человека красота формирует эстетические чувства,
воспитывает бережное
отношение к природе,
стремление изменить мир к лучшему.

Учебно-опытный участокШкола Стадион. Спортивная площадка Мастерские, гараж Вход в школьный парк. Детская площадка. Живая изгородь 8. Теплица

Слайд 58Значение учебно-опытного участка
Проведение учебных и внеклассных занятий по естествознанию, биологии,

трудовому обучению
Выполнение учащимися опытов, наблюдений, летних заданий
Организация производственного труда школьников

по выращиванию полезной продукции (овощные культуры, рассада цветочных культур, саженцы древесно-кустарниковых пород)
Заготовки раздаточного, демонстрационного материала и т.п. для уроков и внеклассной работы
Значение учебно-опытного участкаПроведение учебных и внеклассных занятий по естествознанию, биологии, трудовому обучениюВыполнение учащимися опытов, наблюдений, летних заданийОрганизация

Слайд 59Теплицы и оранжереи
Выполняют те же функции, что учебно-опытный участок и

живой уголок.

Теплицы и оранжереиВыполняют те же функции, что учебно-опытный участок и живой уголок.

Слайд 60Обобщение

Хорошая материальная база обучения биологии обеспечивает благоприятные условия реализации целей

обучения, воспитания и развития.

ОбобщениеХорошая материальная база обучения биологии обеспечивает благоприятные условия реализации целей обучения, воспитания и развития.

Слайд 61Инновации в обучении биологии
Раздел 3, часть 3

Инновации в обучении биологииРаздел 3, часть 3

Слайд 62Терминология
Инновации - создание и распространение новшеств в стиле мышления и

способах деятельности, которые с этими способами связаны.
Инновационное обучение -

нетрадиционное представление учебного процесса или обучение по новым моделям.
Инновационность обучения - характеристика обучения, относящаяся не только к дидактическому построению занятий, но и к его социально значимым результатам.
ТерминологияИнновации - создание и распространение новшеств в стиле мышления и способах деятельности, которые с этими способами связаны.

Слайд 63Виды и типы обучения*
1. Сократовский – первый
исторически сложившийся

вид обучения: процесс обучения, поиск истины ведётся с помощью наводящих

вопросов.
2. Догматическое обучение – механическое запоминание со слов учителя или из книги и
в дальнейшем дословное
воспроизведение полученных
знаний (текста) для контроля


* Н.В Бордовских, 2001
Виды и типы обучения*1. Сократовский – первый  исторически сложившийся вид обучения: процесс обучения, поиск истины ведётся

Слайд 643. Объяснительно-иллюстративное обучение
Передача знаний разными методами, их усвоение и

применение на практике.
Главное – деятельность учителя, изложение учебного содержания с

применением словесных и наглядных методов.
Деятельность учащихся – усвоение материала на двух уровнях:
1) воспроизведение знаний; 2) применение знаний для решения практических задач.
Данный вид обучения широко распространён в обучении биологии
3. Объяснительно-иллюстративное обучение Передача знаний разными методами, их усвоение и применение на практике.Главное – деятельность учителя, изложение

Слайд 65Анализ системы обучения биологии
Сложившаяся система биологического
образования в

основном направлена на усвоение и применение готовых знаний. Такая система

эффективно обеспечивает подготовку хороших исполнителей … простых исполнителей 
В настоящее время требуется новая социо-культурная ориентация образования, в том числе биологического: развитие ТВОРЧЕСКИХ способностей. Научить творчеству нельзя, но можно создать условия для формирования творческой личности.
Следовательно, процесс обучения (биологии) должен соответствовать социальным потребностям общества.
Анализ системы обучения биологииСложившаяся система биологического   образования в основном направлена на усвоение и применение готовых

Слайд 66Значение
Объяснительно-иллюстративное и репродуктивное обучение эффективны для достижения второго уровня усвоения

знаний и приобретения учащимися умений и навыков.
Но !!! не гарантируют развития творческих

способностей учащихся. 
Эта цель достигается другими методами,  в частности методами проблемного обучения
Значение Объяснительно-иллюстративное и репродуктивное обучение эффективны для достижения второго уровня усвоения знаний и приобретения учащимися умений и навыков.Но !!! не

Слайд 67Решение главной проблемы современного обучения ???
Условия для формирования творческой личности

могут создать

проблемное и
развивающее обучение, новые
педагогические технологии

Решение главной проблемы современного обучения ???Условия для формирования творческой личности могут создатьпроблемное иразвивающее обучение, новыепедагогические технологии

Слайд 684. Развивающее обучение
Главная задача – всестороннее развитие личности.
Для этого

используется самостоятельность учащихся в добывании знаний и умений.
1. Центральной является

деятельность учащегося, а не учителя.
Меняется роль учителя: не просто информатор и транслятор знаний, а организатор поискового процесса, активизирующий познавательную деятельность.
2. Главное – сам процесс познания, в ходе которого происходит развитие и обучение, а не только итог обучения

4. Развивающее обучениеГлавная задача – всестороннее развитие личности. Для этого используется самостоятельность учащихся в добывании знаний и

Слайд 695. Проблемное обучение
«Один из видов обучения,
основанный на использовании эвристических методов»

(Психолого-педагогический словарь, с. 359).
Из психологии (С.А. Рубинштейн): способом развития сознания

человека является разрешение познавательных проблем.
ПО - поисковая деятельность учащихся, направленная на решение теоретических и практических задач.
В основе проблемного обучения стоит постановка учителем или учащимися проблемы и решение поставленной проблемы учащимися
5. Проблемное обучение«Один из видов обучения,основанный на использовании эвристических методов» (Психолого-педагогический словарь, с. 359).Из психологии (С.А. Рубинштейн):

Слайд 70Методы проблемного обучения
Проблемное изложение: вовлечение ученика в познавательную деятельность в

условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает

пути ее решения, а учащиеся следят за ходом мысли учителя, размышляют и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
Частично-поисковые, или эвристические методы используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения выполнению отдельных шагов и этапов исследования;
Исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых познавательных проблем.
Методы проблемного обученияПроблемное изложение: вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит

Слайд 71Проблемная ситуация
Проблемная ситуация –
средство проблемного обучения.
Суть: осознание учащимися противоречия между

существующими у них знаниями и новыми данными.
Создаётся с помощью проблемных

вопросов.
Почти любой вопрос может быть информационным и проблемным. Это зависит от времени подачи вопроса: после изучения – информационный, перед – проблемный … и то не факт 
Проблемная ситуацияПроблемная ситуация –средство проблемного обучения.Суть: осознание учащимися противоречия между существующими у них знаниями и новыми данными.Создаётся

Слайд 72Требования к проблемным вопросам
Интересный, должен вызвать интерес учащихся к решению

проблемы
Раскрывать основное содержание
Опора на предварительные знания и/или опыт учащихся Оптимальная

сложность

Ответ/решение
проблемы
должны принести
удовлетворение:
«Я решил!»
«Мы открыли!»

Требования к проблемным вопросамИнтересный, должен вызвать интерес учащихся к решению проблемыРаскрывать основное содержаниеОпора на предварительные знания и/или

Слайд 73Слагаемые успеха при использовании проблемного обучения ~ методические требования
Эмоциональность

процесса обучения: интерес, ситуации неожиданности, неопределённости, конфликтности
Точная постановка познавательной задачи

с опорой на знания и возможность научного предвидения
Настойчивость, целеустремлённость, умение работать
потребность понять
незнание знание
мысль

1

2

3

озарение

Слагаемые успеха при использовании проблемного обучения ~ методические требования Эмоциональность процесса обучения: интерес, ситуации неожиданности, неопределённости, конфликтностиТочная

Слайд 74Типы учебных проблем
1. Учебные проблемы, возникающие при знакомстве

с фактами, противоречащими знаниям учащихся.
Примеры.
Факт из клеточной теории: клетка от

клетки (Р.Вирхов) Как возникли первые клетки?
Факт: атмосфера древней Земли не содержала кислорода
Как дышали древние организмы? Откуда появился кислород? Какова судьба древних анаэробов? Где на современной Земле можно найти потомков древних анаэробов?
Факт: некоторые бактерии способны к фотосинтезу, но кислород не выделяют .?. .?. Какие ещё вещества могут быть донорами водорода?
Типы учебных проблем  1. Учебные проблемы, возникающие при знакомстве с фактами, противоречащими знаниям учащихся.Примеры.Факт из клеточной

Слайд 75Типы учебных проблем
2. Учебные проблемы, возникающие при несовпадении оценок, противоречивых

мнениях и гипотезах.
Примеры
Разные взгляды на происхождение жизни, механизмы эволюции…

Типы учебных проблем2. Учебные проблемы, возникающие при несовпадении оценок, противоречивых мнениях и гипотезах.Примеры Разные взгляды на происхождение

Слайд 76Типы учебных проблем
3. Учебные проблемы, в основе которых лежит знание

теории и необходимость найти ей доказательства и обоснования.
Пример
Положение теории

эволюции: одним из результатов эволюции является формирование адаптаций.
Докажите примерами
из курсов ботаники/зоологии
Типы учебных проблем3. Учебные проблемы, в основе которых лежит знание теории и необходимость найти ей доказательства и

Слайд 77Типы учебных проблем
4. Учебные проблемы, в основе которых лежит необходимость

использовать теоретические знания в новых условиях для решения практических вопросов.

Пример.
При

пикировке нарушается целостность корня.
Зачем нужна пикировка?
Типы учебных проблем4. Учебные проблемы, в основе которых лежит необходимость использовать теоретические знания в новых условиях для

Слайд 78Этапы проблемного обучения
Постановка проблемы
Выдвижение гипотез для решения проблемы. Необходимо выслушать

все гипотезы, создать атмосферу творчества
Поиск доказательств – путей решения проблемы

(разрешение проблемной ситуации разными методами):
Поисковая работа с любыми источниками информации
Опыт, самонаблюдение по разделу «Человек»
Эвристическая беседа
Выводы и обобщение по проблеме

Этапы проблемного обученияПостановка проблемыВыдвижение гипотез для решения проблемы. Необходимо выслушать все гипотезы, создать атмосферу творчестваПоиск доказательств –

Слайд 79Границы применения проблемного обучения
Проблемное обучение может использоваться как элемент урока, урок

в целом, на его основе может быть организовано изучение целой

темы или даже учебного предмета (например, факультативного курса или курса по выбору).


Границы применения проблемного обученияПроблемное обучение может использоваться как элемент урока, урок в целом, на его основе может

Слайд 80Обобщение
Главным в проблемном обучении являются мастерство, знания и личность учителя,

создающего оптимальные условия для активной познавательной деятельности учащихся

ОбобщениеГлавным в проблемном обучении являются мастерство, знания и личность учителя, создающего оптимальные условия для активной познавательной деятельности

Слайд 81Виды и типы обучения
1. Сократовское
2. Догматическое
3. Объяснительно-иллюстративное
4. Развивающее
5. Проблемное


6. Программированное
7. Информационно-коммуникационное
8. Мультимедийное
9. Модульное и т. д.
А К Т У А Л
И
З
А
Ц
И
Я




З
Н
А
Н
И
Й
В основе данной

классификации лежит доминирующий преобладающий метод обучения

Всего в классификации педагогических технологий более 50 видов и типов обучения.

Виды и типы обучения1. Сократовское2. Догматическое3. Объяснительно-иллюстративное4. Развивающее 5. Проблемное 6. Программированное7. Информационно-коммуникационное8. Мультимедийное9. Модульное и т.

Слайд 82Программированное обучение
Программированное обучение - организация учебного процесса по специальным обучающим

программам.
Цель: оптимизация управления обучением.
Принципы и средства управления сложной системой обучения

заимствованы из кибернетики, математической логики, вычислительной техники
Разные уровни применения ПО:
педагогическая система научной организации труда,
новый метод обучения - кибернетическая дидактика
особый вид самостоятельной работы учащихся
Программированное обучениеПрограммированное обучение - организация учебного процесса по специальным обучающим программам.Цель: оптимизация управления обучением.Принципы и средства управления

Слайд 83Структура программированного обучения
Расчленение учебного материала и деятельности на небольшие этапы

и разработка специальной обучающей программы
Самостоятельная работа по программе
Получение информации

о выполнении для использования оперативной обратной связи в индивидуализации темпов обучения
Разработка корректирующих индивидуальных программ
Работа обучающихся по корректирующим программам

Структура программированного обученияРасчленение учебного материала и деятельности на небольшие этапы и разработка специальной обучающей программы Самостоятельная работа

Слайд 84Психологическая основа программированного обучения
При составлении первых обучающих программ из кибернетических

требований учитывалась лишь необходимость систематической обратной связи, из психологических -

индивидуализация процесса обучения.
Наиболее последовательно реализована модель программированного обучения на основе бихевиористской теории учения*

* между обучением человека и научением животных нет существенной разницы,…, следовательно, обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции.

Ψ

Психологическая основа программированного обученияПри составлении первых обучающих программ из кибернетических требований учитывалась лишь необходимость систематической обратной связи,

Слайд 85Типы обучающих программ
Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на

линейные и разветвленные.
1. Линейная система программированного обучения разработана Б. Скиннером

в начале 60-х гг. ХХ в.
Линейные программы ориентированы в основном на слабых учащихся: все получают одну последовательность заданий и должны проделать одинаковые шаги, двигаться по одной линии.
Типы обучающих программОбучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на линейные и разветвленные.1. Линейная система программированного обучения

Слайд 86Типы обучающих программ
 2. Разветвленная программа программированного обучения. Основоположник - американский

педагог
Н. Краудер.
Суть: основная программ рассчитана на сильных учащихся,

в случае затруднений ученик направляется на дополнительные программы (ветви). Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию обучения по темпу и уровню трудности.
Выше была дана схема для применения разветвленных программ.
Типы обучающих программ 2. Разветвленная программа программированного обучения. Основоположник - американский педагог  Н. Краудер.Суть: основная программ рассчитана

Слайд 87Достоинства программированного обучения
мелкие объемы знаний легче усваиваются,
темп усвоения выбирается учеником,
вырабатываются

рациональные способы умственных действий,
воспитывается умение логически мыслить.

Достоинства программированного обучениямелкие объемы знаний легче усваиваются,темп усвоения выбирается учеником,вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически

Слайд 88Возражения против программированного обучения*
применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;
обеспечивает

получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых.


чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.
не дает возможности получить целостную систему знаний – "обучение по крохам"
не использует положительных сторон группового обучения и затрудняет социализацию;
не способствует развитию инициативы учащихся, поскольку программа все время «ведет за руку»;
обучает в основном простому материалу на уровне зубрежки;
не инновационно по сути, а консервативно, так как книжно и вербально;
игнорирует современные открытия в когнитивной психологии;
* Э. Лабэн
Возражения против программированного обучения*применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не

Слайд 89Критика программированного обучения с позиций когнитивной психологии
Дальнейшие усовершенствования обучающих программ

в рамках бихевиористской модели обучения не привели к существенному улучшению

результатов обучения.
Главная цель обучения в когнитивной модели - формирование рациональных приемов познавательной деятельности.
Значит, в обучающих программах должны быть не только разные ответы, но и разные пути, ведущие к ним. Сложно…, но возможно

Ψ

Критика программированного обучения с позиций когнитивной психологииДальнейшие усовершенствования обучающих программ в рамках бихевиористской модели обучения не привели

Слайд 90Современное развитие идей программированного обучения
Наибольшее распространение различные системы программированного обучения

получили в 50-60-х гг. ХХ в., в дальнейшем стали использовать

лишь отдельные элементы, главным образом для контроля знаний, консультаций и тренировки навыков.
В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ПК, телевизионные системы и др.) в форме компьютерного, электронного, информационно-коммуникативного и мультимедийного обучения.
Современное развитие идей программированного обученияНаибольшее распространение различные системы программированного обучения получили в 50-60-х гг. ХХ в., в

Слайд 91Информационно-коммуникационные технологии
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ в обучении: формирование личности

«информационного» общества

Информационно-коммуникационные технологии  ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ в обучении: формирование личности «информационного» общества

Слайд 92Технология работы
с графической информацией
Технология числовых расчетов
Мультимедиа технологии
Классификация информационных

технологий
ИТ
Сетевые информационные технологии
Технология работы
с текстовой информацией
Технология хранения, поиска и

сортировки данных
Технология работы с графической информациейТехнология числовых расчетовМультимедиа технологии Классификация информационных технологийИТСетевые информационные технологииТехнология работы с текстовой информациейТехнология

Слайд 93Концептуальные основы ИКТ
Обучение при взаимодействии ребенка с компьютером и общении

всех типов: субъект – объект, субъект – субъект, объект –

субъект.
Оперативное управление процессом обучения
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
Психологический комфорт при общении и обучении с помощью компьютера (ИКТ).
Неограниченность информации в обучении.
Концептуальные основы ИКТОбучение при взаимодействии ребенка с компьютером и общении всех типов: субъект – объект, субъект –

Слайд 94Цели применения компьютера в обучении
Упрощение получения обратной связи
Индивидуализация учебного процесса
Организация

коллективной и групповой работы
Наглядность
Поиск информации из разных источников.
Моделирование изучаемых

процессов/явлений.
Цели применения компьютера в обученииУпрощение получения обратной связиИндивидуализация учебного процессаОрганизация коллективной и групповой работыНаглядность Поиск информации из

Слайд 95Деятельности учащихся при ИКТ обучении
информационно-учебная
учебно-игровая
исследовательская

самостоятельная

Деятельности учащихся при ИКТ обученииинформационно-учебнаяучебно-игроваяисследовательскаясамостоятельная

Слайд 96Презентации
Электронные энциклопедии
Дидактические материалы
Программы-тренажеры
Электронные учебники и
учебные курсы
Виртуальный эксперимент
Контроль
знаний
Обучающие игры


и развивающие
программы
Программно-педагогические средства

ПрезентацииЭлектронные энциклопедииДидактические материалыПрограммы-тренажерыЭлектронные учебники и учебные курсы Виртуальный экспериментКонтрользнанийОбучающие игры и развивающие программы Программно-педагогические средства

Слайд 97Использование ИКТ на уроке
демонстрационно
индивидуально
дистанционно
на всех этапах урока

Использование ИКТ на урокедемонстрационноиндивидуальнодистанционнона всех этапах урока

Слайд 98Использование интернет
поиск информации;
осуществление учебных телекоммуникационных проектов;
повышение квалификации учителей;
размещение собственной информации

на сайтах;
участие в олимпиадах и конкурсах

Использование интернетпоиск информации;осуществление учебных телекоммуникационных проектов;повышение квалификации учителей;размещение собственной информации на сайтах;участие в олимпиадах и конкурсах

Слайд 99Оформление презентаций

Единый стиль, однотипные заголовки, светлый фон, контрастный шрифт, не

более 5 цветов.
Оптимальный размер шрифта (>20).
Текста не должно быть много.
Качественные

иллюстрации, 2-5 объектов.
Анимация только учебная
Соблюдение авторских прав
Оформление презентацийЕдиный стиль, однотипные заголовки, светлый фон, контрастный шрифт, не более 5 цветов.Оптимальный размер шрифта (>20).Текста не

Слайд 100Мультимедийное обучение

Мультимедийное обучение — общепринятое название системы обучения с использованием мультимедийных

средств.
Суть когнитивной теории мультимедийного обучения: оптимальное обучение происходит при синхронном представлении

вербальной и визуальной информации.
Теория включает несколько принципов обучения с помощью или посредством мультимедиа*
Мультимедийное обучениеМультимедийное обучение — общепринятое название системы обучения с использованием мультимедийных средств.Суть когнитивной теории мультимедийного обучения: оптимальное обучение происходит

Слайд 101* Мультимедиа
Мультимедиа (англ, "мульти"-
много, "медиа" - среда) - множественность информационных

сред
Мультимедиа: соединение различных типов цифрового контента (текст, изображение, звук, видео)

в интегрированное мультисенсорное интерактивное представление информации.
В последние годы в общеобразовательной школе используют компьютеры, оснащенные средствами мультимедиа
* МультимедиаМультимедиа (англ,

Слайд 102Характеристика мультимедийного обучения
Персонализированное (индивидуальное) обучение
Компьютерная программа организует процесс усвоения знаний,

умений и навыков на основе заложенных учебных алгоритмов, учитель выполняет

целеполагающую функцию
Условиями обучения является одновременное использование зрительного, слухового ощущений и мышления, что позволяет задействовать все специфические виды памяти (зрительная, слуховая и др.)
Условия, искусственно созданные мультимедийной программой, сходны с естественными, и позволяют моделировать виртуальную среду обучения
Характеристика мультимедийного обученияПерсонализированное (индивидуальное) обучениеКомпьютерная программа организует процесс усвоения знаний, умений и навыков на основе заложенных учебных

Слайд 103Теоретические принципы мультимедийного обучения
Теория мультимедийного обучения основана на теории двойного кодирования

(Аллана Паивио). Принципы:
модальности
избыточности
пространственной и временной связи
согласованности 
индивидуальных отличий
Подробности см. в

педагогической психологии
Теоретические принципы мультимедийного обученияТеория мультимедийного обучения основана на теории двойного кодирования (Аллана Паивио). Принципы:модальностиизбыточностипространственной и временной связи согласованности индивидуальных

Слайд 104Интернет ресурсы по ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/web_res.html

ПРОГРАММА КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Автор: Айсмонтас

Б.Б.
http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/progr.html
Электронный учебник
http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html


Интернет ресурсы по ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИhttp://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/web_res.htmlПРОГРАММА КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Автор: Айсмонтас Б.Б.http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/progr.htmlЭлектронный учебникhttp://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html

Слайд 105Мультимедийное обучение биологии
Разработана методика
использования средств
мультимедиа в курсе общей биологии 10-11

классов *.
Показано*, что МО биологии:
повышает эффективность усвоения биологических понятий

и овладение исследовательскими умениями,
обеспечивает повышение самостоятельной активности учащихся на уроке
* Филиппов Е.А. Методика использования средств мультимедиа в обучении общей биологии: Дис. ... канд. пед. наук: СПб., 2001
Мультимедийное обучение биологииРазработана методикаиспользования средствмультимедиа в курсе общей биологии 10-11 классов *. Показано*, что МО биологии:повышает эффективность

Слайд 106Заключение
Новая техническая база позволяет автоматизировать процесс обучения, строить его как

диалог обучаемого с обучающей системой.
Роль учителя в этом случае состоит

в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения.
Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, ИКТ и мультимедийное обучение обеспечивают не только высокий уровень ЗУН, но и развития интеллекта учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.
На принципах мультимедийного и программированного обучения построено дистанционное обучение

ЗаключениеНовая техническая база позволяет автоматизировать процесс обучения, строить его как диалог обучаемого с обучающей системой.Роль учителя в

Слайд 107http://km-school.ru компания «Кирилл и Мефодий» поставщик услуг и решений для

профессионального обучения и поддержки пользователей информационного интегрированного продукта «КМ-Школа»
http://festival.1september.ru фестиваль

педагогических идей «Открытый урок»

http://www.openclass.ru сайт «Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества»

http://www.school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Цифровые ресурсы

http://km-school.ru компания «Кирилл и Мефодий» поставщик услуг и решений для профессионального обучения и поддержки пользователей информационного интегрированного

Слайд 108Модульное обучение
Организация учебного процесса по учебной программе, составленной из модулей
Каждый

модуль обладает законченностью и самостоятельностью относительно других.
Совокупность модулей составляет единое

целое в раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины.
Модульное обучение ориентировано на самостоятельную работу.
С помощью модулей может успешно реализуется дифференцированное и профильное обучение
Модульное обучениеОрганизация учебного процесса по учебной программе, составленной из модулейКаждый модуль обладает законченностью и самостоятельностью относительно других.Совокупность

Слайд 109Структура модуля

учебная цель;
законченный блок информации;
целевая программа действий обучающегося;


практические задания;
система диагностики успешности обучения

Структура модуляучебная цель; законченный блок информации; целевая программа действий обучающегося; практические задания;система диагностики успешности обучения

Слайд 110Преимущества модульного обучения
В центре учебного процесса - ученик,
а не преподаватель

Преимущества модульного обученияВ центре учебного процесса - ученик,а не преподаватель

Слайд 111Основные трудности модульного обучения
Волевые
качества
трудные трудности

Основные трудности  модульного обученияВолевыекачестватрудные трудности

Слайд 112Система обучения Шаталова В.Ф.
Технология интенсификации обучения на основе системных и

знаковых моделей учебного материала.
Система обучения с использованием опорных конспектов

Система обучения Шаталова В.Ф.Технология интенсификации обучения на основе системных и знаковых моделей учебного материала.Система обучения с использованием

Слайд 113Принципы системы обучения Шаталова В.Ф.
1. Предупреждение конфликтности во взаимодействии ученик-учитель:

позиция сотрудничества,
индивидуальный подход,
гласность успехов,
открытые перспективы в оценке ЗУН.

Принципы системы обучения Шаталова В.Ф.1. Предупреждение конфликтности во взаимодействии ученик-учитель: позиция сотрудничества,индивидуальный подход,гласность успехов, открытые перспективы в

Слайд 114Принципы системы обучения Шаталова В.Ф.
2. Изучение учебного материала крупными блоками,
в

старших классах – лекционно-семинарская система обучения


Принципы системы обучения Шаталова В.Ф.2. Изучение учебного материала крупными блоками,в старших классах – лекционно-семинарская система обучения

Слайд 115Принципы системы обучения Шаталова В.Ф.
3. Многократное повторение разными методами, создание

динамического стереотипа деятельности

Принципы системы обучения Шаталова В.Ф.3. Многократное повторение разными методами, создание динамического стереотипа деятельности

Слайд 116Принципы системы обучения Шаталова В.Ф.
4. Применение опорных конспектов.
Опорный конспект –

наглядное средство обучения, в котором содержится сжатая информация и использованы

графические приёмы для повышения мнемонического* эффекта
Опорный конспект - система опорных сигналов: взаимосвязанные ключевые слова, условные знаки, рисунки и формулы с кратким выводом

* Мнемонический от греч. mnemonikon - искусство запоминания. Мнемотехника - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий.

Принципы системы обучения Шаталова В.Ф.4. Применение опорных конспектов.Опорный конспект – наглядное средство обучения, в котором содержится сжатая

Слайд 117Функции опорных конспектов
Ускоряют и упрощают процесс подготовки учителя к уроку

– наглядное пособие для учителя
Позволяют увеличить объем изучаемого материала на

уроке
Облегчают запоминание и воспроизведение основного содержания темы
Снимают проблему количества оценок
Функции опорных конспектовУскоряют и упрощают процесс подготовки учителя к уроку – наглядное пособие для учителяПозволяют увеличить объем

Слайд 118Принципы построения опорных конспектов
Наглядность
Лаконичность
Структурность
Ассиметричность блоков
Завершённость
Использование привычных
стереотипов и ассоциаций
Разнообразие опорных

сигналов
Графическая и цветовая
дифференциация
Запоминаемость
Вариативность вербализации
Эмоциональность
Средства
выражения
Рисунки
Схемы
Графики
Чертежи
Цвет
Форма
Буквы
Цифры
Шрифты
Слова
Условные знаки
Размер

Принципы построения опорных конспектовНаглядностьЛаконичностьСтруктурностьАссиметричность блоковЗавершённостьИспользование привычныхстереотипов и ассоциаций Разнообразие опорных сигналовГрафическая и цветоваядифференциацияЗапоминаемостьВариативность вербализации ЭмоциональностьСредства выраженияРисункиСхемыГрафикиЧертежиЦветФормаБуквыЦифрыШрифтыСловаУсловные знакиРазмер

Слайд 119Никишов А.И.
Разработал первые
опорные конспекты
по биологии.






Биология в таблицах
для 6-11 классов

Никишов А.И.Разработал первыеопорные конспектыпо биологии.Биология в таблицахдля 6-11 классов

Слайд 120Опорный конспект на тему «Рыбы»

Опорный конспект на тему «Рыбы»

Слайд 121Опорные конспекты Л.В. Ребровой и Е.В. Прохоровой

Опорные конспекты Л.В. Ребровой и Е.В. Прохоровой

Слайд 122Опорные конспекты по биологии

Опорные конспекты по биологии

Слайд 123Расположение систем органов у беспозвоночных и позвоночных животных.
Обозначения:
К –

кровеносная система, Н – нервная система, Х – хорда; О – пищеварительная система.

Расположение систем органов у беспозвоночных и позвоночных животных. Обозначения:К – кровеносная система, Н – нервная система, Х

Слайд 124Сено-солома: где право-лево?

Сено-солома: где право-лево?

Слайд 125Семейство бобовые

Семейство бобовые

Слайд 126Ланцетник

Ланцетник

Слайд 127Обобщение
Рассмотренные инновационные типы и виды обучения можно представить как педагогические

технологии

ОбобщениеРассмотренные инновационные типы и виды обучения можно представить как педагогические технологии

Слайд 128Педагогические технологии в обучении

Педагогические технологии в обучении

Слайд 129Педагогические технологии
ПТ - система приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного

процесса, объединенных единой концептуальной основой, целями и задачами, и создающая

определённые условия для обучения, воспитания и развития.
Главная характерная черта педагогических технологий – чёткое структурирование, алгоритмизация процесса взаимодействия преподавателя и учащихся.

Поиски ответов на вопросы
Чему учить?
Зачем учить?
Как учить?

Поставили вопрос
Как учить результативно?

Педагогические технологииПТ - система приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенных единой концептуальной основой, целями и

Слайд 130Задачи педагогических технологий
Упростить организацию учебного процесса
Сохранить и увеличить эффективность обучения

(по сравнению с традиционными системами)
Выявить принципы и способы оптимизации учебного

процесса
Задачи педагогических технологийУпростить организацию учебного процессаСохранить и увеличить эффективность обучения (по сравнению с традиционными системами)Выявить принципы и

Слайд 131Структура педагогических технологий
Цели обучения, воспитания и развития, определяемые социумом, и

значимые для личности
Педагогические/психологические теории и/или теоретические педагогические проекты
Образовательные технологии: методы

и средства достижения целей
Критерии оценки результатов обучения
Результаты
Структура педагогических технологийЦели обучения, воспитания и развития, определяемые социумом, и значимые для личностиПедагогические/психологические теории и/или теоретические педагогические

Слайд 132Разнообразие педагогических технологий
Традиционное обучение
Интерактивные подходы
Педагогика сотрудничества
Развивающее обучение
Игровое обучение
Проблемное обучение
Эвристическое обучение
Программированное

обучение
Контекстное обучение
Активное обучение
Дидактическая эвристика

Частнопредметные технологии обучения
Авторские педагогические технологии
Эмоционально-смысловой подход
Компьютерные технологии

обучения
Разноуровневое обучение
Метод проектов
Учение через обучение
Конструктивное обучение (конструктивистское обучение)
Нооген
Пренапедия

Разнообразие педагогических технологийТрадиционное обучениеИнтерактивные подходыПедагогика сотрудничестваРазвивающее обучениеИгровое обучениеПроблемное обучениеЭвристическое обучениеПрограммированное обучениеКонтекстное обучениеАктивное обучениеДидактическая эвристикаЧастнопредметные технологии обученияАвторские педагогические

Слайд 133Разнообразие педагогических технологий
Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса
Педагогические

технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы

обучения)
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
Частнопредметные педагогические технологии
Альтернативные технологии
Природосообразные технологии
Технологии развивающего образования
Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств
Социально-воспитательные технологии
Воспитательные технологии
Педагогические технологии авторских школ
Технологии внутришкольного управления

Разнообразие педагогических технологийПедагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процессаПедагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

Слайд 134Анализ систем обучения перед формулировкой обобщения
Представленные выше виды обучения свидетельствуют

о постепенном смещении акцента с управления учителем волевыми действиями учащихся

в сторону повышения активности учебных действий самих учащихся, развития их самоорганизации в обучении, что положительно влияет на результативность учебной и педагогической деятельности.
В инновационных системах учитель регулирует процессы миропонимания, способствует созданию условий, формирует и стимулирует мотивационную сферу образовательного процесса с использованием современных средств обучения.
Инновационные технологии обучения регулируют учебную деятельность, развивают активность и самостоятельность учебных действий учащихся.
Анализ систем обучения перед формулировкой обобщенияПредставленные выше виды обучения свидетельствуют о постепенном смещении акцента с управления учителем

Слайд 135Обобщение
Разнообразие педагогических технологий – показатель научного поиска в педагогике, психологии

и методике обучения оптимальных способов трансляции культуры в современном социуме

ОбобщениеРазнообразие педагогических технологий – показатель научного поиска в педагогике, психологии и методике обучения оптимальных способов трансляции культуры

Слайд 136Вопросы КИМ 3
Функции и цели контроля знаний и умений учащихся
Требования

к знаниям и умениям учащихся. Типы проверки знаний и умений

учащихся.
Методические требования и критерии оценки знаний и умений учащихся.
Методы проверки знаний и умений учащихся, общая характеристика.
Тестовый контроль знаний. Структура теста ЕГЭ.
Использование дидактических материалов
Средства обучения биологии
Биологический кабинет
Общая характеристика педагогических технологий
Структура системы обучения по Шаталову В.Ф..
Принципы построения и функции опорных конспектов.
Виды и типы обучения. Общая характеристика
Проблемное обучение: общая характеристика, методы, условия успешной реализации.
Типы учебных проблем, этапы и значение проблемного обучения.
Модульное обучение
Программированное обучение
Мультимедийное обучение
Вопросы КИМ 3Функции и цели контроля знаний и умений учащихсяТребования к знаниям и умениям учащихся. Типы проверки

Слайд 137Успехов
Валентина Павловна

УспеховВалентина Павловна

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика