Слайд 1Д.А. Мигун кандидат исторических наук, доцент кафедры историко-культурного наследия Беларуси
ГУО РИВШ
Формы демократического участия граждан в общественной жизни Республики Беларусь
Слайд 2 Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел
как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.
Непосредственное участие граждан
в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.
В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях.
Ст. 37. Конституции Республики Беларусь
Слайд 3План
Сущность и функции выборов
Избирательное право
Избирательные системы
Стадии избирательного процесса
Референдум
Слайд 4Сущность выборов
Выборы являются одним из ведущих институтов легитимизации существующей
политической системы и политического режима.
Успешное проведение выборов и признание
обществом их результатов является важным признаком демократичности такого общества, его способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами.
Слайд 5Сущность выборов
Выборы — это процедура, с помощью которой обеспечивается участие
граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства.
Они определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии, избирательного блока.
Слайд 6Сущность выборов
Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы
местного самоуправления, а также выборы местных должностных лиц (мэры, губернаторы,
судьи и др.).
Круг лиц, пользующихся избирательными правами в данном государстве, составляют его электорат.
Слайд 7Функции выборов
Выборы вселяют в избирателей чувство причастности к политике,
к принятию политических решений.
Выборы укрепляют веру простых граждан в
то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.
Слайд 8Функции выборов
Выборы помогают людям выразить поддержку или разочарование по
отношению к существующему правлению.
Это легальная возможность заявить о своем
согласии или несогласии с проводимой политикой.
Слайд 9Функции выборов
Выборы предоставляют одну из самых эффективных возможностей политического
образования населения.
Выборы приводят и к политическому самоопределению граждан, которые
получают возможность понять, какие лидеры, партии или общественные движения наиболее близки им по взглядам.
Слайд 10Функции выборов
Выборы являются одним из самых точных барометров общественного
мнения.
Если они проводятся в соответствии с демократическими принципами (т.е.
честно и открыто) их итоги позволяют выявить реальную расстановку политических сил в стране, показывают, как относятся избиратели к той или иной партии
Слайд 11Избирательное право
Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны.
Термин "избирательное
право" имеет два значения:
совокупность норм, регулирующих порядок избрания представительных органов
и должностных лиц в государстве;
право граждан участвовать в образовании представительных органов, т. е. избирать эти органы и быть избранными.
Слайд 12Избирательное право
В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых,
тайных и равных выборов.
Всеобщее избирательное право означает, что оно
признается за всеми взрослыми и дееспособными людьми без различия пола, национальности и т. д., т. е. невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.
Слайд 13Избирательное право
Принцип прямого избирательного права предполагает непосредственное участие избирателя в
выборах всей вертикали власти.
Равное избирательное право предполагает равную для
каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов.
Слайд 14Избирательное право
Тайное голосование состоит в исключении внешнего наблюдения за волеизъявлением
избирателя.
Характерным явлением для многих стран является абсентеизм, т.е. равнодушное
отношение части населения к политической жизни.
Концентрированное выражение абсентеизма — это неучастие в голосовании на выборах.
Слайд 15Избирательная система
Избирательная система — это закрепленная в законе система выдвижения
кандидатов и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от
результатов голосования избирателей или других уполномоченных лиц, т. е. конкретный способ организации выборов.
Выбор той или иной избирательной системы влечет за собой существенные изменения в расстановке политических сил
Слайд 16Избирательная система
В избирательной системе ключевыми являются вопросы об учете голосов
и распределении мест.
Разные страны прибегают к разным способам.
В
современном мире господствуют два основных типа избирательной системы:
мажоритарная
пропорциональная.
Слайд 17Избирательная система
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, где избранными считаются
те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.
В зависимости от
того, какое это большинство – относительное, абсолютное или квалифицированное, мажоритарная система имеет разновидности.
Слайд 18Избирательная система
Мажоритарная система относительного большинства: избранным считается тот кандидат, который
получил наибольшее количество голосов избирателей, т. е. больше голосов, чем
любой из его соперников.
Слайд 19Избирательная система
Мажоритарная система абсолютного большинства для избрания депутата требует более
половины общего числа голосов.
Такое исходное общее число может исчисляться
тремя способами: от общего числа зарегистрированных избирателей; от общего числа поданных голосов; от общего числа поданных действительных голосов.
Слайд 20Избирательная система
При мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат (список
кандидатов), получивший квалифицированное большинство (две трети, три четвертых) голосов избирателей.
Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинство абсолютное.
Слайд 21Избирательная система
Другой распространенной избирательной системой является система пропорционального представительства политических
партий.
Избиратель, придя на выборы, получает бюллетень, в котором перечислены
не кандидаты, как при мажоритарной системе, а партии или избирательные блоки, т. е. избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за политическую партию или избирательный блок, которым он симпатизирует.
Слайд 22Избирательная система
Применяются также смешанные избирательные системы, когда, например, часть депутатов
парламента избирается по пропорциональной системе, а часть — по мажоритарной.
Так, в Германии половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в один тур, а другая — на основе пропорциональной системы.
Слайд 23Избирательный процесс
Избирательным процессом мы называем действия всех политических субъектов, так
или иначе связанные с выборами.
Слайд 24Стадии избирательного процесса
Стадия подготовки, куда включаются такие действия, как:
назначение
даты выборов,
создание избирательных округов,
образование избирательных комиссий (территориальных, окружных,
участковых),
создание списков избирателей,
выдвижение и регистрация кандидатов.
Слайд 25Назначение даты выборов
В соответствии со статьей 56. Избирательного Кодекса выборы Президента Республики
Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев
и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. При этом сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.
Слайд 26Назначение даты выборов
Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом
Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее
30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва.
При роспуске Палаты представителей в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Президент одновременно назначает выборы в Палату представителей нового созыва.
Внеочередные выборы в Палату представителей проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Палаты представителей действующего созыва.
Слайд 27Назначение даты выборов
Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются
Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не
позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов депутатов действующего созыва. Выборы во все местные Советы депутатов проводятся одновременно.
В случае роспуска местного Совета депутатов выборы в этот местный Совет депутатов назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска и проводятся с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Сообщение о дне выборов обнародуется в средствах массовой информации на следующий день после назначения выборов.
Слайд 28Создание избирательных округов
В соответствии со статьей 14. Избирательного Кодекса выборы Президента Республики
Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики
Беларусь.
Слайд 29Создание избирательных округов
В соответствии со статьей 15. Избирательного Кодекса для проведения
выборов депутатов Палаты представителей на территории Республики Беларусь образуется 110
избирательных округов.
Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа:
по выборам в областной Совет депутатов – от 40 до 60 избирательных округов;
по выборам в Минский городской Совет депутатов – от 40 до 60 избирательных округов;
по выборам в районный Совет депутатов – от 25 до 40 избирательных округов;
по выборам в городской Совет депутатов (города областного подчинения) – от 25 до 40 избирательных округов;
по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) – от 15 до 25 избирательных округов;
по выборам в поселковый, сельский Совет депутатов – от 11 до 15 избирательных округов.
Слайд 30Создание избирательных округов
Средняя численность избирателей на избирательный округ по выборам
депутатов Палаты представителей по Республике Беларусь устанавливается Центральной комиссией не
позднее пяти месяцев до окончания срока полномочий Палаты представителей действующего созыва.
В пределах норм, указанных в части второй настоящей статьи, число избирательных округов, подлежащих образованию по выборам в местный Совет депутатов, и средняя численность избирателей на избирательный округ устанавливаются соответствующим местным Советом депутатов не позднее пяти месяцев до окончания срока полномочий местного Совета депутатов действующего созыва.
Слайд 31Создание избирательных округов
Численность избирателей в избирательном округе определяется исходя из
числа граждан, обладающих избирательным правом, проживавших на территории, входящей в
избирательный округ, при проведении последних выборов или референдума.
Слайд 32Создание избирательных округов
Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей:
отклонение числа избирателей в избирательном округе по выборам депутатов Палаты
представителей от средней численности избирателей, приходящихся на избирательный округ по Республике Беларусь, а в избирательном округе по выборам депутатов соответствующего местного Совета депутатов – от средней численности избирателей, приходящихся на избирательный округ по выборам в данный местный Совет депутатов, как правило, не может превышать 10 процентов. Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.
Слайд 33Образование избирательных комиссий
В соответствии со статьей 34. Избирательного Кодекса комиссии по выборам
Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов,
по референдуму, образуются:
областные, Минская городская комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, областные, Минская городская территориальные избирательные комиссии по выборам депутатов местных Советов депутатов, областные, Минская городская комиссии по референдуму – президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9–13 членов комиссии; указанные комиссии образуются не позднее чем соответственно за 80 и 85 дней до выборов, за месяц до референдума;
Слайд 34Образование избирательных комиссий
В соответствии со статьей 34. Избирательного Кодекса комиссии по
выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов
депутатов, по референдуму, образуются:
окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей, депутатов областных Советов депутатов, территориальные избирательные комиссии, осуществляющие в районах города Минска полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, – президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9–13 членов комиссии не позднее чем за 75 дней до выборов;
Слайд 35Образование избирательных комиссий
В соответствии со статьей 34. Избирательного Кодекса комиссии по
выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов
депутатов, по референдуму, образуются:
районные, городские комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, районные, городские (в городах областного подчинения) территориальные избирательные комиссии по выборам депутатов местных Советов депутатов, районные, городские комиссии по референдуму – президиумами районных, городских Советов депутатов и районными, городскими исполнительными комитетами, а районные в городах комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, по референдуму – президиумами городских Советов депутатов и городскими исполнительными комитетами в составе 9–13 членов комиссии; указанные комиссии образуются не позднее чем соответственно за 80 и 85 дней до выборов, за месяц до референдума;
Слайд 36Образование избирательных комиссий
В соответствии со статьей 34. Избирательного Кодекса комиссии по
выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов
депутатов, по референдуму, образуются:
городские (в городах районного подчинения), поселковые, сельские территориальные избирательные комиссии по выборам депутатов городских, поселковых, сельских Советов депутатов, городские (в городах районного подчинения), поселковые, сельские комиссии по референдуму – городскими, поселковыми, сельскими исполнительными комитетами в составе 7–11 членов комиссии не позднее чем за 85 дней до выборов, за месяц до референдума;
Слайд 37Образование избирательных комиссий
В соответствии со статьей 34. Избирательного Кодекса комиссии по
выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов
депутатов, по референдуму, образуются:
окружные комиссии по проведению голосования об отзыве депутата Палаты представителей, депутата областного Совета депутатов – президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9–13 членов комиссии не позднее пяти дней со дня принятия решения о назначении голосования об отзыве депутата;
Слайд 38Образование избирательных комиссий
В соответствии со статьей 34. Избирательного Кодекса комиссии по
выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов
депутатов, по референдуму, образуются:
участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, участковые комиссии по референдуму, участковые комиссии по проведению голосования об отзыве депутата – районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – районными администрациями в составе 5–19 членов комиссии не позднее чем соответственно за 45 дней до выборов, за 20 дней до референдума, за 10 дней со дня принятия решения о назначении голосования об отзыве депутата. В необходимых случаях состав участковой комиссии может быть увеличен или уменьшен.
Слайд 39Образование избирательных комиссий
Совместные решения президиума соответствующего местного Совета депутатов и
исполнительного комитета принимаются большинством голосов от их состава. В совместном
заседании этих органов должны участвовать не менее двух третей от состава президиума местного Совета депутатов и исполнительного комитета.
Слайд 40Образование избирательных комиссий
Решение об образовании комиссий с указанием их составов,
места нахождения, номеров телефонов в семидневный срок публикуется в печати
или иным способом доводится до сведения граждан (избирателей).
За пределами Республики Беларусь при проведении выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и республиканского референдума участковые комиссии образуются руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений) Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств.
Слайд 41Образование избирательных комиссий
Порядок выдвижения представителей в состав территориальных, окружных
и участковых комиссий определяется в статье 35. Избирательного Кодекса Республики Беларусь
Политические партии,
другие общественные объединения, трудовые коллективы организаций или коллективы их структурных подразделений из числа своих членов, а также граждане путем подачи заявления могут выдвигать в соответствующую территориальную, окружную, участковую комиссию только по одному представителю.
Слайд 42Образование избирательных комиссий
Выдвигать своих представителей в состав комиссий имеют право:
республиканские
руководящие органы политических партий, других общественных объединений – в окружные избирательные
комиссии по выборам депутатов Палаты представителей;
Слайд 43Образование избирательных комиссий
Выдвигать своих представителей в состав комиссий имеют право:
территориальные
руководящие органы политических партий, других общественных объединений, имеющие нижестоящие организационные
структуры, – в соответствующие территориальные, окружные избирательные комиссии по выборам в областные Советы депутатов, а также в участковые комиссии; собрания их первичных организаций, действующих на территории района, города, поселка, сельсовета, – в городские (в городах районного подчинения), поселковые, сельские территориальные и участковые комиссии;
Слайд 44Образование избирательных комиссий
Собрания (конференции) расположенных на территории района, города,
района в городе, поселка, сельсовета трудовых коллективов организаций, насчитывающих не
менее 30 работающих, – в территориальные, окружные и участковые комиссии.
Представители в состав городских (в городах районного подчинения), поселковых, сельских территориальных и участковых комиссий могут быть выдвинуты также на собраниях работников структурных подразделений организаций, насчитывающих не менее 10 работающих.
Слайд 45Образование избирательных комиссий
При выдвижении представителей в состав комиссий от структурных
подразделений выдвижение представителей в состав этих комиссий от всего трудового
коллектива не проводится.
Собрание правомочно, если в его работе участвует более половины состава коллектива.
Слайд 46Образование избирательных комиссий
Решение собрания (конференции) трудового коллектива принимается большинством голосов
его участников.
Представители в состав городских (в городах районного подчинения),
поселковых, сельских территориальных и участковых комиссий могут быть выдвинуты на собраниях работников нескольких структурных подразделений или нескольких трудовых коллективов и структурных подразделений с общей численностью работающих не менее 10 человек на их общем собрании.
Слайд 47Образование избирательных комиссий
Руководящие органы политических партий, других общественных объединений выдвигают
представителей в состав комиссий на своих заседаниях.
Выдвигать своих представителей в
состав комиссий имеют право также граждане, обладающие избирательным правом, путем подачи заявления:
при выдвижении представителя в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Палаты представителей, если заявление подписано не менее 100 гражданами, проживающими на территории избирательного округа;
Слайд 48Образование избирательных комиссий
при выдвижении представителя в территориальные (кроме поселковых и
сельских), окружные избирательные комиссии по выборам в областные Советы депутатов
и территориальные избирательные комиссии, осуществляющие в районах города Минска полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, если заявление подписано не менее 30 гражданами, проживающими на соответствующей территории;
при выдвижении представителя в поселковые, сельские территориальные и участковые комиссии, если заявление подписано не менее 10 гражданами, проживающими соответственно на территории поселка, сельсовета, участка для голосования.
Слайд 49Образование избирательных комиссий
В заявлении граждан, выдвинувших представителя в состав комиссии
путем подачи заявления, указываются данные о лице, выдвинутом в члены
комиссии, а также фамилия, имя и отчество, дата рождения и место жительства каждого гражданина, подписавшего заявление.
Органы, образующие комиссии, вправе включить своих представителей в состав этих комиссий.
Слайд 50Создание списков избирателей
В соответствии со статьей 20. Избирательного Кодекса в список граждан,
имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата,
включаются все граждане Республики Беларусь, достигшие ко дню или в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования и имеющие право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата.
Гражданин, имеющий право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, может быть включен в список только на одном участке для голосования.
Слайд 51Создание списков избирателей
Городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты, а в городах
с районным делением – районные администрации, районные исполнительные комитеты в городах
и поселках городского типа, где не образованы городские и поселковые исполнительные комитеты, обеспечивают учет избирателей, участников референдума и передают участковым комиссиям списки граждан Республики Беларусь, проживающих на территории соответствующих участков для голосования и имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, подписанные председателями соответствующих исполнительных комитетов, а в городах с районным делением – главами районных администраций.
Слайд 52Создание списков избирателей
Списки граждан – военнослужащих, находящихся в воинских частях, а
также членов семей военнослужащих и других избирателей, участников референдума, проживающих
в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, по месту жительства на общих основаниях.
Слайд 53Создание списков избирателей
Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме,
голосовании об отзыве депутата, по участкам для голосования, образованным в
санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Слайд 54Создание списков избирателей
Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах Президента
Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, республиканском референдуме, по участкам для
голосования, образованным за пределами Республики Беларусь, составляются на основе данных, представляемых руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений) Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств.
Фамилии граждан в списке указываются в порядке, удобном для проведения голосования.
Слайд 55Создание списков избирателей
В список граждан, имеющих право участвовать в выборах
Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, республиканском референдуме, на участке
для голосования, образованном за пределами Республики Беларусь, включаются граждане Республики Беларусь, проживающие на территории иностранного государства или находящиеся в длительной заграничной командировке. В этот список при обращении в участковую комиссию включаются также граждане Республики Беларусь, прибывшие в иностранное государство в связи с частной, служебной, деловой или туристической поездкой.
Слайд 56Создание списков избирателей
В соответствии со статьей 21. Избирательного Кодекса списки граждан, имеющих
право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, представляются
для всеобщего ознакомления за 15 дней до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, а на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, – за два дня до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата.
Слайд 57Создание списков избирателей
Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком и проверить
правильность его составления в помещении участковой комиссии.
Слайд 58Создание списков избирателей
Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение
в список или исключение из списка, а также допущенные в
списке неточности в указании данных о гражданине.
Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления.
Слайд 59Создание списков избирателей
Это решение может быть обжаловано в вышестоящую комиссию,
которая обязана рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок,
а в день голосования – немедленно.
Слайд 60Создание списков избирателей
Решение участковой комиссии может быть также обжаловано не
позднее чем за пять дней до выборов, референдума, голосования об
отзыве депутата в районный, городской суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного, городского суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением вышестоящей комиссии или суда производится участковой комиссией немедленно.
Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, уточняются участковой избирательной комиссией накануне каждого тура голосования.
Слайд 61Выдвижение и регистрация кандидатов
В соответствии со статьей 60. Избирательного Кодекса, кандидаты в
Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не
менее 100 тысяч подписей избирателей.
Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.
Слайд 62Выдвижение и регистрация кандидатов
Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70
дней и заканчивается за 40 дней до выборов.
Кандидатами в депутаты
местных Советов депутатов могут быть выдвинуты граждане, проживающие или работающие на территории соответствующего местного Совета депутатов, а также работающие в организациях, расположенных на территории другого местного Совета депутатов, но связанных с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территории данного местного Совета депутатов.
Слайд 63Выдвижение и регистрация кандидатов
Кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты
не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии
с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Слайд 64Выдвижение и регистрация кандидатов
Выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами
осуществляется инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек.
Список
членов инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в Центральную комиссию не позднее чем за 85 дней до выборов лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в Президенты Республики Беларусь.
Слайд 65Выдвижение и регистрация кандидатов
Центральная комиссия в пятидневный срок рассматривает заявление,
регистрирует инициативную группу и выдает членам инициативной группы соответствующие удостоверения
и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь.
В регистрации инициативной группы отказывается в случае нарушения требований настоящего Кодекса.
Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в трехдневный срок в Верховный Суд Республики Беларусь инициативной группой. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок.
Слайд 66Выдвижение и регистрация кандидатов
В подписном листе указываются фамилия, имя и
отчество, дата рождения, профессия, должность (занятие), место работы и место
жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, а также фамилия, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, и номер регистрации инициативной группы. В подписном листе должны быть подписи избирателей, проживающих только в одном населенном пункте, а в городах с районным делением – в одном районе.
Слайд 67Выдвижение и регистрация кандидатов
Избиратель имеет право подписаться в поддержку лица,
предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, только один
раз.
Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.
Участие администрации организации в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются.
Слайд 68Выдвижение и регистрация кандидатов
Подписные листы сдаются не позднее чем за
50 дней до выборов в районную, городскую, районную в городе
комиссию по выборам Президента Республики Беларусь, которая в десятидневный срок проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, сданных членами инициативной группы, и обеспечивает достоверность данных о количестве таких подписей.
Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей в подписных листах, сданных в соответствующую комиссию.
По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной.
Слайд 69Выдвижение и регистрация кандидатов
Недостоверными подписями считаются:
фиктивные подписи;
подписи избирателей, выполненные от
имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица
другим лицом;
подписи лиц, не обладающих избирательным правом;
подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности;
Слайд 70Выдвижение и регистрация кандидатов
Недостоверными подписями считаются:
подписи избирателей, собранные до установленного
срока выдвижения кандидатов;
подписи избирателей при отсутствии одного или нескольких требуемых
настоящим Кодексом данных;
подписи избирателей, проживающих не в одном населенном пункте, а в городах с районным делением – не в одном районе;
подписи избирателей, если данные о них внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом, а также подписи, даты внесения которых выполнены избирателями несобственноручно;
Слайд 71Выдвижение и регистрация кандидатов
Недостоверными подписями считаются:
все подписи избирателей в подписном
листе, если подписи собраны лицом, не являющимся членом инициативной группы,
или если подписной лист не подписан членом инициативной группы либо подписан другим членом инициативной группы, не собиравшим эти подписи, или не удостоверен печатью местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей;
подписи избирателей, собранные с нарушением требований части восьмой настоящей статьи.
Слайд 72Выдвижение и регистрация кандидатов
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей
избирателей составит более 15 процентов от количества проверенных подписей, проводится
дополнительная проверка еще 15 процентов подписей избирателей от количества подписей в подписных листах, сданных в соответствующую комиссию членом (членами) инициативной группы.
Слайд 73Выдвижение и регистрация кандидатов
В случае, если суммарное количество недостоверных подписей
избирателей, выявленных при проверках, составит более 15 процентов от общего
количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах районной, городской, районной в городе комиссией прекращается и все подписи избирателей в сданных подписных листах не учитываются при определении результата сбора подписей избирателей в районе, городе, районе в городе.
Слайд 74Выдвижение и регистрация кандидатов
В соответствии со Статьей 62. Избирательного Кодекса выдвижение кандидатов
в депутаты Палаты представителей от политических партий осуществляется высшими республиканскими
органами политических партий при условии, что на территории соответствующего избирательного округа имеется созданная в установленном порядке до назначения выборов организационная структура политической партии, выдвигающей кандидата в депутаты.
Слайд 75Выдвижение и регистрация кандидатов
Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному
округу по выборам в Палату представителей, соответствующий местный Совет депутатов
только одного кандидата в депутаты из числа членов этой политической партии.
Список зарегистрированных политических партий представляется Министерством юстиции Республики Беларусь в Центральную комиссию не позднее чем через пять дней после назначения выборов.
Слайд 76Выдвижение и регистрация кандидатов
В соответствии с Избирательным Кодексом кандидаты в
депутаты Палаты представителей, или в местные Советы депутатов могут быть
выдвинуты:
трудовым коллективом;
путем сбора подписей избирателей.
Слайд 77Стадии избирательного процесса
Избирательная кампания, включающая в себя агитационно-пропагандистские действия кандидатов
или политических партий, участвующих в выборах.
Голосование, подсчет голосов, общее подведение
итогов.
Слайд 78Референдум
Референдум (народное голосование) - это способ принятия гражданами Республики Беларусь
решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или
выявления мнений граждан по этим вопросам.
Слайд 79Референдум
Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим
вопросам государственной и общественной жизни.
В Республике Беларусь могут проводиться республиканские
и местные референдумы.
Слайд 80Референдум
Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях
(например, принятие конституции или внесение в нее поправок) или получения
государственной властью одобрения какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.
Слайд 81Референдум
На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной
жизни Республики Беларусь.
На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее
значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Слайд 82Референдум
На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:
которые могут вызвать нарушение
территориальной целостности Республики Беларусь;
связанные с избранием и освобождением Президента Республики
Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;
о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;
об амнистии, о помиловании.
Слайд 83Референдум
На местный референдум не выносятся вопросы, перечисленные в части третьей
настоящей статьи, вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом,
а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя