Слайд 1Сапарова Рая Утеповна
Учитель английского языка высшей категории СОШ №
39
г. Уральска
Слайд 2Формирование функциональной грамотности учащихся через использование технологии «коммуникативного обучения»
Слайд 3 Актуальность данной темы можно объяснить целым рядом
обстоятельств. Так, основным направлением формирования функциональной грамотности учащихся на современном
этапе развития предусматривается, прежде всего, повышением качества усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ.
Сегодня иностранный язык становится реально востребованным. Все большее число людей изучают иностранный язык и широко используют эти навыки в практической деятельности. Оживление межкультурной коммуникации, повышение интереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной учебной дисциплиной, но и необходимым средством для диалога культур.
Возрастает потребность в специалистах, владеющих разговорной речью. Это способствует значительным изменениям в практике обучения иностранному языку, где доминирующим подходом становится коммуникативный подход, при котором уже с первого урока школьники учатся общению на изучаемом языке. Особое значение имеет знакомство с современной жизнью, со страницами истории и с культурой страны изучаемого языка.
Слайд 4Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку
включает:
• овладение грамотной и выразительной, устной
и письменной речью;
• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
• умение самостоятельно формулировать проблему;
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому я использую на уроке такие средства как:
• игра,
• метод проектов,
• видео путешествия ,
- ситуации,
- дебаты
- коммуникативные упражнения
Слайд 5 Качество выполнения деятельности и ее результат
зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей учащегося, его мотивации.
Одна из проблем обучения иностранному языку - разный уровень знаний учеников, пришедших из начальной школы в среднее звено.(5,6 классы). Использование различных современных технологий позволяет развить интерес к языку практически у всех школьников, независимо от уровня подготовки.
Для решения задачи формирования функциональной грамотности, знакомства школьников с миром западного человека, нормами поведения, духовными ценностями на уроках использую видеофильмы страноведческого характера, фрагменты художественных фильмов. Они наглядно подтверждают изучаемые народные обычаи и традиции Великобритании и англо говорящих народов. Просмотр фильмов вместе с комментариями учителя и опорой на тексты позволяют расширить информационное поле учащихся.
Слайд 6 Другим важным моментом в изучении иностранного языка
является формирование коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять
иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В этом свете является целесообразным использование технологии «Коммуникативного обучения», «Дебаты», которые основаны на развитие коммуникативных навыков, формирование познавательных стратегий и функциональной грамотности, а также развитие культуры презентации и публичного выступления.
Слайд 7 Между тем следует отметить, что изложение собственных мыслей
и идей публично, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный
процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во время публичного выступления люди не могут структурировать речь, чётко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства, они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильно волнуются, что сказывается на их физическом состоянии.
Слайд 8 Для формирования основных навыков публичного выступления на
иностранном языке и развития коммуникативной компетенции обучающихся целесообразно использовать на
уроках английского языка различные учебно-речевые ситуации:
- сделайте вывод;
- разрешите проблему;
- скажите, что бы вы сделали в этой ситуации;
- выступите в роли … и т.д.
Речевая реакция во многом определяется описанием ситуации, которое должно: а) вызывать интерес у учащихся, учитывать их жизненный опыт, б) сообщаться в сжатой форме, в) учитывать языковые важности учащихся.
Слайд 9 Речевая реакция, естественно, не дается учащимся в готовом виде,
кроме случаев объяснения того, как следует работать с ситуациями. Таким
образом, УРС можно графически представить в таком виде:
Задание
Речевой
стимул
Речевая реакция учащихся
Описание ситуации (обстановка, участники)
Направляющие вопросы; ключевые слова; наглядность
Речевой
стимул
Речевая реакция учащихся
Речевой
стимул
Направляющие вопросы; ключевые слова; наглядность
Речевая реакция учащихся
Речевой
стимул
Описание ситуации (обстановка, участники)
Направляющие вопросы; ключевые слова; наглядность
Речевая реакция учащихся
Речевой
стимул
Задание
Описание ситуации (обстановка, участники)
Речевая реакция учащихся
Речевой
стимул
Задание
Описание ситуации (обстановка, участники)
Речевой
стимул
Задание
Описание ситуации (обстановка, участники)
Речевой
стимул
Слайд 10 Такая речевая реакция при работе с воображаемыми ситуациями
может быть как монологическая, так и диалогическая. Для примера можно
взять следующую речевую ситуацию
Слайд 11 Situation: You get a telegram from a
friend of yours who is to arrive in your city
tomorrow at 3 p.m. As you are very busy at this time, you ask your sister to meet him at the railway station and describe his appearance to her.
Guide words: Who is this telegram from?
You see …
To do somebody a favour
What does he look like?
Вот пример беседы учащихся 11 класса по этой ситуации.
A: Look here, Assel. I have received a telegram.
B: Who is that from?
A: It’s Ashat Sadikov. He is arriving today.
B: So what?
A: He is going to stay with us for a day or two. He leaves for Almaty on a train.
B: Well, why are you telling me all that?
A: You see, he arrives at 3 p.m. and I’ll be busy at this time. Will you please meet him at the Station? Please do me a favour.
B: Do I know him?
A: Of course, you do. He was with us four years ago.
B: All right, I’ll do that. Please remind me what he looks like.
A: Well, a rather tall boy, brown – haired, well looked.
B: What’s the number of the carriage he’ll be on?
A: Number 11. I think it’s at the end of the train.
B: Don’t worry. I’ll meet him by all means.
A: Thank you very much, Assel.
Наиболее типичная разновидность коммуникативных упражнений является пересказ. Он является простым, хорошо известным и широко применяемым на уроках иностранного языка приемам
Слайд 12 Пересказ включает, 4 основные стадии:
восприятие текста,
удержание его в
памяти,
смысло – языковую его перестройку в целях последующего изложения
само – изложения (пересказ).
Для более точного понимания учащимися текста, берется текст сравнительно небольшого размера, с ясным содержанием.
Следует приучать учеников вести план – конспект источника, на первых порах хотя бы в виде последовательности ключевых слов. Учитель должен показать, как это делается.
Очень полезен, особенно на ранних этапах обучения, резюмированный пересказ текста самим преподавателем, в ходе которого он помогает ученикам обратить внимание на узловые моменты текста.
Об указанном процессе мы можем судить лишь по его результатам, т.е. по тому речевому продукту, который «выдает» учащийся. Для примера можно брать небольшие тексты, с целью сопоставления исходного текста с пересказами учащихся .
Mark Twain once went to his neighbour to borrow a book. The owner of a large library said he was very happy to receive the famous writer and give him any book he liked. "But my rule is," said the man,"no book from my library can be taken out of my home."
The next week the neighbour came to borrow Mark's lawn-mower. "I'm very glad I can help my neighbour with that machine," said Mark Twain smiling. "But please mind my rule: it can't be used away from my lawn."
Guide words: neighbour, to borrow a book
very happy to receive
"But my rule is ..."
next week, lawn-mower
glad to help
rule — can't be used away ...
Слайд 13
Наиболее распространённым видом коммуникативных упражнений являются описательные
упражнения. Часто мы применяем их в 5, 6 , 7
классах.
В основе описательных коммуникативных упражнений лежит зрительно воспринимаемый и имеющий определённое содержание материал, который подлежит словесному описанию или толкованию на изучаемом языке.
Например, учитель предъявляет учащимся картинку, на которой изображен кот под диваном.
В 5-6-х классах описание картинки будет носить весьма свернутый, элементарный характер.
Например. In this picture I can see a room. In the room there is a sofa and a cat. The cat is black. It is big and grey. The cat is sitting under the sofa.
На старших этапах обучения в хорошо подготовленном классе, эта же картинка может дать материал для достаточного развёрнутого высказывания, особенно, если ребятам удастся увидеть его в юмористическом ключе.
Например. Here’s a story about a cat and a sofa. It may seem to us that there is nothing in common between a cat and a sofa. The cat is a kind of domestic animals, while the sofa is a usual, piece of furniture, specially made for sitting or lying. It is soft and comfortable. Does the cat know about it? I think he does. Do cats like comfortable things? Surely they do. Well, I can explain why this one is under the sofa instead of being on it. Probably he hopes to catch a mouse. Look at his big eyes! They are widely open. At this moment the cat isn’t just a pet, he is a real beast of prey… Well, as to the sofa… (etc.)
Слайд 14Любому учителю под силу подобрать и методически разработать серию картинок
для работы в классе, вырезав их из газет или журналов.
Описательные упражнения
1
Слайд 16
Описанная система устных упражнений направлена на
формирование функциональной грамотности и развитие самостоятельной речевой деятельности учащихся.
Знаменитый ученый, великий педагог Я.А.Каменский утверждал, что «Каждый язык лучше изучать не путем правил, а на практике, т.е. как можно чаще слушая, читая, перечитывая, переписывая, стараясь подражать письменно и устно».
Эти данные подтверждают и другие авторы. Так, согласно подтверждению ученого Г.Майера, через 72 часа (трое суток) после получения сведений в памяти слушателя остается при аудио восприятии (услышал) примерно 10% информации; при визуальном (увидел) – 20%;при аудиовизуальном восприятии и обсуждений – 70% ;при аудиовизуальном восприятии обсуждении и при наличии возможности практического приложения – 90%.
Свое выступление хочу закончить китайской пословицей, которая гласит: «Give a man a fish and he will eat for a day. Teach a man to fish he will eat for a lifetime»