Слайд 1
#Методика преподавания истории
#Тема № 3
Методологические и методические основы преподавания истории
Слайд 2Методологическая основа преподавания курса истории в школе основывается на следующих
образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности;
многоуровневое представление истории в единстве
локальной, региональной, отечественной и мировой истории;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей;
антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход.
Слайд 3Методологические принципы Концепций по отечественной истории
Принцип историзма – рассмотрение фактов,
событий, процессов в их развитии и взаимосвязи.
Принцип научности, определяющий соответствие
учебных единиц основным результатам научных исследований.
Многофакторный подход к освещению истории: раскрытие разных сторон исторического процесса – экономики, внутренней и внешней политики государства, взаимоотношениях власти и общества, социальной стратификации, общественных представлений и повседневной жизни людей, военного дела и защиты своего Отечества, развитии в стране науки, образования, духовной и художественной культуры, церкви и религиозных учений.
Слайд 4Методологические принципы Концепций по отечественной истории
Многоуровневый поход – курс отечественной
истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов,
историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села).
Исторический подход – основа формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла.
Антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого.
Историко-культурологический подход, формирующий способности обучающихся к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Слайд 5Методологические принципы Концепций всеобщей истории
Принцип историзма, требующий анализа всей совокупности
фактов и проблем в их взаимодействии, развитии, причинно-следственных связях с
учетом времени и места.
Принцип научности, определяющий соответствие всех частей УМК основным результатам современных научных исследований и степени изученности исторических источников.
Комплексный подход к освещению истории, предполагающий рассмотрение во взаимосвязи различных аспектов жизни государства и общества: внутренняя и внешняя политика стран, экономика государств, особенности социальной стратификации, проблемы взаимоотношений власти и общества, научные достижения, изменения в военном деле, развитие культуры, повседневная жизнь, религиозные и духовные трансформации.
Слайд 6Методологические принципы Концепций всеобщей истории
Историко-сравнительный подход, предполагающий сопоставление различных явлений,
процессов и регионов с целью выявить общие черты и различия
между ними, выйти за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий прийти к широким историческим параллелям.
Системный подход как основа содержания курса истории и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла (обществознание, история мировых религий, литература, мировая художественная культура, русский и иностранные языки), а также географией.
Антропологический подход, предполагающий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого, апелляцию к человеку, его месту в истории, изучение опыта выдающихся личностей и понимание повседневной жизни людей
Культурологический подход, в основе которого – изучение диалога культур различных государств в одном историческом пространстве и преемственность в восприятии, сохранении и преумножении культурных традиций отдельных стран во временном контексте; развивающий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию каждого народа.
Слайд 7Методическая основа изучения курса истории в школе
Системно-деятельностный подход, обеспечивающий
достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных образовательных результатов
посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Слайд 8Принципы построения обучения в
системно-деятельностном подходе
Деятельности- заключается в
том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а
добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений
Непрерывности– означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Слайд 9Принципы построения обучения в
системно-деятельностном подходе
Минимакса - заключается
в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования
на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 10Компоненты овладения знаниями
при системно-деятельностном подходе
Восприятие информации
Анализ полученной информации
Запоминание (создание
образа)
Самооценка
Слайд 11Программное обеспечение преподавания истории
Изучение учебного предмета «История» начинается в 5
классе с всеобщей истории («История Древнего мира»). В основе программ
6-11-х классов - два курса: «История России» (занимающая приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Рабочие программы 5-9 классов составляются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, 10-11-х классов – в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе Примерных программ основного общего, среднего (полного) общего образования по истории и авторских учебных программ, соответствующих выбранным общеобразовательной организацией учебникам.
Слайд 12Структура рабочей программы
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание
учебного предмета, курса;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.