Слайд 1Методика работы с текстами
на уроках ОРКСЭ
Круглый стол ГМО
учителей ОРКСЭ
06.03.2013
Слайд 2Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России (ФГОС второго поколения)
Слайд 3Требования ФГОС второго поколения к воспитательному
результату освоения курса
воспитательный результат подразумевает
«духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или
иной деятельности».
Слайд 4Концепция курса «Основы религиозных культур и светской
этики»
Цель: формирование у школьников
коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее
национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Слайд 5Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ в
свете требований ФГОС второго поколения
• смысловое чтение текстов различных
стилей и жанров, осознанное построение речевых высказы-ваний в соответствии с задачами коммуникации;
• готовность вести диалог и признавать различные точки зрения, уважать право каждого человека иметь собственное мнение;
• умение понимать тему сообщения, логику развития мысли автора, извлекать нужную информацию (полно или частично), систематизировать материал, составлять простой и развёрнутый план.
Слайд 6Метапредметные результаты
(информационные и комуникативные компетенции)
адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять
информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий…
Слайд 7Тексты по содержанию:
истории
притчи
фрагменты священных книг
художественные рассказы
агиографические повествования
диаграммы,
графики, таблицы, карты, рисунки
Слайд 8Виды текстов:
Сплошные: описание, рассуждение, повествование, объяснение, аргументация, инструкция
Несплошные: формы, информационные
листы, расписки, сертификаты, призывы, объявления, таблицы, графики, диаграммы, матрицы, списки,
карты
Слайд 9Назначение текстов:
помогают раскрыть пространство религиозной культуры ;
помогают проникнуть в смысл
символического языка;
учат понимать главную нравственную идею, заключенную в этих
текстах .
Слайд 10Универсальные
учебные действия
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий
для решения различных коммуникативных и познавательных задач ;
овладение навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Слайд 11Универсальные
учебные действия
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.
Слайд 12Коммуникативные умения и навыки
умение понять тему сообщения, логику развития
мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл
высказывания;
умение, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, совершенствовать высказывание;
умение ведения диалога и построения монологического высказывания.
Слайд 13Основные познавательные и коммуникативные задачи:
понимание (общее, полное, критическое);
нахождение конкретной
информации;
интерпретация содержания.
Слайд 14Основные виды чтения:
ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или
выделение основного содержания текста;
изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной
и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом умений.
Слайд 15Рефлексивное чтение
умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и
с опорой на предыдущий опыт;
умение понимать основную мысль текста, прогнозировать
последовательность изложения идей текста;
умение выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначения разных видов текстов;
умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
Слайд 16Рефлексивное чтение
умение сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; умение переносить
информацию текста в виде кратких записей;
умение сопоставлять разные точки
зрения и разные источники информации по теме;
умение анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Слайд 17Формы работы с текстом:
«чтение-погружение»
«поисковое» чтение
аналитическое чтение
логическое чтение
чтение
с выбором ответа
составление конспекта
словарная работа с текстом
составление
плана
«восстановительное» чтение
«неполный» текст
чтение с составлением вопросов
Слайд 18Типы вопросов
Простые вопросы (отвечая на них нужно назвать какие-то факты,
воспроизвести информацию);
Уточняющие вопросы (обычно они начинаются со слов: “То есть
ты говоришь, что…“ или „Если я правильно понимаю, то...“);
Творческие вопросы (когда в вопросе есть частица „бы“, а в его формулировке элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. „Что бы изменилось, если бы...? Как вы думаете как будут развиваться события дальше?);
Слайд 19Типы вопросов
Объясняющие вопросы (обычно начинаются с вопроса „Почему?“. Они направлены
на установление причинно-следственных связей);
Практические вопросы (они направлены на установление взаимосвязи
между теорией и практикой „Как бы вы поступили на месте героя?“);
Оценочные вопросы (вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. “Почему одно хорошо, а другое плохо?“, „Чем один герой отличается от другого?“, «Чем плох или хорош главный принцип эгоиста: „Все для меня, все во имя меня“);
Проблемные вопросы (побуждают обучающихся рассуждать, давать оценку. Расскажи ситуацию, которая соответствует пословице „Сам погибай, а товарища выручай“).
Слайд 20Притча
Притча – дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или
религиозное поучение (глубинную премудрость)
обладает наибольшим воспитательным потенциалом;
развивает логическое
и критическое мышление;
развивает аналитические навыки.
Слайд 21Способы использования притч в учебном процессе
Обсуждение основной идеи и смысла
истории;
Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);
Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
Слайд 22Способы использования притч в учебном процессе
Выделить ключевые понятия;
Сравнение нескольких притч;
Рассмотреть
притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной
конфессии, социальной роли и т. п.);
Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
Инсценировка по рассказу (истории).
Слайд 23Игра «Шесть шляп»
(Класс делится на 6 групп, в соответствии с
цветом шляпы. Каждая группа готовит выступление в зависимости от задания,
в течение 5 минут)
- «Белая шляпа» - краткая передача содержания текста;
- «Красная шляпа» – шляпа эмоций. Сюда входят интуиция, чувства и эмоции. Дети описывают эмоции, которые у них вызывает данный текст. Очень важно выразить ощущения открыто, поскольку иначе они могут стать скрытой причиной отвергания или поддержки текста детьми.
- «Желтая шляпа» – шляпа оптимизма. Дети находят положительные стороны в тексте, почему он должен работать и приносить выгоду. Каждый по очереди должен сказать, что он видит хорошего в данном тексте. Даже если ты думаешь, что идея плоха, ты должен найти в ней что-то хорошее.
Слайд 24Игра «Шесть шляп»
- «Черная шляпа» – шляпа пессимизма, критики. Она
предписывает осуждать и предостерегать. Каждый должен искать недостатки в тексте.
Даже если это твоя собственная идея, которой ты очень горд, ты должен найти в ней недостатки и тайные угрозы.
- «Зелёная шляпа» – шляпа роста и возможностей. Это шляпа творческого мышления, поиска интересных альтернатив, предложения изменений и внесения провокационных идей, предложение продолжения текста. Каждый должен предложить способ улучшения или адаптации идеи, чтобы она работала лучше.
- «Голубая шляпа» – шляпа процесса. Она оценивает не сам текст, а процесс размышления над ним. Она используется для того, чтобы выяснить, эффективен ли в данном случае этот метод оценки текста. Надевая голубую шляпу, люди обсуждают, используют ли они данный метод оценки наиболее эффективным способом.
Слайд 25Кластер
Кластер (от англ. Cluster -гроздь) –
это способ графической организации
материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при
погружении в тот или иной текст.
Слайд 26Последовательность действий:
Посередине чистого листа – ключевое слово или тезис, который
является „сердцем“ текста.
Вокруг „накидать“ слова или предложения, выражающие идеи,
факты, образы, подходящие для данной темы.
Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого „спутника“ в свою очередь появляются тоже „спутники“, устанавливаются новые логические связи.
Слайд 27Синквейн
Происходит от французского слова «cing» – «пять», синквейн – это пятистрочная строка
Синквейн – концентрация знаний,
ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции,
взгляда на событие, предмет.
Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Слайд 28Синквейн
Правила написания синквейна :
1 строка – одно ключевое слово,
существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два прилагательных или причастие,
описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы;
4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица;
5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).
Слайд 29Примеры синквейна
«Ромео и Джульетта»
Романтическая, трагическая.
Поражает, восхищает, завораживает.
Нет повести печальнее на
свете.
Любовь.
Книга.
Вечная, торжествующая.
Заставляет думать, решать, удивляться.
Загадочная вещь существует в мире.
Сфинкс.
Слайд 30Рекомендации к домашним заданиям
Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая
работа ему предстоит?
Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
Заучивание ( минимального количества дат,
терминов, имен).
Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.
Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.