Разделы презентаций


Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ презентация, доклад

Содержание

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС второго поколения)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ
Круглый стол ГМО
учителей ОРКСЭ
06.03.2013

Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ Круглый стол ГМО учителей ОРКСЭ06.03.2013 г.

Слайд 2Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС второго поколения)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС второго поколения)

Слайд 3Требования ФГОС второго поколения к воспитательному результату освоения курса
воспитательный результат подразумевает

«духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или

иной деятельности».
Требования ФГОС второго поколения к воспитательному результату освоения курсавоспитательный результат подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие

Слайд 4Концепция курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель: формирование у школьников

коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее

национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Концепция курса «Основы религиозных культур и светской этики»Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и

Слайд 5Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ в

свете требований ФГОС второго поколения
• смысловое чтение текстов различных

стилей и жанров, осознанное построение речевых высказы-ваний в соответствии с задачами коммуникации;
• готовность вести диалог и признавать различные точки зрения, уважать право каждого человека иметь собственное мнение;
• умение понимать тему сообщения, логику развития мысли автора, извлекать нужную информацию (полно или частично), систематизировать материал, составлять простой и развёрнутый план.
Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ в свете требований ФГОС второго поколения • смысловое

Слайд 6Метапредметные результаты (информационные и комуникативные компетенции)
адекватное использование речевых средств и средств

информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять

информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий…
Метапредметные результаты (информационные и комуникативные компетенции)адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных

Слайд 7Тексты по содержанию:
истории
притчи
фрагменты священных книг
художественные рассказы
агиографические повествования
диаграммы,

графики, таблицы, карты, рисунки







Тексты по содержанию:истории притчифрагменты священных книгхудожественные рассказы агиографические повествования диаграммы, графики, таблицы, карты, рисунки

Слайд 8Виды текстов:
Сплошные: описание, рассуждение, повествование, объяснение, аргументация, инструкция
Несплошные: формы, информационные

листы, расписки, сертификаты, призывы, объявления, таблицы, графики, диаграммы, матрицы, списки,

карты

Виды текстов:Сплошные: описание, рассуждение, повествование, объяснение, аргументация, инструкцияНесплошные: формы, информационные листы, расписки, сертификаты, призывы, объявления, таблицы, графики,

Слайд 9Назначение текстов:
помогают раскрыть пространство религиозной культуры ;
помогают проникнуть в смысл

символического языка;
учат понимать главную нравственную идею, заключенную в этих

текстах .



Назначение текстов:помогают раскрыть пространство религиозной культуры ;помогают проникнуть в смысл символического языка; учат понимать главную нравственную идею,

Слайд 10Универсальные учебные действия
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий

для решения различных коммуникативных и познавательных задач ;
овладение навыками смыслового

чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.


Универсальные  учебные действия адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

Слайд 11Универсальные учебные действия
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;


готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.


Универсальные  учебные действияумение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Слайд 12Коммуникативные умения и навыки
умение понять тему сообщения, логику развития

мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл

высказывания;
умение, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, совершенствовать высказывание;
умение ведения диалога и построения монологического высказывания.



Коммуникативные умения и навыки  умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или

Слайд 13Основные познавательные и коммуникативные задачи:
понимание (общее, полное, критическое);
нахождение конкретной

информации;
интерпретация содержания.



Основные познавательные и коммуникативные задачи:понимание (общее, полное, критическое); нахождение конкретной информации; интерпретация содержания.

Слайд 14Основные виды чтения:
ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или

выделение основного содержания текста;
изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной

и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом умений.


Основные виды чтения:ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее

Слайд 15Рефлексивное чтение
умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и

с опорой на предыдущий опыт;
умение понимать основную мысль текста, прогнозировать

последовательность изложения идей текста;
умение выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначения разных видов текстов;
умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;


Рефлексивное чтениеумение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;умение понимать основную

Слайд 16Рефлексивное чтение
умение сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; умение переносить

информацию текста в виде кратких записей;
умение сопоставлять разные точки

зрения и разные источники информации по теме;
умение анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.



Рефлексивное чтениеумение сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; умение переносить информацию текста в виде кратких записей; умение

Слайд 17Формы работы с текстом:
«чтение-погружение»
«поисковое» чтение
аналитическое чтение
логическое чтение
чтение

с выбором ответа
составление конспекта
словарная работа с текстом
составление

плана
«восстановительное» чтение
«неполный» текст
чтение с составлением вопросов













Формы работы с текстом:«чтение-погружение»«поисковое» чтение аналитическое чтение логическое чтение чтение с выбором ответа составление конспекта словарная работа

Слайд 18Типы вопросов
Простые вопросы (отвечая на них нужно назвать какие-то факты,

воспроизвести информацию);
Уточняющие вопросы (обычно они начинаются со слов: “То есть

ты говоришь, что…“ или „Если я правильно понимаю, то...“);
Творческие вопросы (когда в вопросе есть частица „бы“, а в его формулировке элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. „Что бы изменилось, если бы...? Как вы думаете как будут развиваться события дальше?);

Типы вопросовПростые вопросы (отвечая на них нужно назвать какие-то факты, воспроизвести информацию);Уточняющие вопросы (обычно они начинаются со

Слайд 19Типы вопросов
Объясняющие вопросы (обычно начинаются с вопроса „Почему?“. Они направлены

на установление причинно-следственных связей);
Практические вопросы (они направлены на установление взаимосвязи

между теорией и практикой „Как бы вы поступили на месте героя?“);
Оценочные вопросы (вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. “Почему одно хорошо, а другое плохо?“, „Чем один герой отличается от другого?“, «Чем плох или хорош главный принцип эгоиста: „Все для меня, все во имя меня“);
Проблемные вопросы (побуждают обучающихся рассуждать, давать оценку. Расскажи ситуацию, которая соответствует пословице „Сам погибай, а товарища выручай“).



Типы вопросов Объясняющие вопросы (обычно начинаются с вопроса „Почему?“. Они направлены на установление причинно-следственных связей);Практические вопросы (они

Слайд 20Притча
Притча – дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или

религиозное поучение (глубинную премудрость)

обладает наибольшим воспитательным потенциалом;
развивает логическое

и критическое мышление;
развивает аналитические навыки.



Притча Притча – дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость) обладает наибольшим

Слайд 21Способы использования притч в учебном процессе
Обсуждение основной идеи и смысла

истории;
Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);


Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);
Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;

Способы использования притч в учебном процессеОбсуждение основной идеи и смысла истории; Анализ названия притчи (или задание придумать

Слайд 22Способы использования притч в учебном процессе
Выделить ключевые понятия;
Сравнение нескольких притч;
Рассмотреть

притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной

конфессии, социальной роли и т. п.);
Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
Инсценировка по рассказу (истории).





Способы использования притч в учебном процессеВыделить ключевые понятия;Сравнение нескольких притч;Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической

Слайд 23Игра «Шесть шляп»
(Класс делится на 6 групп, в соответствии с

цветом шляпы. Каждая группа готовит выступление в зависимости от задания,

в течение 5 минут)
- «Белая шляпа» - краткая передача содержания текста;
- «Красная шляпа» – шляпа эмоций. Сюда входят интуиция, чувства и эмоции. Дети описывают эмоции, которые у них вызывает данный текст. Очень важно выразить ощущения открыто, поскольку иначе они могут стать скрытой причиной отвергания или поддержки текста детьми.
- «Желтая шляпа» – шляпа оптимизма. Дети находят положительные стороны в тексте, почему он должен работать и приносить выгоду. Каждый по очереди должен сказать, что он видит хорошего в данном тексте. Даже если ты думаешь, что идея плоха, ты должен найти в ней что-то хорошее.

Игра «Шесть шляп»(Класс делится на 6 групп, в соответствии с цветом шляпы. Каждая группа готовит выступление в

Слайд 24Игра «Шесть шляп»
- «Черная шляпа» – шляпа пессимизма, критики. Она

предписывает осуждать и предостерегать. Каждый должен искать недостатки в тексте.

Даже если это твоя собственная идея, которой ты очень горд, ты должен найти в ней недостатки и тайные угрозы.
- «Зелёная шляпа» – шляпа роста и возможностей. Это шляпа творческого мышления, поиска интересных альтернатив, предложения изменений и внесения провокационных идей, предложение продолжения текста. Каждый должен предложить способ улучшения или адаптации идеи, чтобы она работала лучше.
- «Голубая шляпа» – шляпа процесса. Она оценивает не сам текст, а процесс размышления над ним. Она используется для того, чтобы выяснить, эффективен ли в данном случае этот метод оценки текста. Надевая голубую шляпу, люди обсуждают, используют ли они данный метод оценки наиболее эффективным способом.

Игра «Шесть шляп»- «Черная шляпа» – шляпа пессимизма, критики. Она предписывает осуждать и предостерегать. Каждый должен искать

Слайд 25Кластер
Кластер (от англ. Cluster -гроздь) – это способ графической организации

материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при

погружении в тот или иной текст.

Кластер Кластер (от англ. Cluster -гроздь) –  это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те

Слайд 26Последовательность действий:
Посередине чистого листа – ключевое слово или тезис, который

является „сердцем“ текста.
Вокруг „накидать“ слова или предложения, выражающие идеи,

факты, образы, подходящие для данной темы.
Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого „спутника“ в свою очередь появляются тоже „спутники“, устанавливаются новые логические связи.


Последовательность действий: Посередине чистого листа – ключевое слово или тезис, который является „сердцем“ текста. Вокруг „накидать“ слова

Слайд 27Синквейн
Происходит от французского слова «cing» – «пять», синквейн – это пятистрочная строка Синквейн – концентрация знаний,

ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции,

взгляда на событие, предмет. 
Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. 

Синквейн Происходит от французского слова «cing» – «пять», синквейн – это пятистрочная строка  Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки

Слайд 28Синквейн
Правила написания синквейна : 
1 строка – одно ключевое слово,

существительное, отражающее главную идею; 
2 строка – два прилагательных или причастие,

описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы; 
4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 
5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание). 

Синквейн Правила написания синквейна :  1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею;  2 строка

Слайд 29Примеры синквейна
«Ромео и Джульетта»  Романтическая, трагическая.  Поражает, восхищает, завораживает.  Нет повести печальнее на

свете.  Любовь.  Книга.  Вечная, торжествующая.  Заставляет думать, решать, удивляться.  Загадочная вещь существует в мире.  Сфинкс. 



Примеры синквейна«Ромео и Джульетта»  Романтическая, трагическая.  Поражает, восхищает, завораживает.  Нет повести печальнее на свете.  Любовь. 

Слайд 30Рекомендации к домашним заданиям
Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая

работа ему предстоит?
Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
Заучивание ( минимального количества дат,

терминов, имен).
Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
Составление опорных конспектов к пересказам (по жела­нию), планов, конспектов, выписки.
Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Рекомендации к домашним заданиям Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).Заучивание

Слайд 31
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика