Слайд 1Методологические основы исследований
Слайд 2Выбор предметной области
На первом этапе следует проанализировать
общее состояние дел
в предметной области исследования.
Привести факты или статистические данные, результаты известных
научных или практических достижений, нормативные документы (если такие имеются) или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения исследования по выбранной теме.
Пояснить, что определяет своевременность исследования, т.е. почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.
Слайд 3Противоречие
На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие - выявить
несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между
желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным.
Например, при обосновании выбора ИТ-решения для информационной системы предприятия анализ рыночных предложений может показать, что имеется несоответствие между функциональными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами.
Таким образом, выявленное несоответствие между желательным и действительным обуславливает противоречие между необходимостью удовлетворения требований и отсутствием нужных программных продуктов.
Слайд 4Определение проблемы
На третьем этапе на основании установленного противоречия необходимо сформулировать
нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории
и/или практике.
В научном смысле, проблема - это возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес.
Слайд 5Актуальность
При обосновании актуальности (во введении письменной работы) выявленная проблема излагается на содержательном
уровне в краткой форме. Её конкретная постановка приводится при изложении
решения в основной части работы.
Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать. Например, противоречие, приведенное в примере предыдущего этапа, обуславливает следующую проблему: как следует устранить несоответствие между функциональными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами: разработать новый программный продукт или доработать типовой коммерческий программный продукт под требования предприятия?
Слайд 6Переход к обзору литературы
На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы исследования.
Актуальность темы
предполагает её увязку со степенью изученности и научной разработанности.
Степень изученности и
научной разработанности темы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области. В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования, отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования, и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы.
Слайд 7Какие источники можно считать обоснованными?
Основу обзора должны составлять статьи научных
журналов и научные монографии, в т.ч. на иностранном языке. Учебники
и учебные пособия следует использовать для определения основных терминов и понятий.
Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определяется место собственного исследования в конкретной области знаний.
Слайд 8Общая схема
исследовательского проекта
Слайд 9Объект и предмет исследования
В каждом научном исследовании должны быть четко определены объект и предмет исследования.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и
выбранное для изучения.
Это та часть практики или научного знания, с которой работает исследователь.
Это явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность (в частности, научная).
Слайд 10Объект и предмет исследования
Предмет исследования - целостная составляющая объекта исследования, определенный аспект
его рассмотрения, одна или несколько сторон, та точка зрения, с
которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом наиболее существенные свойства, признаки, отношения, характеризующие объект исследования.
Предмет исследования часто включается в формулировку темы работы.
Объект и предмет исследования как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Например, если объектом исследования является проект внедрения, то предметом исследования могут быть его ключевые факторы успеха.
Слайд 11Гипотеза исследования
После определения цели исследования формулируется гипотеза исследования - "положение, выдвигаемое в качестве
предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о
существовании некоторого явления".
Гипотеза выдвигается с целью решения поставленной проблемы и определяет главное направление научного поиска, в результате которого должны быть получены выводы об истинности или ложности гипотезы.
Слайд 12Особенности гипотезы
В качестве научного предположения гипотеза должна отвечать определенным требованиям
с точки зрения методологии науки, а именно, должна быть:
логически непротиворечивой;
принципиально
проверяемой;
не противоречащей ранее установленным фактам, не относящимся к предметной области;
приложимой к возможно более широкому кругу явлений;
эффективной в познавательном или практическом отношении (в частности, позволяющей разработать или конкретизировать программу дальнейших исследований).