Слайд 1Экологическая психология
Елена Алексеевна Стерлигова
Слайд 2Системный подход
Первая идея системного подхода.
Одно из самых значительных достижений
современной науки о менеджменте – это соединение исследований системного мышления
с практическими приложениями.
Эта область науки предъявляет определенные требования к навыкам и умениям лидеров:
видение взаимосвязей, а не отдельных объектов,
видение процессов, а не отдельных фактов;
отказ от обвинений;
различение сложности деталей и сложности динамики; отказ от простых решений.
Слайд 3Системный подход
Линейное мышление
Причинно-следственные связи
Системное мышление
А
Б
В
Г
Угроза
Угроза
США
СССР
М.С.Горбачев получил
премию Мира за
прекращение гонки вооружения
Слайд 4Деятельностный подход
Русский педагог С.И.Гессен в 1923 г. сказал, что «…жизнь
и есть образование, и теория образования есть в сущности теория
жизни».
Деятельность – есть форма активности человека.
Слайд 5Сущность управленческой деятельности
Психологическое строение деятельности по А.Н.Леонтьеву
мотивы
потребности
действия
деятельность
цель
задача
операция
условия
Слайд 6Этнический подход
Понимание национального характера важно в по крайней мере по
трем причинам, считает Гирт Хофстед.
1. Первой причиной, конечно, является
политика.
Нации - это политические образования, уходящие корнями в историю, со своими государственными институтами, формами правления, законодательными системами, системами образования, системами объединений трудящихся и работодателей. Различаются не только официальные институты государственности. Даже если бы мы могли сделать их одинаковыми, остались бы различия в неформальных способах их использования.
Слайд 7Этнический подход
Вторая причина значимости национальности - социологическая. Национальная или региональная
принадлежность представляют для граждан символическую ценность. Все мы частично выводим
из этого собственную идентичность; это часть ответа на вопрос: "Кто я?"
Символическая ценность национальной или региональной принадлежности была и еще остается достаточной причиной для людей, чтобы пойти воевать, если они почувствуют угрозу их общей идентичности. Национальные и региональные различия воспринимаются людьми как реальность, и, следовательно, они являются реальностью.
Слайд 8Этнический подход
3. Третья причина значимости национальности - психологическая.
Наше мышление
- это результат жизненного опыта, приобретенного сначала в семье, затем
в школе и других организациях, а все эти институты в разных странах разные.
Гирт Хофстед пишет: «Я могу легко продемонстрировать влияние опыта на восприятие. С этой целью я использую картинку, которую можно интерпретировать двояко: на ней можно увидеть либо привлекательную молодую девушку, либо отвратительную старуху. Чтобы продемонстрировать условность нашего восприятия реальности, я прошу одну половину аудитории закрыть глаза, а второй половине в течение пяти секунд показываю слегка измененный вариант картинки, который можно интерпретировать только как изображение молодой девушки. Затем я прошу закрыть глаза первую половину аудитории и в течение пяти секунд показываю второй половине картинку, на которой можно увидеть только старуху. После такой подготовки я показываю всем неоднозначную картинку. Результаты потрясающи: подавляющее большинство тех, кому сначала показали девушку, потом видят на картинке ту же девушку, а те, кому сначала показали старуху, в большинстве своем потом видят ту же старуху».
Слайд 9
Описания национальной культуры терминология включает в себя четыре параметра, которые
Г.Хофстед называет "измерениями", поскольку встречаются они почти во всех возможных
комбинациях. Представляется, что они не зависят друг от друга.
Эти измерения следующие:
индивидуализм - коллективизм;
дистанция власти (большая - малая);
неприятие неопределенности (сильное - слабое);
мужественность - женственность.
Слайд 10Компетентностный подход
В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся
в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности как
явления, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, … некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной, … эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения».
При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности».
Слайд 11
В отношении различий между понятиями «компетентность», «компетенция» и «компетентный» продолжаются
серьезные споры.
Оксфордский словарь английского языка дает (в частности) следующие
определения:
Компетентный (прил.) - имеющий адекватные навыки, необходимую квалификацию, эффективен (в работе).
Компетентность (и компетенция) (сущ.) - сила, способность, умение (делать что-либо, выполнения задания и т.д.)
Слайд 12Компетентностный подход
Профессиональная
компетентность
Социальная
компетентность
Личностная
компетентность
Коммуникативная
компетентность
Слайд 13Базовые компетентности
Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном
опыте, приводят следующие базовые компетентности:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Слайд 14
«Колодец надо копать до того, как вы почувствуете жажду»
Харви Маккей
Слайд 15
Будь сам тем изменением,
которое хочешь увидеть в мире
М. Ганди
Слайд 16
Не верь глазам своим. Глаз видит только препятствия
Бах Ричард «Чайка по имени Джонатан Левингтон»
Слайд 17Программно-целевое управление
Модель программно-целевого управления развитием образовательного учреждения включает:
проблемно-ориентированный анализ
его внешней и внутренней среды;
формулирование проблемы с программными признаками
для решения;
определение его философии, миссии, ценностей, стратегий, идей, целей, ожидаемых результатов;
разработку программы развития образовательного учреждения;
ее реализацию и контроль, анализ, оценку достигнутых результатов.
Слайд 18Управление проектами
Проект – это целенаправленная деятельность, которая
носит временный характер
обладает новизной
и неповторимостью
несет в себе изменения той системы, в которой осуществляется
деятельность
Слайд 19Управление качеством
Степень достижения поставленных в образовании целей и задач
Степень удовлетворения
ожиданий участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг
Планирование качества
Мониторинг и контроль качества
Обеспечение качества
Слайд 20
Неудача – это всего лишь шанс начать все заново, но
теперь уже с большим умом
Генри Форд