Разделы презентаций


Методология экономической науки (Д / в) Введение в дисциплину. Экономическая

Содержание

"Теория - это не расписание самолетов или автобусов... Теория служит...основой для того, чтобы думать»«…экономическая наука – это не наука в том же смысле, в каком говорят об акустике как науке, скорее

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология экономической науки (Д/в) Введение в дисциплину. Экономическая методология в прошлом

и настоящем.
Магистратура / Экономика

Методология экономической науки (Д/в)  Введение в дисциплину. Экономическая методология в прошлом и настоящем.  Магистратура /

Слайд 2"Теория - это не расписание самолетов или автобусов... Теория служит...основой

для того, чтобы думать»
«…экономическая наука – это не наука в

том же смысле, в каком говорят об акустике как науке, скорее это наука в том смысле, в каком таковой считается «медицина» – сгусток плохо скоординированных и пересекающихся областей знания»


Слайд 3Вопросы для обсуждения: (лекция 1-2)

Организация занятий.
1. Понятие методологии. Базовые методологические концепции

в философии и науке XX в: Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер.(6-22 слайды)
2. Экономическая методология: функции, методы, особенности, источники информации, тенденции развития. (23-33 ), просмотр сюжета М. Ковальчук+мини-обсуждение.
3. Экономическая наука: парадигмы, революции (34-42)



Вопросы для обсуждения: (лекция 1-2)        Организация занятий. 1. Понятие методологии.

Слайд 4 Ананьин О.И. Философия и методология экономической науки. https://www.hse.ru/data/2011/01/25/1208941744/ФиМЭН.doc
Болдырев И.А.Экономическая методология

сегодня: краткий обзор основных направлений //Журнал НЭА.2011.№ 9.
Орехов А.М.

Методы экономических исследований: Учебное пособие. М., 2013.
Тутов Л.А. Философия и методология экономики: учебн. пособие. М., 2017.

+ статьи в научных журналах
 Ананьин О.И. Философия и методология экономической науки. https://www.hse.ru/data/2011/01/25/1208941744/ФиМЭН.docБолдырев И.А.Экономическая методология сегодня: краткий обзор основных направлений //Журнал НЭА.2011.№

Слайд 51 вопрос Методология (общенаучное понятие)
Методология - система наиболее общих принципов, положений

и методов, составляющих основу той или иной науки.
греч. methodos

- исследование + Logos – учение
Термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных
1 вопрос Методология (общенаучное понятие)Методология - система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или

Слайд 6Методология (общенаучное понятие): классификация
Вариант классификации методологий – это разделение их

в зависимости от типа метода, который использует как ключевой та или иная методология (например,

 методологию индуктивную, дедуктивную, «понимающую» (интерпретирующую), экспериментальную, моделирования, эволюционную и т. п.)
Разделение методологии по трем уровням ее общности:    1) всеобщую; 2) общенаучную; 3) частнонаучную.    Первый уровень – самый высокий, третий – самый низкий, второй – средний между первым и вторым по степени общности.    Роль всеобщей методологии всех наук (социальных, естественных, технических) играет философия.
Методология (общенаучное понятие): классификацияВариант классификации методологий – это разделение их в зависимости от типа метода, который использует как ключевой та или

Слайд 7Волнует! Подумать! Философский круг
Как заявил Эрик Шмидт, председатель совета директоров компании

Google: «Каждые два дня мы создаем столько информации, сколько мы

создавали со времен развития цивилизации до 2003 г.»
Волнует! Подумать! Философский кругКак заявил Эрик Шмидт, председатель совета директоров компании Google: «Каждые два дня мы создаем

Слайд 8Волнует! Подумать! Святослав Медведев – директор Института мозга человека, академик РАН
Последние

десятилетия – прорыв в области технического оснащения исследований
Резко увеличилось количество

научных статей, но (!!!) нет кардинальных изменений в понимании работы мозга
Некоторые законы были открыты «на кончике пера», то есть минимум фактических данных
Российская физиологическая школа: «светлое пятно» Павлова : от глубокого познания физиологии, а не только от эксперимента
Волнует! Подумать! Святослав Медведев – директор Института мозга человека, академик РАНПоследние десятилетия – прорыв в области технического

Слайд 9Базовые методологические концеп-ции в философии и науке XX в.
1) концепция

научных революций и парадигм американского историка науки Томаса Куна (1922–1995);


2) теория исследовательских программ английского ученого (эмигрировавшего в Великобританию из Венгрии) Имре Лакатоса (1922–1974);
3) концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера (1902–1994) (родился в Австрии, большую часть жизни провел в Великобритании).

Базовые методологические концеп-ции в философии и науке XX в.1) концепция научных революций и парадигм американского историка науки

Слайд 101922–1996 Томас Кун,бакалавр физики доктор философии Как и в производстве,

в науке смена инструментов – крайняя мера, к которой прибегают

лишь в случае действительной необходимости. Значение кризисов заключается именно в том, что они говорят о своевременности смены инструментов. 
1922–1996  Томас Кун,бакалавр физики доктор философии  Как и в производстве, в науке смена инструментов –

Слайд 11Концепция научных революций и парадигм Томаса Куна: общая характеристика
«Структура научных

революций» (1962)
Разработал концепцию исторической динамики научного знания как процесса конкурентной

борьбы между различными научными сообществами.
Основа для формирования и функционирования таких сообществ – принятие их членами определенной модели научной деятельности – совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок.
Ввел понятия: парадигма, научные революции, период «нормальной науки».





Концепция научных революций и парадигм Томаса Куна: общая характеристика«Структура научных революций» (1962)Разработал концепцию исторической динамики научного знания

Слайд 12Концепция научных революций и парадигм Томаса Куна: основные понятия
Парадигма (или

«дисциплинарная матрица») - «...при­знан­ные все­ми на­уч­ные дос­ти­же­ния, ко­то­рые в те­че­ние

оп­ре­де­лён­но­го вре­ме­ни да­ют мо­дель по­ста­нов­ки про­блем и их ре­ше­ний на­уч­но­му со­об­ще­ст­ву».
Парадигма – это нормы и образцы научного мышления, приобретающие в данном научном сообществе характер традиции.
Период «нормальной науки» - безраздельное господство некоторой парадигмы. Заканчивается, когда парадигма «взрывается» изнутри под давлением аномалий (проблем, неразрешимых в ее рамках).
Научная революция (Т. Кун) - этап развития науки, когда одна парадигма меняется на другую.

Концепция научных революций и парадигм Томаса Куна: основные понятияПарадигма (или «дисциплинарная матрица») - «...при­знан­ные все­ми на­уч­ные дос­ти­же­ния,

Слайд 13Имре Лакатос (1922-1974) английский философ венгерского происхождения Физика, математика, философия (Дебрецен) аспирантура МГУ

(вторая пол.1940-х) ноябрь 1956 г. через Австрию бежит на Запад С 1969

– Лондонская школа экономики Автор теории и методологии научно-исследовательских программ
Имре Лакатос (1922-1974) английский философ венгерского происхождения  Физика, математика, философия (Дебрецен) аспирантура МГУ (вторая пол.1940-х) ноябрь

Слайд 14Теория исследовательских программ Имре Лакатоса - 1
«Доказательства и опровержения»,

«Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»
 «Научно-исследовательская программа» представляет собой некоторую совокупность

теорий, развивающихся на базе единых исследовательских и методологических принципов. Структурно она включает в себя следующие элементы:    а) «жесткое ядро» – фундаментальные принципы всех теорий программы, помогающие сохранять ее целостность;    б) «защитный пояс» – вспомогательные гипотезы программы; он обеспечивает сохранность «жесткого ядра» программы.

Теория исследовательских программ Имре Лакатоса - 1 «Доказательства и опровержения», «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» «Научно-исследовательская программа» представляет

Слайд 15Теория исследовательских программ Имре Лакатоса - 2
«История науки была и

будет историей соперничества исследовательских программ (или, если угодно, «парадигм»); но

она не была и не должна быть чередованием периодов нормальной науки: чем быстрее начинается соперничество, тем лучше для прогресса»
  «Зрелая наука» – это тот тип науки, где имеет место соперничество, конкуренция различных исследовательских программ;
«Незрелая наука» - исследование осуществляется «по затасканному образцу проб и ошибок»
Теория исследовательских программ Имре Лакатоса - 2«История науки была и будет историей соперничества исследовательских программ (или, если

Слайд 16Сэр Карл Раймунд По́ппер (1902-1994) 1918 – Венский университет, физика, математика Музыку любил,

занимался 1928 – диссертация по философии 1945 – британское подданство Лондонская школа экономики

 Задача высшего образования – не в подготовке экспертов, а в формировании людей с настолько развитыми критическими способностями, чтобы они могли отличать экспертов от шарлатанов.
Сэр Карл Раймунд По́ппер (1902-1994) 1918 – Венский университет, физика, математика Музыку любил, занимался 1928 – диссертация по

Слайд 17Карл Поппер «Открытое общество и его враги» (1945)
«Свойства „абстрактного общества“

можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы можем вообразить общество,

в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. (Искусственное осеменение позволило бы даже размножаться без личных контактов.) Такое выдуманное общество можно назвать „полностью абстрактным или безличным обществом“».
Карл Поппер «Открытое общество и его враги» (1945)«Свойства „абстрактного общества“ можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы

Слайд 18Карл Поппер
«теория – это сети, предназначенные улавливать то, что

мы называем «миром», для познания, объяснения и овладевания им, мы

стремимся сделать ячейки сетей все более мелкими…» Эйнштейн писал Попперу: «Я думаю (подобно Вам, между
прочим), что теория не может быть получена из результатов наблюдений, но может быть только изобретена»

именно фальсифицируемость, а не верифицируемость отличает эмпирическую науку от метафизики.
Карл Поппер «теория – это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем «миром», для познания, объяснения и

Слайд 19Концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера -1
«Открытое

общество и его враги» (1945), «Логика и рост научного знания»
Критицизм,

критический рационализм - «Подвергай все критике»
Основные черты правильного критического метода: рациональность (доказуемость, обоснованность); диалектичность (стремление выявить противоречия); апелляция к научному знанию (сциентизм); дедуктивизм (опора на дедуктивные, а на не индуктивные суждения); стремление сделать любое знание хотя бы в принципе опровержимым (метод фальсификации или просто фальсификационизм).

Концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера -1 «Открытое общество и его враги» (1945), «Логика и

Слайд 20Концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера -2
1.

Согласно Попперу, важно всегда отыскивать альтернативы уже имеющимся у нас

гипотезам.
2. Затем сталкивать их между собой, выявлять и устранять ошибки.
Ожидается, что полученная в результате информация будет больше той, что заключалась во всех гипотезах вместе взятых.
Таким образом, суть метода состоит не столько в «критике» теории практикой, сколько в умозрительном открытии новых проблем и онтологических схем.
!!! ведь из неудач можно извлекать полезные уроки, которые могут пригодиться потом для создания более совершенных теорий.
Концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера -2 1. Согласно Попперу, важно всегда отыскивать альтернативы уже

Слайд 21Концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера -3
Основная

идея, лежащая в основе фальсификациониз-ма  – идея потенциальной проверяемости каждого научного высказывания

(по соответствующим критериям научности и истинности) и идея потенциальной опровержимости его.
Мы должны стремиться не к тому, чтобы подтвердить ту или иную теорию, а к тому, чтобы опровергнуть, отбросить ее.
«Когда я говорю о росте научного знания, я имею в виду не накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями»
Концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера -3 Основная идея, лежащая в основе фальсификациониз-ма  – идея потенциальной

Слайд 222 вопрос Экономическая методология: подходы к определению
«отрасль знания, изучающая экономическую

науку как вид человеческой деятельности» (Ананьин, 2005)
Методология – это систематическое

описание и исследование: 1) метода познания; 2) структуры и функций научного знания; 3) структуры отношений между научной теорией и реальностью.
Предмет - различные экономические теории (как и в ИЭУ)


2 вопрос Экономическая методология: подходы к определению «отрасль знания, изучающая экономическую науку как вид человеческой деятельности» (Ананьин,

Слайд 23Предметная область Озаглавьте слайд!!!
Структура экономического знания и связь с реальностью
Оценка

объективности экономической науки
Обсуждение идеологических и этических предпосылок экономической науки
Основные категории

и историко-культурные контексты экономической науки
Междисциплинарные взаимодействия
Предметная область Озаглавьте слайд!!!Структура экономического знания и связь с реальностьюОценка объективности экономической наукиОбсуждение идеологических и этических предпосылок

Слайд 26Функции экономической методологии
1. Осмыслить предмет «с высоты птичьего полета»!!! («бывают

ученые-птицы , а бывают ученые-лягушки» Фримен Дайсон – США, ученый,

математическая физика)
2. Выработать язык, на котором можно вести диалог между школами и подходами.
3. Показывать, какого рода идейные (социально-философские) притязания имеет наука.
4. Способствовать контактам экономистов с представителями других дисциплин.

Функции экономической методологии1. Осмыслить предмет «с высоты птичьего полета»!!! («бывают ученые-птицы , а бывают ученые-лягушки» Фримен Дайсон

Слайд 27Методы экономической науки
а) генетические (исторический метод в экономике, эволюционный метод

в экономике);
б) эмпирические (экономический эксперимент, экономическое наблюдение);

в) математические (включая статистические);
г) теоретические (аналитический метод в экономической науке, синтетический метод в экономической науке, индуктивно-вероятностный метод в экономическом исследовании, гипотетико-дедуктивный метод в экономическом исследовании, метод аналогии в экономике (включая моделирование))
Методы экономической наукиа) генетические (исторический метод в экономике, эволюционный метод в экономике);  б) эмпирические (экономический эксперимент,

Слайд 28Особенности методологии экономической науки
1. Существует масса подходов к изучению

одного и того же явления, объекта, предметной области, дающих близкие

результаты – экономический плюрализм (одно и то же объясняется разными способами).
2. Создаваемые методики, методы могут иметь силу действия для какого-то отдельного объекта (отрасли), либо какого-то периода времени, потеряв целесообразность применения для других объектов (интервалов времени) –фрагментарность экономического знания.
3. Сила создаваемой модели, методики, теории не имеет четкого критерия ее измерения, тем самым каждая модель или теория могут оцениваться по-своему, согласно своему критерию (критерий оценки по влиянию на политиков) – релятивизм (относительный) экономического знания.
Особенности методологии экономической науки1. Существует масса подходов  к изучению одного и того же явления, объекта, предметной

Слайд 29Методологические проблемы экономической науки
- Заложены в используемых ею методах исследования

(модельный аппарат…)
- Проистекают от объекта и предмета исследования: исследователь-экономист всегда

является частью того объекта, который изучает. По этой причине комбинация позитивных утверждений, получаемых в ходе объективного анализа, сочетается с нормативными позициями, которые приносятся самим исследователем при интерпретации результата.
- «дайте мне однорукого экономиста», премия АН за 1974 – Г. Мюрдаль, Ф.Ф. Хайек
Экономическая теория: триумф или кризис?. Спб: Леонтьевский центр, 2018.
Методологические проблемы экономической науки- Заложены в используемых ею методах исследования (модельный аппарат…)- Проистекают от объекта и предмета

Слайд 30Основные источники информации методологов
Собственно научные результаты (теоретические концепции – анализируются,

сопоставляются, вписываются в контекст и т.д.)
Методологическая рефлексия самих экономистов, которые

размышляют и спорят о состоянии науки, перспективах (презентация книги Некипелова)
Эмпирические исследования (контент-анализ научных статей, опросы и интервью с экономистами и т.д.)
Основные источники информации методологовСобственно научные результаты (теоретические концепции – анализируются, сопоставляются, вписываются в контекст и т.д.)Методологическая рефлексия

Слайд 31Тенденции развития экономической методологии (по И.А. Болдыреву)
- Разнородное поле исследований,

открытое для новых подходов
- Внимание моделям в методологии (модели –

связывающее звено между миром разработанных, устоявшихся экономических теорий и конкретными фактами хозяйственной жизни)
- Эконометрика (методология эконометрики)
- Междисциплинарность (экономический империализм, размытость предмета, фундаментальная социальная теория – источник новых идей об обществе) сюжет М. Ковальчук
-Риторика и постмодернизм (Д. Макклоски: главное для экономиста – выиграть риторический спор, а не отыскать истину)

Тенденции развития экономической методологии (по И.А. Болдыреву)- Разнородное поле исследований, открытое для новых подходов- Внимание моделям в

Слайд 32Экономическая наука??? Мини-обсуждение
Лев Ландау (1908-1968) : «Науки делятся на естественные,

неестественные и противоестественные»
(Зануд Ландау классифицировал так: гнусы (скандалисты), моралинники (выделяют

продукт морали — моралин), постники (ходят с недовольным лицом), обидчивые (всегда на кого-то в обиде)).
Эрнест Розерфорд: «Есть одна наука – физика, все остальное – коллекционирование марок»
1. Выделяют: логико-математические, естественнонаучные , инженерно-технические социально-гуманитарные науки.
2. Классификатор РАН РФ: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки.



Экономическая наука??? Мини-обсуждение Лев Ландау (1908-1968) : «Науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные»(Зануд Ландау классифицировал так:

Слайд 333 вопрос Сколько парадигм было в истории экономической мысли? -1
1. Английский

экономист Д. Хаусман:1) дедуктивистское (Дж. Ст. Милль); 2) позитивистское (М.

Блауг); 3) «предикционистское» (от англ. prediction – предсказание, прогноз) (М. Фридмен); 4) эклектическое (смешение) (Д. Макклоски) .
2. О.И. Ананьин: 1) парадигма классической политической экономии (изучается «мир богатства»): 2) историко-институционалистская парадигма (исследуются экономические институты и их история); 3) маржиналистская парадигма (объект изучения – мир хозяйствующих субъектов);4) эклектическая (основанная на неясной, «разнородной» методологии)
3 вопрос Сколько парадигм было в истории экономической мысли? -11. Английский экономист Д. Хаусман:1) дедуктивистское (Дж. Ст.

Слайд 34Сколько парадигм было в истории экономической мысли? -2
3. И.П. Гурова

(МГИМО): 1) теоретическая экономическая система либерализма (монетаризм, неоклассика и т.

п.); 2) теоретическая экономическая система активизма (кейнсианство, историческая школа, институционализм и неоинституционализм); 3) теоретическая экономическая система тоталитаризма (марксистская политэкономия)

Сколько парадигм было в истории экономической мысли? -23. И.П. Гурова (МГИМО): 1) теоретическая экономическая система либерализма (монетаризм,

Слайд 35Проблемы научных революций
I. 1) смито-рикардианская (конец XVIII – начало XIX

в.); 2) марксистская (конец XIX – начало XX в.); 3)

маржиналистская (примерно тот же период); 4) кейнсианская (30—60-е гг. XX в.); 5) консервативно-монетаристская (80—90-е гг. XX в.).
II. Маржиналистская, кейнсианская, формалистическая.

Проблемы научных революцийI. 1) смито-рикардианская (конец XVIII – начало XIX в.); 2) марксистская (конец XIX – начало

Слайд 36Формирование двух базовых картин экономической реальности (онтологий – от греч.

учение о сущем)
Кристаллизация представлений об экономике как объекте теоретического

познания шла по двум линиям:
одна выстраивалась вокруг особого предмета - материального богатства (продуктовая онтология),
другая - вокруг особого типа поведения людей, мотивированного исключительно их частными интересами (поведенческая онтология).

Формирование двух базовых картин экономической реальности (онтологий – от греч. учение о сущем) Кристаллизация представлений об экономике

Слайд 37А. Смит: продуктовая и поведенческая онтологии
Поведенческая: «невидимая рука» (рынок

координирует действия людей, направляя частный интерес каждого его участника на

поиск путей удовлетворения общественного спроса), то есть между частными и общественными интересами нет антагонизма.
Продуктовая: экономика предстает как процесс непрерывного кругооборота некоторого однородного субстрата - общественного продукта, обеспечивающего материальную базу всей жизнедеятельности общества.
Именно образ кругооборота общественного продукта, а не анализ рыночной конкуренции, стал первой научной картиной экономической реальности.

А. Смит: продуктовая и поведенческая онтологии Поведенческая: «невидимая рука» (рынок координирует действия людей, направляя частный интерес каждого

Слайд 38Две модели экономической науки (ключ к истории экономической мысли)
Экономическая политика

меркантилизма + классическая механика (строгий каркас) = 2 разные модели

науки : Стюарт и Смит
КОЛЛИЗИЯ
Практичность
(учет конкретики)

Общность
(универсализм как критерий научности)





Две модели экономической науки (ключ к истории экономической мысли)Экономическая политика меркантилизма + классическая механика (строгий каркас) =

Слайд 39Джеймс Стюарт (1712-1780): «Принципы исследования политической экономии» (1767): подчинение практическому

началу
Экономика по Стюарту представляла собой сочетание трех начал:
природы человека,

задающей универсальные принципы его поведения, прежде всего, приоритет собственных интересов
истории, определяющей изменчивость и разнообразие естественных, геополитических, культурных (включая «дух народа») условий, в которых эти принципы действуют;
модели взаимодействия двух первых начал - фактически типа социального строя

Джеймс Стюарт (1712-1780): «Принципы исследования политической экономии» (1767): подчинение практическому началуЭкономика по Стюарту представляла собой сочетание трех

Слайд 40Джеймс Стюарт
«Торговые нации Европы подобны флоту из кораблей, каждый из

которых стремится первым прибыть в определенный порт. На каждом государь

– его капитан. В их паруса дует один ветер; этот ветер – принцип собственного интереса... Естественные преимущества каждой нации – это разная мера качества плывущих судов, однако капитан, ведущий свой корабль с наибольшим умением и изобретательностью... при прочих равных условиях, несомненно, выйдет вперед и удержит свое преимущество»
Джеймс Стюарт«Торговые нации Европы подобны флоту из кораблей, каждый из которых стремится первым прибыть в определенный порт.

Слайд 41 Адам Смит «Человеческое общество, рассматриваемое с абстрактной и философской точки

зрения, можно сравнить с огромной машиной, правильные и согласованные движения

которой дают массу полезных результатов»

Научный идеал – физика Ньютона
Экономическая наука стала развиваться преимущественно как наука теоретическая, ориентированная на идеалы и нормы естествознания

Адам Смит «Человеческое общество, рассматриваемое с абстрактной и философской точки зрения, можно сравнить с огромной машиной,

Слайд 42Два «канона» : «дилемма строгости и реалистичности» (Томас Майер)
Первый канон

основан на метафорах и моделях из области естественных наук (равновесие,

экономический человек) - магистральная линия развития экономической науки
«рикардианский грех» (Й.Шумпетер)
Ceteris paribus – при прочих равных ( затем учесть) (Дж.С.Милль)


Второй основан на опыте, на множественности человеческой мотивации (есть слияние с этикой) – сопровождает развитие экономической науки на периферии , иногда – на первый план
Два «канона» : «дилемма строгости и реалистичности» (Томас Майер)Первый канон основан на метафорах и моделях из области

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика