Слайд 1Методология и методика
психолого-педагогического исследования
Слайд 2Виды ППИ
Экспериментальное исследование
Обзорно-аналитическое
Обзорно-критическое
Теоретическое
Эмпирическое описательное исследование
Эмпирическое объяснительное исследование
Методическое
Слайд 3Экспериментальное исследование – проведенное в специально созданных, управляемых условиях
в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.
Обзорно-аналитическое –
подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом материала
Слайд 4Требования к обзорно-аналитическому
ППИ
соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной темой;
полнота
списка изученной литературы;
глубина проработки литературных первоисточников;
систематичность изложения;
логичность и грамотность текста
Слайд 5Обзорно-критическое – кроме обзорно-аналитической части предполагает подробную и аргументированную критику
того, что уже сделано по проблеме
Теоретическое – кроме обязательной обзорно-аналитической
части предполагает наличие собственных теоретических предположений автора, направленных на решение поставленной проблемы
Слайд 6Эмпирическое исследование – проводится с использованием определенных методов сбора и
анализа фактов, содержит методическую часть.
Включает :
- Эмпирическое описательное исследование
- Эмпирическое
объяснительное исследование
Слайд 71) Эмпирическое описательное исследование
Опытным путем добываются и описываются некоторые новые
факты, касающиеся малоизученных объектов и явлений
Слайд 8Эмпирическое объяснительное исследование
Включает в себя не только сбор и анализ,
но и объяснение полученных фактов
Слайд 9Методическое ППИ
Цель – разработать, обосновать и проверить на практике по
критериям валидности, надежности, точности и однозначности некоторые новые методики ППИ
Слайд 10Этапы ППИ
Обзор литературы по проблеме исследования
Определение проблемы, объекта и
предмета ППИ
Разработка концепции и планирование исследования
Проведение ППИ
Обработка данных ППИ
Формулировка выводов
Слайд 11Обзор литературы по проблеме исследования
Слайд 12Типы публикаций
Первый тип публикаций — это научные книги и статьи,
предназначенные для коллег — профессиональных психологов. Они пишутся, как правило,
строго научным языком и в их задачу входит сообщение новых данных по какой-либо проблеме.
Слайд 13Второй тип публикаций
Это учебники и учебные пособия. Основная задача, на
которую ориентируются авторы такого рода книг, — систематизированное изложение какой-либо
области психологического знания. Поэтому изучение литературы полезно начинать с учебников и учебных пособий.
Слайд 14Третий тип публикаций
Справочники и словари, где в определенной системе
объясняются термины и понятия, а также некоторые разделы научного знания.
Обращение к ним целесообразно на первом этапе работы. В них можно найти типичные определения понятий, классификации явлений, описание основных психологических закономерностей.
Слайд 15Четвертый тип публикаций
Научно -популярные книги и статьи, предназначенные
для широкого круга читателей. Научные термины или доступно разъясняются, или
заменяются более простыми языковыми оборотами. Задача автора такой книги — популяризация знаний, повышение культуры читателя.
Слайд 16Периодические издания
Журналы -преимущество журнальной статьи — в оперативности публикации.
Она
содержит лаконичное изложение целей, задач, методики, результатов и выводов по
изученной исследователем проблеме.
Интернет-издания - для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц.
Слайд 17При первоначальном знакомстве с книгой полезно сначала внимательно изучить аннотацию,
оглавление, введение, заключение, список литературы, а также бегло просмотреть ее.
Первоначальному знакомству с книгой помогает динамическое чтение, которое дает возможность уловить общие идеи, проблемы, цель, задачи, методы и результаты, не вдаваясь в детали.
Слайд 18Аналогичный алгоритм беглого обзора необходимо использовать и при предварительном знакомстве
с журнальными статьями.
Главная целевая установка при чтении —
поиск в книгах и статьях нужной вам информации по теме.
Выбирайте в источнике то главное, что важно для вас как исследователя, а не для автора
Слайд 19Собранные материалы могут быть скомпонованы по
хронологическому
и
логическому
принципу
Слайд 20Структура обзора по логическому принципу
Феноменологическое описание – описание проявлений
Место данного
явления среди других
Анализ явления в соответствии с выбранным подходом
Сущность, природа
явления
Закономерности
Прикладное использование изучаемого явления
Слайд 21Выписки и цитаты
Могут быть в виде
прямой
или
косвенной
речи
Слайд 22Прямые цитаты
Дословное воспроизведение отдельных фрагментов источника, в
которых содержатся основные мысли, наиболее важные факты, статистические данные.
При
этом текст заключается в кавычки («...») с обязательным указанием в скобках страниц, на которых находится цитируемый фрагмент.
С. Л. Рубинштейн писал: «Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует» (...).
Слайд 23Косвенные цитаты
При использовании косвенных цитат мысли автора излагаются в пересказе.
Информация из источника при этом передается в несколько измененном (переформулированном)
виде.
Целесообразно указывать номера страниц, на которых эта информация содержится.
Как подчеркивал А. Н. Леонтьев, «понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива» (...).
Слайд 24Тезисы
Сжатое изложение основных мыслей прочитанного текста, перечисление основных идей
или каких-либо ключевых положений всего источника или его фрагмента.
Тезисы
позволяют обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках.
Слайд 25Ссылки
После завершения цитирования в скобках указывается фамилия цитируемого автора
(авторов), или первые слова заглавия книги, если цитируется сборник трудов,
далее после запятой пишется год выпуска источника и затем после запятой номера страниц, если это необходимо. Например: (Рубинштейн, 1946, с. 74).
Слайд 26Если ссылка делается на несколько источников нескольких авторов, то в
скобках описание каждого источника дается через точку с запятой, например:
Внимание обычно характеризуют избирательной направленностью сознания на определенный объект, который при этом осознается с особой ясностью и отчетливостью (Рубинштейн, 1946; Гоноболин, 1972).
Слайд 27Опосредованные ссылки на источники
В скобках после цитаты пишется: (цит.
по: Смирнов, 1966, с. 45), — и указывается фамилия автора,
год издания и страницы источника, из которого взята информация.
Слайд 28Текст работы должен носить аналитико-синтетический и обобщающий характер. Он должен
отражать собственное осмысление и обобщение проблемы на основе изучения литературы,
оценки разных аспектов психологических концепций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат.
Слайд 29Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала, важно сравнение точек
зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и
фактов, содержащихся в изученных источниках, исследователь может выразить собственное мнение и взгляды по проблеме.
В заключение каждого раздела важно сделать выводы по существу рассматриваемых вопросов. Для этого может быть выделен, например, последний абзац раздела. Выводы могут начинаться оборотом типа «Таким образом, ...», «Как видим, ...» и т.п.
Слайд 30Состояние проблемы ППИ
Постановка проблемы ППИ предполагает:
Дефицит научных знаний об изучаемом
явлении
Осознание потребности в устранении дефицита
Описание проблемной ситуации
Формулировка проблемы в научных
терминах
Слайд 31Актуальность ППИ
Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению
Потребность в
новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения
Потребность
в более эффективных диагностических и исследовательских методах
Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность обучения
Потребность в дополнении или переработке теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования
Слайд 32Объект исследования
Объект – это то, на что направлен процесс познания
Например,
процесс психологической адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста
Слайд 33Предмет исследования
Предмет исследования - свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемых
в определенных исторических условиях.
Например, тип семейного воспитания, как фактор успешной
адаптации первоклассников к условиям школьного обучения.
Слайд 34Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в одном
из первых разделах текста
Слайд 35Цель ППИ
Цель работы характеризует ее ожидаемый результат.
Изучение психического явления.
·
Описание психологического феномена.
· Изучение структуры психического явления (или факторов, на
него влияющих).
· Выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам.
· Выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых.
· Изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний.
· Изучение изменений психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы.
· Обобщение, классификация, типологизация каких-либо данных.
· Разработка и апробация (или адаптация) методики научного исследования.
· Разработка или адаптация к новым условиям психодиагностической процедуры.
· Разработка или адаптация к новым условиям методики консультирования, коррекционной или развивающей психологической работы.
Слайд 36Задачи ППИ
Конкретизируют цель исследования или практической психологической деятельности и подразделяют
ее достижение на определенные этапы. Последовательно решая поставленные задачи, исследователь
продвигается к достижению цели.
Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач.
Слайд 371. Провести теоретический анализ состояния проблемы в психолого-педагогической
литературе;
2. Подобрать критерии оценки и методы диагностики адаптации
первоклассников к условиям школьного обучения, типа семейного воспитания и волевой регуляции;
3. Провести психодиагностическое обследование группы первоклассников с целью выявления уровня адаптации, типа семейного воспитания и волевой регуляции;
4. Выявить влияние типа семейного воспитания на успешность адаптации первоклассников к условиям школьного обучения;
5. Разработать методические рекомендации для оптимизации адаптации первоклассников к условиям школьного обучения.
Слайд 38Гипотеза исследования
Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории,
которое подтверждено и не опровергнуто
Слайд 39Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (быть опровергаемой в эксперименте)
и верифицируемости (быть подтверждаемой в эксперименте).
Принцип фальсифицируемости абсолютен, так
как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании
Слайд 40 Содержание гипотез
Гипотезы о наличии:
явления;
связи между явлениями;
причинной
связи между явлениями.
Слайд 41Проверка гипотез типа 1 – попытка установить истину о фактах.
Результатом гипотез типа 2 является установление связи между процессами
или обнаружение отсутствие таковой.
Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа 3.
Слайд 42 Гипотезы исследования:
1) Существенным фактором, влияющим на успешность
адаптации первоклассников к условиям школьного обучения, является тип семейного воспитания;
2)
Неблагоприятные типы семейного воспитания, оказывая негативное воздействие на развитие волевой сферы ребенка, препятствуют успешной адаптации первоклассников к условиям школьного обучения.
Слайд 43Проведение ППО
Подбор методов и методик ППО
Определение выборки испытуемых
Сбор
эмпирического материала
Обработка данных ППО
Формулировка выводов
Слайд 44Подбор методов и методик ППО
Педагогическое наблюдение
Исследовательская беседа
Изучение школьной документации
и продуктов деятельности учащихся
Педагогический эксперимент
Метод изучения и обобщения передового
педагогического опыта
Метод компетентных оценок
Методы математической статистики
Слайд 45наблюдение; метод анкетирования; метод анализа документации; экспериментальный; методы математической статистики.
Тест
–опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина,
методика
изучения волевой готовности
Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной,
Домик» Н.И. Гуткиной.
Слайд 46Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на
их валидность и надежность.
Использование методик других авторов предполагает знание
условий их разработки и предшествующей апробации.
Текст методики, который содержит только вопросы (или задания) к испытуемому, ключ для оценки ответов и интерпретацию, существенно ограничивает возможности ее использования в научном исследовании.
Слайд 47Надежность – это точность измерения качества с его
помощью.
Валидность – это степень зависимости результатов измерения
от выраженности в поведении субъекта измеряемого психологического качества.
Слайд 48 Критерии формирования выборки:
1. Содержательный.
Позволяет отследить операциональную валидность.
Пример
несоблюдения – изучение особенностей старческого возраста на студентах.
2. Эквивалентность испытуемых.
Для
того чтобы распространять результаты эксперимента на генеральную совокупность, необходимо, чтобы все испытуемые были одинаковы.
3. Репрезентативность.
Выборка должна представлять генеральную совокупность.
Слайд 49Определение выборки испытуемых
должно отвечать ряду требований
Репрезентативность – степень представленности реального
эксперимента безупречному.
Выборка – группа объектов эксперимента.
Генеральная выборка (генеральная совокупность) –
все существующие на данный момент объекты эксперимента.
Выборкой может быть один человек, а может – группа людей.
Слайд 50В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста, посещающие
первый класс указанного образовательного учреждения. Из них 19 мальчиков, 11
девочек.
Слайд 51Педагогический эксперимент
Сущность эксперимента как метода исследования заключается в
специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки
и обоснования заранее разработанных теоретических предложений, или гипотез.
В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов:
· констатирующий;
· созидательно-преобразующий;
· контрольный.
Слайд 52Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей
задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной
изучаемой проблеме.
Созидательно-преобразующий эксперимент. Сущность его заключается в том, что ученый разрабатывает гипотезу исследования, или, иначе говоря, теоретические основы и конкретные методические меры по решению исследуемой проблемы. Он создает новую психологическую ситуацию с тем, чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону.
Контрольный эксперимент. Сущность контрольного эксперимента заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей.
Слайд 53Психологический эксперимент
Психологический эксперимент – метод изучения психических явлений (процессов, состояний,
свойств и образований) при помощи которого проверяется истинность выдвигаемых предположений
(гипотез).
Слайд 54Психологический эксперимент нужен для изучения фактов, с помощью которых обнаруживаются
те или иные объективные зависимости в психических процессах, состояниях, свойствах
и образованиях. Во время эксперимента используются различные источники получения фактов, например, такие, как: наблюдение, индивидуальная беседа, социометрические измерения, организация определенных видов групповой и индивидуальной деятельности.
Слайд 55Особенности эксперимента
используется для выявления неслучайных зависимостей между педагогическими воздействиями
и их результатами в специально создаваемых экспериментальных условиях.
с его
помощью изучаются такие психические явления и их зависимости, которые невозможно получить в чистом виде, "вырвав" их из жизни.
Слайд 56Имеет длительный подготовительный этап, предшествующий практической экспериментальной работе. В этот
период разрабатываются научно-познавательные задачи, гипотезы эксперимента, план его проведения, изучаются
испытуемые в плане их общей психолого-педагогической характеристики. Сформулировать научно-познавательную задачу – значит определить психологическую зависимость, которая будет изучаться с помощью эксперимента.
Слайд 57Экспериментальное изучение личности целесообразно проводить, работая с небольшими группами, которыми
можно не только эффективно управлять в соответствии с гипотезой, но
и проконтролировать большее количество факторов, связей и зависимостей.
Слайд 58Обработка данных ППИ
Использование методов математической статистики
Таблиц
Схем
Диаграмм
Графиков
Слайд 59Формулировка выводов
Основные сжатые результаты работы –
общего и конкретного характера
Слайд 60В исследовании были получены основные результаты и выводы:
1. Изучение типов
семейного воспитания показывает, что в группе преобладает авторитарная гиперсоциализация,
кооперация и симбиоз. Родители отдают предпочтение дисгармоничному типу семейного воспитания (60 % испытуемых).
2. Высокий уровень волевой готовности к школьному обучению преобладает у детей из семей с гармоничным типом семейного воспитания (62,5%). У детей из семей с дисгармоничным типом семейного воспитания преобладает средний уровень волевой готовности к школьному обучению (33,2 %).
Слайд 613. У детей из семей с гармоничным типом семейного воспитания
преобладает уровень высокий адаптации к школьному обучению (50%). Среди детей
из семей с дисгармоничным типом семейного воспитания в большей степени представлены средний (41,7%) и низкий (24,9%) уровни адаптации.
4. Результаты анкетирования родителей показывают, что большинство детей из семей с гармоничным типом воспитания адаптированы к школе (50%). В семьях с дисгармоничным количество дезадаптированных первоклассников больше (24,9%).
Слайд 626. Гармонические типы семейного воспитания (кооперация, принятие) определяют преимущественно высокий
уровень волевой готовности к школьному обучению и высокий уровень
школьной адаптации, а симбиоз – преимущественно средний уровень волевой готовности к школьному обучению и средний уровень школьной адаптации. Дисгармонические типы семейного воспитания (авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация) определяют преимущественно средний уровень волевой готовности к школьному обучению и средний и низкий уровень школьной адаптации, а отвержение – преимущественно низкий уровень волевой готовности к школьному обучению и низкий уровень школьной адаптации.
Слайд 63Оформление списка литературы
Правила библиографического описания для каждого из этих
видов публикаций включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:
·
сведения об авторах;
· заглавие;
· сведения об издании;
· выходные данные;
· количественные характеристики.
Слайд 64Сведения об авторах — это их фамилии, написанные полностью, без
сокращений, и инициалы, которые располагаются после фамилии. Далее пишется полностью
(без сокращений) точное заглавие книги, без кавычек.
Сведения об издании отделяются от основных сведений об авторах и заглавии точкой и тире. Ярошевский М.Г. История психологии. — 2-е изд. — М.: Мысль, 1976. — 463 с. ; Шульц Д. П., Шулъц С. Э. История современной психологии / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. — 528 с.
Слайд 65Описание диссертаций, авторефератов диссертаций, курсовых и дипломных работ в списке
литературы приводится в следующей последовательности:
Автор и его инициалы. Заглавие работы:
Дис. ... канд. пси-хол. наук (или Дис. ...д-ра психол. наук, или Автореф. дис. ... канд. психол. наук,). — Место (город): Название учебного заведения, где выполнена работа. — Год представления работы к защите. — Количество страниц в источнике.
Слайд 66При описании статей из сборников, журналов, газет сначала приводятся сведения
о статье — фамилия автора и заглавие статьи. Затем после
знака «//» указываются сведения об издании, в котором она опубликована.
Ширков Ю. Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. — 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — С. 185—200.
2. Рамуль К. А. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога // Вопросы психологии. — 1965. — № 6. — С. 126—135.
3. Леонтьев Д. А. Российская реклама в поисках психологии // Психологическая газета. — 1998. — № 3 (30). — С. 4—6.
Слайд 67Приложения к работе
В «Приложении» помещается вспомогательный материал, который в основной
части загромождает текст и затрудняет его восприятие.
К вспомогательным материалам
относятся:
· полное описание методик исследования,
· результаты первичной обработки данных эмпирического исследования или практической психологической работы, проделанной исследователем,
· таблицы некоторых эмпирических данных, полученных в исследовании,
· подробное описание развивающих программ, методик диагностики, использованных в работе.