Слайд 1МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Преподаватель:
Ольга Ивановна Ключко
профессор общеинститутской кафедры
психологии образования
Слайд 2Методология как наука о методе.
Лекция 1.
Понятие о науке как
форме познания.
Специфика научного знания.
3. Логика и этапы исследования.
4.
Методологический аппарат исследования
Слайд 3Что изучается?
Научно-исследовательская деятельность – это конструирование
собственной картины мира,
отражающей
систему
ценностей человека,
опосредованное
научными методами познания
Слайд 4Формы и виды познания
Религиозно-мистическое
Мифологическое
Обыденное (бытовое, житейское, повседневное)
Художественное
Чувственное (сенсорное)
Рациональное
Философское
Научно-объективное теоретическое
Научно-объективное эмпирическое
Слайд 5Определения науки
Наука - это особый вид деятельности человека, главной целью
которой является получение нового знания.
Наука – это система категорий (категориальная
сетка).
Наука – это процесс и результат формирования объективной картины мира.
Каждое из научных направлений (наук) можно считать проекцией этого мира на одну из плоскостей познания.
Отдельная наука - это описание реального мира, получаемое с помощью определенных методов и формулируемое на определенном языке.
Слайд 6Предназначение науки
Формирование объективной картины мира, позволяющей прогнозировать развитие событий и
управлять им.
Слайд 7Основные критерии объективности научного познания
Воспроизводимость и повторяемость результата научного исследования,
Верифицированность,
т.е. проверяемость научного факта, закономерности, концепции,
Логичность, обоснованность, доказуемость результатов,
Соответствие практике.
Слайд 8Естественные и гуманитарные науки
В естественных науках основная задача – формирование
объективной картины мира.
Основные методы в естественнонаучных дисциплинах связаны с установлением
и подтверждением объективности факта: эксперимент, измерение, выявление закономерности, выведение формулы.
В гуманитарных науках в качестве одной из основных задач ставится не столько задача установления объективности того или иного факта, сколько задача установления его значимости для человеческой культуры.
В гуманитарных науках важными методами является логика, моделирование, оценочное суждение.
Слайд 9Научные принципы
Принцип детерминизма отражает связь явлений и процессов, когда одно
явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит
другое явление, процесс (следствие).
Принцип соответствия отражает преемственность науки: теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области физических явлений, с возникновением новых более общих теорий не устраняются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области и становятся частным случаем новых теорий
Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено.
Принцип дополнительности: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий.
(Возник как результат осознания, что исследователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посредством применяемого прибора, определенные изменения)
Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью.
Слайд 10Что такое методология?
Учение о методах и возможностях их применения;
Методология
познания – учение о возможностях и путях (принципах и подходах)
познания;
Методология науки – изучает средства, методы и приемы исследования, с помощью которых приобретается новое знание в науке.
Методология научного исследования как часть общей методологии познания, рассматривает наиболее существенные особенности и признаки методов исследования.
Слайд 11Что есть метод?
Метод - (от греч. methodos - путь исследования
- теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;
совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
С.Л. Рубинштейн: Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Служа раскрытию закономерностей, они сами опираются на основные закономерности предмета науки.
Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности.
С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.
Слайд 12Уровни научного познания
(уровни методологии)
Философский уровень: диалектика, метафизика, онтология, гносеология,
аксиология и др.
Общенаучный уровень : генетический, структурный, эксперимент, моделирование, математические
методы и пр..
Частно-научный уровень (дисциплинарные методы): например, психодиагностические тесты.
Методы междисциплинарного исследования.
Слайд 13Методы познания
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
Описание – фиксация
средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.
Измерение – сравнение
объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Слайд 14Научные методы
Научным исследованием широко используются общенаучные методы исследования:
анализ и синтез;
абстрагирование;
обобщение;
индукция
и дедукция;
аналогия и моделирование;
идеализация;
классификация;
системный подход.
Среди научных методов теоретического исследования выделяют:
формализацию;
аксиоматический
метод;
гипотетико-дедуктивный метод.
Слайд 15Сравнительная характеристика двух эпох развития науки
(Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология
научного исследования. – М.: Либроком, 2010)
Слайд 16ВОЗМОЖНЫЕ УРОВНИ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
Методология научного исследования как такового
Методология конкретной
научной области
Методика отдельного научного исследования:
Технологии теоретического анализа и систематизации данных
Методика
осуществления эмпирического исследования
Методика описания научного исследования (и процесса и результата)
Технологии доклада
Слайд 17Технологии теоретического анализа и систематизации данных:
технологии аналитического обзора ( в
старых вариантах - обзора литературы)
технологии анализа проблемы на основе отраженных
в литературе мнений и фактов
правила встраивания отдельных проблем и аспектов в смысловое поле науки
технологии систематизации и алгоритмизации
Слайд 18Методика осуществления эмпирического исследования:
технологии организации эксперимента
технологии сбора эмпирических данных
технологии сбора
материалов для анализа, интерпретации и систематизации
технологии анализа результатов
технологии интерпретации данных
и выводов
Слайд 19Методика описания научного исследования (и процесса и результата):
технологии описания простых
и сложных проблем
онтологизация области знания
стили, синтаксис и семантика описания
технологии формулировки
отдельных моментов – актуальности, цели, задачи, гипотезы, положений, выводов
технологии оформления
технологии рефлексии (проверки правильности) результата
Слайд 20Технологии доклада:
отбор сообщаемого материала
объем материала
алгоритм изложения
оформление
Слайд 21Что такое научная проблема?
Проблемная ситуация - момент, когда существующее научное
знание, его уровень и понятийный аппарат оказываются недостаточными для решения
новых задач познания.
Научная проблема - осознание противоречия между ограниченностью имеющегося научного знания и потребностями его дальнейшего развития.
Существенный признак проблемы: ответ на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации. Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым правилам и методам.
Слайд 22Условия возникновения научных проблем
противоречие между достигнутым объемом, и уровнем научного
знания и необходимостью решения новых познавательных задач,
открытие новых фактов, которые
не укладываются в рамки прежних представлений, т.е. когда ни одна из признанных гипотез, законов или теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты,
в переломные периоды развития науки, когда новые теории и подходы заставляют пересматривать весь арсенал существующих теоретических представлений и методов,
потребности практики и общественного развития в целом.
Слайд 23Факторы, оказывающие влияние на выбор и решение научной проблемы
Объективные: уровень
развитие науки, наличие соответствующего метода и технического оснащения, материальные ресурсы,
запрос и пр.
Субъективные: интерес ученого к исследуемой проблеме, сплоченность коллектива исследователей, оригинальность замысла, эстетическое и нравственное удовлетворение, которое испытывает исследователь при ее выборе и решении.
Слайд 24Парадигма – в методологии науки – совокупность ценностей, методов, технических
навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся
научной традиции в определенный период времени
«..такие ситуации есть изменение так называемых парадигм, а сами научные революции — есть переход от нормального состояния науки к аномалиям…»
Томас Кун «Структура
научных революций»
Слайд 25Разработка и решение научных проблем
1. Обсуждение новых фактов и явлений,
которые не могут быть объяснены в рамках существующих теорий, уточнение
и формулировка проблемы.
2. Предварительный анализ и оценка идей и методов решения проблемы, сравнительная оценка различных гипотез, степени их эмпирической и теоретической обоснованности.
3. Определение типа решения проблемы, цели, которая преследуется решением, связи с другими проблемами, возможности контроля решения.
4. Предварительное описание и интерпретация проблемы.
5. Проверка выбранной гипотезы.
Слайд 26Виды научных проблем
Научные проблемы могут быть разделены на два больших
класса :
Онтологические (фундаментальные) - ставят ли они своей задачей раскрытие
новых свойств, отношений и закономерностей объективного мира
Гносеологические - осуществляют анализ путей, средств и способов познания.
Слайд 27Цели исследования
Сравнительные
Выявить общее и особенное в сравнении и .
Провести
сравнительный анализ подходов (концепций, теорий, точек зрения, позиций, ситуаций, отношений
и т.д.).
Слайд 28Цели исследования
Аналитические (описательные)
Проанализировать явление , показать его структуру и сущность.
Составить
список характеристик (параметров, критериев) для описания (оценки) .
Изучить способность
к .
Выявить компоненты .
Вычленить составляющую в явлении по всем параметрам.
Описать явление .
Слайд 29Цели исследования
Задачи связи и отношения
Найти взаимосвязь (причинно-следственную, системную, сходства, часть-целое
и т.д.) между .
Выявить (и описать) основные механизмы взаимодействия (взаимосвязи,
осуществления, получения .
Показать связь между и .
Определить соотношение и .
Определить характер связи (связей) между и .
Определить специфику связей между и .
Слайд 30Цели исследования
Индуктивные (обобщения)
Вывести формулу на основании эмпирических данных.
Сформулировать закономерность, описывающую
ряд известных фактов.
Классификационные
Классифицировать по признакам .
Найти основания классификации
.
Технологические
Разработать технологию обработки (рассчитывания, шитья, анализа, измерения, получения и т.д.) .
Слайд 31Цели исследования
Причинно-следственные
(как частный случай предыдущего)
Выявить факторы, влияющие на .
Выявить
условия/препятствия к осуществлению (реализации, развитию, проявлению) .
Изучить динамику уровня
в зависимости от .
Выявить причины возникновения .
Слайд 32Цели исследования
Оценочные
Обосновать/определить эффективность в условиях .
Обосновать бόльшую эффективность ,
чем , для , по сравнению с .
Обосновать необходимость (или
необязательность) для .
Оценить продукт (результат, факт, текст, объект, работу, процесс и т.д.) по готовым или выявленным характеристикам (интересно, эмоционально, глубоко, актуально, надежно, научно и т.д.).
Выявить (показать) роль в .
Слайд 33Цели исследования
Алгоритмические
Построить алгоритм .
Написать программу .
Разработать алгоритм для измерения (получения,
выявления, сравнения, создания и т.д.) .
Разработать технологический этап (операцию) для
в соответствии с требованиями исходного алгоритма.
Слайд 34Цели исследования
Системные
Проранжировать (расставить приоритеты, выявить главное и второстепенное) совокупность .
Выявить
сочетание факторов (какие, как связаны, сколько), обуславливающих результат.
Построить модель .
Описать
явление как систему.
Создать систему (знаний, приемов, форм, представлений и т.д.), дающую принципиально новый результат.
Слайд 35Цели исследования - дедуктивные
Восстановить недостающее звено в общей картине, определяемой
известными закономерностями (задача Шерлока Холмса т.д.).
Апробировать известную формулу (правило, закономерность,
прибор, алгоритм) на материале (или в ситуации ).
Обосновать необходимость для .
Исследовать формы проявления в ситуации .
Применить классификацию к .
Модифицировать известный алгоритм (тест, прибор, правило) для .
Исследовать уровень и характер проявления в различных аспектах.
Изучить степень проявления .
Описать проявление в условиях .
Провести экспериментальное (эмпирическое) подтверждение закономерности в .
Опознать объект .
Найти признаки, сочетание которых определяет принадлежность к соответствующему классу.
Распознать видоизмененные и искаженные объекты (животных, явлений, текстов и т.д) как принадлежащие к определенному роду, виду, парадигме.
Слайд 36Что такое гипотеза?
предположение, догадка или предсказание, основывающиеся либо на предшествующем
знании, либо на новых фактах, но чаще всего — на
том и другом одновременно.
предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследования.
Слайд 37Требования к гипотезам
1. Критерий эмпирической проверяемости. Верификация.
2. Критерий опровержимости или
фальсифицируемости - принципиальная возможность опровержения гипотез и теоретических систем.
«...Не
верифицируемость, а фальсифицируемость системы должна быть взята, — писал он, — в качестве критерия демаркации научных гипотез и теорий
от ненаучных». К.Поппер
3. Теоретическое и логическое обоснование гипотезы.
4. Информативность гипотезы – объясняющая и предсказательная способность.
Слайд 38Формулировки гипотез
Сравнительные:
и имеют сходство по следующим признакам: .
и отличаются по признакам: .
Аналитические:
имеет следующую структуру: .
Наиболее
важными (значимыми для…) показателями (характеристиками, формами, следствиями, причинами, аспектами, ценностями и т.д.) являются .
устроено так .
Слайд 39Формулировки гипотез
Дедуктивные:
Система ценностей героя данного произведения искусства позволяет предположить, что
он близко знаком с философией .
Характерной особенностью поведения подростка начала
21 века является .
Наблюдаемый феномен является частным случаем .
не является .
Специфика проявления в заключается в .
представляет собой частный случай
Слайд 40Формулировки гипотез
Классификационные:
Изучаемые явления имеют следующую типологию: .
Ряд исследуемых фактов (феноменов)
укладывается в следующую схему (родо-видовую классификацию): .
Основанием для классификации данных
явлений служит .
Слайд 41Формулировки гипотез
Задачи связи и отношения:
связано (связан, связаны, связана) с
.
Влияние на опосредовано (происходит через ).
влияет
на таким образом: (вариант: зависит от ).
Некоторые имеют (не имеют) отношение к .
Слайд 42Формулировки гипотез
Причинно-следственные
(как частный случай предыдущего):
Если применить и ,
то получим .
поведение является следствием влияния .
Замена
на приведет к .
влияет на .
обусловлено действием .
и детерминирует .
Влияние на происходит опосредованно, через фактор .
Слайд 43Формулировки гипотез
Оценочные:
Использование формулы вместо формулы в решении задачи
позволит повысить эффективность (точность) решения.
Использование прибора вместо прибора
для измерения в условиях позволит точнее предсказывать .
Данное описание более полное (интересное, эмоциональное, глубокое, актуальное, надежное, научное и т.д.), чем
должно (не должно) быть (или не ).
эффективно для в условиях .
Преимущество перед состоит в том, что .
Слайд 44Формулировки гипотез
Алгоритмические:
Последовательность операций должна строиться так: .
Программа обработки данных
должна включать в себя .
Есть необходимость изменить алгоритм так: .
Введение
в технологию (алгоритм) предлагаемой операции (действия, средства) позволит изменить результат в требуемую сторону.
Слайд 45Формулировки гипотез
Технологические:
Для получения требуемого результата использовать лучше, чем .
Технология
может строиться так: .
Технология должна включать в себя
(это м.б. инструмент или средство, этап, действие, операцию и т.д.).
Технология не соответствует условиям (требованиям, представлениям и т.д.).
Слайд 46Формулировки гипотез
Системные:
Структурными единицами (составными частями) являются .
будет развиваться
(двигаться, строиться) в направлении .
Иерархия элементов (связей) системы будет следующей
.
Системообразующим элементом в изучаемом явлении будет .
Слайд 47Формулировки гипотез
Индуктивные
(обобщения):
Механизм (принцип действия) устроен так: .
Выявленные признаки
(факторы, элементы, аспекты и т.д.) укладываются в следующую закономерность .
На
основании полученных данных (на основании анализа проблемы) можно утверждать, что (это м.б. формула, правило, закон, определение).
Все являются .
Слайд 48Задание для самостоятельной работы
Проанализировать три исследования разного типа в
области педагогики и психологии.
Вычленить научные гипотезы. Определить их тип.
Определить, соответствуют
ли они требованиям к научным гипотезам.
Опишите исследование и определите, доказаны ли данные гипотезы.
Слайд 49Тема: Тьюторское сопровождение детей старшего школьного возраста
Проблема: каким должно быть
тьюторское сопровождение детей старшего школьного возраста на этапе подготовки к
итоговой аттестации?
Цель: написать программу тьюторского сопровождения детей старшего школьного возраста на этапе подготовки к итоговой аттестации.
Задачи:
раскрыть сущность тьюторского сопровождения;
показать возможности тьюторского сопровождения старшеклассников как средство повышения качества образования;
определить методы и приемы тьюторского сопровождения старшеклассников на этапе на этапе подготовки к итоговой аттестации.
разработать программу тьюторского сопровождения...
Гипотеза: тьюторское сопровождение старшеклассников на этапе подготовки к итоговой аттестации положительно влияет на качество образования и результаты аттестации.