Разделы презентаций


Речевая культура академического и профессионального взаимодействия Тема 1

Содержание

Коммуникация в структуре человеческой культурыКоммуникация – процесс перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы.Переход от говорения Одного к действию Другого.Почепцов Г.Г. Теория коммуникации – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» –

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Речевая культура академического и профессионального взаимодействия

Тема 1. Речевая культура как

условие эффективной коммуникации
Ирина Викторовна Салосина,
к.п.н., доц., доцент кафедры славянской филологии

и межкультурной коммуникации

Томский государственный педагогический университет

Речевая культура академического и профессионального взаимодействияТема 1. Речевая культура как условие эффективной коммуникацииИрина Викторовна Салосина,к.п.н., доц., доцент

Слайд 2Коммуникация в структуре человеческой культуры
Коммуникация – процесс перекодировки вербальной в

невербальную и невербальной в вербальную сферы.
Переход от говорения Одного к

действию Другого.


Почепцов Г.Г. Теория коммуникации – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» – 2001. – 656 с.

Томский государственный педагогический университет

Коммуникация в структуре человеческой культурыКоммуникация – процесс перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы.Переход от

Слайд 3Коммуникация в структуре человеческой культуры
Коммуникация – процесс перекодировки вербальной в

невербальную и невербальной в вербальную сферы.
Переход от говорения Одного к

действию Другого.


Почепцов Г.Г. Теория коммуникации – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» – 2001. – 656 с.

Томский государственный педагогический университет

Коммуникация в структуре человеческой культурыКоммуникация – процесс перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы.Переход от

Слайд 4Семиотические модели коммуникации

Модель Романа Якобсона (1960г.)
Контекст
Сообщение
Адресант

Адресат
Контакт
Код
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» – 2001. – 656 с.

Томский государственный педагогический университет

Семиотические модели коммуникацииМодель Романа Якобсона (1960г.)КонтекстСообщениеАдресант

Слайд 5Семиотические модели коммуникации
Томский государственный педагогический университет

Семиотические модели коммуникацииТомский государственный педагогический университет

Слайд 6Семиотические модели коммуникации
Томский государственный педагогический университет

Семиотические модели коммуникацииТомский государственный педагогический университет

Слайд 7Семиотические модели коммуникации
Томский государственный педагогический университет
Модель Юрия Лотмана
Коммуникация – перевод

текста с языка моего «я» на язык твоего «ты».


Я –

ОН
Я – Я
Контекст Сдвиг контекста
Сообщение 1 Сообщение 2
Я Я
Код 1 Код 2
Семиотические модели коммуникацииТомский государственный педагогический университетМодель Юрия ЛотманаКоммуникация – перевод текста с языка моего «я» на язык

Слайд 8Семиотические модели коммуникации
Томский государственный педагогический университет
Модель Умберто Эко

Семиотические модели коммуникацииТомский государственный педагогический университетМодель Умберто Эко

Слайд 9Законы общения
Томский государственный педагогический университет
Закон зеркального развития общения.

Закон возрастающего нетерпения

слушателей.

Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её размера.

Закон первичного отторжения

новой идеи.


Законы общенияТомский государственный педагогический университетЗакон зеркального развития общения.Закон возрастающего нетерпения слушателей.Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её

Слайд 10Законы общения
Томский государственный педагогический университет
Закон ритма общения.
Закон речевого самовоздействия.
Закон отторжения

публичной критики.
Закон доверия к простым словам.
Закон притяжения критики.
Закон ускоренного распространения

негативной информации.
Закон искажения информации при её передаче.
Закон эмоционального подавления логики.
Закон детального обсуждения мелочей.


Законы общенияТомский государственный педагогический университетЗакон ритма общения.Закон речевого самовоздействия.Закон отторжения публичной критики.Закон доверия к простым словам.Закон притяжения

Слайд 11ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ
Томский государственный педагогический университет
Принцип терпимости к

собеседнику:
принимайте собеседника таким, каков он есть.

Правила:

Не пытайтесь переделывать собеседника

в момент разговора.
Пытайтесь преодолеть негативную установку к собеседнику.
При общении отвлекайтесь от недостатков собеседника.
Приспосабливайтесь к собеседнику.



ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ Томский государственный педагогический университетПринцип терпимости к собеседнику: принимайте собеседника таким, каков он

Слайд 12ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ
Томский государственный педагогический университет
Принцип благоприятной самоподачи
Правила:
Производите

благоприятное внешнее впечатление.

Проявляйте уважительную манеру общения.

Демонстрируйте собеседнику, что он вам

нравится.

Показывайте собеседнику, что Вы – свой.

Индивидуализируйте собеседника.

Говорите комплименты.



ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ Томский государственный педагогический университетПринцип благоприятной самоподачиПравила:Производите благоприятное внешнее впечатление.Проявляйте уважительную манеру общения.Демонстрируйте

Слайд 13ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ
Томский государственный педагогический университет
Принцип минимизации негативной

информации
Правила:

Не вспоминайте плохое.

Не вспоминайте негативный опыт.

Не покушайтесь на ценности собеседника.

Не

давайте советов, если вас не просят.

Не спорьте с собеседником.



ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ Томский государственный педагогический университетПринцип минимизации негативной информацииПравила:Не вспоминайте плохое.Не вспоминайте негативный опыт.Не

Слайд 14Коммуникативная позиция говорящего
Томский государственный педагогический университет
Закон имени.

Приближение к собеседнику.

Возвышение над

собеседником.

Физический контакт.

Открытые жесты.

Укрупнение собеседника.

Повышение громкости голоса.

Доброжелательность.



Коммуникативная позиция говорящего  Томский государственный педагогический университетЗакон имени.Приближение к собеседнику.Возвышение над собеседником.Физический контакт.Открытые жесты.Укрупнение собеседника.Повышение громкости

Слайд 15Коммуникативная позиция говорящего
Томский государственный педагогический университет
Внешний вид
Одевайтесь консервативно.
Полируйте обувь.
Надевайте удобную

одежду.
Карандаши, ручки, маркеры не должны быть в карманах.
Умеренность в украшениях.
Не

берите на сцену сумку.
 
Защита:
Увеличение дистанции.
Препятствие.
Закрытые посадить в низкое кресло.
Встать и расхаживать.
Посадить, чтобы за спиной было движение.
Посадить, чтобы ему свет падал в лицо.


 



Коммуникативная позиция говорящего  Томский государственный педагогический университетВнешний видОдевайтесь консервативно.Полируйте обувь.Надевайте удобную одежду.Карандаши, ручки, маркеры не должны

Слайд 16Основы ораторского искусства
Томский государственный педагогический университет
Доклад кончился, и председательствующий профессор

Дробыш предложил задавать вопросы. Первым поднялся Пятаков:
– Скажите, пожалуйста,

ваш молоток не очень сильно трясет?
Докладчик, услышав вопрос, оторопело захлопал глазами. Его путь в науку лежал через среднюю с уклоном и высшую школы. С живым производственником он встретился впервые. Наступила томительная пауза. На помощь молодому коллеге пришел многоопытный профессор Дробыш:
– Товарищ имеет в виду, – пояснил он, – в какой степени одна из важнейших характеристик установки – вибрационная константа – соответствует условиям применения, исключающего негативное воздействие виброфактора на исполнителя.
– Вопрос понял, – облегченно кивнул головой кандидат.
– Поясняю. В результате проведенных экспериментов удалось выяснить, что частотная 28 амплитуда среднеквадратичной погрешности совпадает с математическим ожиданием результата, поэтому есть все основания предполагать, что данное соответствие действительно имеет место. Теперь захлопал глазами Пятаков. На помощь опять поспешил профессор:
– Докладчик считает, что работать молотком можно. У вас есть еще вопросы?

Стернин И.А. Деловое общение: учебное пособие. 2009.С. 27.
Основы ораторского искусстваТомский государственный педагогический университетДоклад кончился, и председательствующий профессор Дробыш предложил задавать вопросы. Первым поднялся Пятаков:

Слайд 17Языковой паспорт говорящего
Томский государственный педагогический университет
Языковой паспорт человека –
это

та информация, которую человек «автоматически», бессознательно передает о себе, когда

он говорит.

Языковой паспорт говорящегоТомский государственный педагогический университетЯзыковой паспорт человека – это та информация, которую человек «автоматически», бессознательно передает

Слайд 18Языковой паспорт говорящего
Томский государственный педагогический университет
Языковая личность –
личность, выраженная в

языке (текстах) и через язык, личность, реконструированная в основных своих

чертах
на базе языковых средств.

Языковая картина мира представляет собой результат взаимодействия системы ценностей человека с его жизненными целями, мотивами поведения, установками и проявляется в текстах.

Источник: Стилистический энциклопедический словарь русского языка https://stylistics.academic.ru/273/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C




Языковой паспорт говорящегоТомский государственный педагогический университетЯзыковая личность –личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, личность, реконструированная

Слайд 19Языковой паспорт говорящего
Томский государственный педагогический университет
Коммуникативная грамотность - это совокупность

коммуникативных знаний, умений и навыков человека, позволяющих ему эффективно общаться

в стандартных коммуникативных ситуациях в письменной и устной форме.

Коммуникативная грамотность включает два уровня:
1. знание и применение норм устного и письменного общения, принятых в обществе для стандартных коммуникативных ситуаций;
2. знание и применение правил и приемов эффективной коммуникации в стандартных коммуникативных ситуациях.
Языковой паспорт говорящегоТомский государственный педагогический университетКоммуникативная грамотность - это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков человека, позволяющих

Слайд 20Томский государственный педагогический университет
Невербальные сигналы – материальные, чувственно воспринимаемые действия

общающихся, включая действия с предметами, несущие для собеседников и окружающих

определенный, закрепленный данной культурой смысл.



Среди невербальных сигналов целесообразно различать симптомы, символы и знаки (собственно невербальные сигналы).

Невербальное коммуникативное поведение

Томский государственный педагогический университетНевербальные сигналы – материальные, чувственно воспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие для

Слайд 21Томский государственный педагогический университет


Симптомы — невербальные явления (движения, действия), осуществляемые бессознательно

и отражающие психическое или физическое состояние участника общения.

Символы представляют собой

проявление символического значения, приписываемого социумом определенным предметам, действиям.

Знаки или собственно невербальные сигналы – преимущественно сознательно продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, относительно стандартное значение.





Стернин И.А. Модель русского невербального коммуникативного поведения. URL: http://commbehavior.narod.ru/RusFin/RusFin2001/Sternin2.htm

Невербальное коммуникативное поведение

Томский государственный педагогический университетСимптомы — невербальные явления (движения, действия), осуществляемые бессознательно и отражающие психическое или физическое состояние участника

Слайд 22Томский государственный педагогический университет
Невербальные знаки:
знаки языка телодвижений (взгляд,

мимика, поза, стойка, движение, походка, осанка, посадка, физический контакт, манипуляции

с предметами);

знаки организации пространства общения (проксемические знаки) - дистанция, расположение;

знаки молчания.

Невербальное коммуникативное поведение

Томский государственный педагогический университетНевербальные знаки: знаки языка телодвижений (взгляд, мимика, поза, стойка, движение, походка, осанка, посадка, физический

Слайд 23Томский государственный педагогический университет
Жесты – значимые движения тела.
Номинативные – их

функция заменять или дополнять вербальные средства, дополнять или дублировать их.

Эмоционально-

оценочные – выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружающих предметов, событий, третьих лиц.

Указательные жесты - выделяют предмет, ориентируют собеседника в пространстве.

Невербальное коммуникативное поведение

Томский государственный педагогический университетЖесты – значимые движения тела.Номинативные – их функция заменять или дополнять вербальные средства, дополнять

Слайд 24Томский государственный педагогический университет
Риторические жесты – жесты, которые имеют усилительный

характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют или усиливают отдельные части высказывания,

текста в целом.
Игровые - шуточные, используемые для игры, развлечения.
Вспомогательные - жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации.
Магические - жесты, используемые в суеверных, магических целях.
Невербальные сигналы уважения и неуважения, что очень существенно для межкультурной коммуникации.

Невербальное коммуникативное поведение

Томский государственный педагогический университетРиторические жесты – жесты, которые имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют или усиливают

Слайд 25Томский государственный педагогический университет
Техника речи: правильное дыхание
Профессиональный голос: сила звука,

посыл звука, подвижность, тембр, полётность, выносливость
Высота голоса
Темп и ритм
Дикция

Гимнастика А.Н.

Стрельниковой.
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=4FtMq2Pgw3E&ab_channel=OlegMachuga

Выразительность
как качество грамотной речи

Томский государственный педагогический университетТехника речи: правильное дыханиеПрофессиональный голос: сила звука, посыл звука, подвижность, тембр, полётность, выносливостьВысота голосаТемп

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика