Слайд 1Методология и методы педагогического исследования
Ибрагимов Гусейн Ибрагимович, доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент Российской академии образования
Слайд 2Л.2. Методологические характеристики педагогического исследования
1. Научное исследование в образовании
2. Виды
научных исследований в образовании
3. Методологическая культура исследователя
4. Этические нормы исследовательской
деятельности
Слайд 3
1. Научное исследование в образовании
1.1. Уровни научного исследования в образовании
1.2.
Принципы научного исследования
1.3. Основные характеристики научного исследования
Слайд 4
1.1. Уровни научного исследования
Научное исследование в образовании – систематическая познавательная
деятельность, направленная на получение нового знания об образовательных явлениях и
процессах.
Научное исследование характеризуется: четкой целенаправленностью; преемственностью; терминологической строгостью, фиксацией результатов в письменном виде (статья, доклад и др.).
Магистерская диссертация – это единолично написанная квалификационная научно-исследовательская работа, содержащая совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющая внутреннее единство и всидетельствующая о личном вкладе автора в науку.
Слайд 5Уровни научного исследования в образовании
По способу получения знания и характеру
информации выделяют три уровня: фундаментальные, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные – направлены
на разработку теоретических концепций науки
Прикладные – решают практические задачи или теоретические вопросы практической направленности
Разработки – для непосредственного обслуживания практики образования (уч. программы, пособия и т.д.)
Слайд 61.2 Принципы научного исследования
Целенаправленности
Объективности
Прикладной направленности
Системности
Целостности
Динамизма
Эти принципы базируются на закономерностях познавательной
деятельности, научного исследования, специфике образовательной практики
Слайд 71.3. Основные характеристики научного исследования
Актуальность
Проблема исследования
Объект
Предмет
Цель
Гипотеза
Задачи
Методологические и теоретические основы
Методы исследования
Слайд 8Основные характеристики научного исследования
Эмпирическая база
Этапы исследования
Научная новизна
Положения, выносимые на защиту
Теоретическая
значимость
Практическая значимость
Достоверность и обоснованность
Апробация и внедрение результатов исследования в
практику
Структура работы
Слайд 92. Виды научных исследований в образовании
Структура педагогической науки определяется номенклатурой
научных специальностей, которая периодически пересматривается и утверждается правительством.
Эта номенклатура является
основанием для присвоения ученых степеней и званий, планирования научных исследований, открытия диссертационных советов
Слайд 10Номенклатура научных специальностей по педагогическим наукам
13.00.01 – Общая педагогика, история
педагогики и образования
13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания
(по областям и уровням образования)
13.00.03 – Коррекционная педагогика
13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
13.00.07 – Теория и методика дошкольного образования
13.00.08 – Теория и методика профессионального образования
Слайд 11
3. Методологическая культура исследователя
Необходимо различать понятия «методологическая культура ученого» и
«методологическая культура учителя».
Основные критерии методологической культуры учителя:
выработка концепции своей профессиональной
деятельности;
осознание роли методологии в этом процессе;
творчество и системность педагогической деятельности.
Слайд 12Критерии методологической культуры ученого
принадлежность к одной из научных школ и
глубокое владение присущим ей аппаратом исследования;
ориентация в существующих в педагогической
науке методологических подходах, концепциях и теориях;
корректное использование педагогической терминологии;
способность выделять и обосновывать актуальность исследовательских проблем;
Слайд 13Критерии методологической культуры ученого
прогностичность мышления; способность формулировать гипотезу, планировать и
осуществлять ее проверку;
умение выполнять исследование в соответствии с такими методологическими
ориентирами, как «объект и предмет исследования», «цель», «новизна»;
умение представить результаты исследования в виде педагогического проекта.
Слайд 14Как овладеть методологической культурой?
Овладеть методологической культурой можно лишь через анализ
опыта применения методологического знания в процессе собственной исследовательской деятельности
Слайд 154. Этические нормы исследовательской деятельности
личная ответственность за проводимую диагностику и
полученные в исследовании выводы и результаты;
конфиденциальность, нераспространение диагностической информации без
прямого согласия самого испытуемого;
научная обоснованность применяемых исследовательских методов и методик (соответствие требованиям надежности, валидности, репрезентативности);
профессиональная компетентность;
Слайд 16Этические нормы исследовательской деятельности
ненанесение ущерба, т.е. запрет на использование информации
и выводов во вред включенным в проведение эксперимента лицам;
позитивное принятие
ребенка, педагога, образовательной реальности, стремление принять и понять их такими, какие они есть, уважение права человека на оригинальность, неповторимость;
обеспечение прав людей, привлекаемых к экспериментальным действиям.
Слайд 17
Этические ошибки при работе с источниками и литературой:
искажение идеи и
позиции автора;
некорректное цитирование;
эклектика - соединение разнородных, внутренне не связанных и,
возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д.;
историческая некорректность – в одном ряду вперемешку перечисляются классики педагогики прошлых веков и современники (например: Аристотель, М.И. Махмутов, Я.А. Коменский …) или сопоставляются их точки зрения.