Разделы презентаций


Методология и методы педагогического исследования

Содержание

Л.2. Логическая структура научно-педагогической деятельности1. Особенности научно-педагогической деятельности 2. Принципы научного познания3. Средства научно-педагогической деятельности4. Методы научно-педагогической деятельности 5. Нормы научной этики

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология и методы педагогического исследования
Ибрагимов Гусейн Ибрагимович, доктор педагогических наук,

профессор, член-корреспондент Российской академии образования

Методология и методы педагогического исследованияИбрагимов Гусейн Ибрагимович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования

Слайд 2Л.2. Логическая структура научно-педагогической деятельности
1. Особенности научно-педагогической деятельности
2. Принципы

научного познания
3. Средства научно-педагогической деятельности
4. Методы научно-педагогической деятельности
5. Нормы

научной этики
Л.2. Логическая структура научно-педагогической деятельности1. Особенности научно-педагогической деятельности 2. Принципы научного познания3. Средства научно-педагогической деятельности4. Методы научно-педагогической

Слайд 3 2.1. Особенности научно-педагогической деятельности
Научное исследование в образовании – систематическая

познавательная деятельность, направленная на получение нового знания об образовательных явлениях

и процессах.
1.1. Особенности индивидуальной научной деятельности:
- четкое определение и ограничение цели научной работы;
- научная работа строится на плечах предшественников;
- строго выстроенный понятийный аппарат;
- обязательное оформление результатов в письменном виде.
1.2. Особенности коллективной научной деятельности:
- плюрализм научного мнения;
- коммуникации в науке;
- внедрение результатов исследования

2.1. Особенности научно-педагогической деятельности  Научное исследование в образовании – систематическая познавательная деятельность, направленная на получение

Слайд 4Уровни научного исследования в образовании
По способу получения знания и характеру

информации выделяют три уровня: фундаментальные, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные – направлены

на разработку теоретических концепций науки
Прикладные – решают практические задачи или теоретические вопросы практической направленности
Разработки – для непосредственного обслуживания практики образования (уч. программы, пособия и т.д.)


Уровни научного исследования в образованииПо способу получения знания и характеру информации выделяют три уровня: фундаментальные, прикладные исследования,

Слайд 52.2 Принципы научного познания
Целью научного исследования является получение нового научного

знания. Это новое научное знание соотносится:
∙с объективной реальностью – принцип детерминизма;
∙с предшествующей системой

научного знания – принцип соответствия;
∙с познающим субъектом – исследователем– принцип дополнительности(«без субъекта нет объекта»).
2.2 Принципы научного познанияЦелью научного исследования является получение нового научного знания. Это новое научное знание соотносится:∙с объективной реальностью – принцип

Слайд 6Принцип детерминизма
Детерминизм выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые

предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его.

Современное понимание

принципа детерминизма предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим.  Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости и т.д. В том числе, в современной науке, в отличие от детерминизма классической науки, особенно важными оказываются соотношения неопределенностей, формулируемые на языке вероятностных законов или соотношения нечетких множеств, или интервальных величин и т.д.

Принцип детерминизмаДетерминизм выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и

Слайд 7Принцип соответствия
Теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области

явлений, с появлением новых, более общих теорий не отбрасываются как нечто ложное, но

сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. 
Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий. Новые теоретические построения бывают полезны для развития науки, но если они не будут соотноситься с прежними, то наука перестанет быть цельной, а ученые в скором времени вообще перестанут понимать друг друга

Принцип соответствияТеории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не отбрасываются

Слайд 8Принцип дополнительности
Принцип дополнительности возник в результате новых открытий в физике

также на рубе- же ХIХ и ХХ веков, когда выяснилось, что исследователь, изучая объект, вносит

в него, в том числе посредством при- меняемого прибора, определенные изменения. Этот принцип был впервые сформулирован Н. Бором: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимо- исключающих«дополнительных» классов понятий. 

Принцип дополнительностиПринцип дополнительности возник в результате новых открытий в физике также на рубе- же ХIХ и ХХ веков, когда

Слайд 9Принцип дополнительности
Принцип дополнительности существенно изменил весь строй науки. Если классическая наука

функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном

и завершенном виде, на однозначное исследование событий, исключение из контекста науки влия- ния деятельности исследователя и используемых им средств,
на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютно достоверного, то с появлением принципа допол- нительности ситуация изменилась.

Принцип дополнительностиПринцип дополнительности существенно изменил весь строй науки. Если классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы

Слайд 10Принцип дополнительности
–включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки привело к

изменению понимания предмета знания: им стала теперь не реальность«в чистом виде», а

некоторый ее срез, заданный через призмы принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим субъектом;
–взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числе посредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойств объекта в зависимости от типа его взаимодействия с познающим субъектом в различ- ных, часто взаимоисключающих условиях.
 А это означает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область. 
Поэтому, очевидно, булгаковский Воланд и говорит: «Все теории стóят одна другой».


Принцип дополнительности–включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки привело к изменению понимания предмета знания: им стала теперь не

Слайд 112.3. Средства педагогического исследования
В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются

средства познания: 
Материальные; 
Информационные;
Математические; 
Логические; 
Языковые;
.

2.3. Средства педагогического исследованияВ ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: Материальные; Информационные; Математические; Логические; Языковые; .

Слайд 12Материальные и информационные средства познания
Материальные и информационные средства познания– это, в первую очередь, приборы

для научных исследований (микроскопа, теле- скопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д.), разные носители информации.
В

педагогическом исследовании это: вычислительная техника, информационно-компьютерная техника, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия, секундомер (используется в эксперименте), здание особой архитектуры и т.п.
Материальные и информационные средства специально создаются другими людьми для их применения в научном исследовании.

Материальные и информационные средства познанияМатериальные и информационные средства познания– это, в первую очередь, приборы для научных исследований (микроскопа, теле- скопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д.),

Слайд 13Математические средства
Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные

зависимости и закономерно- сти. Математические средства используются также как особые формы идеализации

и аналогии(математическое моделирование).
В педагогическом исследовании наибольшую роль играют средства математической статистики
Математические средстваМатематические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерно- сти. Математические средства используются также как

Слайд 14Логические средства
Использование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств

позволяет исследователю:
- отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых;
- ложные

от истинных;
- путаницу от противоречий.

Логические средстваИспользование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю:- отделять контролируемые аргументы от интуитивно

Слайд 15Языковые средства познания
Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения

определений понятий(дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы

и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.
Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.
Язык педагогики, его соотнесение со специфическими языками других наук

Языковые средства познанияВажным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий(дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится

Слайд 162.4. Методы научного познания (педагогического исследования)
С позиции структуры деятельности могут

быть выделены:
методы – действия;
методы-операции.
Действие –единица деятельности, отличительной особенностью

которой является наличие конкретной цели.
Операция – структурная единица действия, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели.
Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями.
Одна и та же операция может входить в разные действия (А.Н.Леонтьев)
2.4. Методы научного познания (педагогического исследования)С позиции структуры деятельности могут быть выделены: методы – действия;методы-операции. Действие –единица

Слайд 17Определение метода
Метод – это:
-во-первых, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной

задачи;
во-вторых, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности

(Советский энциклопедический словарь, 1988).

Определение методаМетод – это:-во-первых, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;во-вторых, совокупность приемов или операций практического или

Слайд 18Группировка методов познания
Теоретические методы:
методы-познавательные действия: выявление и разрешение противоречий,

постановка проблемы, построение гипотезы и др.;
Методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование,

конкретизация и др.
Эмпирические методы:
Методы-познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и др.;
Методы-операции: наблюдение, опрос, тестирование и др.
Группировка методов познанияТеоретические методы: методы-познавательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и др.;Методы-операции: анализ,

Слайд 192.5. Нормы научной этики
Внутренние и внешние этические нормы.
Четыре основные ценности

ученого (Мертон, 1942 г.)
1. Истинность научных утверждений должна оцениваться независимо

от расы, пола, возраста, авторитета, званий тех, кто их формулирует;
2. Общность: научное знание должно свободно становиться общим достоянием;
3. Беспристрастность, незаинтересованность- ученый должен искать истину бескорыстно;
4. Рациональный скептицизм (Платон мне друг, но истина дороже – Аристотель)
2.5. Нормы научной этикиВнутренние и внешние этические нормы.Четыре основные ценности ученого (Мертон, 1942 г.)1. Истинность научных утверждений

Слайд 20Нормы научной этики
личная ответственность за проводимую диагностику и полученные в

исследовании выводы и результаты;
конфиденциальность, нераспространение диагностической информации без прямого согласия

самого испытуемого;
научная обоснованность применяемых исследовательских методов и методик (соответствие требованиям надежности, валидности, репрезентативности);

Нормы научной этикиличная ответственность за проводимую диагностику и полученные в исследовании выводы и результаты;конфиденциальность, нераспространение диагностической информации

Слайд 21Нормы научной этики
ненанесение ущерба, т.е. запрет на использование информации и

выводов во вред включенным в проведение эксперимента лицам;
позитивное принятие ребенка,

педагога, образовательной реальности, стремление принять и понять их такими, какие они есть, уважение права человека на оригинальность, неповторимость;
обеспечение прав людей, привлекаемых к экспериментальным действиям.

Нормы научной этикиненанесение ущерба, т.е. запрет на использование информации и выводов во вред включенным в проведение эксперимента

Слайд 23 Этические ошибки при работе с источниками и литературой:
искажение идеи и

позиции автора;
некорректное цитирование;
эклектика - соединение разнородных, внутренне не связанных и,

возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д.;
историческая некорректность – в одном ряду вперемешку перечисляются классики педагогики прошлых веков и современники (например: Аристотель, М.И. Махмутов, Я.А. Коменский …) или сопоставляются их точки зрения.
Этические ошибки при работе с источниками и литературой: искажение идеи и позиции автора;некорректное цитирование;эклектика - соединение

Слайд 241.3. Методологические характеристики педагогического исследования
Актуальность
Проблема исследования
Объект
Предмет
Цель
Гипотеза
Задачи
Методологические и теоретические основы
Методы исследования

1.3. Методологические характеристики педагогического исследованияАктуальностьПроблема исследованияОбъектПредметЦельГипотезаЗадачиМетодологические и теоретические основыМетоды исследования

Слайд 25Основные характеристики научного исследования
Эмпирическая база
Этапы исследования
Научная новизна
Положения, выносимые на защиту
Теоретическая

значимость
Практическая значимость
Достоверность и обоснованность
Апробация и внедрение результатов исследования в

практику
Структура работы

Основные характеристики научного исследованияЭмпирическая базаЭтапы исследованияНаучная новизнаПоложения, выносимые на защитуТеоретическая значимостьПрактическая значимостьДостоверность и обоснованность Апробация и внедрение

Слайд 262. Виды научных исследований в образовании
Структура педагогической науки определяется номенклатурой

научных специальностей, которая периодически пересматривается и утверждается правительством.
Эта номенклатура является

основанием для присвоения ученых степеней и званий, планирования научных исследований, открытия диссертационных советов

2. Виды научных исследований в образованииСтруктура педагогической науки определяется номенклатурой научных специальностей, которая периодически пересматривается и утверждается

Слайд 27Номенклатура научных специальностей по педагогическим наукам
13.00.01 – Общая педагогика, история

педагогики и образования
13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания

(по областям и уровням образования)
13.00.03 – Коррекционная педагогика
13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
13.00.07 – Теория и методика дошкольного образования
13.00.08 – Теория и методика профессионального образования
Номенклатура научных специальностей по педагогическим наукам13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования13.00.02 – Теория и методика

Слайд 28 3. Методологическая культура исследователя
Необходимо различать понятия «методологическая культура ученого» и

«методологическая культура учителя».
Основные критерии методологической культуры учителя:
выработка концепции своей профессиональной

деятельности;
осознание роли методологии в этом процессе;
творчество и системность педагогической деятельности.
3. Методологическая культура исследователя Необходимо различать понятия «методологическая культура ученого» и «методологическая культура учителя».Основные критерии методологической

Слайд 29Критерии методологической культуры ученого
принадлежность к одной из научных школ и

глубокое владение присущим ей аппаратом исследования;
ориентация в существующих в педагогической

науке методологических подходах, концепциях и теориях;
корректное использование педагогической терминологии;
способность выделять и обосновывать актуальность исследовательских проблем;

Критерии методологической культуры ученогопринадлежность к одной из научных школ и глубокое владение присущим ей аппаратом исследования;ориентация в

Слайд 30Критерии методологической культуры ученого
прогностичность мышления; способность формулировать гипотезу, планировать и

осуществлять ее проверку;
умение выполнять исследование в соответствии с такими методологическими

ориентирами, как «объект и предмет исследования», «цель», «новизна»;
умение представить результаты исследования в виде педагогического проекта.

Критерии методологической культуры ученогопрогностичность мышления; способность формулировать гипотезу, планировать и осуществлять ее проверку;умение выполнять исследование в соответствии

Слайд 31Как овладеть методологической культурой?
Овладеть методологической культурой можно лишь через анализ

опыта применения методологического знания в процессе собственной исследовательской деятельности

Как овладеть методологической культурой?Овладеть методологической культурой можно лишь через анализ опыта применения методологического знания в процессе собственной

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика