Разделы презентаций


Методология научного исследования

Содержание

ПО КНИГЕ:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1А.М. НОВИКОВ Д.А. НОВИКОВ

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

А.М. НОВИКОВ Д.А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 2ПО КНИГЕ:

ПО КНИГЕ:

Слайд 3СИНОНИМЫ:
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

СИНОНИМЫ:МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИМЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИМЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 4РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»


РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Слайд 5Проект (общее определение) – это ограниченное во времени
целенаправленное изменение

отдельной системы
с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода
средств

и ресурсов и специфической организацией
Проект (общее определение) – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству

Слайд 6Научный
(научно-исследовательский)
проект
имеет целью создание системы
нового научного знания

Научный (научно-исследовательский)проектимеет целью создание системы нового научного знания

Слайд 7Научно-исследовательская деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы,

которые называются научными проектами.

Научно-исследовательская деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются научными проектами.

Слайд 8ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:

ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:

Слайд 9Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и

теоретическая систематизация объективных знаний о действительности

Наука -  сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности

Слайд 10СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Слайд 11 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУКЕ (3 СМЫСЛА)

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУКЕ (3 СМЫСЛА)

Слайд 12Научные знания – это специфическая форма отражения действительности в сознании

людей в числе еще трех специфических форм: искусства, религии, философии.

Научные знания – это специфическая форма отражения действительности в сознании людей в числе еще трех специфических форм:

Слайд 14КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Слайд 15ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ОБЩНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ:
Общеотраслевой уровень значимости – работы, результаты которых

оказывают воздействие на всю область той или иной науки
 Дисциплинарный уровень

значимости характеризует исследования, результаты которых вносят вклад в развитие отдельных научных дисциплин
Общепроблемный уровень значимости имеют исследования, результаты которых изменяют существующие научные представления по ряду важных проблем внутри одной дисциплины
Частнопроблемный уровень значимости, результаты которых изменяют научные представления по отдельным частным вопросам
ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ОБЩНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ: Общеотраслевой уровень значимости – работы, результаты которых оказывают воздействие на всю область той

Слайд 16ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Слайд 17СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Слайд 18СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 19ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 20НОРМЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ

НОРМЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ

Слайд 21ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 22ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Слайд 23 ЛОГИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ:


 ЛОГИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ:

Слайд 24ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 25 СРЕДСТВА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ)

 СРЕДСТВА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ)

Слайд 26МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 27ВРЕМЕННÁЯ СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПРОЕКТА
(ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ)

ВРЕМЕННÁЯ СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПРОЕКТА(ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Слайд 28ПРОЕКТ,
в т.ч. научный,
включает в себя три ФАЗЫ:
фаза проектирования,

технологическая фаза,
рефлексивная фаза.

Фазы делятся на СТАДИИ,
стадии на

ЭТАПЫ.
ПРОЕКТ,в т.ч. научный, включает в себя три ФАЗЫ: фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная  фаза.Фазы делятся на

Слайд 30
ФАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ СТАДИИ:

Концептуальная

Моделирования системы



Конструирования системы

Технологической подготовки

ФАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ СТАДИИ: Концептуальная  Моделирования системы Конструирования системы Технологической подготовки

Слайд 31КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТАДИЯ
СОСТОИТ ИЗ ЭТАПОВ:
выявления противоречия

формулирования проблемы
определения цели


выбора критериев

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТАДИЯ СОСТОИТ ИЗ ЭТАПОВ:    выявления противоречия    формулирования проблемы

Слайд 32ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Слайд 33ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ

на который не содержится в накопленном обществом научном знании.
Проблема

– это специфическая форма организации знания, объектом которого является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ  Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом

Слайд 34ПОДЭТАПЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
1. Постановка проблемы - постановка вопросов. Вычленение центрального проблемного

вопроса.
2. Оценка проблемы - определение необходимых условий, ресурсного обеспечения, методов исследования.
3. Обоснование

проблемы - доказательство необходимости ее решения, научной и/или практической ценности ожидаемых результатов.
4. Структурирование проблемы - декомпозиция – поиск дополнительных вопросов (подвопросов), без которых невозможно получить ответ на центральный – проблемный – вопрос.
ПОДЭТАПЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ1. Постановка проблемы - постановка вопросов. Вычленение центрального проблемного вопроса.2. Оценка проблемы - определение необходимых условий, ресурсного

Слайд 35ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования – это то, что противостоит

познающему субъекту в его познавательной деятельности - т. е. это

та часть окружающей действительности, с которой исследователь имеет дело.

Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯОбъект исследования – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности -

Слайд 36НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ:
1. Исследована новая (на рис. обозначена

затенением), предметная область (рис.а); 2. К ранее исследованной предметной области применены новые

технологии – методы или средства познания (рис.б) 3. Одновременно исследуется новая предметная область с использованием новых технологий (рис.в). Вариант (рис.г) принципиально невозможен!
НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ: 1. Исследована новая (на рис. обозначена затенением), предметная область (рис.а); 2. К ранее

Слайд 37ПОИСК ОБОБЩАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

ПОИСК ОБОБЩАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 38ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: ЧЕМ ШИРЕ ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ ПОЛУЧАТЬ ДЛЯ НЕЕ

ОБЩИЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«Слабые» науки вводят самые минимальные ограничивающие предположения (а

то и не вводят их вовсе) и получают наиболее размытые результаты.

«Сильные» науки вводят множество ограничивающих предположений, но получают более четкие, более обоснованные результаты, область применения которых, правда, весьма заужена (точнее – четко ограничена введенными предположениями).
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: ЧЕМ ШИРЕ ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ ПОЛУЧАТЬ  ДЛЯ НЕЕ ОБЩИЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ«Слабые» науки вводят самые

Слайд 39«ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»
Можно условно расположить различные науки на плоскости (см. следующий

слайд):
«Обоснованность результатов» – «Область их применимости (адекватности)»,
и сформулировать (опять

же условно, по аналогии с принципом неопределенности В. Гейзенберга) следующий «принцип неопределенности»:
текущий уровень развития науки характеризуется определенными совместными ограничениями на «обоснованность» результатов и их области применимости
«ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»Можно условно расположить различные науки на плоскости (см. следующий слайд):«Обоснованность результатов» – «Область их применимости (адекватности)»,

Слайд 40«ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

«ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Слайд 41ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ)
А

Б

В Г






Д Е Ж


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ)  А       Б

Слайд 42ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
В самом первом приближении тема исследования формулируется в его

начале.

Но завершенный вид она приобретает, как правило, когда сформулирован

предмет исследования – ведь в подавляющем большинстве случаев тема исследования и указывает на предмет исследования, а ключевое слово или словосочетание в теме исследования указывает, чаще всего, на его объект.
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯВ самом первом приближении тема исследования формулируется в его начале. Но завершенный вид она приобретает, как

Слайд 43ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 2 значения
1. В первом значении подход рассматривается как некоторый

исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение: целостный подход,

комплексный подход, функциональный подход, системный подход, комплексный подход, личностный подход, деятельностный подход (личностно-деятельный подход).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 2 значения 1. В первом значении подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное

Слайд 44ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 2 значения
2.Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление

изучения предмета исследования и классифицируются по парным категориям диалектики, отражающим

полярные стороны, направления процесса исследования:
содержательный и формальный подходы;
логический и исторический подходы (логико-исторический и историко-логический подходы);
качественный и количественный подходы;
феноменологический и сущностный подходы;
единичный и общий (обобщенный) подходы.

2 в 5-й степени = 32 варианта !
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 2 значения 2.Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования и классифицируются

Слайд 45ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 На основе объекта и предмета исследования определяется его

цель. Цель исследования – это то, что в самом общем

(обобщенном) виде необходимо достичь по завершении исследования.
Подразумевается, что по завершении исследования должна быть как бы полностью решена проблема исследования в рамках, определенных его предметом, целью и поставленными задачами (см. ниже).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ На основе объекта и предмета исследования определяется его цель. Цель исследования – это то, что

Слайд 46КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Критерии оценки достоверности результатов теоретического

исследования. Результат теоретического исследования – теория, концепция или какие-либо теоретические

построения – конструкции должны отвечать следующим критериям для любых отраслей научного знания:
1. предметностью;
2. полнотой;
3. непротиворечивостью;
4. интерпретируемостью;
5. проверяемостью;
6. достоверностью.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.Критерии оценки достоверности результатов теоретического исследования. Результат теоретического исследования – теория, концепция

Слайд 47КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:

1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно

в данной научной области).
2. Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить.
3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.
4. Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ2.Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:   1. Критерии должны быть объективными (настолько,

Слайд 48СТАДИЯ ПОСТРОЕНИЯ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

СТАДИЯ ПОСТРОЕНИЯ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 49ГИПОТЕЗА
Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).
Научная

гипотеза выступает в двоякой роли: либо как предположение о той

или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями и процессами, либо как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внутренней их основой. Гипотезы первого рода называются описательными, а второго – объяснительными.
ГИПОТЕЗА Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).Научная гипотеза выступает в двоякой роли: либо как

Слайд 50УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗЫ:
1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и

процессов, для анализа которого она выдвигается.
2. Принципиальная проверяемость гипотезы.
3.

Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.
4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.
УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗЫ:1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается.2. Принципиальная

Слайд 51СТАДИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

СТАДИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 52ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под задачей понимается данная в определенных

конкретных условиях цель деятельности.
Задачи исследования выступают как частные, сравнительно

самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ Под задачей понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают

Слайд 53ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ (РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ)

ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ (РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ)

Слайд 54ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (МЕТОДИКИ) ИССЛЕДОВАНИЯ
Методика исследования – документ, который

включает в себя описание проблемы, объекта, предмета

исследования, его цели, гипотезы, задач, методологических основ и методов исследования, а также планирование, то есть разработку временнóго графика выполнения намеченных работ.
ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (МЕТОДИКИ) ИССЛЕДОВАНИЯ Методика исследования – документ, который включает  в себя описание проблемы,

Слайд 55СТАДИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Заключается в подготовке экспериментальной документации, подготовке бланков

протоколов наблюдений, анкет; приобретении или изготовлении необходимого экспериментального оборудования, создании

необходимого программного обеспечения и т.п.

Стадия технологической подготовки исследования специфична для каждой конкретной научной работы.
СТАДИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИССЛЕДОВАНИЯЗаключается в подготовке экспериментальной документации, подготовке бланков протоколов наблюдений, анкет; приобретении или изготовлении необходимого

Слайд 56ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА  НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 57ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ


Заключается в непосредственной проверке построенной научной гипотезы

в соответствии с разработанным на стадии конструирования и технологической подготовки

исследования комплексом рабочих материалов и оборудования.

Технологическая фаза состоит из двух стадий:
1) проведения исследования
2) оформления результатов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Заключается в непосредственной проверке построенной научной гипотезы в соответствии с разработанным на стадии конструирования

Слайд 58СТАДИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
включает два этапа:
теоретический этап (анализ и

систематизация литературных данных, отработка понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической

части исследования);
эмпирический этап – проведение опытно-экспериментальной работы.
СТАДИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ включает два этапа: теоретический этап (анализ и систематизация литературных данных, отработка понятийного аппарата, построение

Слайд 59ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КЛАССИФИКАЦИИ:
1. Каждая классификация может проводиться только по одному

основанию.
2. Объем членов классификации должен быть в точности равен объему

всего классифицируемого класса.
3. Каждый объект может попасть только в один подкласс.
4. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
5. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КЛАССИФИКАЦИИ: 1. Каждая классификация может проводиться только по одному основанию. 2. Объем членов классификации должен быть

Слайд 60ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕОРИИ

ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕОРИИ

Слайд 61 В качестве центрального системообразующего
элемента (звена) теории могут выступать:


концепция, идея, единый исследовательский подход,
система аксиом или система аксиоматических

требований и т.д.

В ряде отраслей науки, например в химии, фармации, микробиологии и т.д., в качестве
Центрального системообразующего звена может
выступать факт получения нового химического вещества, нового лекарства, новой вакцины и т.п.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ТЕОРИИ

В качестве центрального системообразующего элемента (звена) теории могут выступать: концепция, идея, единый исследовательский подход, система аксиом

Слайд 62СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ:
алгоритм, аппарат (дидактические, понятийные аппараты и т.д.);

классификации; критерии; методики; методы; механизмы (классы механизмов); модели (базисные, прогностические,

графовые, открытые, закрытые, динамические, комплексы моделей и т.д.); направления; обоснования; основания; основы; парадигмы; параметры; периодизации; подходы; понятия (развивающиеся понятия, системы понятий и т.д.); приемы; принципы; программы; процедуры; решения; системы (иерархические системы, генерализованные системы и т.д.); содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; фазы; сущности; таксономии; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы (системообразующие факторы и т.д.); формы (совокупности форм и т.д.); функции; характеристики (сущностные характеристики и т.д.); цели (совокупности целей, иерархии целей); этапы и т.д.

В отраслях наук сильной версии добавляются еще теоремы, леммы, утверждения.
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ: алгоритм, аппарат (дидактические, понятийные аппараты и т.д.); классификации; критерии; методики; методы; механизмы (классы механизмов);

Слайд 63ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЭТАП. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
Опытно-экспериментальная работа, хотя она нередко и занимает

значительную, а подчас и большую часть бюджета времени исследователя, служит

лишь для подтверждения или опровержения предварительно сделанных им теоретических построений, начиная с гипотезы.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЭТАП. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА Опытно-экспериментальная работа, хотя она нередко и занимает значительную, а подчас и большую часть

Слайд 64СТАДИЯ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап апробации результатов.
Апробация осуществляется в формах

публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного

или устного рецензирования.
Этап оформления результатов.
По завершении апробации исследователь приступает к литературному оформлению и публикации результатов своего исследования.
СТАДИЯ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Этап апробации результатов. Апробация осуществляется в формах публичных докладов и выступлений, дискуссий, а

Слайд 65РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 66РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное исследование завершается рефлексивной фазой - «обращением назад»:

осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний:
- объекта научной деятельности

– итоговая оценка (самооценка) результатов исследования
субъекта деятельности, т.е. самого себя – рефлексия
системы научного знания - научная рефлексия
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯНаучное исследование завершается рефлексивной фазой - «обращением назад»: осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных

Слайд 68МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ на сайте www.methodolog.ru







МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  на сайте www.methodolog.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика