Разделы презентаций


МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (НИ)

Содержание

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯРаздел 1. Логика, процедуры и уровни научного исследования. 1.1. Терминология научного исследования: основные понятия и определения. 1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования. 1.3. Теоретический уровень научного исследования: проблема,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (НИ)
Автор – к.т.н. Седельникова И.М.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (НИ)Автор – к.т.н. Седельникова И.М.

Слайд 2МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Раздел 1. Логика, процедуры и уровни научного исследования.


1.1. Терминология научного исследования: основные понятия и определения.
1.2. Эмпирический

уровень и процедуры научного исследования.
1.3. Теоретический уровень научного исследования: проблема, гипотеза, концепции; сущность, структура и функции научной теории.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯРаздел 1. Логика, процедуры и уровни научного исследования. 1.1. Терминология научного исследования: основные понятия и

Слайд 3МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 41.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Наблюдение лежит в основе

всех других эмпирических методов познания.
В науке наблюдение используется как

для получения первичной эмпирической информации относительно изучаемой области, так и для проверки и обоснования истинности эмпирических суждений.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияНаблюдение лежит в основе всех других эмпирических методов познания. В науке

Слайд 51.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Научное наблюдение — восприятие

объектов и явлений действительности, осуществляемое с целью их познания.
Наблюдения разделяются

на непосредственные и косвенные.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияНаучное наблюдение — восприятие объектов и явлений действительности, осуществляемое с целью

Слайд 61.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
При непосредственном наблюдении ученый

наблюдает сам избранный объект.
Так, биолог наблюдает жизнь муравейника или

поведение обезьян в рамках одной семьи. Однако непосредственное наблюдение не всегда возможно.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияПри непосредственном наблюдении ученый наблюдает сам избранный объект. Так, биолог наблюдает

Слайд 71.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Объекты квантовой механики или

многие объекты астрономии невозможно наблюдать непосредственно. Об их свойствах можно

судить лишь на основании их взаимодействия с другими объектами.
Подобного рода наблюдения называют косвенными наблюдениями.
Косвенное наблюдение опирается на предположение об определенной закономерной связи между свойствами непосредственно наблюдаемых объектов и наблюдаемыми проявлениями этих свойств и содержит логический вывод о свойствах ненаблюдаемого объекта на основании наблюдаемого эффекта его действия.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияОбъекты квантовой механики или многие объекты астрономии невозможно наблюдать непосредственно. Об

Слайд 81.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Например, вы сидите в

комнате и смотрите в окно. Вы не ощущаете порывов ветра,

но, наблюдая за тем, как трепещет листва на деревьях, как сгибаются кустарники и деревья, вы можете судить о силе этих порывов.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияНапример, вы сидите в комнате и смотрите в окно. Вы не

Слайд 91.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Изучая поведение элементарных частиц,

физик непосредственно наблюдает лишь их треки в камере Вильсона, которые

представляют собой результат взаимодействия элементарной частицы с молекулами пара, заполняющего камеру. По характеру треков физик судит о поведении и свойствах частицы.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияИзучая поведение элементарных частиц, физик непосредственно наблюдает лишь их треки в

Слайд 101.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
В современной науке косвенные

наблюдения получают все большее распространение по мере того, как увеличивается

число приборов, используемых при наблюдении, и расширяется сфера научного исследования.
Наблюдаемый предмет воздействует на прибор, а ученый непосредственно наблюдает лишь результат взаимодействия предмета с прибором.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияВ современной науке косвенные наблюдения получают все большее распространение по мере

Слайд 111.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
В акте наблюдения выделяют:


объект наблюдения;
наблюдателя;
средства;
условия наблюдения;
систему знания, исходя из

которой задают цель наблюдения и интерпретируют его результаты.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияВ акте наблюдения выделяют: объект наблюдения; наблюдателя; средства; условия наблюдения; систему

Слайд 121.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Важнейшим требованием к научному

наблюдению является требование интерсубъективности.
Это означает, что при сообщении результатов

наблюдения его может повторить любой другой наблюдатель и что учитываются все компоненты акта наблюдения.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияВажнейшим требованием к научному наблюдению является требование интерсубъективности. Это означает, что

Слайд 131.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
В отличие от естественных

наук, где этот метод считается основным и сравнительно простым методом

сбора данных, в экономической и других гуманитарных науках наблюдение — это один из сложнейших и наиболее трудоёмких методов.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияВ отличие от естественных наук, где этот метод считается основным и

Слайд 141.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Поскольку в экономических исследованиях

объектом является человек, группа людей или человечество, наблюдение в вышеизложенном

понимании имеет весьма ограниченное применение на всех этапах проведения.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияПоскольку в экономических исследованиях объектом является человек, группа людей или человечество,

Слайд 151.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Причины:
1) наличие наблюдателя зачастую

меняет поведение наблюдаемых;
2) наблюдатель — человек и, следовательно, может иметь

личные симпатии или антипатии к наблюдаемым людям;
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияПричины:1) наличие наблюдателя зачастую меняет поведение наблюдаемых;2) наблюдатель — человек и,

Слайд 161.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Причины:
3) инструментами, средствами наблюдения

в экономических исследованиях являются статистические показатели. От их точности и

полноты во многом зависят выводы, сделанные из наблюдения.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияПричины:3) инструментами, средствами наблюдения в экономических исследованиях являются статистические показатели. От

Слайд 171.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Причины:
3) Но численные значения

статистических показателей экономических объектов — это отражение их состояния, которое

может быть разным.
Объект может находиться в разных периодах и на разных этапах развития.
Следовательно, практическая ценность статистических показателей конкретного экономического объекта во многом зависит от прочих равных условий;
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияПричины:3) Но численные значения статистических показателей экономических объектов — это отражение

Слайд 181.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Причины:
4) в свою очередь,

обеспечение прочих равных условий в экономических исследованиях — это почти

невыполнимая задача, поскольку даже один и тот же человек в одних и тех же ситуациях в зависимости от состояния, возраста, опыта, от национальности, традиций и т.п. поступает по-разному. По-разному он ведет себя в одиночку, находясь в группе единомышленников, противников, в толпе и т.д.;

1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияПричины:4) в свою очередь, обеспечение прочих равных условий в экономических исследованиях

Слайд 191.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Причины:
5) предыдущие четыре пункта

обусловили ситуацию, когда результат всякого экономического наблюдения неявно опирается на

конкретно-научные предпосылки.
Грубо говоря, мы часто видим только то, что хотим увидеть.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияПричины:5) предыдущие четыре пункта обусловили ситуацию, когда результат всякого экономического наблюдения

Слайд 201.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Наблюдение считают разновидностью научной

практики. Его специфика по сравнению с другими видами практики состоит

в том, что наблюдение не включает в себя непосредственного физического воздействия на объект (либо этим воздействием можно пренебречь).
Но оно является необходимым элементом других эмпирических методов познания — измерения и эксперимента, которые включают в себя практические действия с объектами.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияНаблюдение считают разновидностью научной практики. Его специфика по сравнению с другими

Слайд 211.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Измерение — процесс представления

свойств реальных объектов в виде числовой величины.
В самом общем виде

величиной можно назвать всё то, что может быть больше или меньше, что может быть присуще объекту в большей или меньшей степени.
Числовая величина — это такая величина, которая может быть выражена числом.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияИзмерение — процесс представления свойств реальных объектов в виде числовой величины.В

Слайд 221.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Измерение есть приписывание чисел

свойствам изучаемых объектов.
Что значит измерить высоту дерева?
Это значит приписать данному

свойству дерева некоторое число, например, 9 метров.
Измерение — новая ступень в развитии эмпирического познания. Переход от наблюдения к измерению требует новых инструментов, понятий и предположений.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияИзмерение есть приписывание чисел свойствам изучаемых объектов.Что значит измерить высоту дерева?Это

Слайд 231.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Результаты наблюдений выражаются с

помощью качественных и сравнительных понятий.
Качественные понятия обозначают некоторые классы

объектов и, приписывая объекту определённое свойство, выражаемое качественным понятием, мы тем самым включаем этот объект в определённый класс.
В экономических исследованиях к таким понятиям относятся «благосостояние», «бедность», «ценность», «полезность».
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияРезультаты наблюдений выражаются с помощью качественных и сравнительных понятий. Качественные понятия

Слайд 241.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
После образования качественных понятий

и разбиения всех объектов на классы можно установить некоторые соотношения

между классами однородных объектов с помощью сравнительных понятий: «больше», «богаче», «эффективнее».
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияПосле образования качественных понятий и разбиения всех объектов на классы можно

Слайд 251.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Часто случается, что, прежде

чем в область науки могут быть введены количественные понятия, им

предшествуют  сравнительные понятия, которые являются значительно более эффективным инструментом для описания, предсказания и объяснения, чем более грубые  качественные понятия. 
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияЧасто случается, что, прежде чем в область науки могут быть введены

Слайд 261.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Сравнительные понятия выражают сравнительную

степень интенсивности свойства.
С их помощью все предметы исследуемой области

упорядочивают в определённую последовательность.
Сравнительное понятие в экономике – «эффективность по Парето»: «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением».
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияСравнительные понятия выражают сравнительную степень интенсивности свойства. С их помощью все

Слайд 271.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Количественные понятия выражают степень

интенсивности некоторого свойства в виде числа.
Если с помощью сравнительных

понятий упорядочиваются все объекты изучаемой области по степени интенсивности некоторого присущего им свойства, то с помощью количественных понятий этим степеням приписываются определённые числа.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияКоличественные понятия выражают степень интенсивности некоторого свойства в виде числа. Если

Слайд 281.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
В экономических исследованиях проблема

количественных понятий стоит довольно остро.
Как измерить «полезность блага», «благосостояние», «богатство

народов», «институциональную среду бизнеса», «коррупцию»?
Это оказывается возможным лишь на основе более глубокого познания сущности изучаемых явления и уточнения теоретических предположений относительно изучаемой области.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияВ экономических исследованиях проблема количественных понятий стоит довольно остро.Как измерить «полезность

Слайд 291.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Степень точности количественных понятий

позволяет определить эксперимент.
Эксперимент является важнейшим методом получения фактов. Эксперимент обычно

включает в себя наблюдение и измерение, а также непосредственное воздействие на изучаемые объекты.
Эксперимент – целенаправленное воздействие на объектили окружающие его условия, позволяющее выделить определённые свойства, связи в изучаемом объекте.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияСтепень точности количественных понятий позволяет определить эксперимент.Эксперимент является важнейшим методом получения

Слайд 301.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Основателем экспериментальной науки считается

Галилео Галилей.
Он не только создал приборы, но и осуществил

ряд искусных экспериментов.
Что касается современной науки, то без эксперимента её развитие немыслимо.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияОснователем экспериментальной науки считается Галилео Галилей. Он не только создал приборы,

Слайд 311.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
В эксперименте можно выделить

следующие элементы:
цель эксперимента;
объект экспериментирования;
условия, в которых находится

или помещается объект;
средства эксперимента;
материальное воздействие на объект.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования	В эксперименте можно выделить следующие элементы: цель эксперимента; объект экспериментирования; условия,

Слайд 321.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Каждый из этих элементов

может быть положен в основу классификации экспериментов.
Одна из наиболее

простых классификаций основывается на различиях в целях эксперимента.
Целью эксперимента может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов.
Такие эксперименты называются поисковыми.
Однако чаще всего эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Такой эксперимент называется проверочным.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияКаждый из этих элементов может быть положен в основу классификации экспериментов.

Слайд 331.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
По объекту эксперимента различают

натурные и мысленные эксперименты.

1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияПо объекту эксперимента различают натурные и мысленные эксперименты.

Слайд 341.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Натурные эксперименты делятся на

объектные и модельные.
В объектных исследованиях объект эксперимента находится в

естественных условиях, которые могут меняться по воле исследователя.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияНатурные эксперименты делятся на объектные и модельные. В объектных исследованиях объект

Слайд 351.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
В случаях, когда изучать

реальные объекты невозможно или нецелесообразно, объект исследования и воздействующие на

него условия заменяются моделью (например моделью космического корабля, электростанции, автомобиля и т.д.).
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияВ случаях, когда изучать реальные объекты невозможно или нецелесообразно, объект исследования

Слайд 361.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Натурный эксперимент обязательно включает

в себя материальную деятельность с реальными вещами и процессами.
Мысленный

эксперимент отличается тем, что один из этапов его проведения – реальное воздействие на реальный объект – отсутствует. Это позволяет включит в эксперимент идеализированные объекты, идеальные приборы и идеальные условия.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияНатурный эксперимент обязательно включает в себя материальную деятельность с реальными вещами

Слайд 371.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Мысленный эксперимент – это

теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций.
Мысленный эксперимент целиком находится внутри теории,

и его отличие от обычного теоретического рассуждения заключается лишь в том, что он опирается на наглядные образы и представления.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияМысленный эксперимент – это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций.Мысленный эксперимент целиком

Слайд 381.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Современные компьютеры значительно расширили

возможности мысленного эксперимента и моделирования.
Так моделируются траектории полёта ракет,

искусственных спутников, режимы работ сложных устройств, колебания рыночных цен и т.д.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияСовременные компьютеры значительно расширили возможности мысленного эксперимента и моделирования. Так моделируются

Слайд 391.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Невозможность или трудность проведения

натурных экспериментов в экономических отношениях, связанная с моральными или правовыми

нормами, обусловила широкое распространение в экономике мысленных экспериментов.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияНевозможность или трудность проведения натурных экспериментов в экономических отношениях, связанная с

Слайд 401.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Таким образом, наблюдение, измерение

и эксперимент хотя и тесно связаны с теоретическими соображениями, являются

разновидностью практической деятельности.
Как человеческий глаз для того, чтобы служить органом зрения, должен соединяться с мозгом в единую функциональную систему, так и эксперимент, для того чтобы служить средством получения знания, должен соединяться в единую систему с теорией. 
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияТаким образом, наблюдение, измерение и эксперимент хотя и тесно связаны с

Слайд 411.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Только после теоретического построения

сам эксперимент становится принципиально возможным.
Теоретический фундамент позволяет оценивать результаты эксперимента

либо как научный факт, либо как мнение или домысел.
Эти мыслительные процессы, суждения и их результаты составляют теоретический уровень научного исследования, на котором формируются научные проблемы, гипотезы и теории.
1.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследованияТолько после теоретического построения сам эксперимент становится принципиально возможным.Теоретический фундамент позволяет

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика