Слайд 1МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (НИ)
Автор – к.т.н. Седельникова И.М.
Слайд 2МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Раздел 1. Логика, процедуры и уровни научного исследования.
1.1. Терминология научного исследования: основные понятия и определения.
1.2. Эмпирический
уровень и процедуры научного исследования.
1.3. Теоретический уровень научного исследования: проблема, гипотеза, концепции; сущность, структура и функции научной теории.
Слайд 3МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 41.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Наблюдение лежит в основе
всех других эмпирических методов познания.
В науке наблюдение используется как
для получения первичной эмпирической информации относительно изучаемой области, так и для проверки и обоснования истинности эмпирических суждений.
Слайд 51.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Научное наблюдение — восприятие
объектов и явлений действительности, осуществляемое с целью их познания.
Наблюдения разделяются
на непосредственные и косвенные.
Слайд 61.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
При непосредственном наблюдении ученый
наблюдает сам избранный объект.
Так, биолог наблюдает жизнь муравейника или
поведение обезьян в рамках одной семьи. Однако непосредственное наблюдение не всегда возможно.
Слайд 71.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Объекты квантовой механики или
многие объекты астрономии невозможно наблюдать непосредственно. Об их свойствах можно
судить лишь на основании их взаимодействия с другими объектами.
Подобного рода наблюдения называют косвенными наблюдениями.
Косвенное наблюдение опирается на предположение об определенной закономерной связи между свойствами непосредственно наблюдаемых объектов и наблюдаемыми проявлениями этих свойств и содержит логический вывод о свойствах ненаблюдаемого объекта на основании наблюдаемого эффекта его действия.
Слайд 81.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Например, вы сидите в
комнате и смотрите в окно. Вы не ощущаете порывов ветра,
но, наблюдая за тем, как трепещет листва на деревьях, как сгибаются кустарники и деревья, вы можете судить о силе этих порывов.
Слайд 91.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Изучая поведение элементарных частиц,
физик непосредственно наблюдает лишь их треки в камере Вильсона, которые
представляют собой результат взаимодействия элементарной частицы с молекулами пара, заполняющего камеру. По характеру треков физик судит о поведении и свойствах частицы.
Слайд 101.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
В современной науке косвенные
наблюдения получают все большее распространение по мере того, как увеличивается
число приборов, используемых при наблюдении, и расширяется сфера научного исследования.
Наблюдаемый предмет воздействует на прибор, а ученый непосредственно наблюдает лишь результат взаимодействия предмета с прибором.
Слайд 111.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
В акте наблюдения выделяют:
объект наблюдения;
наблюдателя;
средства;
условия наблюдения;
систему знания, исходя из
которой задают цель наблюдения и интерпретируют его результаты.
Слайд 121.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Важнейшим требованием к научному
наблюдению является требование интерсубъективности.
Это означает, что при сообщении результатов
наблюдения его может повторить любой другой наблюдатель и что учитываются все компоненты акта наблюдения.
Слайд 131.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
В отличие от естественных
наук, где этот метод считается основным и сравнительно простым методом
сбора данных, в экономической и других гуманитарных науках наблюдение — это один из сложнейших и наиболее трудоёмких методов.
Слайд 141.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Поскольку в экономических исследованиях
объектом является человек, группа людей или человечество, наблюдение в вышеизложенном
понимании имеет весьма ограниченное применение на всех этапах проведения.
Слайд 151.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Причины:
1) наличие наблюдателя зачастую
меняет поведение наблюдаемых;
2) наблюдатель — человек и, следовательно, может иметь
личные симпатии или антипатии к наблюдаемым людям;
Слайд 161.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Причины:
3) инструментами, средствами наблюдения
в экономических исследованиях являются статистические показатели. От их точности и
полноты во многом зависят выводы, сделанные из наблюдения.
Слайд 171.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Причины:
3) Но численные значения
статистических показателей экономических объектов — это отражение их состояния, которое
может быть разным.
Объект может находиться в разных периодах и на разных этапах развития.
Следовательно, практическая ценность статистических показателей конкретного экономического объекта во многом зависит от прочих равных условий;
Слайд 181.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Причины:
4) в свою очередь,
обеспечение прочих равных условий в экономических исследованиях — это почти
невыполнимая задача, поскольку даже один и тот же человек в одних и тех же ситуациях в зависимости от состояния, возраста, опыта, от национальности, традиций и т.п. поступает по-разному. По-разному он ведет себя в одиночку, находясь в группе единомышленников, противников, в толпе и т.д.;
Слайд 191.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Причины:
5) предыдущие четыре пункта
обусловили ситуацию, когда результат всякого экономического наблюдения неявно опирается на
конкретно-научные предпосылки.
Грубо говоря, мы часто видим только то, что хотим увидеть.
Слайд 201.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Наблюдение считают разновидностью научной
практики. Его специфика по сравнению с другими видами практики состоит
в том, что наблюдение не включает в себя непосредственного физического воздействия на объект (либо этим воздействием можно пренебречь).
Но оно является необходимым элементом других эмпирических методов познания — измерения и эксперимента, которые включают в себя практические действия с объектами.
Слайд 211.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Измерение — процесс представления
свойств реальных объектов в виде числовой величины.
В самом общем виде
величиной можно назвать всё то, что может быть больше или меньше, что может быть присуще объекту в большей или меньшей степени.
Числовая величина — это такая величина, которая может быть выражена числом.
Слайд 221.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Измерение есть приписывание чисел
свойствам изучаемых объектов.
Что значит измерить высоту дерева?
Это значит приписать данному
свойству дерева некоторое число, например, 9 метров.
Измерение — новая ступень в развитии эмпирического познания. Переход от наблюдения к измерению требует новых инструментов, понятий и предположений.
Слайд 231.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Результаты наблюдений выражаются с
помощью качественных и сравнительных понятий.
Качественные понятия обозначают некоторые классы
объектов и, приписывая объекту определённое свойство, выражаемое качественным понятием, мы тем самым включаем этот объект в определённый класс.
В экономических исследованиях к таким понятиям относятся «благосостояние», «бедность», «ценность», «полезность».
Слайд 241.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
После образования качественных понятий
и разбиения всех объектов на классы можно установить некоторые соотношения
между классами однородных объектов с помощью сравнительных понятий: «больше», «богаче», «эффективнее».
Слайд 251.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Часто случается, что, прежде
чем в область науки могут быть введены количественные понятия, им
предшествуют сравнительные понятия, которые являются значительно более эффективным инструментом для описания, предсказания и объяснения, чем более грубые качественные понятия.
Слайд 261.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Сравнительные понятия выражают сравнительную
степень интенсивности свойства.
С их помощью все предметы исследуемой области
упорядочивают в определённую последовательность.
Сравнительное понятие в экономике – «эффективность по Парето»: «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением».
Слайд 271.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Количественные понятия выражают степень
интенсивности некоторого свойства в виде числа.
Если с помощью сравнительных
понятий упорядочиваются все объекты изучаемой области по степени интенсивности некоторого присущего им свойства, то с помощью количественных понятий этим степеням приписываются определённые числа.
Слайд 281.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
В экономических исследованиях проблема
количественных понятий стоит довольно остро.
Как измерить «полезность блага», «благосостояние», «богатство
народов», «институциональную среду бизнеса», «коррупцию»?
Это оказывается возможным лишь на основе более глубокого познания сущности изучаемых явления и уточнения теоретических предположений относительно изучаемой области.
Слайд 291.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Степень точности количественных понятий
позволяет определить эксперимент.
Эксперимент является важнейшим методом получения фактов. Эксперимент обычно
включает в себя наблюдение и измерение, а также непосредственное воздействие на изучаемые объекты.
Эксперимент – целенаправленное воздействие на объектили окружающие его условия, позволяющее выделить определённые свойства, связи в изучаемом объекте.
Слайд 301.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Основателем экспериментальной науки считается
Галилео Галилей.
Он не только создал приборы, но и осуществил
ряд искусных экспериментов.
Что касается современной науки, то без эксперимента её развитие немыслимо.
Слайд 311.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
В эксперименте можно выделить
следующие элементы:
цель эксперимента;
объект экспериментирования;
условия, в которых находится
или помещается объект;
средства эксперимента;
материальное воздействие на объект.
Слайд 321.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Каждый из этих элементов
может быть положен в основу классификации экспериментов.
Одна из наиболее
простых классификаций основывается на различиях в целях эксперимента.
Целью эксперимента может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов.
Такие эксперименты называются поисковыми.
Однако чаще всего эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Такой эксперимент называется проверочным.
Слайд 331.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
По объекту эксперимента различают
натурные и мысленные эксперименты.
Слайд 341.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Натурные эксперименты делятся на
объектные и модельные.
В объектных исследованиях объект эксперимента находится в
естественных условиях, которые могут меняться по воле исследователя.
Слайд 351.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
В случаях, когда изучать
реальные объекты невозможно или нецелесообразно, объект исследования и воздействующие на
него условия заменяются моделью (например моделью космического корабля, электростанции, автомобиля и т.д.).
Слайд 361.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Натурный эксперимент обязательно включает
в себя материальную деятельность с реальными вещами и процессами.
Мысленный
эксперимент отличается тем, что один из этапов его проведения – реальное воздействие на реальный объект – отсутствует. Это позволяет включит в эксперимент идеализированные объекты, идеальные приборы и идеальные условия.
Слайд 371.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Мысленный эксперимент – это
теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций.
Мысленный эксперимент целиком находится внутри теории,
и его отличие от обычного теоретического рассуждения заключается лишь в том, что он опирается на наглядные образы и представления.
Слайд 381.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Современные компьютеры значительно расширили
возможности мысленного эксперимента и моделирования.
Так моделируются траектории полёта ракет,
искусственных спутников, режимы работ сложных устройств, колебания рыночных цен и т.д.
Слайд 391.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Невозможность или трудность проведения
натурных экспериментов в экономических отношениях, связанная с моральными или правовыми
нормами, обусловила широкое распространение в экономике мысленных экспериментов.
Слайд 401.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Таким образом, наблюдение, измерение
и эксперимент хотя и тесно связаны с теоретическими соображениями, являются
разновидностью практической деятельности.
Как человеческий глаз для того, чтобы служить органом зрения, должен соединяться с мозгом в единую функциональную систему, так и эксперимент, для того чтобы служить средством получения знания, должен соединяться в единую систему с теорией.
Слайд 411.2. Эмпирический уровень и процедуры научного исследования
Только после теоретического построения
сам эксперимент становится принципиально возможным.
Теоретический фундамент позволяет оценивать результаты эксперимента
либо как научный факт, либо как мнение или домысел.
Эти мыслительные процессы, суждения и их результаты составляют теоретический уровень научного исследования, на котором формируются научные проблемы, гипотезы и теории.