Разделы презентаций


Методология научного исследования Общие принципы

Содержание

Методология Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях: 1) совокупность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология научного исследования
Общие принципы

Методология научного исследования Общие принципы

Слайд 2Методология
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по

определенным правилам.
Учение о системе этих приемов, способов и правил

называют методологией. Понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:
1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);
2) учение о научном методе познания.
Каждая наука имеет свою методологию.
Методология Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов,

Слайд 3Уровни методологии
Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем

наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы

познания.
Частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания.
Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.
Уровни методологииВсеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские

Слайд 4Методы научного исследования
Методы научного исследования – способы изучения явлений и

осуществления научного исследования (теоретические и эмпирические, общенаучные и методы конкретных

наук).
Методы научного исследования – совокупность приемов, способы реализации процедур исследовательского поиска и преобразования действительности.

Методы научного исследованияМетоды научного исследования – способы изучения явлений и осуществления научного исследования (теоретические и эмпирические, общенаучные

Слайд 5Терминология
Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того

или иного метода.
Процедура исследования – определенная последовательность действий, способ организации

исследования.
Методика – это совокупность способов и приемов познания.
Терминология Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того или иного метода.Процедура исследования – определенная последовательность

Слайд 6Основная функция методов
Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического

преобразования того или иного субъекта.

Метод есть система предписаний, принципов,

требований, которые должны ориентировать в решении задач исследования, достижении определенного результата в исследовательской деятельности.
Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Основная функция методов	Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного субъекта. Метод есть

Слайд 7О методах
Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в

темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении

проблемы, идя ложным путем.
Р.Декарт методом называл «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного.
О методахФ.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на

Слайд 8Принципы выбора методов
Принцип множества методов исследования означает, что для решения

любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При

этом сами методы реконструируются исследователем в расчете на согласование их с природой исследуемого явления.
Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен.

Принципы выбора методовПринцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а

Слайд 9Требования к выбору методов
Выбирать только научно обоснованные методы, которые могут

обеспечить поучение и анализ объективных данных, характеризующих явления и процессы
Предварительно

изучить возможности каждого метода для получения объективных данных при решении задач исследования
Не искажать последовательность и суть действий
Требования к выбору методовВыбирать только научно обоснованные методы, которые могут обеспечить поучение и анализ объективных данных, характеризующих

Слайд 10Классификация методов
В зависимости от сферы применения и степени общности:
всеобщие (философские),

действующие во всех науках и на всех этапах познания;
общенаучные, которые

могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;
частные – для родственных наук;
специальные – для конкретной науки, области научного познания.
Классификация методов	В зависимости от сферы применения и степени общности:всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех

Слайд 11Классификация
В зависимости от содержания изучаемых объектов: методы естествознания и методы

социально-гуманитарного исследования.
По отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и

т.д.
В зависимости от уровня познания: методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней
КлассификацияВ зависимости от содержания изучаемых объектов: методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.По отраслям науки: математические, биологические, медицинские,

Слайд 12Методы эмпирического уровня
наблюдение,
описание,
сравнение,
счет,
измерение,
анкетный опрос,
собеседование,


тестирование,
эксперимент,
моделирование и т.д.

Методы эмпирического уровнянаблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

Слайд 13Методы теоретического уровня
аксиоматический,
гипотетический (гипотетико-дедуктивный),
формализация,
абстрагирование,
общелогические методы (анализ,

синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

Методы теоретического уровняаксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализация, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

Слайд 14Методы метатеоретического уровня
диалектический,
метафизический,
герменевтический и др.






Некоторые ученые к

этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают

в число общелогических методов.

К метатеоретическому уровню  научного  познания  принято относить научную  картину мира, стиль научного мышления, трактовку научной рациональности, парадигму, исследовательскую  программу

Методы метатеоретического уровнядиалектический, метафизический, герменевтический и др. 			Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а

Слайд 15Методы теоретического уровня

Методы теоретического уровня

Слайд 16Аксиоматический метод
Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором

в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без

специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.

Пример: геометрия Евклида
Аксиоматический методАксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в

Слайд 17Гипотетико-дедуктивный метод
Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы,

т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о

существовании некоторого явления.
Математика спрашивают, можно ли данный прямоугольник вписать в данный круг. Он отвечает, что может ответить на это лишь гипотетически: вписать можно, если радиус круга равен половине гипотенузы.

Гипотетико-дедуктивный метод - способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными. Выдвижение догадки  отбор из множества  выведение следствия  экспериментальная проверка
Гипотетико-дедуктивный методГипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное

Слайд 18Формализация
В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной

области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной

системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.
Пример: мелодия, представленная нотами; процесс описанный уравнением

Формализация В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.)

Слайд 19Абстрагирование и обобщение
Абстрагирование — это мысленное отвлечение от отдельных свойств

предмета и его отношений с другими предметами.
Пример: движение мы

начинаем изучать с того, что абстрагируемся от всех видов криволинейного движения, затем от всех видов ускоренного движения, оставляя для рассмотрения чистую инерциальную форму
Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления.

Абстрагирование и обобщениеАбстрагирование — это мысленное отвлечение от отдельных свойств предмета и его отношений с другими предметами.

Слайд 20Исторический метод
Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на

этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором

раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.
Исторический методИсторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического

Слайд 21Восхождение от абстрактного к конкретному
Восхождение от абстрактного к конкретному

как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале

находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.
Восхождение от абстрактного к конкретному Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том,

Слайд 22Системный метод
Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности

материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей

с внешней средой.
При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.
Взгляд на изучаемый объект как систему предполагает принятие допущения о
его относительной независимости от других объектов и самодостаточности с точки зрения его функционирования как целого по присущим ему внутренним законам.
о его целостности, что означает принятие гипотезы о наличии интегральных законов его поведения, не сводимых (не редуцируемых) к сумме законов функционирования его отдельных элементов.

Широкое применение системного метода в науке и технике стало возможным благодаря развитию общей математической теории систем, теории функций комплексного переменного, а также проверки сложных математических моделей объектов с помощью современной вычислительной математики и мощных ЭВМ.
Системный методСистемный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов

Слайд 23Системный метод
Системный подход имеет два аспекта:
познавательный (описательный)
конструктивный (используемый

при создании систем).
При описательном подходе внешние проявления системы (ее

целесообразные свойства, а также функции как способы достижения цели) объясняются через ее внутреннее устройство - состав и структуру.
При проектировании системы процесс идет по следующим категориальным ступеням: проблемная ситуация - цель - функция - состав и структура - внешние условия.
Конструктивный и описательный аспекты системного подхода тесно связаны и взаимодополняют друг друга.
Системный методСистемный подход имеет два аспекта: познавательный (описательный) конструктивный (используемый при создании систем). При описательном подходе внешние

Слайд 24Мысленный эксперимент и идеализация
Мысленный эксперимент основан на анализе такой комбинации

объектов, которую невозможно реализовать материально.
Если в таком мысленном эксперименте

представления об объекте получают, исключая какое-то условие, необходимое для его реального существования, то этот метод представляет идеализацию.

Мысленный эксперимент и идеализацияМысленный эксперимент основан на анализе такой комбинации объектов, которую невозможно реализовать материально. Если в

Слайд 25Математическая гипотеза
Математическая гипотеза — метод исследования, основанный на экстраполяции определенной

математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений

на неизученную.


Математическая гипотезаМатематическая гипотеза — метод исследования, основанный на экстраполяции определенной математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с

Слайд 26Эксперимент

Эксперимент

Слайд 27Констатирующий эксперимент

Проводится для установления фактического исходного состояния перед экспериментом

основным, преобразующим.
Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до

высокой степени определенности и конкретности.
Констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта, его задача в другом:
в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик,
в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния.
Именно такого рода знания являются отправным основанием для формулирования целей и задач исследования.

Констатирующий эксперимент Проводится для установления фактического исходного состояния перед экспериментом основным, преобразующим.Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку

Слайд 28Преобразующий эксперимент
Преобразующий эксперимент формирует новые, заданные качества у объекта.
Программа экспериментальной

работы, методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса

осуществляются прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, опытами, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств.
Основные качества исследуемых методик, которых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью
репрезентативность,
валидность эксперимента,
его достаточную разрешающую способность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функционирования процесса.
Преобразующий экспериментПреобразующий эксперимент формирует новые, заданные качества у объекта.Программа экспериментальной работы, методика эксперимента и техника регистрации текущих

Слайд 29Условия эксперимента
непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания

эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп;
варьировать и дозировать

управляемые условия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению;
систематически оценивать, измерять, классифицировать и регистрировать частоту и интенсивность текущих событий экспериментального процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые запланированные характеристики;
параллельно эксперименту вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.
Условия экспериментанепрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика